Искусство — поэзия в разных формах
(Василий Жуковский)
Мейнстрим
01.08.2020
О знаках и практиках
Когорту претендентов на главную награду стартовавшего в апреле восьмого конкурсного сезона составило 21 произведение...
Оргкомитет литературной премии «Новые горизонты» представил 31 июля номинационный список 2020 года. Когорту претендентов на главную награду стартовавшего в апреле восьмого конкурсного сезона составило 21 произведение, которые мы представляем в алфавитном порядке со ссылками на представления номинаторов:
1. Владимир Мироненко (Товарищ У). Алёшины сны
М.: Пятый Рим, 2019
Книга о двух величайших магах начала XX века, которые действительно изменили судьбу одной из величайших империй мира: Григории Распутине и Владимире Ульянове (Ленине). В романе более тривиальном эти исторические персоны воплощали бы противоборствующие силы космического масштаба. Владимир Мироненко выбрал другой подход: его Распутин и его Ульянов разными путями — одинаково непостижимыми для профанов — идут к одной и той же цели, стремятся к мировой гармонии. «Алёшины сны» сравнивают с сочинениями Карлоса Кастанеды и Виктора Пелевина. И, в общем, не некоторых без оснований. Но в прозе Мироненко нет ядовитого сарказма Пелевина и драматического пафоса Кастанеды. Главное уникальное свойство этой прозы в том, что о своих героях, личностях, что уж говорить, малоприятных, автор рассуждает без ненависти и презрения — хотя, конечно, и без пылкого восторга. Редкое свойство для литературы, рассказывающей о предреволюционной России, мало кому дается такая сдержанность.
2. Алексей Андреев. Верёвка
Электронная публикация
Неторопливое, почти реалистическое повествование о жизни современных москвичей из креативного класса... С лирическими отступлениями и рассуждениями о березках на ветру и облаках в форме журавлей. Егор, выпускник МГУ, антрополог и научный консультант небольшого рекламного агентства, возвращается в Москву из отпуска, проведенного на Гавайях. И в первый же день на рабочем месте обнаруживает, что у него внезапно пробудилась запредельная интуиция... Главный герой связывает это чудесное преображение с игрой в «кошачью колыбель», в которую с ним сыграл старик на гавайском базаре. Но «Верёвка» не о мистических знаках и полинезийских эзотерических практиках. Это именно тот жанр, о котором не раз с ностальгией вздыхали критики и издатели: производственный роман новой эпохи, посвященный IT и рекламной индустрии. Изобретательный, остроумный, написанный с фантазией и отличным знанием темы. Настоящий «актуальный роман» — не о политических перетягушках, а о том, чем люди живут.
3. Ася Михеева. Восьмой ангел
Электронная публикация
Формально это детектив, причем детектив космический: в далеком поселении, отделенном от условной метрополии человечества множеством врат-червоточин, произошло загадочное убийство, и из «центра» вызывают следователей: женщину-офицера, «федерального дракона», и мужчину — антрополога, способного заглянуть за лицевую сторону конкретной культуры. Таким образом, «Восьмой ангел» – детектив антропологический: прежде чем понять, кто стал убийцей, нужно понять, как функционирует общество, которое стало для этого убийства декорацией... Если «Восьмой ангел» в каком-то смысле и возвращение к старой доброй фантастике, то на новом витке, учитывающем то, что мы узнали о себе как о виде за последние полвека.
4. Лайла Вандела. Выступки Слов
На правах рукописи
Рассказ объемом в полтора авторских листа. Мужчина и женщина — лирическая героиня автора и Дивослав — летят по космосу в тео-НЛО. И говорят на языке будетлян. Неологизм наезжает на неологизм. Сочные метафоры подавляют. А еще и явный эротический флер… Местами язык произведения завораживает, местами через него трудно продираться. Да, трудно. А читать «Зангези» просто? В конце концов все это писано ради языка, а никак не ради сюжета. Хотя и научно-фантастический сюжет в произведении присутствует... Произведение, конечно, не для среднестатистического современного читателя фантастики — если вы среднестатистические, то и не пытайтесь его даже открывать!..
5. Елена и Егор Никольские. Змей подколодный
На правах рукописи
Фантасмагорическая сказка-головоломка, прячущая под неспешным детективным сюжетом тончайшие психологические формулы. Возможно, вы даже не сразу заметите, как авторский взгляд на взросление, на игры, в которые мы играем, на простые и всем известные истины потихоньку меняет вас. А ненавязчивые реминисценции каким-то непостижимым образом добираются до вашего сердца, раз за разом напоминая, что новое — это хорошо забытое старое.
6. Павел Иевлев. Календарь Морзе
Электронная публикация
Говорят, город Стрежев упоминается в летописях с Х века. В 980 году там была разборка с новгородским князем Владимиром Святославичем, есть целая легенда. Но это давно. А 13 июля 20** года наступил в городе вечный четверг. Выехать и въехать нельзя, вечное лето, всё как положено. От знаменитого фильма историю отличает то, что о наблюдаемом эффекте осведомлен не только протагонист — Антон Эшерский, диджей местного радио, любить и жаловать, — а все до единого жители города, от мэра до забулдыги дядьВити. А также местные православные коммунисты, роднолюбы, стриптизерши, депутаты, уфологи, журналисты, ученые, рэкетиры, реконструкторы, сисадмины, честные бизнесмены… Целая куча котиков Шрёдингера. И что характерно, никто не удивляется. Поэтому, наверное, все работает. Если вкратце, котики создают картинку. А если желаете по-умному, то каждый житель города живет в своей собственной реальности, описываемой фейнмановскими интегралами по траекториям во временной петле. Статистическое большинство этих реальностей подчиняется нормальному распределению Гаусса-Лапласа, имеющему максимальную дифференциальную энергию. Экстремум этой функции и является тем, что мы наблюдаем как реальность Стрежева. Полегчало?
7. Александра Голубева (Альфина). Катастеризм
М.: Эксмо, 2020 (по факту — 2019)
Когда мы говорим о научной фантастике, то обычно размышляем о том, как будущее изменит нашу жизнь — к лучшему или к худшему. Александра Голубева, на первый взгляд, исследует именно этот вопрос. Со всеми полагающимися приметами фантастики самого ближнего прицела: экспериментальные биотехнологии, беспилотные такси, социальные сети на полшага впереди тех, которыми мы пользуемся сейчас. Но вся эта внешняя мишура, которая должна унести нас за собой в прекрасное (или ужасное) далёко, оказывается только украшением, которое меняет что-то по мелочам, но до главного не дотягивается. Перефразируя Геймана, в какое бы будущее ты ни отправился, ты берешь с собой себя — вот с собой и надо разбираться, говорит «Катастеризм»; вечная жизнь и нейросети тут мало чем помогут.
8. Михаил Савеличев. Лабиринт для Минотавра
На правах рукописи
Сам автор аттестует роман как «ветхозаветный киберпанк» (определение, вызванное к жизни несколько лет назад появлением в номинационном списке «Новых горизонтов» его же рассказа «Мабуль»)... Сложный, многоярусный роман изобретательно микширует мифологические и теологические мотивы, а заодно и выворачивает физику наизнанку. И этим его достоинства не ограничиваются. Еще одно — яркая визионерия, образный ряд текста. Благо автору есть где развернуться: одна из нитей сюжета рассказывает о терраформировании Венеры. Впрочем, в романе, который подобно подлинному лабиринту стремится запутать, заплутать читателя, все сюжетные нити переплетены весьма искусно и даже изощренно.
9. Алексей Музычкин. Легко любить тех, кто уходит...
Новый мир. — 2019. — № 3
Девятнадцать коротких разножанровых рассказов, которые могут читаться как целое. И даже с комментариями автора.
10. Владимир Калашников. Лига выдающихся декадентов
М.: Снежный Ком М, 2019
На уровне аннотации книжка вызывает восторг саркастический. Василий Розанов, Андрей Белый, Павел Флоренский и многие с ними встают в начале прошлого века на пути инфернального зла. Не только семье Гумилёвых в глаза чудовищ смотреть. На деле всё не так просто. «Лига выдающихся декадентов» — не совсем беллетристика. Ни наглядности комикса, ни легкости слога здесь нет. Текст исполнен любви к персонажам, эпохе и языку, но правила беллетристики презирает. Четырехчастный исторический фарс, наверное, не удивит сюжетом, да и по свойствам своим не сможет завладеть обширной читательской аудиторией, но по части авторского перфекционизма решительно выламывается из ряда всего ныне сочиняемого.
