Национальный поэтический Гран-при Франции был вручен 7 марта в Париже швейцарскому поэту Анн Перрье...
Национальный поэтический Гран-при Франции был вручен 7 марта в Париже швейцарскому поэту Анн Перрье (Anne Perrier), передает новостная служба телеканала «TV5MONDE» со ссылкой на распространенное Министерством культуры коммюнике. Награду, составляющую в денежном выражении 15 тысяч евро, 90-летней лауреатке вручил министр культуры Франции Фредерик Миттерран.
Анн Перрье, ставшая первой женщиной – лауреатом этой награды, родилась и живет в Лозанне. Свой первый сборник, который назывался «Selon la Nuit», она издала в 1952 году.
Национальный Гран-при вручался во Франции франкофонным поэтам по совокупности произведений с 1981 по 1996 год. В этом году традицию решено было возродить, в связи с чем было сформировано жюри, которое возглавляет Сильвия Барон Супервьель (Silvia Baron Supervielle). Среди обладателей награды прошлых лет — Франсис Понж (Francis Ponge), Эме Сезэр (Aimé Césaire), Андре дю Буше (André du Bouchet), Эжен Гийвик (Eugène Guillevic), Эдмон Жабе (Edmond Jabès), Мишель Деги (Michel Deguy), Бернар Ноэль (Bernard Noël), Ив Боннфуай (Yves Bonnefoy) и Филипп Жакотте (Philippe Jacottet).
Я помню, я стоял перед окном
тяжелого шестого отделенья
и видел парк — не парк, а так, в одном
порядке как бы правильном деревья.
Я видел жизнь на много лет вперед:
как мечется она, себя не зная,
как чаевые, кланяясь, берет.
Как в ящике музыка заказная
сверкает всеми кнопками, игла
у черного шиповика-винила,
поглаживая, стебель напрягла
и выпила; как в ящик обронила
иглою обескровленный бутон
нехитрая механика, защелкав,
как на осколки разлетелся он,
когда-то сотворенный из осколков.
Вот эроса и голоса цена.
Я знал ее, но думал, это фата-
моргана, странный сон, галлюцина-
ция, я думал — виновата
больница, парк не парк в окне моем,
разросшаяся дырочка укола,
таблицы Менделеева прием
трехразовый, намека никакого
на жизнь мою на много лет вперед
я не нашел. И вот она, голуба,
поет и улыбается беззубо
и чаевые, кланяясь, берет.
2
Я вымучил естественное слово,
я научился к тридцати годам
дыханью помещения жилого,
которое потомку передам:
вдохни мой хлеб, «житан» от слова «жито»
с каннабисом от слова «небеса»,
и плоть мою вдохни, в нее зашито
виденье гробовое: с колеса
срывается, по крови ширясь, обод,
из легких вытесняя кислород,
с экрана исчезает фоторобот —
отцовский лоб и материнский рот —
лицо мое. Смеркается. Потомок,
я говорю поплывшим влево ртом:
как мы вдыхали перья незнакомок,
вдохни в своем немыслимом потом
любви моей с пупырышками кожу
и каплями на донышках ключиц,
я образа ее не обезбожу,
я ниц паду, целуя самый ниц.
И я забуду о тебе, потомок.
Солирующий в кадре голос мой,
он только хора древнего обломок
для будущего и охвачен тьмой...
А как же листья? Общим планом — листья,
на улицах ломается комедь,
за ней по кругу с шапкой ходит тристья
и принимает золото за медь.
И если крупным планом взять глазастый
светильник — в крупный план войдет рука,
но тронуть выключателя не даст ей
сокрытое от оптики пока.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.