Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти
(Эдгар По)
Мейнстрим
23.08.2017
В Казани обилетили достойных
В рамках литературно-музыкального фестиваля «Аксёнов-фест» состоялось награждение лауреатов премии «Звездный билет» 2017 года...
В рамках завершающегося в Казани XI литературно-музыкального фестиваля «Аксёнов-фест» состоялось награждение лауреатов премии «Звездный билет» 2017 года, учрежденной в 2008 году мэрией столицы Татарстана.
Как сообщает новостная служба «Татар-информ», в номинации «Поэзия» награду получил Григорий Медведев. Приз в категории «Проза» в этом году не присуждался, зато впервые вручали «Звездный билет» в музыкальной номинации: обладателем премии стал «золотой тромбон Европы», швейцарский музыкант Элиас Файнгерш.
Идея учредить премию, направленную на выявление и поощрение молодых талантов в сфере литературы и искусства, принадлежит казанскому мэру Ильсуру Метшину и самому Василию Павловичу Аксёнову. Основными требованиями, которые предъявляются к работам номинантов, являются неоспоримые художественные достоинства их работ, общечеловеческие моральные ценности, культурная, религиозная и расовая терпимость. Координатором премии проекта является главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова. Название, апеллирующее к знаменитой фразе «Звездный билет, но куда?» из аксёновского романа, предложил друг и ученик писателя Евгений Попов.
Одна из особенностей премии состоит в том, что жюри и отборочный конкурс не предусмотрены. Номинации и лауреаты определяются только советом при поддержке учредителя. Денежная составляющая награды не разглашается. Номинанты «разыскиваются» и отбираются как на самом фестивале, так и в ходе творческих поездок членов совета его попечителей, в состав которого в разные годы входили Белла Ахмадулина, Михаил Генделев, Анатолий Гладилин, Ирина Барметова, Михаил Веллер, Светлана Васильева, Евгений Попов, Александр Кабаков и другие мастера культуры.
Автором памятного знака (медная статуэтка в виде железнодорожного билета, через дырки от компостера в котором видно звездное небо), вручаемого лауреатам вместе с денежным призом, является белорусский художник Владимир Цеслер.
Обладателями самых первых «Звездных билетов» стали в 2008 году казанские авторы Анна Русс (номинация «Молодому поэту, входящему в большую литературу») и Денис Осокин (номинация «Молодому прозаику, входящему в большую литературу».
В 2013-м «Звездный билет» достался 24-летнему ереванцу Арутюну Овакимяну («Поэзия») и 30-летнему петербуржцу Евгению Бабушкину («Проза»).
Премию 2014 году присудили московскому прозаику Александру Снегирёву (романы «Нефтяная Венера» и «Вера») и драматургу, режиссеру, актеру Талгату Баталову (спектакль «Узбек»). Они же стали первыми получившими в дополнение к традиционной специальный нагрудный значок с автопортретом Василия Аксёнова.
Поэтическим лауреатом 2015 года стал 25-летний аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета Булат Ибрагим. В прозаической номинации отметили Гузель Яхину (роман «Зулейха открывает глаза»). «Звездных билетов – 2016» удостоились Евгения Декина («Проза») и Роман Рубанов («Поэзия»).
Той ночью позвонили невпопад.
Я спал, как ствол, а сын, как малый веник,
И только сердце разом – на попа,
Как пред войной или утерей денег.
Мы с сыном живы, как на небесах.
Не знаем дней, не помним о часах,
Не водим баб, не осуждаем власти,
Беседуем неспешно, по мужски,
Включаем телевизор от тоски,
Гостей не ждем и уплетаем сласти.
Глухая ночь, невнятные дела.
Темно дышать, хоть лампочка цела,
Душа блажит, и томно ей, и тошно.
Смотрю в глазок, а там белым-бела
Стоит она, кого там нету точно,
Поскольку третий год, как умерла.
Глядит – не вижу. Говорит – а я
Оглох, не разбираю ничего –
Сам хоронил! Сам провожал до ямы!
Хотел и сам остаться в яме той,
Сам бросил горсть, сам укрывал плитой,
Сам резал вены, сам заштопал шрамы.
И вот она пришла к себе домой.
Ночь нежная, как сыр в слезах и дырах,
И знаю, что жена – в земле сырой,
А все-таки дивлюсь, как на подарок.
Припомнил все, что бабки говорят:
Мол, впустишь, – и с когтями налетят,
Перекрестись – рассыплется, как пудра.
Дрожу, как лес, шарахаюсь, как зверь,
Но – что ж теперь? – нашариваю дверь,
И открываю, и за дверью утро.
В чужой обувке, в мамином платке,
Чуть волосы длинней, чуть щеки впали,
Без зонтика, без сумки, налегке,
Да помнится, без них и отпевали.
И улыбается, как Божий день.
А руки-то замерзли, ну надень,
И куртку ей сую, какая ближе,
Наш сын бормочет, думая во сне,
А тут – она: то к двери, то к стене,
То вижу я ее, а то не вижу,
То вижу: вот. Тихонечко, как встарь,
Сидим на кухне, чайник выкипает,
А сердце озирается, как тварь,
Когда ее на рынке покупают.
Туда-сюда, на край и на краю,
Сперва "она", потом – "не узнаю",
Сперва "оно", потом – "сейчас завою".
Она-оно и впрямь, как не своя,
Попросишь: "ты?", – ответит глухо: "я",
И вновь сидит, как ватник с головою.
Я плед принес, я переставил стул.
(– Как там, темно? Тепло? Неволя? Воля?)
Я к сыну заглянул и подоткнул.
(– Спроси о нем, о мне, о тяжело ли?)
Она молчит, и волосы в пыли,
Как будто под землей на край земли
Все шла и шла, и вышла, где попало.
И сидя спит, дыша и не дыша.
И я при ней, реша и не реша,
Хочу ли я, чтобы она пропала.
И – не пропала, хоть перекрестил.
Слегка осела. Малость потемнела.
Чуть простонала от утраты сил.
А может, просто руку потянула.
Еще немного, и проснется сын.
Захочет молока и колбасы,
Пройдет на кухню, где она за чаем.
Откроет дверь. Потом откроет рот.
Она ему намажет бутерброд.
И это – счастье, мы его и чаем.
А я ведь помню, как оно – оно,
Когда полгода, как похоронили,
И как себя положишь под окно
И там лежишь обмылком карамели.
Как учишься вставать топ-топ без тапок.
Как регулировать сердечный топот.
Как ставить суп. Как – видишь? – не курить.
Как замечать, что на рубашке пятна,
И обращать рыдания обратно,
К источнику, и воду перекрыть.
Как засыпать душой, как порошком,
Недавнее безоблачное фото, –
УмнУю куклу с розовым брюшком,
Улыбку без отчетливого фона,
Два глаза, уверяющие: "друг".
Смешное платье. Очертанья рук.
Грядущее – последнюю надежду,
Ту, будущую женщину, в раю
Ходящую, твою и не твою,
В посмертную одетую одежду.
– Как добиралась? Долго ли ждала?
Как дом нашла? Как вспоминала номер?
Замерзла? Где очнулась? Как дела?
(Весь свет включен, как будто кто-то помер.)
Поспи еще немного, полчаса.
Напра-нале шаги и голоса,
Соседи, как под радио, проснулись,
И странно мне – еще совсем темно,
Но чудно знать: как выглянешь в окно –
Весь двор в огнях, как будто в с е вернулись.
Все мамы-папы, жены-дочеря,
Пугая новым, радуя знакомым,
Воскресли и вернулись вечерять,
И засветло являются знакомым.
Из крематорской пыли номерной,
Со всех погостов памяти земной,
Из мглы пустынь, из сердцевины вьюги, –
Одолевают внешнюю тюрьму,
Переплывают внутреннюю тьму
И заново нуждаются друг в друге.
Еще немного, и проснется сын.
Захочет молока и колбасы,
Пройдет на кухню, где сидим за чаем.
Откроет дверь. Потом откроет рот.
Жена ему намажет бутерброд.
И это – счастье, а его и чаем.
– Бежала шла бежала впереди
Качнулся свет как лезвие в груди
Еще сильней бежала шла устала
Лежала на земле обратно шла
На нет сошла бы и совсем ушла
Да утро наступило и настало.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.