В Шотландии открылась исследовательская конференция, посвященная миру Гарри Поттера...
В стенах Сент-Андрусского университета в Шотландии открылась двухдневная исследовательская конференция, которая посвящена рожденному фантазией Джоан Роулинг миру Гарри Поттера, об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на британскую «The Telegraph». В работе форума принимает участие около 60-ти литературоведов, лингвистов и социологов со всего мира.
По мнению ученых, романы английской писательницы заслуживают научного внимания уже по причине их небывалой популярности. Участники форума рассматривают ряд специфических вопросов, в частности то, каким образом упомянутые в книгах Роулинг названия продуктов питания «поддерживают британское самосознание»; а также пытаются провести параллели между миром поттерианы и нацистской Германией.
В книгах Роулинг, «идеологией» которых является победа добра над злом, присутствуют вольные или невольные аллюзии к нацизму. Так, Мелани Бабехаузерхейде, представляющая на конференции университет Билефельда (Германия), охарактеризовала Сами-Знаете-Кого как «фюрера темных сил». Ее поддержала Анна Кустритц из университета Амстердама (Нидерланды), по мнению которой Джоан Роулинг «позаимствовала пафос подлинной трагедии для создания вымышленных образов злодеев-расистов» из биографии Гитлера и истории Второй мировой войны.
Некоторые участники конференции считают, что такого рода подмена исторических фактов вымыслом проистекает из самого характера дидактической литературы, которая стремится поучать через развлечение. По мнению других, в эпоху «войны с терроризмом», романы английской писательницы подспудно транслируют в неокрепшее сознание современного юношества «идеологию противостояния». Романы о Гарри Поттере, констатировал Джон Патрик Паздзиора из Сент-Андрусского университета, сегодня для многих детей оказываются первым опытом чтения и самыми влиятельными произведениями. Именно поэтому так важно разобраться, чему эти тексты учит подрастающее поколение.
Напомним, что данная конференция является далеко не первой попыткой подвести под мир поттерианы идеологическую базу. Причем в каждом случае используется разная идеология. Например, несколько лет назад юные участники схожего мероприятия старательно искали в характере юного волшебника черты, указывающие на его принадлежность к носителям иудаизма, поскольку никакая другая система ценностей просто не в состоянии обеспечить такое множество положительных качеств в человеке. А совсем недавно всех удивила некая израильская исследовательница: вдумчиво проштудировав сагу, она сочла труд Джоан Роулинг образцом антисемитской литературы — для этого израильтянке оказалось достаточно факта отсутствия в поттериане упоминаний о евреях.
Уже довольно лучший путь не зная,
Страстьми имея ослепленны очи,
Род человеческ из краю до края
Заблуждал жизни в мрак безлунной ночи,
И в бездны страшны несмелые ноги
Многих ступили — спаслися немноги,
Коим, простерши счастье сильну руку
И не хотящих от стези опасной
Отторгнув, должну отдалило муку;
Hо стопы оных не смысл правя ясной —
Его же помочь одна лишь надежна, —
И тем бы гибель была неизбежна,
Но, падеж рода нашего конечный
Предупреждая новым действом власти,
Произвел Мудрость царь мира предвечный,
И послал тую к людям, да, их страсти
Обуздав, нравов суровость исправит
И на путь правый их ноги наставит.
О, коль всесильна отца дщерь приятна!
В лице умильном красота блистает;
Речь, хотя тиха, честным ушам внятна,
Сердца и нудит и увеселяет;
Ни гневу знает, ни страху причину,
Ищет и любит истину едину,
Толпу злонравий влеча за собою,
Зрак твой не сильна снесть, ложь убегает,
И добродетель твоею рукою
Славны победы в мал час получает;
Тако внезапным лучом, когда всходит,
Солнце и гонит мрак и свет наводит.
К востоку крайны пространны народы,
Ближны некреям, ближны оксидракам,
Кои пьют Ганга и Инда рек воды,
Твоим те первы освещенны зраком,
С слонов нисшедше, счастливы приемлют
Тебя и сладость гласа твого внемлют.
Черных потом же ефиоп пределы,
И плодоносный Нил что наводняет,
Царство, богатством славно, славно делы,
Пользу законов твоих ощущает,
И людей разум грубый уж не блудит
В грязи, но к небу смелый лет свой нудит.
Познал свою тьму и твою вдруг славу
Вавилон, видев тя, широкостенный;
И кои всяку презрели державу,
Твоей склонили выю, усмиренны,
Дикие скифы и фраки суровы,
Дав твоей власти в себе знаки новы.
Трудах по долгих стопы утвердила,
Седмью введена друзьями твоими
В греках счастливых, и вдруг взросла сила,
Взросло их имя. Наставленный ими
Народ, владетель мира, дал суд труден:
Тобой иль действом рук был больше чуден.
Едва их праздность, невежства мати
И злочинств всяких, от тя отлучила,
Власть уж их тверда не могла стояти,
Презренна варвар от севера сила
Западный прежде, потом же востока
Престол низвергла в мгновение ока.
Была та гибель нашего причина
Счастья; десница врачей щедра дала
Покров, под коим бежаща богина
Нашла отраду и уж воссияла
Европе целой луч нового света;
Врачей не умрет имя в вечны лета.
Мудрость обильна, свиту многолюдну
Уж безопасна из царства в другое
Водя с собою, видели мы чудну
Премену: немо суеверство злое
Пало, и знаем служить царю славы
Сердцем смиренным и чистыми нравы.
На судах правда прогнала наветы
Ябеды черной; в войну идем стройны;
Храбростью ищем, искусством, советы
Венцы с Победы рук принять достойны;
Медные всходят в руках наших стены,
И огнь различны чувствует премены.
Зевсовы наших не чуднее руки;
Пылаем с громом молния жестока,
Трясем, рвем землю, и бурю и звуки
Страшны наводим в мгновение ока.
Ветры, пространных морь воды ужасны
Правим и топчем, дерзки, безопасны.
Бездны ужасны вод преплыв, доходим
Мир, отделенный от век бесконечных.
В воздух, в светила, на край неба всходим,
И путь и силу числим скоротечных
Телес, луч солнца делим в цветны части;
Чувствует тварь вся силу нашей власти.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.