На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей... но в искусстве обмануть нельзя

(Антон Чехов)

Мнения

06.07.2008

Ненорматив как норма, или Хороша ли отсечка у Тойоты Спринтер?

Хотелось бы подискутировать об использовании ненормативной лексики - можно, нельзя, хорошо, плохо?..

Тойота спринтЁр (не Саши Поддубного, другая)«… Базар, короче, заставил думать где бы скропалить еще кусков так сорок... Жыгули мне нах не нужны, я теперь в городе живу. На девятках одни отморозки передвигаются... Гы - исчо Волгу предлагали.... А из джапанкаров выбор был грандиозный... Королла, которую, сцуко, валиком красили - у нее передние и задние колеса аж в разные стороны повернуты (4 ВС нах :). Марк песдатый, дизельный, грохочет как Бералусь с наебнутой топливной, целых мест не обнаружено. И "камри-променад" (так хозяин сказал) которая не заводицца...»

«Саня Поддубный — Аццкий отзыв о Тойоте Спринтер»

 
Ненормативная лексика и «падонкавский» сленг давно стали неотъемлемой частью сетевой субкультуры вообще и сетевой литературы в частности. В чем-то ненормативность и «падонкавость» сплетаются воедино — второе мне достаточно сложно представить без первого, хотя сама по себе «литературная» ненормативная лексика (т. е. ненорматив, использованный в произведениях, имеющих [хотя бы условную] художественную ценность), очевидно, жила достаточно долго и прекрасно себя чувствовала и безо всякой Сети.
 
Обзор мнений о «падонкавском» творчестве я, пожалуй, оставлю другим, более осведомленным в данном вопросе, а здесь хотелось бы подискутировать как раз об умелом и правильном использовании ненорматива. Тема эта меня волновала немножко и давно, потому как и сам я неоднократно задумывался над этим вопросом применительно к собственным потугам что-либо написать, да и нарывался на неполное понимание или, скорее, полное непонимание своей позиции не единожды.
 
Слова «умелое» и «правильное», конечно, в данном контексте достаточно условны — относиться к ненормативу можно совершенно по-разному: многие серьезные и уважаемые авторы категорически не приемлют использование мата в литературных произведениях и считают подобную лексику очевидной попыткой прикрыть скудость и неразвитость языка самого пишущего. Не менее многочисленные же другие авторы, которых я также весьма уважаю, наоборот, весьма часто используют «красное словцо» для описания наиболее сильных и ярких переживаний своего литгероя или придания более экспрессивной окраски какому-нибудь событию.
 
С очевидностью ясно одно — вопрос неоднозначный. Обе точки зрения имеют право на существование, однако факт остается фактом — мальчик был, есть и будет. Ну, ведь действительно, трудно себе представить стену общественного мужского (?..) сортира без соответствующих данному заведению реплик: попытка выхолостить описание этого «настенного» творчества приведет к тому, что у читающего, пожалуй, будет уже ощущение не этого самого сортира на 102-м километре трассы Харьков – Бердянск, а устойчивый визуальный образ розовой приемной на втором этаже северного крыла Букингемского дворца во время визита делегации из Мозамбика.
 
  у читающего, пожалуй, будет уже ощущение не этого самого сортира на 102-м километре трассы Харьков – Бердянск
 
«Не знаю, что так все налетели на меня, угораете вы что ли так?.. Ну получилась такая шляпа, что машину чуть-чуть повредил. С кем не бывает… У нас вон из из поцыков ни одного нет чтобы машину свою не хлопнул — хули, на наших дорогах как без этого? Михан вон на своей Ниве вообще елку снес, и некислую такую елку — типа как бля на Елках районных ставят на новый год. А было как — поехали мы на рыбалку нах, ну в смысле на рыбалку, а не рыбу ловить…»
 
С другой стороны, неудачное матерное словцо, скажем, в лирическом любовном послании приведет, скорее всего, к комическому восприятию происходящего или, того хуже, к нелицеприятным суждениям об уровне развития и психологическом состоянии как литгероя, так и автора, излившего свои архиположительные эмоции подобным образом. Можно дискутировать на тему использования ненормативной лексики в стихах, приводя подкрепленные примерами аргументы «за» и «против», которых, безусловно, найдется великое множество у каждой из сторон. Касательно же прозы, мне кажется, что подчас даже «чрезмерное» использование мата может быть оправдано желанием автора передать «естественность», «близость к народу» своего текста. А заодно и усугубить эффект абсурдности, комичности.
 
