Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться
(Марк Твен)
Мейнстрим
17.12.2010
Иосиф вернется к Мурузи в 2012-м
Музей Иосифа Бродского в петербургском Доме Мурузи, возможно, откроется к 2012 году...
Музей Иосифа Бродского в петербургском Доме Мурузи, возможно, откроется к 2012 году, передает информационная служба «Ореанда-Новости» со ссылкой на сообщение телеканала ТВ1000. Друзья поэта надеются, что это будет не просто мемориальный музей, а новый культурный центр, в котором будут проводиться литературные и музыкальные вечера. Продолжают предприниматься меры по расселению коммуналки — сейчас договариваются с последней из ее жильцов, Ниной Васильевной Фёдоровой.
Знаменитые «полторы комнаты», где поэт прожил более пятнадцати лет и откуда он уезжал в эмиграцию, были представлены представителям прессы в среду 15 декабря. Используя фотографии Михаила Мильчика, создатели музея планируют восстановить обстановку, которая была здесь 4 июня 1972 года. При этом должна быть важна каждая мелочь, будь то брошенная рубашка, подготовленные для пересылки связки книг, пепельница с окурками... Мебель, которую в 1972-м вывез Яков Гордин, в настоящее время хранится в музее Анны Ахматовой.
Я не запомнил — на каком ночлеге
Пробрал меня грядущей жизни зуд.
Качнулся мир.
Звезда споткнулась в беге
И заплескалась в голубом тазу.
Я к ней тянулся... Но, сквозь пальцы рея,
Она рванулась — краснобокий язь.
Над колыбелью ржавые евреи
Косых бород скрестили лезвия.
И все навыворот.
Все как не надо.
Стучал сазан в оконное стекло;
Конь щебетал; в ладони ястреб падал;
Плясало дерево.
И детство шло.
Его опресноками иссушали.
Его свечой пытались обмануть.
К нему в упор придвинули скрижали —
Врата, которые не распахнуть.
Еврейские павлины на обивке,
Еврейские скисающие сливки,
Костыль отца и матери чепец —
Все бормотало мне:
— Подлец! Подлец!—
И только ночью, только на подушке
Мой мир не рассекала борода;
И медленно, как медные полушки,
Из крана в кухне падала вода.
Сворачивалась. Набегала тучей.
Струистое точила лезвие...
— Ну как, скажи, поверит в мир текучий
Еврейское неверие мое?
Меня учили: крыша — это крыша.
Груб табурет. Убит подошвой пол,
Ты должен видеть, понимать и слышать,
На мир облокотиться, как на стол.
А древоточца часовая точность
Уже долбит подпорок бытие.
...Ну как, скажи, поверит в эту прочность
Еврейское неверие мое?
Любовь?
Но съеденные вшами косы;
Ключица, выпирающая косо;
Прыщи; обмазанный селедкой рот
Да шеи лошадиный поворот.
Родители?
Но, в сумраке старея,
Горбаты, узловаты и дики,
В меня кидают ржавые евреи
Обросшие щетиной кулаки.
Дверь! Настежь дверь!
Качается снаружи
Обглоданная звездами листва,
Дымится месяц посредине лужи,
Грач вопиет, не помнящий родства.
И вся любовь,
Бегущая навстречу,
И все кликушество
Моих отцов,
И все светила,
Строящие вечер,
И все деревья,
Рвущие лицо,—
Все это встало поперек дороги,
Больными бронхами свистя в груди:
— Отверженный!
Возьми свой скарб убогий,
Проклятье и презренье!
Уходи!—
Я покидаю старую кровать:
— Уйти?
Уйду!
Тем лучше!
Наплевать!
1930
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.