Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду
(Александр Пушкин)
Анонсы
21.06.2015
Шорт-лист недели 13–20.03.2015: Что-то нужно сломать изнутри, чтобы выйти наружу
Урбанистический слой самый поверхностный из всех имеющихся в данном произведении...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 13–20.03.2015:
(Номинатор: LunnayaZhelch)
(7: LunnayaZhelch, Finka, SukinKot, oMitriy, mysha, buhta, Katrin)
Из прохожих никто рассказать о себе не спешит,
в крайнем случае, взглядом мазнет и прошествует мимо.
Даже в давке метро ухитряются быть нелюдимы,
словно в зимнем лесу или в летней озерной глуши.
Но бывает и так, что сплетаются выход и вход —
день рожденья виной или, может, другая причина:
у окна человек, неопрятного вида мужчина,
улыбается тонко и водку из пластика пьет.
Он увидит тебя, приподнимет бутыль и кивком:
— Будешь пить?
— Нет, спасибо, прости, но сегодня не буду.
Ты не брезгуешь, нет, одноразовой грязной посудой,
просто ночь раскачала последний трамвайный вагон.
Человек не обидится:
— Ладно, тогда закуси, —
и достанет из сумки огромную красную грушу.
Ты, единым движением стереотипы разрушив,
примешь солнечный дар и смущенно ответишь:
— Спасип.
А потом разговор:
— Понимаешь?.. — и тишина.
Ты в ответ промолчишь:
— Понимаю. Я все понимаю.
Вы сойдете из разных дверей на конечной трамвая
и пойдете туда, где у каждого дом и жена,
где у каждого жизнь закольцована в рельсовый круг.
Что-то нужно сломать изнутри, чтобы выйти наружу.
— Что случилось? — жена вдруг увидела красную грушу.
— Ничего. Хочешь грушу? Меня угостил ею друг.
satory: Всем здравствуйте. В моем сегодняшнем обзоре речь пойдет о стихотворении ole «Ночной трамвай». Перед тем как начать разбирать данное произведение, хотелось бы ввести небольшую преамбулу. В последнее время бытует мнение, что поэзию делают Поэзией в первую очередь средства художественной выразительности, являющиеся декорирующей стороной, помогающей визуализировать образы, верно подействовать на человеческое восприятие, ощутить атмосферу, предлагаемую нам автором той или иной стихотворной вещи, но... все чаще и чаще поэты отказываются от всяческих «красивостей», предпочитая называть вещи своими именами. На этот счет давно ведутся дискуссии как между литературными критиками, так и обычными читателями. На мой взгляд, право на существование имеет любая точка зрения, пока она является актуальной для того, кто ее высказывает. Оговорюсь сразу, что являюсь сторонником минимализма в поэзии, поэтому к тенденции больше конкретизировать поэтический текст отношусь положительно. Сегодня мы попытаемся понять, чем же держит, а главное, приковывает к себе стихотворение, практически лишенное эпитетов, метафор и других художественных тропов.
Перед нами образец, несомненно, качественной урбанистической поэзии. Уже по месту, в котором разворачиваются события, можно понять, что автор переносит читателей в большой город, не исключено, что и в мегаполис. Музыка, шум, течение больших городов часто предрасполагают к некоторой обезличенности. Ты сливаешься с весенней слякотью, машинным скрежетом, людским потоком, становишься частичкой воистину гигантского механизма.
В стихотворении ole четко разделяются такие понятия как «частное» и «общее». Под общим подразумевается вагон, битком набитый в вечернее время людьми. Каждый отягощен своими хлопотами и проблемами, поэтому вполне может не замечать того, что творится прямо перед его носом. И именно здесь происходит резонанс — разговор «за жизнь» двух незнакомых людей.
«Эффект попутчика» в таких случаях распространяется не только на диалог, а скорее на его отсутствии в привычной форме. Взгляд и жесты человека зачастую красноречивее вербальных коммуникаций. Здесь уже не важно, что является внешней притягивающей силой, важен сам факт столкновения. В битком набитом вагоне тебя кто-то заметил...
Когда ЛГ стихотворения выходит из вагона и через какое-то время приходит домой, то мы можем говорить о частном. Жена героя первым делом замечает именно то, что выбивается из общей повседневной картины — красную грушу. Стоит заметить, что именно груша является важной деталью, выводящей за пределы «рельсового круга».
Именно она — то самое яркое пятно, которого не хватает так в жизни. Насыщенность и сочность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что автор в поэзию о большом городе вводит мотив одиночества, цикличности, системности. А это говорит уже о том, что урбанистический слой самый поверхностный из всех имеющихся в данном произведении. А их, несомненно, несколько.
В заключение мне бы хотелось вернуться к своей преамбуле. Стихотворение Стихотворением делает далеко не обилие прикладных средств и однородность формы, а слитность не только текста, но и авторской Мысли. Именно она сшивает текст крепкими нитками и не дает распасться. Данная трактовка не претендует на объективность, а просто является моей точкой зрения. На этой ноте мне бы хотелось закончить данную рецензию и поблагодарить Автора за хорошие стихи.
С ув.,
satory
tamika25: Отлично, Таня! Ты просто молодец.
satory: Стараюсь.
Baas: О, у нас появился новый вдумчивый буквоед. Это здорово!
ole: satory, огромное спасибо.
Хочу привести цитату от Olya, о чем я раньше не знала (прости, тезка): «В Древнем Китае груша (ли) была символом долголетия, поскольку грушевые деревья могут расти очень долго. Поскольку слово «разделение» произносится также «ли», то любящие и друзья не должны разрезать груши и делить их...».
satory: ole, не за что. Стихотворение не зря так высоко было оценено на межпортальном. Просто хотелось немного абстрагироваться от всей этой суеты и поговорить о вечном. О груше вообще разговор особый. Комментарии судей «радуют». Некоторые особенно. Стихотворение отличное! З.Ы.: Я за него голосовала.
buhta:Прекрасную Олю и номенатора Лунную Желчь с победой! Замечательным авторам, вошедшим в Шорт, спасибо за стихи. И поздравляю с удачным дебютом талантливого рецензента и автора Сатори.
п.с.: За рецензии благодарствую очень.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 13–20.03.2015:
(Номинатор: Volcha)
(2: Baas, ole)
Volcha:А мне в жизни остро не хватает смеха... Номинирую.
satory: Ну, все, Бухта, держись... Теперь и на тебя рецензия будет.
buhta:Та там же рецензировать нечего, было бы стихотворение, а так, чистой воды рифмовалка шутейная по сути.
satory: Поздно идти на попятную...
Я одна дотемна у окошка сижу вся печальная.
Ты покинул меня, истоптал в пух и прах зорьку красную,
И с другой загораешь у моря под тонкими пальмами,
Все кокосами кормишь ее и еще ананасами.
А и падают слезы из глаз на паркет отциклеванный,
И душа, аки бабочка, крыльями трепетно хлопает,
Вот рассвет проскакал, словно мерин, сверкая подковами.
Афродитово мне без тебя и слегка пенелопово.
Чую, тянет весной, в небе ласточки — птички-монашенки.
Воздух пахнет любовью, шампанским и мясом грилованным,
Выхожу на крыльцо — молода, хороша, не накрашена,
Как сантехник — готова на все, даже выпить без повода.
А народу на улице тьма, а мужчин чуть поменее.
Горделивой орлицей бедро изгибаю роскошное:
У меня в закромах пачка масла и блюдо с пельменями,
Есть квартирка и даже отсутствует мутное прошлое.
Пожалеешь еще, приползешь из-под пальмы кокосовой,
Одичалый твой образ в окошке моем обозначится.
Чай закончились фрукты-орехи на сказочном острове?
Что ж ты в кнопку звонка до утра тычешь липкими пальцами,
Псом голодным стоишь у двери, исхудавший, не глаженный.
Не пущу окаянного в дом, не прощаю обиды я,
И пельменей не дам, не проси, и бульона говяжьего.
Уходи, дорогой, мне теперь на душе артемидово.
Сей плач, как и полагается, мы начнем лирично и надрывно...
Ой, развратник ты такой добрый молодец, позабыл свою красную девицу в землях басурманских, променял славную лебедушку на разлучницу — змею подколодную. Так прельстили тебя фрукты экзотические, за чужой счет, видимо, что как тут откажешься. Понимаю, соколик, никак...
В любой шутке, как известно, есть доля шутки. Но так как рецензирование поэтического текста — дело далеко нешуточное, то и мы сохраним некоторую долю серьезности в нашем повествовании...
Сегодня на импровизированной сцене разыгрывается обычная житейская драма. Законный муж развлекается с законной любовницей, в то время как законная жена страдает в одиночестве до такой степени, что готова уподобиться в распивании спиртных напитков сантехнику.
Ситуация, согласитесь, крайне неприятная. Лирическая героиня произведения — умница, красавица, и как мы видим из текста, отменная хозяйка. И бульона говяжьего наварит, и пельменями закормит, но... до поры до времени соколик наш не понимал, какой ему кладезь достался. Лучшее, непременно, познается в сравнении, поэтому, отощав от скудного питания на экзотических островах, витязь наш ясный подался в родные пенаты, да только вот просчитался немного...
Обида отвергнутой и обманутой женщины — это вам не шутки шутить и не орехи щелкать. Мало того, что домой не пустит, так еще и фото только что приготовленного пирога с вареньем на мобильный пришлет. В общем, шутить с такими крайне опасно.
Традиционно оправдываемся заранее. Данная трактовка не претендует на истинность, писалась на пустой желудок, а голодный резонер — это почти то же самое, что отвергнутая и обманутая женщина — непрошеных гостей на пороге встречает только со сковородкой.
Благодарю за внимание.
(Номинатор: Pro)
(1: Pro)
satory:
«...а где-то сейчас рождается кто-нибудь...
Может быть, Человек»
ArunaLeof. Человек
В городе исчезающих фонарей,
Ласковых женщин и неплохих мужчин
На полотно нестиранных простыней,
Складками уползающих из-под шин,
Вылито масло Аннушкой — быть беде:
Многометровая свора идущих «на»
Топает безголовая по воде
Слов обессиленных, вытекших из ума.
Смена времен, как вахта и смена тел
В кирзовой паре крепких еще сапог.
Трупы бычков — на вымазанном холсте
с надписью «С нами Бог».
Где-то из раны неба сочится мгла,
Язвами взрывов где-то покрыты дни,
Гусеницы от танков ползут, скрипят,
Только не станут бабочками они.
Многим навечно будет семнадцать лет —
В тихих полях собрали особый хлеб.
Мертвыми птеродактилями на земле —
Свежие выпуски хищных цветных газет.
В маленьких клетках заперты изнутри
Битые и клянущие бабский век.
В старых руинах идолище лежит
С надписью: «Человек».
Если бы золото храмов могло спасти,
Речи того, кто главный, вели бы в свет,
Все бы отдал за ясный ориентир,
Голос — за веру истинную воспеть.
За дураков и мудрых разбил бы лоб,
Если бы это стоило лучших слов,
И упивался словом на «Л» взахлеб,
Если бы пьянство к лучшему привело.
Знаю, из сажи делается алмаз,
Из-под бетона вырастет стебелек.
Глянет тепло и чисто из детских глаз...
Может быть, Бог...
Добрый день. Сегодня мы поговорим о стихотворении Златы Волчарской «Особый хлеб». Начинать разговор о подобных произведениях всегда сложно, так как ты автоматически заходишь на территорию вневременных рамок. Хронотоп данного произведения не измеришь железными гусеницами, мертвыми птеродактилями цветных газет и другими атрибутами современности. Ведь мы говорим не о конкретном Мире. И не о конкретной Войне.
Модернистская традиция как нельзя лучше подходит к общему посылу данной вещи. Образы, представленные в стихотворении, нераздельны, так как являются винтиками прочной конструкции, представляющей собой машину Смерти. Нарочитая гиперболизация смотрится органично и не кажется инородной, так как подчеркивает не только реальность творящегося в условном «здесь», но и ту коррозию, что происходит в умах людей.
Из года в год, так же как из века в век, меняются только декорации — те самые гусеницы, о которых говорится в «Особом хлебе». Но это абсолютно никак не влияет на истинные ценности, проглядывающиеся в тонком стебельке, прорастающем сквозь гранит, в счастливых глазах ребенка, в вечном и непогрешимом Абсолюте.
Мотив вытекающей сквозь пальцы человечности, как некой аксиомы высшего антропологического проявления, пронизывает стихотворение, начиная с эпиграфа. Между этими двумя произведениями прослеживается явственная связь, поэтому мы не можем рассматривать их изолированно друг от друга.
Двусторонняя параллель «Человек-Бог» — «Бог-Человек» пронизывает насквозь оба текста. Но если ArunaLeof рассматривает единичную человеческую трагедию, то автор «Особого хлеба» охватывает трагедию множества судеб.
В данной вещи нет как такового антивоенного пафоса (в самом низшем и вульгарном его проявлении, когда текст является спекуляцией на животрепещущую тему), но имеется вдумчивая попытка осмыслить, почему все так происходит, за что именно гибнут люди — те самые винтики, идущие в расход внешней геополитики.
Оговорюсь еще раз, оценивать подобные вещи крайне затруднительно, именно поэтому я не берусь за столь неблагодарное дело. Каждый, несомненно, увидит что-то свое, также как и сделает соответствующие выводы, но если вы все-таки зададитесь вопросами «зачем» и «почему», то это уже маленькая, но все-таки Победа.
Традиционно оговорюсь, что трактовка автора рецензии не является истиной в последней инстанции, а просто выражает субъективную точку зрения. До новых встреч.
С ув.
satory
Volcha: Спасибо, сатори.
(Номинатор: LunnayaZhelch)
(1: natasha)
LunnayaZhelch: По поводу стихотворения Бориса хотелось бы сказать, что очень понравилась атмосфера и интонация, какой-то эластичный сумрак, прости господи.
satory:
Он прекратил писать,
И даже сумрак —
Ему казался вялым утешеньем.
Он брезговал давать всему названья,
И выщемлять у слова тайный смысл. —
Как высший эмиссар,
Посланник суток,
Лишенных вдруг привычного теченья,
Она вошла. И, словно в наказанье,
Просторный берег сжался в узкий мыс.
И обращенный мир
В одно мгновенье
Так вспенил жилы током тесной крови,
Что сердце, равнодушное к увечьям,
Внезапно стало слабым и больным.
Он выдохнул: Прими
Без снисхожденья
Мое безволье... страх мой... Но напротив, —
Она была нежна. И каждый вечер
Их уносил движением волны.
Не сетуй, не вини,
признай, что «доля»
не впечатляет новостью значений...
Посмев однажды утром распрощаться
С той, что умела помещаться в жизнь, —
Он принял сувенир
Занудной боли
Как новое искусство развлеченья,
Как трепетное право быть несчастным.
И этим новым знаньем одержим...
Он бросился писать,
И даже сумрак —
Ему казался щедрым откровеньем.
Он страстно раздавал всему названья,
Как будто чье-то слово одолжил.
И снова здравствуйте. Сегодня времени на полноценную рецензию нет, за что я извиняюсь перед автором данного стихотворения, поэтому смогу оставить только отзыв...
Отсутствие вдохновения, также как и непростые отношения с собственной Музой случаются часто у каждого уважающего себя поэта. Подобные категории у всех индивидуальны, именно поэтому единственного правильного решения подобных проблем не существует...
Всем известно, что в поэтическом мире действует закон катарсиса. Очищение приходит только после страданий, так как именно они обостряют восприятие, заставляют задуматься, а иногда, даже переродиться.
Но... несмотря на довольно болезненный контекст, стихотворение написано очень легко, я бы даже сказала — невесомо. Этот стих во всех отношениях белый. По метрике, наполненности и другим критериям. Такие вещи воздушны, живут ровно миг, но именно его длиной измеряется Жизнь...
С ув.
satory
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 13–20.03.2015:
Номинировано: 4
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-леди: ole
Чудо-лоцман: LunnayaZhelch
Голосивших: 11
Чадский-Буквоед: satory
ВПЕЧАТЛИЛО:
Шорт сложный, ибо классный. Каждая работа хороша и наждачно близка (Rosa)
За лирическое надрывное, ибо там живет сава (ole)
Бухта с грушей на трамвае, голос за Олю, но честно скажу, хлеб особый бухта тоже любит, потому выбор был тяжек (buhta)
Очень понравилась атмосфера и интонация, какой-то эластичный сумрак, прости господи (LunnayaZhelch)
А мне в жизни остро не хватает смеха (Volcha)
Такие вещи воздушны, живут ровно миг, но именно его длиной измеряется Жизнь (satory)
Взгляд и жесты человека зачастую красноречивее вербальных коммуникаций (satory)
Обида отвергнутой и обманутой женщины — это вам не шутки шутить и не орехи щелкать (satory)
Голодный резонер — это почти то же самое, что отвергнутая и обманутая женщина (satory)
Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)
Читайте в этом же разделе:
20.06.2015 Шорт-лист полумесяца 27.02–13.03.2015: С нами правда? А может быть Босх, и Бах?
16.05.2015 Внимание! Формируется выпуск печатного альманаха «Решетория»
16.05.2015 Плодотворная зима. Шорт-лист зимы 2014/2015
30.04.2015 Дракон во мне побежден. Итоги турнира № 63
26.04.2015 Зимние забавы. Выбираем Произведение и Автора Зимы 2014–2015
К списку
Комментарии
|
22.06.2015 09:20 | тим прашу
паде-
ргат
и жда-
ть атвета
Сава
Так вот оказывается кто был родоначальницей олбанскова - мудрая сава)) |
|
|
22.06.2015 17:10 | Volcha а я думала, что родоначальником "савы" были хранцузы... ) |
|
|
22.06.2015 19:23 | тим Не-не, хранцузы бы написали исчо круче, раздельно - са ва. Грамотеи, блин)) |
|
|
22.06.2015 19:31 | тим Прикол. . . Давеча во Франции случилось бурное обсуждение по поводу упрощения письменной грамматики (достало всех, что из десяти написанных букв читаются только 3-4, а пишутся оне фсё равно всеми по-разному). И что же? В обосновании невозможности этого упрощения (культурное наследие и тэ дэ) со стороны ихнего министерства образования, состоящем всего-то из трех небольших абзацев, было допущено 117 (!) грамматических ошибок) |
|
|
22.06.2015 23:16 | marko Энти галлы вотще необъяснимы. Одно название месяца августа у них чо стоит. Куча букаф, а в результате - просто "у". "У", господа - вот все эти падающие яблоки, звездныи дожди, писающие олени... это просто "у"!!! |
|
|
23.06.2015 08:06 | тим Это они от у-довольствия, видимо) Ууу-х-ты падающие яблоки, ууу-х-ты звездныи дожди, ууу-х писающие олени. Ууу)) |
|
|
24.06.2015 00:39 | marko Дикари, что с их взять. |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.