Все, безусловно, должно быть разумно, но описание дедка-доминошника, который во время распития слабоалкогольных напитков с коллегами по цеху выражается исключительно цитатами из сонетов Шекспира, меня бы не убедило — либо автор переусердствовал в принятии тех же напитков, наблюдая за дедком и пытаясь как можно глубже проникнуть в атмосферу всеобщего братства, либо сам дедок — почетный академик НАН Украины, сбежавший намедни из второго мужского отделения психоневрологического диспансера. В первое верится больше. А дедок должен говорить так, как он говорит на самом деле.
 
Можно, конечно, сказать, что всевозможным «низовым» жанрам должно быть отведено специальное место, куда и будут ходить за порцией остреньких ощущений те, кто не боится нарушить нежную розовость своих органов восприятия и бирюзовую непорочность помыслов. Такие ресурсы, конечно же, есть, а многие литпорталы отводят для такого творчества специальную «графу». Но здесь мне бы хотелось сконцентрироваться на одном, достаточно неординарном, на мой взгляд, примере такого «нового» и «народно-направленного» творчества.
 
«Те говорят - да ну нах!!! А уже пьянющие все... Ну короче взяли коляновское колесо от девятины (подходят кстати колеса), докатили тачку пердячим паром до заправы, налили двадцатку девяносто пятого, чтоб лучше перла и погнали в центр с пацанами... Без фар конешно хреново, ну я пристроился за какой-то херней и ехал нормально потихоньку, сотку - стодвацать. Передачи включаются вобще прикольно, лучше чем на четвере, тянуть руль не перестало и долбит его че то... Ну а так - народу залезло меньше чем в четверу - хули семь человек всево, но кому надо много возить пускай сарай берут, а это все-таки такая, полуспортивная машина....»
 
Итак, свое мнение я могу, пожалуй, однозначно сформулировать только к прозаическому тексту, претендующему на «близость к народу», без отрыва от оного и неизбежного падения. И мнение мое — да, тут уместно, пожалуй, вообще практически все, и без ограничений. И, несмотря на предельную насыщенность нецензурщиной, такие произведения можно градуировать и оценивать именно по литературным характеристикам, возможно не все, но некоторые из них можно и нужно считать полноценной литературой, может быть — особым жанром литературы, они могут быть оригинальны, прекрасно написаны, и среди таких произведений также бывают — чего уж тут избегать высоких фраз! — прямо скажем, шедевры. Поскольку такие произведения редко участвуют во всевозможных «раскрутках», конкурсных лентах и т. д., так как зачастую они воспринимаются как некий «несерьезный недожанр», то о качестве такого произведения иногда можно судить ну очень просто — чем больше просмотров, тем лучше. Спорно, да, но какие-то достаточно очевидные корреляции, как мне кажется, тут есть. А вот будут ли написаны диссертации искусствоведов и литературоведов на основе такого творчества… я бы сказал, что скорее да, чем нет. Пожуем — увидим!
 
Не так давно, ползая по просторам Сети, я наткнулся на переписку одного достаточно известного сетевого (и не только) юмориста (не будем сейчас отвлекаться на подробности, ибо они отношения к делу не имеют — Шестаков это был) с одним из посетителей его ЖЖ. Гость спрашивал, не является ли этот юморист автором некого произведения «Саня Поддубный — Аццкий отзыв о Тойоте Спринтер», на что уважаемый автор отнекивался и говорил, что знать не знает никакого Поддубного со Спринтером. Гость витиевато рекомендовал к прочтению данное произведение, не дав, впрочем, никаких ссылок. Заинтригованный, я решил загуглиться и разузнать побольше о Тойоте Спринтер этого Сани Поддубного. Результаты поиска привели меня к пониманию, что я действительно наткнулся на нечто неординарное, а история всплыла даже с намеком на детективность сюжета. Позволю себе полностью и без прикрас процитировать одну из статей по теме, которую я нашел.
 
 
Саня Поддубный и отсечка на Toyota Sprinter
 
В 2006 году на автомобильном сайте drom.ru в разделе отзывов владельцев был размещен отзыв некоего Сани Поддубного из Прокопьевска о его Toyota Sprinter, где простой русский парень Саня повествовал о своей жизни в небольшом шахтерском городке и веселых приключениях со своей машиной. То он раскручивал мотор до отсечки, то устраивал своей машине «сиротский тюнинг», то участвовал в уличных автогонках, то ездил в неподобающем состоянии, то ремонтировал ее после этого… Забавный стиль изложения и постоянные обновления привели к тому, что в течение нескольких дней ссылка быстро разошлась по Интернету, отзыв за короткое время собрал более 500 тысяч просмотров и высокие оценки от благодарных читателей, которые подзадоривали автора «Сашо, жги исчо!»
 
И сам Саша, и всё его окружение — довольно характерные типажи, и многие узнавали в них своих знакомых. Позднее один из форумчан drom.ru признался, что Саня Поддубный — вымышленный им персонаж, но до этого никому уже особо не было дела.
 
Рассказ популярен и по сей день, ссылка постоянно всплывает в Интернете, а если набрать Toyota Sprinter в Яндексе и Гугле, они выдают ее в первых строках. Кроме того, Саня Поддубный удостоился даже статьи в Википедии.
 
Для сравнения: 644906 просмотров отзыва Сани Поддубного — число, многократно превышающее все другие просмотры отзывов вместе взятые.
 
В общем и целом, исходя из вышеприведенного, видим примерно следующую картину — на ординарном сайте словоохотливых автолюбителей в 2006м году в разделе обзоров появляется некий обзор тактико-технических характеристик купленной Тойты Спринтер (похоже, это она на фотографии, только не от Сани Поддубного), который достаточно быстро собирает огромнейшее число посещений. Не в курсе, насколько часто счастливые обладатели корейских погремушек в кредит с девяностыми номерами посещают подобные ресурсы (не хочу никого обидеть, просто сам я так же далек от автомобилизма, как Базаров от народа), но смею предположить, что даже непосвященному здесь видна некая загадочная аномалия — слишком, слишком много. Да еще и статья в Википедии есть. Ой, напишите кто-нибудь статью в Википедию о моем творчестве, а! Ау, желающие!..
 
«… Сначала меня поколбасило по дороге… Там бордюр, тут бордюр…. Потом я подумал – решил хyярить волоком. Нажал тормоз сколько дури есть – спринтёр поехал как санки… Сижу вот… Давлю ебучую педаль, нюхаю резиновую вонь и думаю – как я еблище им, тем кто в ЗИЛе, бить буду… Что интересно – так и доехали мы до углекопа как, бля, передвижной цырк.. Народ кто видел аж сцуко рты открывали… Я уже ломитца и орать перестал – хyли на перекрестках движение, тормозяку отпустишь - он тебя дернет в сторону, и повредим какой-нить экипаж… А у меня ни страховки, ни хyёвки, ни денег…»
 
 Сам же текст, достаточно объемный, также был оценен мною — в нем есть та самая «живая народность» выраженная трехэтажным матом и многочисленными очень оригинальными сленговыми выражениями (такой «народный» новояз). Пожалуй, должен признаться — это лучшее из всего, что я читал в подобном жанре. Подвизается ли автор «аццкого отзыва» на литературной ниве (или, скорее, на своем литературном спринтере) где-либо еще — к сожалению, не знаю, но есть ощущение «опытности» и «умелости» писателя. В общем, всем, кто хотя бы толерантен к использованию подобной лексики, у кого есть пара часов свободного сетевого времени и желание от души посмеяться (желательно поздней ночью, чтоб было слышнее и завиднее близким и соседям) — милости велкам. В Викпедии есть еще прямые ссылки, однако текст был не единожды цензурирован и рецензурирован, поэтому не могу точно сказать, где сохранился наиболее полный и оригинальный вариант. Можно глянуть еще вот тут.
 
Но помните, что я добра на вас не держу — решайте сами, иметь или не иметь, я вас предупреждал.
 
«… И телефона у меня нет, коню этому позвонить… Спросил у балбесов каких-то модных телефон позвонить – они, сyка, аж бегом убежали, потом у тетки спросил - она за сумку схватилась и чушь какую-то понесла, типа у нее детей двое и живет одна совсем… Видать совсем я по заточке как чморюган получился. Хорошо – ума хватило, дошел до таксиста своего этого, знакомого, дал ему полтос, а тот мне позвонить дал, еще долго разглядывал так – нарк ли я реально, или долбоеб просто?..»
 
Прошу всех высказываться, как по поводу самого произведения, его достоинств и недостатков (является ли это литературой в полноценном понимании этого слова), так равно и по поводу самой тематики данной статейки. Да, и не удаляйте мои комментарии с ненормативной лексикой — хотя бы делайте сначала последнее китайское предупреждение!..

Автор: Ипполит ПОХЛЕБКИН (Popoed)


← ПредыдущаяСледующая →

26.07.2008
Вот и поговорили…

28.06.2008
Транспортная эпидемия

Читайте в этом же разделе:
28.06.2008 Транспортная эпидемия
14.06.2008 Невыносимая легкость суждения. Несколько мыслей по поводу Бога и яичницы в книжке пана Кундеры

К списку


Комментарии

06.07.2008 03:53 | ierene

вот что тебя ранило, Ипполит, аж статью посвятил проблеме... статья чудная, Ипа, персонаж Википедии самобытен в столь кратком изложении (извини, по ссылке не охота топтаться) и не мерзок... а ты стремишься быть таким же интересным или банален до удаления без предупреждения?

06.07.2008 04:07 | marko

Между протчим, проблема для нонешнего этапа очень даже горячая. Для меня она возникла, когда я "Руку" Алешковского читал, давно еще. Объективно я чувствовал, что читаю мастерски написанную вещь, но вот с наличием в ней мата никак не мог примириться (субъективно, значит). То же и здесь. Пост о Тойоте написан блестяще - стилистически здесь ни один ботаник не придерется, это реальный базар, каким говорят нормальные реальные люди по всей территории СНГ. А вот убери ненорматив - будет фуфло, искусственность. И чо, спрашивается делать? Детишкам это давать читать?.. А почему б и нет? Тем более они это в аудиоварианте кажный день слышат.

06.07.2008 04:23 | ierene

я знаю кое-что не имеющее отношение к лит-ре, но весьма познавательное... мат используетя для возрождения чувств. люди почти (или напрочь) лишенные их, ввиду физической ли, душевной недостаточности, подсознательно заменяют ненормативом чувства. так что я отношусь ко всему этому с позиции понимания, хотя не люблю, особенно безыскусность данных излияний

06.07.2008 08:14 | Volcha

Мдя, тема сложная, ибо каждый понимает её по-своему. Я лично не люблю, когда много мата на листе бумаги или монитора. Даже ежели это и матерски написано, ну, не моё это, не моё :) Тем более, в данном случае описываются банальные случаи из жизни не самых трезвых "пацаноф". По сути, просто люди по пьяни постоянно попадают в неприятности. И хоть запоминаются всегда лишь они, и потом со временем рассказы о них приобретают всё бОльшую былинность и нереальность, всё же, всё же... Я предпочитаю читать Слова, а не мат :)))

06.07.2008 10:23 | pesnya

Блин, так Тойоту захотелось...

Впрочем, не о том я. Тема и в самом деле неоднозначная. Бывает, крепкое словцо оч. гармонично вплетается в канву произведения, что без него - ну никак. И тут главное выдержать дозировку и уместность применения. Вот в некоторых Розкиных стихах - это абалдеть какая прелесть! А вот когда как-то по студенчеству читала Лимонова "Это я - Эдичка", меня не покидало ощущение, что надо пойти вымыть руки, хотя книга была новая и не липкая. в общем, процесс отношения к данному пласту культуры - сугубо индивидуален.

А Ипа молоток - нормальный таой обзорчик изложил, прямо как актиальный симпозиумный доклад))

06.07.2008 11:07 | ole

С одним моим знакомым случилась история, результатом которой стала нежнейшая дружба.
Дальше - картинка. Представьте, идет по улице большого густонаселенного города пожилая дама. Благородная седина, осанка, элегантность, каблучки. По сторонам заглядывается, под ноги, естественно, не смотрит. А на пути люк, из которого как раз начинает появляться голова моего знакомого. Ограждение уже кем-то сбито и лежит в стороне, поэтому даму ничто не останавливает, и она со всего хода натыкается на голову, которая в свою очередь начинает реагировать, как умеет, то есть потоком мата. Дама останавливается и с интересом выслушивает. Извиняется и даже пытается помочь молодому человеку вылезти из люка целиком. И начинает объяснять ему, почему то или иное его выражение было неверным, и как надо сказать правильно. И все это спокойно, подробно, с примерами - на языке мата, естественно. Оказалось, что дама - филолог, доктор наук, специализируется именно в этой области (вот никак не могу запомнить, как по-на

06.07.2008 11:10 | ole

... как по-научному этот раздел в филологии называется). Молодой человек был смущен, но не настолько, чтоб не попросить у дамы телефон. В результате, как я уже говорила, - нежнейшая дружба.
Я это к тому, что можно запретить мат или еще что-нибудь, но оно никуда не исчезнет. Другое дело - цель. Если для эпатажа или чтоб выругаться, то к литературе это отношения не имеет. Но есть темы, в которых без мата, на мой взгляд, не обойтись, особенно в прямой речи или от первого лица. И если слова употреблены правильно, то ничего плохого в этом нет.

пысы. Я сама патологически не умею материться.

06.07.2008 17:19 | Tinkee

По мне так использование крепкого словца в современной литературе вполне закономерно. Какое время, такие песни - как говорил не помню кто, но очень уж хорошо сказал. Очень правильно вы заметили насчёт дедка-доминошника. Конечно, бездумное тыканье туда/сюда не имеющих к делу сентенций скорее оттолкнёт от произведения, но иногда необходимо показать характер лит.героя, его положение, придать колорит ситуации наконец. Мат имеет право на жизь, но употреблён он должен быть к месту, я считаю так.

06.07.2008 18:34 | marko

Ну, а у Поддубного-то он - к месту или не к месту, как считаити? Мне все ж кажется, что к месту - хотя, конечно, его с избытком. Но ведь в реальности-то, ядрена копоть, почти все так и говорят!!!

Кстати, да, я лично тоже патологически не умею материцца. Собственно я не против мата, лоялен в общем, но почему-то окружающие это чуют и вскоре начинают, матюкнувшись в моем присутствии, приносить мне извинения :)))

06.07.2008 23:51 | SukinKot

Статья актуальная, произведение интересное (надо будет полность прочесть). Употреблять мат в литературе или нет? Все хорошо к месту и в меру. Мое мнение, если искусство требует использовать мат, то автор не только имеет право, но обязан это сделать. Но, повторюсь, все хорошо к месту и в меру.

07.07.2008 15:26 | ToT-A

Можно, конечно, сказать, что всевозможным «низовым» жанрам должно быть отведено специальное место(ц)
А может, администрации сайта стоит подумать и создать такое место и здесь?

07.07.2008 18:47 | i

боюсь, как дама, Решетория будет против таких мест в ней

07.07.2008 19:07 | marko

Ага. И назвать: "Наш сортир" :)))

07.07.2008 22:36 | типа

Мэ и Жо (с)

08.07.2008 09:59 | oMitriy

Времени мало, прочёл лишь комменты (Ипа простит).
Для Валеры.
Брат! Я давно собирался выдать тебе табличку с матным словом, чтобы сам не марался, а доставал при случае. Во как...
А рубрику "Наш сортир" (слово в слово) я уже пророчил для другого сайта, там потребность в отхожем месте была чуть ли не первоочередной. Уверяю вас, что здесь совершенно другой расклад! отец Митрий

08.07.2008 11:06 | HedgeHog

подобное произведение демонстрирует не столько уровень автора сколько то что лишь черный пиар способен привлечь хоть какое-то внимание, не удивлюсь если данный обзор был заказан самой тойотой. нужен или не нужен мат это вопрос другой а вот ярая пропаганда на примере этого произведения сайтов воффка.ком и падонкоф.нет определенно снижают культуру поколения некст да и в общем-то поколения прев тоже. благодаря своей массовости и иммитации протеста привлекает все больше подростков в период их становления самоутверждения и борьбы с окружающим миром. ну и естественно весь сетевой слэнг со временем появляется в повседневном обороте, найти подростка ДОБРОВОЛЬНО читающего Пушкина это уже даже не проблема это нонсенс. хотя если всех устраивают сортирные надписи которые в ближайшее время будут являться заголовками популярнейших книг, то тогда - да, тогда конечно это безусловно нужное жизненно необходимое явление

08.07.2008 12:27 | Popoed

обзор я этот писал вовсе не потому, что хотел "продвинуть" воффка.ком - тем более я их и не читаю практически никогда. сам же рассказ мне искренне понравился - вот и рассказал и показал. Тойтота тоже обзор мне не заказывала - она и не знает о моем существовании

08.07.2008 12:36 | HedgeHog

Ипа я не о твоем обзоре : ) хотя жаль что его не заказала тебе тойота : ) а обзор от Сани Поддубного. и продвижение не вовки.ком а как раз от этих ресурсов продвижение слэнга. (коряво высказался я наверно) подобные рассказы давно не читаю хотя готов признать что некоторые читать интересно, но все это на самом деле не более чем манипуляция сознания. талантливый лепщик даже из какашки способен вылепить розу вонять она конечно будет преотвратно но выглядеть то красиво, а если еще распиарить этот запах как новое веяние то основная масса будет внюхиваться.

08.07.2008 14:13 | Popoed

ну чесговоря я не думаю что кто-то особо пиарит подобные тексты - их можно принимать или не принимать, считать литературой либо не считать. Спасибо что высказался, в любом случае :)))

08.07.2008 16:20 | Tinkee

Мне кажется то, как человек воспринимает подобные тексты - это вопрос воспитания и мировоззрения. От своего предыдущего комментария нисколько не отказываюсь, хочу просто сказать, что я прочитала лишь первую Тойот-цитату, дальше не стала - злоупотребление палонкафским не люблю, ненормативом тоже, однако литературной ценности этого рассказа заранее не отрицаю, так как объективно судить не могу. Но, наверное, задумка произведения оправдывает и подразумевает именно такой язык повествования.

09.07.2008 07:44 | HedgeHog

от моего или даже твоего принятия-непринятия данного явления ничего уже не поменяется - оно уже существует. любые запреты и цензура только подогреют интерес к нему.
to Tinkee
мировоззрение как раз таки и формирует общество, а в роли воспитателя зачастую в настоящее время выступает интернет. ценность подобные произведения может и имеют а вот нужность у них нулевая. не все то золото что поблескивает. просто происходит подмена понятий свобода и вседозволенность, колоритная эмоция и трехэтажный мат. это здорово если человек способен их различать и имеет какие-то границы своей морали, но я не готов ручаться за каждого индивидума.

09.07.2008 14:17 | Popoed

так вот я как-раз "за" интерес к нему, ибо это произведение существует - просто пример, как мне показалось, "хорошего качества". у меня устойчиво ощущение, что случилось как обычно - пастернака не читал, но осуждаю :))) Еж, не надо ручаться за каждого индивидуума :))) И что значит "нужность" нулевая? От мата может и нужно детей оберегать, но уж не литераторов - наверное - коими мы все тут прикидываемся. Есть, кстати, мысль - не мной сказанная - что если б в русском ненорматив не фильтровали - он вообще бы потерял свою "актуальность" - а из-за цензурирования и появляется "вопрос с ненормативом"

10.07.2008 00:00 | Garrison88

Я предлагаю сразу сделать всё. Дополнить, тэк скэть, "Наш сортир" нормальным, свободноскачиваемым поревом! Тем более шта этим тоже уси занимаюцца, а дык ежели цензуры не будет, так и оно отомрёт... всё... нах. (фривольно стряхивая пепел) Тем более, нас-то, литераторов... от этого самого... оберегать?! Гыыыыыыыы... Ну, тля, для законченности мысли и русской культуры, подведу штатив под жопу - Нам, культуру поднимать(?) надо! И как используется для отучения от курения метод обкуривания, так же и для отучения от бескультурья можно использовать "обкурку"! Но... для тех кто уже бескультурьем обкурен... надо создавать новый сайт. Сарушонаг?

11.07.2008 18:54 | marko

Га, если порево существует, значит, оно кому-нить нужно...

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон