На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
19 ноября 2024 г.

Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду

(Александр Пушкин)

Анонсы

21.06.2015

Шорт-лист недели 13–20.03.2015: Что-то нужно сломать изнутри, чтобы выйти наружу

Урбанистический слой самый поверхностный из всех имеющихся в данном произведении...

                              Ночной трамвай

                              СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 13–20.03.2015:
 
                              1. ole. Ночной трамвай
                              (Номинатор: LunnayaZhelch)
                              (7: LunnayaZhelch, Finka, SukinKot, oMitriy, mysha, buhta, Katrin)
 
                              Из прохожих никто рассказать о себе не спешит,
                              в крайнем случае, взглядом мазнет и прошествует мимо.
                              Даже в давке метро ухитряются быть нелюдимы,
                              словно в зимнем лесу или в летней озерной глуши.
                              Но бывает и так, что сплетаются выход и вход —
                              день рожденья виной или, может, другая причина:
                              у окна человек, неопрятного вида мужчина,
                              улыбается тонко и водку из пластика пьет.
                              Он увидит тебя, приподнимет бутыль и кивком:
                              — Будешь пить?
                              — Нет, спасибо, прости, но сегодня не буду.
                              Ты не брезгуешь, нет, одноразовой грязной посудой,
                              просто ночь раскачала последний трамвайный вагон.
                              Человек не обидится:
                              — Ладно, тогда закуси, —
                              и достанет из сумки огромную красную грушу.
                              Ты, единым движением стереотипы разрушив,
                              примешь солнечный дар и смущенно ответишь:
                              — Спасип.
                              А потом разговор:
                              — Понимаешь?.. — и тишина.
                              Ты в ответ промолчишь:
                              — Понимаю. Я все понимаю.
                              Вы сойдете из разных дверей на конечной трамвая
                              и пойдете туда, где у каждого дом и жена,
                              где у каждого жизнь закольцована в рельсовый круг.
                              Что-то нужно сломать изнутри, чтобы выйти наружу.
                              — Что случилось? — жена вдруг увидела красную грушу.
                              — Ничего. Хочешь грушу? Меня угостил ею друг.
 
satory: Всем здравствуйте. В моем сегодняшнем обзоре речь пойдет о стихотворении ole «Ночной трамвай». Перед тем как начать разбирать данное произведение, хотелось бы ввести небольшую преамбулу. В последнее время бытует мнение, что поэзию делают Поэзией в первую очередь средства художественной выразительности, являющиеся декорирующей стороной, помогающей визуализировать образы, верно подействовать на человеческое восприятие, ощутить атмосферу, предлагаемую нам автором той или иной стихотворной вещи, но... все чаще и чаще поэты отказываются от всяческих «красивостей», предпочитая называть вещи своими именами. На этот счет давно ведутся дискуссии как между литературными критиками, так и обычными читателями. На мой взгляд, право на существование имеет любая точка зрения, пока она является актуальной для того, кто ее высказывает. Оговорюсь сразу, что являюсь сторонником минимализма в поэзии, поэтому к тенденции больше конкретизировать поэтический текст отношусь положительно. Сегодня мы попытаемся понять, чем же держит, а главное, приковывает к себе стихотворение, практически лишенное эпитетов, метафор и других художественных тропов.
 
Перед нами образец, несомненно, качественной урбанистической поэзии. Уже по месту, в котором разворачиваются события, можно понять, что автор переносит читателей в большой город, не исключено, что и в мегаполис. Музыка, шум, течение больших городов часто предрасполагают к некоторой обезличенности. Ты сливаешься с весенней слякотью, машинным скрежетом, людским потоком, становишься частичкой воистину гигантского механизма.
 
В стихотворении ole четко разделяются такие понятия как «частное» и «общее». Под общим подразумевается вагон, битком набитый в вечернее время людьми. Каждый отягощен своими хлопотами и проблемами, поэтому вполне может не замечать того, что творится прямо перед его носом. И именно здесь происходит резонанс — разговор «за жизнь» двух незнакомых людей.
 
«Эффект попутчика» в таких случаях распространяется не только на диалог, а скорее на его отсутствии в привычной форме. Взгляд и жесты человека зачастую красноречивее вербальных коммуникаций. Здесь уже не важно, что является внешней притягивающей силой, важен сам факт столкновения. В битком набитом вагоне тебя кто-то заметил...
 
Когда ЛГ стихотворения выходит из вагона и через какое-то время приходит домой, то мы можем говорить о частном. Жена героя первым делом замечает именно то, что выбивается из общей повседневной картины — красную грушу. Стоит заметить, что именно груша является важной деталью, выводящей за пределы «рельсового круга».
 
Именно она — то самое яркое пятно, которого не хватает так в жизни. Насыщенность и сочность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что автор в поэзию о большом городе вводит мотив одиночества, цикличности, системности. А это говорит уже о том, что урбанистический слой самый поверхностный из всех имеющихся в данном произведении. А их, несомненно, несколько.
 
В заключение мне бы хотелось вернуться к своей преамбуле. Стихотворение Стихотворением делает далеко не обилие прикладных средств и однородность формы, а слитность не только текста, но и авторской Мысли. Именно она сшивает текст крепкими нитками и не дает распасться. Данная трактовка не претендует на объективность, а просто является моей точкой зрения. На этой ноте мне бы хотелось закончить данную рецензию и поблагодарить Автора за хорошие стихи.
 
С ув.,
satory
 
tamika25: Отлично, Таня! Ты просто молодец.
 
satory: Стараюсь.
 
Baas: О, у нас появился новый вдумчивый буквоед. Это здорово!
 
ole: satory, огромное спасибо.
 
Хочу привести цитату от Olya, о чем я раньше не знала (прости, тезка): «В Древнем Китае груша (ли) была символом долголетия, поскольку грушевые деревья могут расти очень долго. Поскольку слово «разделение» произносится также «ли», то любящие и друзья не должны разрезать груши и делить их...».
 
satory: ole, не за что. Стихотворение не зря так высоко было оценено на межпортальном. Просто хотелось немного абстрагироваться от всей этой суеты и поговорить о вечном. О груше вообще разговор особый. Комментарии судей «радуют». Некоторые особенно. Стихотворение отличное! З.Ы.: Я за него голосовала.
 
buhta:Прекрасную Олю и номенатора Лунную Желчь с победой! Замечательным авторам, вошедшим в Шорт, спасибо за стихи. И поздравляю с удачным дебютом талантливого рецензента и автора Сатори.
п.с.: За рецензии благодарствую очень.
 
 
                              Лирика 
 
                              ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 13–20.03.2015:
 
                              2. buhta. Лирическое надрывное
                              (Номинатор: Volcha)
                              (2: Baas, ole)
 
Volcha:А мне в жизни остро не хватает смеха... Номинирую.
 
satory: Ну, все, Бухта, держись... Теперь и на тебя рецензия будет.
 
buhta:Та там же рецензировать нечего, было бы стихотворение, а так, чистой воды рифмовалка шутейная по сути.
 
satory: Поздно идти на попятную...
 
          Я одна дотемна у окошка сижу вся печальная.
          Ты покинул меня, истоптал в пух и прах зорьку красную,
          И с другой загораешь у моря под тонкими пальмами,
          Все кокосами кормишь ее и еще ананасами.
 
          А и падают слезы из глаз на паркет отциклеванный,
          И душа, аки бабочка, крыльями трепетно хлопает,
          Вот рассвет проскакал, словно мерин, сверкая подковами.
          Афродитово мне без тебя и слегка пенелопово.
 
          Чую, тянет весной, в небе ласточки — птички-монашенки.
          Воздух пахнет любовью, шампанским и мясом грилованным,
          Выхожу на крыльцо — молода, хороша, не накрашена,
          Как сантехник — готова на все, даже выпить без повода.
 
          А народу на улице тьма, а мужчин чуть поменее.
          Горделивой орлицей бедро изгибаю роскошное:
          У меня в закромах пачка масла и блюдо с пельменями,
          Есть квартирка и даже отсутствует мутное прошлое.
 
          Пожалеешь еще, приползешь из-под пальмы кокосовой,
          Одичалый твой образ в окошке моем обозначится.
          Чай закончились фрукты-орехи на сказочном острове?
          Что ж ты в кнопку звонка до утра тычешь липкими пальцами,
 
          Псом голодным стоишь у двери, исхудавший, не глаженный.
          Не пущу окаянного в дом, не прощаю обиды я,
          И пельменей не дам, не проси, и бульона говяжьего.
          Уходи, дорогой, мне теперь на душе артемидово.
 
Сей плач, как и полагается, мы начнем лирично и надрывно...
 
Ой, развратник ты такой добрый молодец, позабыл свою красную девицу в землях басурманских, променял славную лебедушку на разлучницу — змею подколодную. Так прельстили тебя фрукты экзотические, за чужой счет, видимо, что как тут откажешься. Понимаю, соколик, никак...
 
В любой шутке, как известно, есть доля шутки. Но так как рецензирование поэтического текста — дело далеко нешуточное, то и мы сохраним некоторую долю серьезности в нашем повествовании...
 
Сегодня на импровизированной сцене разыгрывается обычная житейская драма. Законный муж развлекается с законной любовницей, в то время как законная жена страдает в одиночестве до такой степени, что готова уподобиться в распивании спиртных напитков сантехнику.
 
Ситуация, согласитесь, крайне неприятная. Лирическая героиня произведения — умница, красавица, и как мы видим из текста, отменная хозяйка. И бульона говяжьего наварит, и пельменями закормит, но... до поры до времени соколик наш не понимал, какой ему кладезь достался. Лучшее, непременно, познается в сравнении, поэтому, отощав от скудного питания на экзотических островах, витязь наш ясный подался в родные пенаты, да только вот просчитался немного...
 
Обида отвергнутой и обманутой женщины — это вам не шутки шутить и не орехи щелкать. Мало того, что домой не пустит, так еще и фото только что приготовленного пирога с вареньем на мобильный пришлет. В общем, шутить с такими крайне опасно.
 
Традиционно оправдываемся заранее. Данная трактовка не претендует на истинность, писалась на пустой желудок, а голодный резонер — это почти то же самое, что отвергнутая и обманутая женщина — непрошеных гостей на пороге встречает только со сковородкой.
Благодарю за внимание.
 
                              3. Volcha. Особый хлеб
                              (Номинатор: Pro)
                              (1: Pro)
 
satory:
 
                                         «...а где-то сейчас рождается кто-нибудь...
                                         Может быть, Человек»
                                                                                 ArunaLeof. Человек
 
          В городе исчезающих фонарей,
          Ласковых женщин и неплохих мужчин
          На полотно нестиранных простыней,
          Складками уползающих из-под шин,
          Вылито масло Аннушкой — быть беде:
          Многометровая свора идущих «на»
          Топает безголовая по воде
          Слов обессиленных, вытекших из ума.
          Смена времен, как вахта и смена тел
          В кирзовой паре крепких еще сапог.
          Трупы бычков — на вымазанном холсте
          с надписью «С нами Бог».
 
          Где-то из раны неба сочится мгла,
          Язвами взрывов где-то покрыты дни,
          Гусеницы от танков ползут, скрипят,
          Только не станут бабочками они.
          Многим навечно будет семнадцать лет —
          В тихих полях собрали особый хлеб.
          Мертвыми птеродактилями на земле —
          Свежие выпуски хищных цветных газет.
          В маленьких клетках заперты изнутри
          Битые и клянущие бабский век.
          В старых руинах идолище лежит
          С надписью: «Человек».
 
          Если бы золото храмов могло спасти,
          Речи того, кто главный, вели бы в свет,
          Все бы отдал за ясный ориентир,
          Голос — за веру истинную воспеть.
          За дураков и мудрых разбил бы лоб,
          Если бы это стоило лучших слов,
          И упивался словом на «Л» взахлеб,
          Если бы пьянство к лучшему привело.
 
          Знаю, из сажи делается алмаз,
          Из-под бетона вырастет стебелек.
          Глянет тепло и чисто из детских глаз...
          Может быть, Бог...
 
Добрый день. Сегодня мы поговорим о стихотворении Златы Волчарской «Особый хлеб». Начинать разговор о подобных произведениях всегда сложно, так как ты автоматически заходишь на территорию вневременных рамок. Хронотоп данного произведения не измеришь железными гусеницами, мертвыми птеродактилями цветных газет и другими атрибутами современности. Ведь мы говорим не о конкретном Мире. И не о конкретной Войне.
 
Модернистская традиция как нельзя лучше подходит к общему посылу данной вещи. Образы, представленные в стихотворении, нераздельны, так как являются винтиками прочной конструкции, представляющей собой машину Смерти. Нарочитая гиперболизация смотрится органично и не кажется инородной, так как подчеркивает не только реальность творящегося в условном «здесь», но и ту коррозию, что происходит в умах людей.
 
Из года в год, так же как из века в век, меняются только декорации — те самые гусеницы, о которых говорится в «Особом хлебе». Но это абсолютно никак не влияет на истинные ценности, проглядывающиеся в тонком стебельке, прорастающем сквозь гранит, в счастливых глазах ребенка, в вечном и непогрешимом Абсолюте.
 
Мотив вытекающей сквозь пальцы человечности, как некой аксиомы высшего антропологического проявления, пронизывает стихотворение, начиная с эпиграфа. Между этими двумя произведениями прослеживается явственная связь, поэтому мы не можем рассматривать их изолированно друг от друга.
 
Двусторонняя параллель «Человек-Бог» — «Бог-Человек» пронизывает насквозь оба текста. Но если ArunaLeof рассматривает единичную человеческую трагедию, то автор «Особого хлеба» охватывает трагедию множества судеб.
 
В данной вещи нет как такового антивоенного пафоса (в самом низшем и вульгарном его проявлении, когда текст является спекуляцией на животрепещущую тему), но имеется вдумчивая попытка осмыслить, почему все так происходит, за что именно гибнут люди — те самые винтики, идущие в расход внешней геополитики.
 
Оговорюсь еще раз, оценивать подобные вещи крайне затруднительно, именно поэтому я не берусь за столь неблагодарное дело. Каждый, несомненно, увидит что-то свое, также как и сделает соответствующие выводы, но если вы все-таки зададитесь вопросами «зачем» и «почему», то это уже маленькая, но все-таки Победа.
 
Традиционно оговорюсь, что трактовка автора рецензии не является истиной в последней инстанции, а просто выражает субъективную точку зрения. До новых встреч.
 
С ув.
satory
 
Volcha: Спасибо, сатори.
 
                              4. smehach. Поэты всегда лгут
                              (Номинатор: LunnayaZhelch)
                              (1: natasha)
 
LunnayaZhelch: По поводу стихотворения Бориса хотелось бы сказать, что очень понравилась атмосфера и интонация, какой-то эластичный сумрак, прости господи.
 
satory:
 
          Он прекратил писать,
          И даже сумрак —
          Ему казался вялым утешеньем.
          Он брезговал давать всему названья,
          И выщемлять у слова тайный смысл. —
 
          Как высший эмиссар,
          Посланник суток,
          Лишенных вдруг привычного теченья,
          Она вошла. И, словно в наказанье,
          Просторный берег сжался в узкий мыс.
 
          И обращенный мир
          В одно мгновенье
          Так вспенил жилы током тесной крови,
          Что сердце, равнодушное к увечьям,
          Внезапно стало слабым и больным.
 
          Он выдохнул: Прими
          Без снисхожденья
          Мое безволье... страх мой... Но напротив, —
          Она была нежна. И каждый вечер
          Их уносил движением волны.
 
          Не сетуй, не вини,
          признай, что «доля»
          не впечатляет новостью значений...
          Посмев однажды утром распрощаться
          С той, что умела помещаться в жизнь, —
 
          Он принял сувенир
          Занудной боли
          Как новое искусство развлеченья,
          Как трепетное право быть несчастным.
          И этим новым знаньем одержим...
 
          Он бросился писать,
          И даже сумрак —
          Ему казался щедрым откровеньем.
          Он страстно раздавал всему названья,
          Как будто чье-то слово одолжил.
 
И снова здравствуйте. Сегодня времени на полноценную рецензию нет, за что я извиняюсь перед автором данного стихотворения, поэтому смогу оставить только отзыв...
 
Отсутствие вдохновения, также как и непростые отношения с собственной Музой случаются часто у каждого уважающего себя поэта. Подобные категории у всех индивидуальны, именно поэтому единственного правильного решения подобных проблем не существует...
 
Всем известно, что в поэтическом мире действует закон катарсиса. Очищение приходит только после страданий, так как именно они обостряют восприятие, заставляют задуматься, а иногда, даже переродиться.
 
Но... несмотря на довольно болезненный контекст, стихотворение написано очень легко, я бы даже сказала — невесомо. Этот стих во всех отношениях белый. По метрике, наполненности и другим критериям. Такие вещи воздушны, живут ровно миг, но именно его длиной измеряется Жизнь...
 
С ув.
satory
 
                              Ночь 
 
                              СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 13–20.03.2015:
 
                              Номинировано: 4
                              Прошло в Шорт-лист: 4
                              Шорт-леди: ole
                              Чудо-лоцман: LunnayaZhelch
                              Голосивших: 11
                              Чадский-Буквоед: satory
 
 
                              Здесь живет сава 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Шорт сложный, ибо классный. Каждая работа хороша и наждачно близка (Rosa)
 
За лирическое надрывное, ибо там живет сава (ole)
 
Бухта с грушей на трамвае, голос за Олю, но честно скажу, хлеб особый бухта тоже любит, потому выбор был тяжек (buhta)
 
Очень понравилась атмосфера и интонация, какой-то эластичный сумрак, прости господи (LunnayaZhelch)
 
А мне в жизни остро не хватает смеха (Volcha)
 
Такие вещи воздушны, живут ровно миг, но именно его длиной измеряется Жизнь (satory)
 
Взгляд и жесты человека зачастую красноречивее вербальных коммуникаций (satory)
 
Обида отвергнутой и обманутой женщины — это вам не шутки шутить и не орехи щелкать (satory)
 
Голодный резонер — это почти то же самое, что отвергнутая и обманутая женщина (satory)
 

Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)


← ПредыдущаяСледующая →

22.06.2015
Шорт-лист полумесяца 20.03–03.04.2015: А Млечный путь — скорей всего, строка

20.06.2015
Шорт-лист полумесяца 27.02–13.03.2015: С нами правда? А может быть Босх, и Бах?

Читайте в этом же разделе:
20.06.2015 Шорт-лист полумесяца 27.02–13.03.2015: С нами правда? А может быть Босх, и Бах?
16.05.2015 Внимание! Формируется выпуск печатного альманаха «Решетория»
16.05.2015 Плодотворная зима. Шорт-лист зимы 2014/2015
30.04.2015 Дракон во мне побежден. Итоги турнира № 63
26.04.2015 Зимние забавы. Выбираем Произведение и Автора Зимы 2014–2015

К списку


Комментарии

22.06.2015 09:20 | тим

прашу
паде-
ргат
и жда-
ть атвета
Сава

Так вот оказывается кто был родоначальницей олбанскова - мудрая сава))

22.06.2015 17:10 | Volcha

а я думала, что родоначальником "савы" были хранцузы... )

22.06.2015 19:23 | тим

Не-не, хранцузы бы написали исчо круче, раздельно - са ва. Грамотеи, блин))

22.06.2015 19:31 | тим

Прикол. . . Давеча во Франции случилось бурное обсуждение по поводу упрощения письменной грамматики (достало всех, что из десяти написанных букв читаются только 3-4, а пишутся оне фсё равно всеми по-разному). И что же? В обосновании невозможности этого упрощения (культурное наследие и тэ дэ) со стороны ихнего министерства образования, состоящем всего-то из трех небольших абзацев, было допущено 117 (!) грамматических ошибок)

22.06.2015 23:16 | marko

Энти галлы вотще необъяснимы. Одно название месяца августа у них чо стоит. Куча букаф, а в результате - просто "у". "У", господа - вот все эти падающие яблоки, звездныи дожди, писающие олени... это просто "у"!!!

23.06.2015 08:06 | тим

Это они от у-довольствия, видимо) Ууу-х-ты падающие яблоки, ууу-х-ты звездныи дожди, ууу-х писающие олени. Ууу))

24.06.2015 00:39 | marko

Дикари, что с их взять.

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон