Сила характера не в том, чтобы ломать других, а том, чтобы сломать себя
(Юрий Поляков)
Мейнстрим
20.11.2010
Интеллектуалы соберутся в ЦДХ
В московском ЦДХ откроется 12-я международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction...
В среду 1 декабря в московском Центральном Доме художника откроется 12-я международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction, сообщает со ссылкой на «Moscowbookfair.ru» новостная лента «The Epoch Times».
За годы своего существования форум «умной» литературы обрел широкую популярность и стал одним из самых значимых событий отечественного книжно-литературного календаря. На его стендах представляет свои новинки свыше 280-ти издательств и книжных магазинов из 16-ти стран, а программа мероприятий охватывает семь площадок и включает в себя более трехсот событий, связанных с книгоизданием, распространением и популяризацией высококачественной художественной, гуманитарной и образовательной литературы.
Особенностью ярмарки non/fiction, которую ежегодно посещает около тридцати тысяч человек, является производимый Экспертным советом отбор качественной литературы. В рамках форума проходят важнейшие для книгоиздателей международные конференции, семинары и круглые столы, посредством которых малые и большие издательства осуществляют профессиональный диалог, обсуждая новые тенденции. Частыми гостями салона являются иностранные литературные агенты, подыскивающие партнеров или выбирающие книгу для перевода. Экспертный совет и кураторы представляют на ярмарке рейтинговые системы, помогающие посетителям разобраться в потоке литературных новинок, а издателям — в новейших технологиях. Экспозиция «Топ-Лист» представляет сотню лучших книг, изданных в течение последнего года. В рамках проекта «Идеальный магазин» можно познакомиться с кураторской подборкой литературы разных лет и направлений. В разделе «Книжная антикварная ярмарка» представлены Топ-Лист антикварной книги, а на «Территории познания» – лучшие новинки для детей.
В ходе работы non/fiction – 2010 будут торжественно подведены итоги культурной программы Года России–Франции. Посетителей выставки ждут встречи, дискуссии и научные дебаты с известными современными французскими мыслителями и интеллектуалами. Среди ключевых событий — литературные чтения, организованные Национальным центром космических исследований Франции, традиционное вручение французских премий им. М. Ваксмахера и А. Леруа-Болье, научная конференция, в рамках которой представители двух культур продолжат поиски ответа на вопрос «Что делает человека человеком?»
С посетителями non/fiction – 2010 встретятся писатель Жан Кристоф Гранже (автор книг, по которым сняты фильмы «Багровые реки», «Империя волков», «Братство камня»), норвежский детский писатель Мария Парр, знаменитый британский биолог Ричард Докинз, эстонский писатель Борис Тух, известный шведский писатель Ульф Старк, а также группа литераторов, приезжающих по приглашению издательства «Аттикус»: Никколо Амманити (Италия), Йенс Лапидус (Швеция), Ю Несбё (Норвегия). Пройдут литературные встречи японского автора Со Курокава и российского писателя Ольги Славниковой; немецкого писателя Аннет Пент и литературного критика Хуберта Винкельса (Германия), посвященные теме новой социальной реальности в литературе.
Посольство Австрии знакомит российскую профессиональную публику с книгоизданием в Австрии. Франкфуртская книжная ярмарка и Британский совет организуют круглые столы по теме «Электронное книгоиздание», поддержанной некоторыми российскими организаторами включая издательство «Эксмо», портал «Lookatme» и компанию «Mobilebooks». Сайт о современной культуре «Openspace.ru» организует выступление 20-ти самых популярных блогеров и круглый стол для бесед о современном искусстве. Журнал «Esquire» проведет встречи с персонажами книги «Правила жизни: 100 лучших интервью», а журнал «Сноб» — с героями своего литературного номера. Журнал «Tatlin» пригласил на выставку петербургского архитектора Никиту Явейна для презентации книги о его творчестве. Запланированы презентации и встречи с лауреатами крупных литературных премий. Ценителям и коллекционерам старинной книги на non/fiction адресован раздел «6-я Книжная антикварная ярмарка».
В рамках специальной детской программы на выставке выступят знаменитые писатели и поэты: Ульф Старк, Мария Парр, Григорий Остер, Андрей Сметанин, Стас Востоков, Андрей Геласимов, Айно Хавукайнен, Сами Тойвонен. В этом году мероприятия детской программы объединены темой «Как я понимаю ценности».
Здесь, на земле,
где я впадал то в истовость, то в ересь,
где жил, в чужих воспоминаньях греясь,
как мышь в золе,
где хуже мыши
глодал петит родного словаря,
тебе чужого, где, благодаря
тебе, я на себя взираю свыше,
уже ни в ком
не видя места, коего глаголом
коснуться мог бы, не владея горлом,
давясь кивком
звонкоголосой падали, слюной
кропя уста взамен кастальской влаги,
кренясь Пизанской башнею к бумаге
во тьме ночной,
тебе твой дар
я возвращаю – не зарыл, не пропил;
и, если бы душа имела профиль,
ты б увидал,
что и она
всего лишь слепок с горестного дара,
что более ничем не обладала,
что вместе с ним к тебе обращена.
Не стану жечь
тебя глаголом, исповедью, просьбой,
проклятыми вопросами – той оспой,
которой речь
почти с пелен
заражена – кто знает? – не тобой ли;
надежным, то есть, образом от боли
ты удален.
Не стану ждать
твоих ответов, Ангел, поелику
столь плохо представляемому лику,
как твой, под стать,
должно быть, лишь
молчанье – столь просторное, что эха
в нем не сподобятся ни всплески смеха,
ни вопль: «Услышь!»
Вот это мне
и блазнит слух, привыкший к разнобою,
и облегчает разговор с тобою
наедине.
В Ковчег птенец,
не возвратившись, доказует то, что
вся вера есть не более, чем почта
в один конец.
Смотри ж, как, наг
и сир, жлоблюсь о Господе, и это
одно тебя избавит от ответа.
Но это – подтверждение и знак,
что в нищете
влачащий дни не устрашится кражи,
что я кладу на мысль о камуфляже.
Там, на кресте,
не возоплю: «Почто меня оставил?!»
Не превращу себя в благую весть!
Поскольку боль – не нарушенье правил:
страданье есть
способность тел,
и человек есть испытатель боли.
Но то ли свой ему неведом, то ли
ее предел.
___
Здесь, на земле,
все горы – но в значении их узком -
кончаются не пиками, но спуском
в кромешной мгле,
и, сжав уста,
стигматы завернув свои в дерюгу,
идешь на вещи по второму кругу,
сойдя с креста.
Здесь, на земле,
от нежности до умоисступленья
все формы жизни есть приспособленье.
И в том числе
взгляд в потолок
и жажда слиться с Богом, как с пейзажем,
в котором нас разыскивает, скажем,
один стрелок.
Как на сопле,
все виснет на крюках своих вопросов,
как вор трамвайный, бард или философ -
здесь, на земле,
из всех углов
несет, как рыбой, с одесной и с левой
слиянием с природой или с девой
и башней слов!
Дух-исцелитель!
Я из бездонных мозеровских блюд
так нахлебался варева минут
и римских литер,
что в жадный слух,
который прежде не был привередлив,
не входят щебет или шум деревьев -
я нынче глух.
О нет, не помощь
зову твою, означенная высь!
Тех нет объятий, чтоб не разошлись
как стрелки в полночь.
Не жгу свечи,
когда, разжав железные объятья,
будильники, завернутые в платья,
гремят в ночи!
И в этой башне,
в правнучке вавилонской, в башне слов,
все время недостроенной, ты кров
найти не дашь мне!
Такая тишь
там, наверху, встречает златоротца,
что, на чердак карабкаясь, летишь
на дно колодца.
Там, наверху -
услышь одно: благодарю за то, что
ты отнял все, чем на своем веку
владел я. Ибо созданное прочно,
продукт труда
есть пища вора и прообраз Рая,
верней – добыча времени: теряя
(пусть навсегда)
что-либо, ты
не смей кричать о преданной надежде:
то Времени, невидимые прежде,
в вещах черты
вдруг проступают, и теснится грудь
от старческих морщин; но этих линий -
их не разгладишь, тающих как иней,
коснись их чуть.
Благодарю...
Верней, ума последняя крупица
благодарит, что не дал прилепиться
к тем кущам, корпусам и словарю,
что ты не в масть
моим задаткам, комплексам и форам
зашел – и не предал их жалким формам
меня во власть.
___
Ты за утрату
горазд все это отомщеньем счесть,
моим приспособленьем к циферблату,
борьбой, слияньем с Временем – Бог весть!
Да полно, мне ль!
А если так – то с временем неблизким,
затем что чудится за каждым диском
в стене – туннель.
Ну что же, рой!
Рой глубже и, как вырванное с мясом,
шей сердцу страх пред грустною порой,
пред смертным часом.
Шей бездну мук,
старайся, перебарщивай в усердьи!
Но даже мысль о – как его! – бессмертьи
есть мысль об одиночестве, мой друг.
Вот эту фразу
хочу я прокричать и посмотреть
вперед – раз перспектива умереть
доступна глазу -
кто издали
откликнется? Последует ли эхо?
Иль ей и там не встретится помеха,
как на земли?
Ночная тишь...
Стучит башкой об стол, заснув, заочник.
Кирпичный будоражит позвоночник
печная мышь.
И за окном
толпа деревьев в деревянной раме,
как легкие на школьной диаграмме,
объята сном.
Все откололось...
И время. И судьба. И о судьбе...
Осталась только память о себе,
негромкий голос.
Она одна.
И то – как шлак перегоревший, гравий,
за счет каких-то писем, фотографий,
зеркал, окна, -
исподтишка...
и горько, что не вспомнить основного!
Как жаль, что нету в христианстве бога -
пускай божка -
воспоминаний, с пригоршней ключей
от старых комнат – идолища с ликом
старьевщика – для коротанья слишком
глухих ночей.
Ночная тишь.
Вороньи гнезда, как каверны в бронхах.
Отрепья дыма роются в обломках
больничных крыш.
Любая речь
безадресна, увы, об эту пору -
чем я сумел, друг-небожитель, спору
нет, пренебречь.
Страстная. Ночь.
И вкус во рту от жизни в этом мире,
как будто наследил в чужой квартире
и вышел прочь!
И мозг под током!
И там, на тридевятом этаже
горит окно. И, кажется, уже
не помню толком,
о чем с тобой
витийствовал – верней, с одной из кукол,
пересекающих полночный купол.
Теперь отбой,
и невдомек,
зачем так много черного на белом?
Гортань исходит грифелем и мелом,
и в ней – комок
не слов, не слез,
но странной мысли о победе снега -
отбросов света, падающих с неба, -
почти вопрос.
В мозгу горчит,
и за стеною в толщину страницы
вопит младенец, и в окне больницы
старик торчит.
Апрель. Страстная. Все идет к весне.
Но мир еще во льду и в белизне.
И взгляд младенца,
еще не начинавшего шагов,
не допускает таянья снегов.
Но и не деться
от той же мысли – задом наперед -
в больнице старику в начале года:
он видит снег и знает, что умрет
до таянья его, до ледохода.
март – апрель 1970
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.