11. Сергей Котов. Ошибка маленькой вселенной
Электронная публикация
Социальная драма в фантастической оболочке, поднимающая важные вопросы как отдельной семьи, так всего общества, вовлекая читателя в микрокосмос жизни школьника с необычным хобби. Ему приходится сталкиваться с реалиями современной школы: буллингом, отсутствием понимания и равнодушием со стороны родителей. Убегая от реальности семейной трагедии, Дима становится ходоком на Тайных Тропах. Мы видим и современный мир, и реальность, напоминающую СССР 50-х годов, и мир, где обитают механизмы, стирающие память у любых существ, и пережившее катастрофу пространство, будущее и прошлое, но проблема везде одна — как сохранить Мироздание и найти Третий путь. Через призму разных миров показывается мир современного подростка и его проблемы. Каждый из нас — маленькая вселенная, изменения в которой могут привести к чему-то большему. Любые, даже незначительные на первый взгляд события вносят свои коррективы в эту внутреннюю вселенную и влияют не только на человека, но и на весь окружающий мир... Может ли решение единственного подростка изменить ход событий и повлиять на судьбу человечества?
12. Петр Воробьёв. Разбой
Луганск: Шико, 2019
Классическое road movie, дорожное кино. Его герой, ученый Самбор путешествует по миру — не просто так, конечно, а с умыслом и сверхзадачей, ввязываясь по дороге в авантюры самого различного свойства — иногда сомнительные, чаще вынужденные, а подчас и довольно кровавые. Во вселенной «Разбоя» (впервые появившейся в романе «Набла квадрат» лет так тридцать тому назад) есть и дирижабли, и подводные лодки — на местном наречии: аэронаосы и подморницы. Здесь говорят на собственном языке, даже на нескольких, а передовые технологии соседствуют с мечами и луками. И такое сочетание вполне органично, когнитивного диссонанса не вызывает.
13. Анна Козлова. Рюрик
М.: Фантом Пресс, 2019
Семнадцатилетняя Марта бежит из интерната в Мытищах, куда богатые родители сдают своих сделавшихся вдруг не нужными отпрысков. В рюкзаке у Марты — запасная пара носков, книга Алена Роб-Грийе (которую она не читала и не прочтет), антисептический гель для рук и сарафан с открытой спиной, украденный у соседки по комнате. В сердце Марты — неукротимое желание найти мать, которой у нее никогда не было, а в голове — то единственное, что она о ней знает: адрес на улице Овощной в городе Архангельске, где эта таинственная мать когда-то была прописана. По дороге с Мартой (и с теми, кто ей встретится) случится много нехорошего, а потом девочка решит «срезать путь», и окажется в самом сердце Сийского лесного заказника на границе Вологодской области, где все станет по-настоящему плохо.
14. Ольга Вель. C176345c
Электронная публикация
Один из сценариев мрачного будущего, в котором люди с рождения делятся по неизвестному критерию на высших и рабов, в мрачных тонах живописует окончание эпохи гуманизма и полное крушение прежних, относительно человеколюбивых, ценностей. Главная героиня прибывает в заведение для будущих рабов. Дружба с двумя мальчишками — Аароном и Селигом, которых она встречает в интернате для детей, родившихся «не у тех» родителей, — позволяет сохранить частичку человечности и выжить в суровых условиях, созданных наставницами. И все же неповиновение жестоким реалиям приводит к трагическим последствиям.
15. Карина Шаинян. С ключом на шее
Электронная публикация
Трансгрессивная, пограничная проза, сочетающая черты хоррора, магического реализма и городского фэнтези. Действие романа разворачивается на окраине СССР в середине 1980-х и в российской глубинке 2010-х, а героями становятся юные маргиналы, которым предстоит повзрослеть и взять на себя ответственность за нелегкий выбор.
16. Михаил Родионов. Слово из трех букв, но не дом
Электронная публикация
Завсегдатаи и (особенно) модераторы чатов и гостевых книг тоже мечтают. А когда мечты их реализуются в жизни, порою хочется, чтоб эта мечта так и осталась только мечтою. Ну, или хотя бы просто фантастическим рассказом... И не нарушайте Правила, а не то за вами придет ИИ-Модератор!
17. Дмитрий Захаров. Средняя Эдда
М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019
Фантастическая антиутопия с мифологическими мотивами о реальности, которая самая что ни на есть наша. Граффити, убивающие тех, кто на них изображен; часы, ведущие отсчет до конца света; люди, которые могут иметь или не иметь некое отношение к скандинавским богам. Однако главное, что здесь кажется фантастическим, — мир власти, мир Москвы, мир закулисных высоких энергий, творящих совершенно невероятные вещи с пространством-временем, прошлым-настоящим, реальностью политической и даже физической. Беда в том, что этот уровень «Средней Эдды»... это уровень, в котором нет ни капли фантастики. Порукой чему — все те события, которые сначала были описаны в романе, а потом произошли на деле, отчего книга успела стать культовой...
18. Алексей Федяров. Сфумато
М.: Захаров, 2019
Как будет выглядеть высокотехнологичный мир будущего, где интернет и телепортация давно уже общее место, где людей лечат нанороботы, где телекинез, телепатия и полеты к звездам общедоступны, — мы знаем по многочисленным фантастическим произведениям. В мире будущего, который рисует автор, все эти чудеса будущего — давно и навсегда пройденный этап развития человечества...
19. Владимир Покровский. Фальшивый слон
На правах рукописи
Все начинается как традиционная, даже заурядная, построенная на штампах НФ, а потом превращается в жестокий сюр. Герой — журналист, научный обозреватель «в одном полуглянцевом журнале, который, судя по всему, скоро сдохнет», — привык иметь дело со всевозможными «чайниками», изобретателями вечных двигателей или антигравилетов, но Эдуард показался ему не таким. «Если бы он сказал: «Я знаю, как управлять вероятностью», — я бы с досады всплакнул. Чайники всегда знают. Но он сказал: «Я умею». Константин поверил Эдуарду, и тот демонстрирует свое изобретение — прибор, «переключающий» реальность, или «усижел» — усилитель желаний.
20. Сергей Мусаниф. Цивилизация страуса
Электронная публикация
Из конца нулевых персонаж попадает в Россию середины 21-го века, где, на первый взгляд, не изменилось почти ничего, кроме кое-каких мелочей. Но эти мелочи превратили новую жизнь в гротеск, невообразимый еще несколько лет назад. Сейчас, на очередном сломе эпох, даже такой вариант будущего может показаться возможным. Чего мы только ни видели за последние 30 лет и бог знает что увидим еще в ближайшие 20.
21. Михаил Гаёхо. Человек послушный
Новый мир. — 2019. — № 4
Узнаваемые антиутопические мотивы. Собираются знакомые нам элементы, но собираются/свинчиваются крепко — в запоминающееся целое. К достоинствам рассказа можно отнести то, что нам ничего не «объясняют», а целое реконструируется/додумывается нами из подробностей. А кое что и не нуждается в объяснениях. А кое что и без объяснений неплохо.
Как сообщается на официальном сайте проекта, осенью профессиональное жюри под председательством Марии Галиной сформирует шорт-лист, в который войдут пять произведений-финалистов, а позже объявит победителя восьмого премиального сезона, которым станет лучшее художественное произведение фантастического жанра, оригинального по тематике, образам и стилю. Приятным элементом традиционной награды безусловно станет денежный приз в размере 100 тысяч рублей.
Среди новаций восьмого сезона — освоение визуального измерения. В рамках премии состоится питчинг, по результатам которого профессиональное киножюри выберет наиболее привлекательный для экранизации текст. Жюри питчинга составили писатель и сценарист Иван Наумов, актер, режиссер, художественный руководитель Ярославского театра драмы Сергей Пускепалис, продюсер, директор телеканала «ТВ-3 и руководитель «PREMIER Studios» Валерий Федорович.
Читайте в этом же разделе:
30.07.2020 Покорить «Monde»
27.07.2020 Осенний бал начнется в пивной
23.07.2020 Путь в «Друан» лежит через Бриве
22.07.2020 Книгопад во время пандемии
27.06.2020 «Prix Babelio 2020»: спрос рождает предложение
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.