На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
23 декабря 2024 г.

Совещания не родили ни одной великой мысли, но похоронили некоторое число идиотских

(Фрэнсис Скотт Фицджеральд)

Обзоры

05.11.2008

Ровный голос. О поэзии Софии Острицкой

На «Решетории» появился еще один талантливый, уже сложившийся поэт со своим почерком и видением мира. С чем всех и поздравляю...

                                                         мне полдень подарил кусочек неба...
                                                         ...такого чисто-голубого неба,
                                                         что посереет рядом бирюза.

                                                         что если между ним и тротуаром
                                                         воздушного не будет змея (шара?)
                                                         состарятся до времени глаза.
                                                                                                                 unis
 
Таланты на Решетории не редкость
 
Талантливые литераторы на Решетории не редкость. Это, конечно, здорово — каждый талантливый человек талантлив по-своему. Одни выигрывают за счет сложности образов или поднятых, мастерски разработанных тем, другие, наоборот, берут своего читателя необыкновенной простотой, прозрачностью языка, за которой, как правило, зачастую кроется гораздо больше, чем можно подумать при первом прочтении.
 
Однако при этом возникает другая проблема — авторы, особенно редко общающиеся на сайте, либо теряются в общем хоре, либо теряются внутренне, сравнивая себя с уже состоявшимися мастерами. И то и другое плохо. Дело в избитой донельзя истине, от избитости своей нисколько не утратившей своей жизненности: мы все друг другу что-то даем, заметно это или нет. Кроме того, у каждого талантливого человека своя аудитория, которую притягивает созвучность переживаний, мыслей, да хотя бы и просто музыки души, растворенной в произведениях конкретного творца. Проблему эту призваны хоть частично, но решить эти маленькие заметочки, посвященные творчеству отдельных авторов.
 
Первой вашему вниманию я представляю Софию Острицкую. Так получилось, что она, придя к нам, по незнанию выложила за один раз слишком много хороших стихов. Обидно будет, если такие, безусловно достойные, стихи не заимеют у нас своего читателя. И тем более обидно, что голос этого автора очень выделяется среди прочих. Негромкий, по моим ощущениям какой-то воздушный, он звучит ненавязчиво, предлагая увидеть за словами не «Я», но «Мир». Личность в этих стихах проявляется как бы опосредованно, как бы через земные житейские приметы. О чувствах своих она редко говорит напрямую, ее взгляд обращен не в себя, но от себя:
 
                         колыбельная Пана
 
                         по ночам это небо
                         превращается в космос,
                         круглоликая Феба
                         дирижирует звездам,
 
                         одураченный город
                         окунается в вечность,
                         и бродячие своры
                         обращаются в нечисть;
 
Красивое «городское» стихотворение здесь напоминает о патриархальной Элладе, словно древние эллинские боги не умерли, но переселились на ночные улочки современных мегаполисов, ничуть не утратив древнего могущества.
 
София мастерски владеет искусством поэтической недоговоренности — в ее стихах часто многое недосказано, что не только не мешает понимать их, но придает текстам дополнительную глубину:
 
                         исход из пряничного домика
 
                         когда все стрелки будут — вниз
                         и цепкой круговертью —
                         тоска... я выйду на карниз,
                         но не затем, поверьте:
 
Я выйду на карниз, но не за тем, поверьте
 
В четырех строчках первого катрена — целая история, причем даже нет необходимости пояснять читателю, что такое «не затем», ибо и так понятно, что героиня стихотворения не собирается кончать с собой, но... Впрочем, читайте стихотворение, мастерски обыгранную на новый лад старую сказку.
 
Интересное стихотворение, о пробуждении большого города, «и было утро». Понравилась неоднозначная концовка — в уходящей с ночными тенями фигуре каждый, видимо, увидит свое...
 
Автор обладает внутренней свободой, например не боится глагольной рифмы, не боится в одном и том же стихотворении объединять четкую рифмовку и отсутствие оной. Не всегда, впрочем, это получается удачно — вот «матрица», считаю, раскритикована читателями совершенно справедливо. Однако есть истинные находки, которые почти не портят даже (на примере конкретного стихотворения) сбой ритма в последней строке первого катрена и некоторые несуразицы со знаками препинания:
 
                         «смотри»
 
                         как старый дом, покрытый бежевым
                         налетом времени, на улице
                         присяду, вытянув ступени вниз
                         и вперед — прошу, разуемся

                         и выпьем чаю, или кофию,
                         со сладким дымом перемешанным:
                         смотри, как пляшет, бьется сОфия,
                         на feel-е собственном подвешена.

                         смотри, как солнце, глазом бешеным,
                         но не сожги мою утопию
                          (я знаю — говорю, конечно, я,
                         как конченный курильщик опия).

                         смотри... — а в окна юность, бережно
                         бычок запаливая, щурится
                         и челку треплет снизу — наискось,
                         и ухмыляется невежливо.
 
София, как я заметила, любит также короткие зарисовки, миниатюрки, не разрастающиеся дальше одного-двух четверостиший:
 
                         серое
 
                         то погромче, то потише
                         кошки любятся на крыше
                         на посту в кухонной нише
                         холодильник холодышит
                         тишина за дверью тает
                         в темноту следы сметает
                         страх крадется серой мышью...
                         слышишь?
 
Эти «малютки» не претендуют на философскую глубину, но мгновение в них талантливо схвачено и передано во всей полноте. Большего от поэта зачастую и не требуется.
 
