Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей... но в искусстве обмануть нельзя
(Антон Чехов)
Сеть
25.08.2014Улицкая впала в стыдливость
Одним из побочных эффектов успешной литературной карьеры является высокая вероятность возрастного впадения в однобоко понимаемые общечеловеческие ценности...
Немецкое издание «Der Spigel» опубликовало «эссе» Людмилы Улицкой, с помощью которого новоиспеченный лауреат Австрийской государственной премии в области европейской литературы («русская писательница, воспитанная в традициях христианской культуры») профессионально и поэтично выгрузила в мозги западного читателя серию далеко не новых, но по-прежнему модных в Европе утверждений, самым безумным из которых стали слова о том, что Россия приближает мир к третьей мировой войне.
Как показывает практика, одним из побочных эффектов успешной литературной карьеры является высокая вероятность возрастного впадания в однобоко понимаемые (а зачастую еще и корыстно используемые) общечеловеческие ценности. И Людмила Евгеньевна, подобно, некоторым ее коллегам, этого диагноза, видимо, не избежала. Трансляция данных ценностей, к сожалению, нередко приводит к развитию осложнений, одним из которых является примитивная форма мании величия. На наличие такого осложнения указывают многие фрагменты интервью Улицкой, в частности описание ею церемонии вручения австрийской госпремии, случившейся в конце июля: «Торжественная часть начинается с австрийского гимна. Все зрители встают, я тоже. Хорошо вам, австрийцы, думаю я с легкой завистью. Текст вашего гимна в 1947 году написала ничем не запятнанная поэтесса Паула фон Прерадович. А мы нашего российского гимна давно уже стыдимся».
В чем же здесь мания величия, спросит далекий от нюансов возрастной психологии читатель. А вот именно в этом самом «мы», посредством которого фрау Улицкая одним махом проецирует персональные комплексы на всех своих соотечественников. Автор данной реплики, например, своего гимна не стыдится, как не стыдится и самого факта того, что не стыдится, и далеко (очень далеко) не одинок в этой своей нестыдливости. Стоит ли горько сожалеть о том, что российский гимн не написала ничем не запятнанная фрау... честно скажу: не знаю.
«Сейчас моя страна находится в состоянии войны с культурой, ценностями гуманизма, свободой личности и идеей прав человека... — констатирует Людмила Евгеньевна. — Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией величия. Мне стыдно за мой невежественный и агрессивный парламент, за мое агрессивное и некомпетентное правительство, за руководящих политиков - сторонников насилия и вероломства, которые метят в супермены. Мне стыдно за всех нас, за наш народ, который растерял нравственные ориентиры». Из сказанного, очевидно, следует, что стыдливость писательницы прямо пропорциональна размерам австрийской госпремии и радости от факта причисления к лику европейских писателей (еще вчера, кстати, дружно травивших Грасса и Хандке). Сморкаясь на свою страну, Улицкая, по всей видимости, как бы намекает на необходимость следовать неким европейским образцам миролюбия, сторонники которых, тем не менее, умеют «точечно» бомбить Белград, втихушку поставлять Израилю атомные субмарины и снимать с показа спектакли по пьесам политически неугодных авторов. Или образцам плюрализма, штрафующим за выход на работу с нательным крестиком. В своей пафосной проповеди писательница об этом не говорит, и правильно делает — потому что премии могут и лишить даже в просвещенной Европе, и примеры тому были. Нуждается в уточнениях и утверждение о растерянных нравственных ориентирах, ибо неясно, на что именно ориентируется конкретная Людмила Евгеньевна, а судя по происходящему сегодня в Западной Европе, на Ближнем Востоке и по ту сторону Атлантики, ориентиры подрастеряны не только у нас. Однако оправдываться за всех, по доброй старой традиции, обязана исключительно Россия.
Комментируя «эссе», коллега Людмилы Евгеньевны по писательскому цеху Эдуард Лимонов охарактеризовал ее как «сбрендившую старушку», которая «неадекватно воспринимает реальность» и к словам которой не стоит прислушиваться, поскольку она относится к числу модных литераторов, значение которых слишком переоценивают. «Если это Лев Толстой, то это серьезно, а если это Улицкая... Собака лает, ветер носит», — заявил он.
Автор: Михаил НЕЖНИКОВ («Решетория»)
← Предыдущая | Следующая → |
25.08.2014 | 22.08.2014 |
Читайте в этом же разделе:
22.08.2014 «Oz.by» подстелился под троллей
07.08.2014 «Apple» прикупила «BookLamp»
31.07.2014 Гражданам прописали воздержание
25.07.2014 Сорокин испытал фантазм
24.07.2014 Ахеджакова обожгла глаголом
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.