По-настоящему боишься только того, чего не понимаешь
(Ги де Мопассан)
Анонсы
04.03.2019Это был красивый год. Итоги «OtvertkaFest-2018»
Беззастенчивость никогда не остается безнаказанной...
Однажды, в далеком-предалеком детстве, узнал, что знаменитая история о трех мушкетерах имеет сиквелы малой (двадцать лет спустя) и средней (десять лет спустя) дальности. Первым, что мне тогда представилось, был деревянный столик во дворе, за которым дряхлый спившийся д’Артаньян в засаленной фуфаечке, с беломориной в зубах, забивает козла в компании престарелых друзей, причем вместо шпаг — три прислоненные к столику трости и один костыль... А что вы хотели: для малолетнего отрока и десять лет, и двадцать, и тысяча суть дистанции огромного размера, а потому, в общем, и воспринимаются как одно и то же. Зато когда пожив, натерпевшись, испытав и вкусив, взираешь на те же дистанции с другой стороны, то понимаешь: даже в сиквелах эти четверо лягушатников в контексте твоего жизненного опыта — сущие сопляки.
Только почему-то применительно к первому десятилетию «ОтверткаФеста», которое мы все вместе благополучно отыграли, такого ощущения не возникает. Когда все это безобразие только-только начиналось, я, честно говоря, не особо-то и верил в то, что проект имеет хоть сколько-нибудь серьезное продолжение. А оно вон как вышло — живет себе и совершенствуется потихоньку, от сезона к сезону отбрасывая ненужное, искусственное и прирастая живым, которое не вырубить. Пришли и сгинули пожиратели парадоксов, творцы прогнозов и выскребатели страниц, юмор-студия уступила место пирожковой, дремучие анонимные пространства заселили могучие оборотни, преследуемые безжалостными угадайщиками с ледяными глазами, а на древних трактах вознеслись и весело замигали легкомысленные светофоры...
Что ж, посмотрим, что у нас получилось на этот раз. Занавес, пожалуйста...
VIII сезон ежегодного конкурса обороток «Продолжение — следует!»
Всякий решеторянский абориген знает, что неучастие в конкурсе обороток оборачивается участием в его жюрении. Знает, а делает все равно по-своему. Вот из этого-то и рождается Первый Структурный Парадокс: количество обороток в ленте оборотно пропорционально количеству конкурсантов, то есть чем меньше авторов, тем больше обороток, и наоборот. Ленту завершившегося сезона составили 20 произведений, написанных восемью участниками, среди которых я не увидел многих легендарных мастеров древности, блиставших на Фестах прошлых лет. Вот и Басё с Тредиаковским опять не явились... Увы, конечно, и ах, но ведь и надежду на их появление в грядущих творческих состязаниях тоже никто не отменял, ибо продолжение — следует.
Решением жюри, победителями восьмого конкурса обороток «Продолжение — следует!» в рамках юбилейного «ОтверткаФеста» признаны Katrin и ее работа «Сквозь послепраздничную скуку» — попытка развить посыл, заданный фрагментом «1991» стихотворения ZasHaan’а «Три зимы». В ходе голосования текст Katrin получил максимум судейских баллов и порцию критических замечаний.
«Интересный формат; так можно, да, но оборотка все же лучше воспринимается как таковая именно, когда выполнена с том же ключе, что и оригинал», — отметила судия с мелодичным именем pesnya. Вот тут, правда, не худо было бы расшифровать, что именно подразумевается под термином «ключ». Если простое соблюдение заданного оригиналом размера, то как раз для оборотки оно не обязательно. В определении жанра, сформулированном в статье «Оборотка», так и говорится: «Что же касается стихотворного размера, то в оборотке допускаются как соблюдение размера оригинального (“оборачиваемого”) текста, так и полное его игнорирование». А поскольку чтением энциклопедий в наши дни никто особо не утруждается, процитирую будущим оборотчикам сказанное там же отче нашим Митрием: «Когда пишешь оборотку, ты на какое-то время подцепляешься на тот же канал, который транслировал своим стихом оборачиваемый автор. Входишь в тот же поток. Но так как дважды в одну реку — затея довольно сложная, да и ты другой, поэтому выражаешь по-своему, сообразно твоему таланту, словарному запасу и т. д. Отсюда все остальное, в т. ч. и то, что это может быть и вовсе не похоже на точку отталкивания (текст оборачиваемого). Правда, людям, которые считают, что пишут исключительно своим талантом, а не высшей силой, этого, пожалуй, не объяснишь. Именно поэтому в оборотке сохраняется дух оригинала, а не буквальность. Общий посыл»... Однако прервемся.
Победитель конкурса обороток, согласно сложившейся традиции, считается главным лауреатом «ОтверткаФеста», но, по некоторым причинам, я не могу вручить Кате нынешний Гран-при, о котором будет сказано ниже. На сей раз лучшей оборотчице юбилейного Феста присуждается книга Гузели Яхиной «Дети мои» (М.: АСТ, 2018) — новый роман самой яркой дебютантки в истории новейшей российской литературы, лауреата премий «Большая книга» и «Ясная Поляна» 2016 года за бестселлер «Зулейха открывает глаза», автора «Тотального диктанта» 2018 года. Кстати, многие критики усматривают в этом произведении явные параллели с вселенной мистера Толкина, хотя сама Яхина это решительно отрицает. В общем, Катя, я вам искренне завидую, правда.
Вместе с Гузелью в Катину библиотеку отправляется авторский поэтический сборник Антона Стрижака «История болезни» (М.: «Стеклограф», 2018) с адресным, заметим, автографом. Презентация первой книжки одного из отцов-основателей Решетории, ветерана Самых Первых чтений, творца рубрики «Камертон», открывателя звезды Бенетнаш, одного из любимейших моих (и не только моих) поэтов прошла в московском кафе «Ex-Libris» 24 февраля.
Серебряную ступенечку конкурса обороток мирно поделили «Кто же» (на «В городе сумерки» baracud’а) и «Ых». (на «Ах» Самарканды). Действительно, конечно же Ых, а Кто же еще! Работы настолько разные по тональности, по мелодике, по эмоциональности, что только диву даешься, как они вообще могли оказаться рядом без немедленной аннигиляции. Однако оказались. Наши поздравления под барабанный бой принимают ole и Tebura. Так сказать, капитан и юнга, что может быть трогательнее.
В качестве награды для ole я выбрал сборник Надежды Александровны Тэффи «Золотое детство» (издательство «Речь», 2018) с иллюстрациями удивительной и неповторимой Виктории Кирдий. А упомянутый выше господин Стрижак по моей просьбе еще и самолично подписал ей сборник «История болезни».
Алина награждается сборником Е. ЧеширКо и друзья «Хроники домового» (АСТ, 2018. — Серия «Одобрено рунетом») — замечательной коллекцией лирических историй об обитателях потустороннего мира для детей и взрослых. «Ночью разбудил загадочный Кот. Шепнул мне на ухо, что пора валить и вышел из кладовки. Я вообще ничего не понял, но на всякий случай быстренько выучил монгольский язык. А мало ли? Вдруг и правда пора»...
Александр Фральцов, он же LunnayaZhelch, уверенно угнездился на третьем месте, делить которое ни с кем не пожелал — и правильно. Исходным, так сказать, материалом для его оборотки «Снег завис» послужило стихотворение моего земляка Дмитрия Пилипенко про голливудский снег. Хотя я и не отношусь к выдающимся знатокам оборотного жанра, все же позволю себе отнести получившийся диптих-дуэт к числу самых цельных и впечатляющих в нынешней ленте. А заодно (да простит меня автор) уточнить, что название оборотки указал я — на самом деле оборотка, как и оригинал, озаглавлена тремя звездочками.
Приз за «бронзовый» результат — роман Александра Терехова «Натренированный на победу боец» («Астрель», 2012) от спонсора номинации Тамилы Синеевой, который, как и в прошлый раз, будет ждать отправки на родину героя столько, сколько нужно.
Все призеры, участники и члены жюри (oMitriy, pesnya, tamika25, PerGYNT, ArinaPP, Helmi — вам отдельная моя благодарность) восьмого конкурса обороток получают по 10 бонусных пакетов, а также фирменные дипломы от Златы (кстати, начиная с этого сезона они будут рассылаться только в электронном виде).
А завершит первую часть нашей церемонии позитивный сюрприз в виде вручения награды в специальной номинации «Самый Оборачиваемый Автор». Думаю, понятно, что baracud, о котором идет речь и творчество которого в какой-то мере определило тематику всей конкурсной ленты, стал призером по факту, без непосредственного участия в происходящем — 7 из 20-ти обороток созданы именно по мотивам его произведений «Сегодня пятница», «В городе сумерки...» и «Снег под Петербургом». Серьезному поэту — серьезный гостинец: Анатолию вручается спецприз от спонсора номинации Аркадия Шурыгина — сборник Иосифа Бродского «Пейзаж с наводнением» («Азбука», 2013).
Конкурс-угадайка «Охота на оборотня»
Страшная вещь, если подумать. Мне она иной раз напоминает членовредительские состязания панемских дистриктов в «Голодных играх». Подозреваю, что после подведения итогов многие из бывалых охотников уезжают куда-нибудь к суровым северным фьордам, где в одиночестве, прогуливаясь по окрестным лесам с флягой вискаря в кармане, восстанавливают силы и нервы вплоть до следующего Феста.
В нынешнюю угадайку закрались некоторые особенности. Во-первых, интеллект господина Распорядителя охоты окончательно разошелся с путями совершенствования алгоритмов подсчета результатов, вследствие чего оный господин сделал то, что обычно делают все нормальные мужики в трудных ситуациях: переложил алгоритмы на хрупкие женские плечи. И вот теперь малодушно, но от души благодарит за помощь Ту-Кто-Никогда-Не-Теряет-Нить. Во-вторых, господин Распорядитель попробовал изменить характер подсказок, обратившись от внешних, поверхностных признаков к содержательной стороне разгадываемых произведений. Возможно, кому-то это не понравилось, потому что так труднее. Но, наверное, так правильнее, потому что одно дело жонглировать заголовками и совсем другое — анализировать текст.
Констатирую: победил опыт. Обладательницей самой крутой угадай-метки и зачотного титула «Мисс Гроза Оборотней – 2018» стала Тамила. Я просто не мог налюбоваться на то, как она, не участвуя в конкурсе обороток (а значит — и это вам не ежик чихнул — имея дело со всеми двадцатью), настреляла 50 процентов с первого захода и мастерски-деловито использовала мои туманные пророчества со второго.
Вот теперь — барабанный бой, туш и торжественный канкан. За блестящую профессиональную охоту, а также за активное участие в прочих мероприятиях Феста Тамиле присуждается Гран-при юбилейного сезона — шикарное издание «Мастера и Маргариты» с иллюстрациями (внимание!) самого Андрея Петровича Карапетяна. (Спонсор данной номинации пожелал сохранить анонимность.) Тамила, если когда-нибудь у тебя эту книгу украдут, то знай: это сделал я. Теперь загибаем пальцы: классик прозы Булгаков — раз, классик графики Карапетян — два... А поскольку бог любит троицу, добавляем третьего классика: классик поэзии Стрижак — три.
Титул «Мисс Неуловимость – 2018» присуждаем Алине, чья оборотка «Ых» заработала самый высокий вервольф-индекс. Никто не распознал автора «Ых» с первого раза. И лишь двое сумели разгадать его со второго. Нераспознаваемый оборотень — это реально страшно. Поэтому награждаем Алину сборником «Страшные офисные сказки» Александра Царёва («Рипол Классик», 2018).
Всем шестерым выжившим — начисляем по 10 бонусов и дипломы «OtvertkaFest-2018».
Да простит меня Volcha, строгое соответствие канонам оборотного жанра не было первым критерием для приглашения на этот бал. Тем не менее, в следующем сезоне обещаю исправиться. В конце концов, Решетория — столица обороток, а значит, должна соответствовать со всеми вытекающими из этого щепетильностями и докопашками.
По итогам читательского голосования, королевой бала 2018 года признана SamarkandA, покорившая публику произведением «Август, оборотка на Императора и Космита», созданным как отклик на обедиентовского «Императора». В качестве приза за эту заслуженную победу королеве бала вручается повесть Кристины Гептинг «Плюс жизнь» (М.: «Эксмо», 2018) — лауреат премии А. С. Пушкина «Лицей» и номинант питерского «Нацбеста». «Как быть, если тебе восемнадцать, ты рожден с ВИЧ, хочешь стать хирургом и влюблен в ВИЧ-отрицательную девушку? Выход один — оставаться положительным и позитивным. Во всем».
Самарканде, а также дважды призёру oleначисляем по 10 бонусов и дипломы «OtvertkaFest-2018»
Шорт-лист года – 2018 (ПРОЕКТ СЕРГЕЯ ОБЕДИЕНТОВА)
Год 2018-й стал для нашего Шорта последним — в том виде, в каком мы его начинали и в каком мы его честно пытались сохранить. И, верно, это правильно, что последний год Шорта был подобен вспышке сверхновой — с шумными обсуждениями, с возвращением Обедиентова, с потрясающими подборками... Это был прекрасный, красивый год. Несмотря ни на что.
«Мы все уходим. И все возвращаемся». Возвращается и Шорт — в изменившемся обличье, с другими цветами и формами, потому что все должно меняться, и потому все меняется, как должно.
Произведением года – 2018 стала подборка Самарканды «Иллюминатор». Это означает, что по пути в солнечный Самарканд вышеупомянутой Кристине Гептинг составит компанию книга Людмилы Улицкой «Детство 45–43: а завтра будет счастье» (АСТ, 2013), предоставленная спонсором, который пожелал остаться неизвестным.
Второе место в суперфинальном Шорте заняло стихотворение «Сегодня падал снег», за что его автору присуждается сборник «последнего советского поэта» Бориса Рыжего «В кварталах дальних и печальных: Избранная лирика. Роттердамский дневник» (М.: «Искусство» – XXI век», 2013) с наилучшими пожеланиями от спонсора номинации Ирины Курамшиной.
«Бронзовым» призером Шорта-2018 стала оборотка ole «Облако-рай», навеянная известной кинокартиной господина Досталя. За мастерски срежиссированную интерпретацию оригинальной темы и неповторимую поэтичность к пакуемому для отправки в ненастный Петербург призовому набору добавляется роман-номинант питерской же премии «Национальный бестселлер» «Великая мечта» Андрея Рубанова (АСТ, 2013), предоставленный нашим спонсором Тамилой.
Поэтом 2018 года подавляющее большинство участников суперфинального читательского голосования назвали основателя решеторянского Шорта Сергея Обедиентова.
Теперь обратимся к той части «ОтверткаФеста», которая посвящена малым жанрам, и посмотрим, что мы тут натворили. И, надо сказать, натворившееся, равно как и ход натворения меня на сей раз весьма порадовали. Честное слово, приятно видеть, как оживает безлюдная обычно фабрика-пекарня, как гудит пламя в печах и как подрумянивается доброе тесто на противнях. Да и максимально автоматизированный порядок голосования дает удивительное ощущение легкости и беззаботности.
Начиная с этого сезона фестивальный пирожковый турнир, кажется, обрел окончательный двухэтапный формат, в соответствии с которым победители нескольких туров первого этапа допускаются к участию во втором, суперфинальном. По результатам шести игровых туров суперфиналистами стали Tebura, ole, marko и oMitriy. Последний, на правах имеющего две победы в отборочной части, пригласил попытать удачи в решающей схватке на тему «Вредные привычки и как с ними бороться» еще двоих (PerGYNT и ChurA).
Это не помогло ни им, ни Дмитрию, зато сделало суперфинал ярче и интереснее. А условный хрустальный противень и звание лучшего пекаря Решетории завоевала беззастенчивая Tebura, вовремя решившаяся поковырять в носу, не жалея маникюра.
Беззастенчивость никогда не остается безнаказанной — и теперь Алине предстоит мужественно перенести обладание сборником «Японская поэзия» (СПб: СЗКЭО, М.: «ОНИКС-ЛИТ», 2018), который предоставил спонсор номинации Аркадий Шурыгин. Небольшая по формату книжечка вышла в подарочной малоформатной серии «Библиотека мировой литературы», содержит массу цветных иллюстраций, информацию об авторах, а также японскую транскрипцию произведений.
Одна из самых популярных забав «ОтверткаФеста» сюрпризов, в общем, не преподнесла. Уж, кажется, все делаю для того, чтобы не победил господин Перьев. И сахар я ему в бензин сыплю, и резину дырявлю, как-то раз дворники с лобового снял, а однажды даже шланг с тормозной жидкостью перерезал, чтобы уж наверняка... А утром смотришь — стоит себе на перекрестке, поворотниками помигивает, красный пережидает. И я не знаю, как он это делает. И вот приходится сейчас мне, старому, усталому человеку, вручать ему за победу в хокку-интермедии по сумме набранных очков титул «Лучший хайцзин Решетории», а также изданные в мини-форматной серии «Библиотека мировой литературы» «Сказания древней Японии» Садзанами Садзина (СПб: СЗКЭО, 2018). Нихон, прости господи, мукаси банаси. А спонсору номинации Тамиле с согласия одного из прошлогодних призеров, уступившего в неравной схватке с Почтой России, — книгу Джанрико Корофильо «Прошлое — чужая земля» (М.: «Иностранка», 2008) за победу во втором (желтом) туре. Ай-яй-яй, господин PerGYNT! Ай-яй-яй и наши искренние поздравления!
Сильнейшим мастером в первом (красном) туре, по мнению авторитарного пана Регулировщика, оказалась Алина. Надо сказать, в ходе нынешнего Феста у нее подбирается очень даже неплохая коллекция современной короткой прозы, а потому не будем выходить за рамки этого стихийно сложившегося тренда и добавим в эту библиотечку сборничек Андрея Ломачинского «Вынос мозга» (М.: АСТ, 2018). Автор — профессиональный судмедэксперт и человек с неплохим чувством юмора — в настоящее время живет себе в Штатах и нахально паразитирует на воспоминаниях о нашей родной, так сказать, действительности.
В третьем (зеленом) туре интермедии оглушительный успех имела Volcha. И чтобы она не забывала об этом успехе мы зафиксируем момент призом в виде альбомного вида сборника известного поэта, эссеиста, автора семи сборников стихов Дмитрия Воденникова «Пальто и собака» (Livebook, 2016) с многочисленными иллюстрациями Тани Гноссен-Полищук. В книгу вошли эссе, стихотворения и заметки о буднях Жозефины Тауровны, или, по-простому, таксы Чуни.
Браво, товарищи хайцзины, ну и, как говорится, к дальнейшей борьбе за безопасность движения на светофорных перекрестках — будьте готовы!
Галерея финалистов хокку-интермедии «Светофор»
Трио победителей среди финалистов хокку-интермедии (то есть авторы хокку, не уместившихся в рамки призеров основного конкурса) определялось, как и прежде, всенародным голосованием.
Первое место всенародные голосователи дружно отдали Волче. За неторопливость. А чо — неторопливость в эпоху больших безлимитных скоростей обретает, я б сказал, особое значение, придавая происходящему привкус винтажа и букинистики. Победительнице торжественно вручаем «Петровых в гриппе и вокруг него» екатеринбуржца Алексея Сальникова (М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2018) — историю о семье простого автослесаря с непростыми глубинными уровнями и многочисленными аллюзиями к древним танатологическим сплетням. Выбор этого гостинца определило и то, что автор является земляком лауреатки, и то, что роман является финалистом премий «Большая книга» и «НОС», и странное ощущение присутствия Джойса, и не менее странное ощущение присутствия в тексте меня самого.
Второе место (ну наконец-то!) досталось одному из самых активных и самоотверженных участников «ОтверткаФеста» — Аркадию Шурыгину. За божественность. С самыми наилучшими пожеланиями и самыми искренними поздравлениями от спонсора номинации Ирины Курамшиной в Город-на-Неве отправляются эссе Иосифа Бродского «Полторы комнаты» и новенький сборник Антона Стрижака «История болезни» с автографом автора.
Третье место, чему я тоже несказанно рад, забрала себе Тамила. За неповоротливость. В сказочный город Киев переезжает «Девочка с Патриарших» Екатерины Робертовны Рождественской (М.: «Эксмо», 2018). С моими поздравлениями и восхищениями.
Итак, Москва – Петербург – Киев. А что, вполне себе органичненько. Кстати, галерея в данный момент находится в стадии оформления — все полотна будут размещены в течение марта.
Когда грохочут пушки, музы, как известно, вежливо умолкают. Так было всегда — в дни проведения Феста рыцарская братия и восседающие на тронах государи с присущей им деликатной практичностью приостанавливали текущий турнир, а то и вообще объявляли себе перерыв (в конце-то концов, надо ж когда-нибудь и прямыми обязанностями заняться — грааль, там, поискать, сарацин потревожить, ножки у круглого стола подкрутить). В этот раз решили тупо присоединиться — а кому охота вкалывать, когда другие веселятся!.. Что ж, курс, как говорится, на интеграцию...
Темой турнира Ее величество выбрала «Лучше гор могут быть..?», а победителями — уже знакомый нам дуэт. Триумф разделили «Улитка» Алины и «Кто-то в горы» ole.
Обоим (вернее, обеим) лауреатам вручаются соответственно сборник «Японская поэзия» (М.: «Эксмо, 2017») от спонсора номинации Ирины Курамшиной и роман-финалист премии «Большая книга» «Калейдоскоп: расходные материалы» Сергея Кузнецова (М.: Редакция Елены Шубиной, 2016).
На этой оптимистической ноте надо бы бодро поздравить всех решеторян, причастных и непричастных, с завершением юбилейного сезона и началом следующего десятилетия истории проекта... Но. Фест не считается оконченным, пока не получен последний из его призов. А потому мы просто поблагодарим всех, кто его творил, жюрил, считал и спонсировал и констатируем: «ОтверткаФест» продолжается. До встречи 18 декабря!
Автор: marko
← Предыдущая | Следующая → |
25.03.2019 | 19.02.2019 |
Читайте в этом же разделе:
19.02.2019 Сквозь рваные облака. Итоги турнира № 83. В ночь белую перетекая. Условия турнира № 84
19.02.2019 Апеллируя к вечности. Обнаружены самые внеконкурсные оборотки!
14.02.2019 Изгалялся над следопытами. Итоги Угадайки «Охота на оборотня»
12.02.2019 Доскучалась. Итоги конкурса обороток «Продолжение — следует!»
12.02.2019 Галерея финалистов хокку-интермедии «Светофор»
Комментарии
04.03.2019 13:58 | ole Не помню, где прочитала или услышала, а может, и сама придумала такую мысль: богат не тот, кто много получает, а тот, кто тратит меньше, чем получает. |
04.03.2019 20:13 | Tebura Я тоже богачка;)) |
04.03.2019 20:50 | кэт Вспоминаю, как Валера написал, что его больше всего накрыло одной баракудиной фразой &;вроде бы, умер я несколько дней назад&;. И вроде бы никто этого не слышал, а через пару дней появилась оборотка на этот стих. |
04.03.2019 20:56 | кэт Спасибо всем). |
05.03.2019 00:55 | Волча Красивые итоги. Благодарю за призы, приятно, блин) |
05.03.2019 01:16 | Волча С удовольствием перечитала длиннющий текст итогов. Класс! Россыпи алмазного юмора, залежи разноцветной сатиры, полки с призами. А-а-тличный фест. Разнообразненький, нескучный. И участвовать было в чем, и вспоминать будет что. |
05.03.2019 23:12 | tamika25 Огромное спасибо инкогнитному спонсору за Мастера с иллюстрациями Андрея. Действительно, бесценная вещь! |
06.03.2019 00:25 | marko (сурово) Не время расслаблятца, товарищи. Впереди голосование по итогам зимы. |
06.03.2019 06:43 | мыша Не могу не отметиться по поводу Гузель Яхиной. Но если &;Зулейха&; мне близка и интересна соприкосновением с татарским бытом и ментальностью. Её преобразованием на фоне внешних перемен в обществе, что я могла наблюдать и в своей семье. То &;Дети мои&; - это вообще про мою непосредственную, можно сказать, родину. но с мало освещённой до сих пор стороны. Я себя, как читателя, поймала на раздвоении. Вроде читаю глазами человека ХХ века, просто знакомого с топонимикой столетней давности. И в то же время где-то из глубины всё описываемое отзывается в маленьком человеке, девочке, которая росла уже в позднесоветском Саратове (и Энгельсе (Покровске), это просто другая сторона реки) и воспринимала всю эту разноплановую многонациональность, сдобренную поговорками и преданиями, как данность, как естественное устройство мира. Мы ещё застали то время, когда на улицах города, а особенно в базарных рядах, в порту, на вокзале, встречалась перебрасывалась фразами история прошлого с литературой будущего. И наоборот.))) С этой точки зрения мир изменился кардинально. Я уже не говорю о том, что немцы в девяностых массово воссоединились со своей исторической родиной. До того момента я не подозревала, сколько их вокруг оказывается! Мы проводили стольких друзей друзей, коллег и начальников, и даже сводных родственников! И остались у нас на память немецкие фамилии, говорящие о былой принадлежности разрушающихся архитектурных памятников владельцам немецких кровей, улицы и города, названные в честь правильных немцев ( Когда я где-нибудь говорю &;в Энгельсе&;, меня частенько подкалывают - может, у вас ещё и Маркс есть? Есть, есть, в пятидесяти километрах от Энгельса). И постулат, который все саратовцы впитывают с молоком матери - в Саратове грязно, а в Энгельсе чисто! И снег убирают, и бардака нет, и вообще! Миф, конечно. Если бы был в России такой сказочный город, о нём бы вся страна знала. :) Короче, книга классная, забирающая отсюда и погружающая в себя. Хотя и бывает в ходе чтения местами не по себе. Больше даже от того, что всё это было так недавно. |
06.03.2019 08:47 | (голос за кадром) А еще (поговаривают) в Энгельсе есть вход в Швамбранию |
06.03.2019 10:31 | мыша Есть такой вход))) В моём творческом детстве очень многие кружковцы литературно-краеведческого направления делали доклады на эту тему. А ещё шёл разговор о том, чтобы забабахать в Саратове на территории почившего НИИ Юго-Востока тематический парк &;Швамбрания&;. По-моему замечательная идея, конечно, только если к ней серьёзно отнестись, а не тяп-ляп вот вам новый володинский типовой проект вид с боку. Но на это нужны сильные проектировщики, авторские разработки, настоящий конкурс. Слабо верится. Да и идея, поговаривают, уже сдулась на стадии розовой мечты. И с землями Юго-Востока скорее всего произойдёт нечто более привычное российскому глазу. ))) |
06.03.2019 19:58 | кэт Теперь хочется побыстрее прочитать. Зулейху я когда-то отвезла дедушке своему, а он, прочитав, передал сторожу, а сторож своей жене и т.д. |
06.03.2019 23:15 | ole дети мои - совершенно волшебная книжка. чужой и непонятный мир становится родным, близким и понятным. |
07.03.2019 00:13 | marko О Зулейхе. Вот я, наверное, моральный урод какой-то, но до сих пор прямо передергивает от жалости к Упырихе, прямо ужас какой-то... Летим должны были на кораблике проплывать Камой по Лаишевскому району, точнехонько мимо того бережка, где Зулейху экранизируют с Хаматовой, ан не вышло. "Детей..." еще не читал, знаком с ними в основном по рецензиям, но даже по ним ощущаю, что - моё :) |
07.03.2019 01:14 | ole Рукой водил тот внутренний профи, который точно знал, что в игорном притоне - поэту не место. |
07.03.2019 01:19 | ole И еще. Я так хотела книжку Антца, что боюсь ее получить.)) |
07.03.2019 06:00 | marko Ужели при получении случится катарсис? :)) |
07.03.2019 18:01 | SamarkandA ой! таинственный спонсор... |
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.