Вывод? На «Решетории» появился еще один талантливый, уже сложившийся поэт со своим почерком и видением мира. С чем всех и поздравляю. Я получила большое удовольствие, пройдясь по ее страничке, и жду новых произведений Софии Острицкой.
 
рисунок: www.kartinanina.ru
 

 

Автор: Татьяна ЗАЙЦЕВА


← ПредыдущаяСледующая →

12.11.2008
Ноябрьский пессимизм

04.11.2008
Поздняя осень. Пограничный пункт. Момидзи в дымчатой обёртке сырости

Читайте в этом же разделе:
04.11.2008 Поздняя осень. Пограничный пункт. Момидзи в дымчатой обёртке сырости
22.10.2008 Октябрь уж наступил...
13.10.2008 Месяц восьмой. Продолжение
07.10.2008 Месяц второй. Начало
30.09.2008 Последняя неделя сентября на «Решетории»

К списку


Комментарии

05.11.2008 19:57 | Sarah

Тань, ты большая умница.

05.11.2008 22:00 | SukinKot

Да, хорошее дело. София Острицкая достойный автор, жаль, что ее мало читают.

05.11.2008 22:11 | unis

спасибо

05.11.2008 22:18 | unis

новых стихов придется подождать. пишу редко.

05.11.2008 22:35 | эльфа

Наташ, смутила. Спасибо :)

Кот, согласна, достойный. Иначе бы, наверное, и не взялась за это дело. Стихов, может быть, привела маловато. Но кому понравится сам авторский стиль - дорожку на эту страничку натопчет,наверное :)

София, что же, будем спокойно ждать.:) Просто, когда напишете новое что-нибудь, вспомните и о нас - здесь есть понимающие читатели, оценят, в пустоту не пропадет.:)

05.11.2008 22:47 | unis

да я тут уже поселилась. компания, наконец, хорошая. пора самоубиваться на стихире.

05.11.2008 23:22 | SukinKot

Лучше не убиваться все же... чем больше мест, где стихи вывешены, тем больше у стихов читателей. Я так думаю :)

05.11.2008 23:46 | unis

а черт его знает... ладно, все равно пока лень :)

06.11.2008 01:46 | sumire

хороший обзор

а автору бы почаще писать - ну что за отгвоорка: редко??

06.11.2008 02:03 | unis

это не отговорка. мне и правда довольно редко пишется. приступами. я специально не умею.

06.11.2008 07:00 | boris

поздравляю, софи.

06.11.2008 10:13 | sumire

а не надо специально)
просто учащать приступы

шучу я
но тооьок потому, что почитать ещё хочется)

06.11.2008 18:44 | я

берут своего читателя необыкновенной простотой(Ц)

а ЕСТЬ ЛИ ОН?
Ч И Т А Т Е Л Ь
у каждого на страничке есть счёчик
Задумайтесь кто вас читает

06.11.2008 18:56 | marko

Наш отвед товарищу "я": щетчег на страничке юзера unis говорит, что с нуля часов до сего момента на страничку юзера unis зашло 26 юзеров. А про вашу страничку щетчег не сказал ни-чи-во :)

06.11.2008 20:13 | я

зашло 26 юзеров(ц)
:)

06.11.2008 20:48 | SukinKot

Я - читатель, а ты, я, - считатель :)

06.11.2008 21:51 | ToT-A(забыл пороль)

просто мне кажется, то что мы пишем ни кому ни нужно кроме нас самих( сами пишем - сами себя и себе подобных читаемс )

06.11.2008 22:13 | эльфа

Тот-А, это и так, и не так. Я иногда (хотя и редко по причине своей непопулярности) нахожу собственные стихи в самых неожиданных местах. совершенно незнакомые люди берут и честно под моим именем или ником дают на каких-то непонятных сайтах. А сколько в этом случае перепечатано стихов Ипы,
Антона, Кристины (наверняка в сто раз больше, чем моего)? Люди читают, только не говорят спасибо - обыкновенному читателю нужны только тексты, а не живой аффтар. :)

06.11.2008 22:19 | SukinKot

Если мои стихи ложатся на душу хотя бы одному читателю, то это уже многое значит, сознание этого окрыляет.

07.11.2008 08:28 | Volcha

Отличная тема - обзорить авторов. За недостатком лишнего времени я не успеваю читать неизвестных мне. А тут, пожалуйста, можно познакомиться.

08.11.2008 02:32 | unis

я не гонюсь за популярностью. качество читателя вполне искупает недостаток количества. разумеется, написанное должно быть опубликовано и прочитано, но для соблюдения этого принципа хватит и самого факта.

08.11.2008 02:36 | unis

главное - сам автор и его удовлетворение. возможность сказать "и это хорошо". а остальное - побочки. временами приятные.
миссия выполнена.
аноним и прав, и не прав одновременно. а значит, нейтрализован.
простите за многословие.

08.11.2008 23:59 | marko

Чем больше об этом думаю, тем крепче убеждаюсь: каждый из нас пишет все же (во-первых и в-главных) для себя, отражая мир и при этом самореализуясь теми средствами, которые ему дадены. А уж затем - для благодарного человечества и контекста мировой культуры. Впрочем, возможно, я и не прав.

09.11.2008 13:21 | SukinKot

Валер, я думаю, что да, во-первых для себя (для души), и во-вторых для того, кто поймет. И вот это во-первых и во-вторых являются двигателем творчества. А все прочее наносное.

02.07.2011 16:31 | Roxalana

Стихи великолепны!Просто божественно пишите!!

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон