Стихи - это слова, сказанные так, что они вызывают благодарность у человека, который их услышал впервые и уже не забудет потом никогда
(Александр Галич)
Анонсы
11.03.2015
Шорт-лист недели 05–12.12.2014: И каплю солнца жду — бессмысленный счастливчик
Нестерпимо хочется выстирать шторы, распахнуть окна, впустить ливень солнца вместе с ветром...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 05–12.12.2014:
(Номинатор: noname)
(6: noname, Ptenchik, ChurA, LunnayaZhelch, afinskaja, Lisa)
Житьишко — заваль, загогулиной змеясь —
желтофиоль в истлевшей жардиньерке —
сижу в горшке три на три, опояс-
ывает это все диван, советский шкаф в три дверки
да телевизор... В центре я — небритый идиот,
еще не жмурик, но уже не живчик —
с утра цветковый свой я разеваю рот,
и каплю солнца жду — бессмысленный счастливчик...
А ветер дунет — я взволнуюсь и дрожа —
завороженный невозможностью дожать
сознание свое до заморочки
той тютчевской, где мысль всего лишь ложь-жь-жь...
Жую слова... Их, отжимая в жом — жужжу...
залетною пчелой...
А дальше не дано...
Такое вот, кино...
И точка.
Katrin: Нет, не пойдет так. Цветок — полить и удобрить (или задобрить, или побрить). Взбодрить, в общем. Диван — пропылесосить, шкаф — выкинуть, окна — открыть, ветер — пусть дует!
Мне нравится. Хотя нестерпимо хочется выстирать шторы, распахнуть окна, впустить ливень солнца вместе с ветром, закружиться в самом центре трехметрового мира, а потом сесть на пол и, смеясь, понимая, что все это не так, чтобы надолго, но всё же... побыть такой пчелищей — крупной, звонкой, сильной, нужной.
Красиво. Я вслух читала. Несмотря на «горшок-идиот-жмурик» и т. п. — красиво. Потому что тут же «желтофиоль-жардиньерка-цветковый-тютчевской...» и жужжжание, и прелесть авторского языка.
Спасибо, Ицхак.
Rosa: Мой земляк победил. Ура!!!
SukinKot: Сколько помню Ицхака, ни разу не видел, чтобы он с кем-то ссорился или выяснял отношения, а ведь он, можно сказать, у нас с момента основания. И в тусовках никаких не замечен. Человек просто занимается поэзией. Вот с кого надо брать пример.
Rosa: (надувшись) В моем городе только такие и живут, включая меня и Ицхака.
SukinKot: Ну, Роза вообще вне конкуренции.
Rosa: (надувшись до неприличных размеров) А то.
Skorodinski: Огромное спасибо за внимание. Этому стиху много десятилетий, но в оправдание могу пояснить, что в ключевое слово — желтофиоль — были влюблены многие великие, от Иванова — желтофиоль, как виола — до Бродского. Я воодушевился, когда-то, стихотворением Саши Чёрного о том, как он покупал этот цветок в немецкой лавке...
buhta: А зачем оправдываться, хорошее стихотворение-победитель, с чем вас и поздравляю!
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 05–12.12.2014:
(Номинатор: mysha)
(5: Algiz, mysha, Pro, tamika25, SukinKot)
Katrin:
В деревне по имени Лето,
ни богу, ни черту взаймы,
под сенью сиреневых веток —
изба неизбывной зимы:
прищуренный взгляд из-под ставен,
кривится в ухмылке крыльцо,
замок на дверях неисправен,
несет от колодца гнильцой,
трухлявые зубы забора
крошатся и тонут в снегу,
и деру дают визитеры,
увидев избушку-каргу.
...Под ржавой залатанной крышей
споткнутся и встанут часы,
никто никогда не услышит
избушкино тихое «тссс...»
Отпляшет шумливое лето,
и солнце уйдет за холмы;
под сенью изломанных веток —
изба неизбывной зимы.
Это, по-моему, поэзия-поэзия. Концентрированная и оживающая. Не хочется мне проводить параллели и искать двойное, а то и тройное дно в этом тексте. Они пытаются появиться, но я сопротивляюсь. Потому что отчетливо вижу эту избушку-каргу, которая «зимой и летом одним цветом», даже слышу, как она вздыхает, кряхтит, вижу ее воспоминания.
Одна только фраза «изба неизбывной зимы» — уже поэзия. Да и весь текст как с картинки, как с проиллюстрированной книжной страницы. И что-то такое подергивается в душе ненормальной жалостью — шапку бы надеть на эту избу, да чаем с малиной напоить... Да выслушать.
Но больше всего мне стих нравится своей округлостью — он не бьет, он просто поговорить пришел.
natasha: В хорошем стихотворении «Изба...» меня смутило «трухлявые зубы забора / крошатся и тонут в снегу», потому что все происходит все-таки летом. Либо тогда это некая метафора в виде сказочной картинки: все кругом цветет, а избушка вместе с забором в снегу, но как-то непонятно тогда зачем эта сказочность, кроме этого, вроде, ничего сказочного больше нет. И что за визитеры? Чего они боятся, от чего бегут? Бабы Яги? Может, это, и правда, просто сказочка? Мило.
И еще, это просто так, вспомнила, это песенка, слышала однажды под шарманку, попробуйте спеть, мило получается:
В глубокой теснине Дарьяла,
где роется Терек во мгле,
старинная башня стояла,
чернея на черной скале...
SukinKot: Зима присутствует даже в названии, а снег зимой меня почему-то не удивляет. Кстати, когда я раньше ездил в северные края, а это всегда было в конце лета, то проезжал места, где кое-где лежал снег — такой пласт снега лежит себе в тенечке, а рядом травка растет. А еще снег в горах бывает круглый год. Башня Тамары вспомнилась? Не уловил связи, но, допустим, что есть. И что из этого? Мне, к примеру, вспомнилась песня «жила зима в избушке», там где потолок ледяной, не вижу в этом криминала.
natasha: Кот, ритмика та же самая, можно также, под шарманку, спеть эту «избу», попробуйте, это здорово. Сюжет слегка схож, разве нет? Есть, кстати, еще такая же шарманка, эту-то, наверняка, знаете:
Я был батальонный разведчик,
а он писаришка штабной...
SukinKot: Наташа, когда-то давно на эту тему спорил, лень вспоминать детали, но суть в том, что десятки и сотни известных стихо написаны одним ритмом.
Однажды в студеную зимнюю пору
Сижу за решеткой в темнице сырой
Гляжу поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орел молодой
natasha: Серёж, разве ж я против? Наоборот, я за. Просто интересно. Интересно и то, что почему-то не всегда это замечаешь, а иногда сразу. Есть, значит, что-то еще такое, кроме ритмики. Интересно что.
(Номинатор: natasha)
(4: ole, buhta, natasha, Katrin)
ole: Мне понравились изба Смайлы и Финкины облака. Голос за Бааса. Очень тронул.
Katrin:
Она говорит, и слова ложатся на край стола,
Как усталая птица прижалась к ночному морю.
Небо стало водою, а солнце луной — иншалла,
Мы остались кем были, лишь мы остались собою.
Я говорю, и слова словно карты /у нас каре/,
Ты нашла острова на тридцать седьмой параллели.
Небо стало водою, не выжить нам на земле,
Мы плывем в небесах, мы легли в небеса как звери.
Мы говорим, а слова как бродящий вишневый сок,
Северный ветер уносит звезды — сгорят на юге.
Солнце как маятник, мечется с запада на восток —
Мы вернулись домой, мы идем по земле как люди.
У меня такое ощущение, что сейчас я своими щупальцами полезу в нечто священное и буду раздирать его на куски. А потом еще буду всем рассказывать, что каждый кусок — это именно то, что мне видится.
«Она говорит, и слова ложатся на край стола, как усталая птица прижалась к ночному морю» — концентрат нежности и доверия. И дальше курс только лишь на сближение, до выхода в небеса. Если бы не стих Бухты, который послужил отправной точкой, я бы разрешила себе воспринимать этот текст совершенно интимно — очень уж ассоциативно верно он скроен.
В любом случае, это высшая точка сближения, хождение по лезвию бритвы. Даже солнце «как маятник, мечется с запада на восток».
Очень страшно мне. Рушить те образы, которые может вызвать этот стих у каждого. Я-то, по правде говоря, прогулялась и по стиху Бухты хорошенько, и по барашкам white-snow. Оно все общее, понимаете? Все вот это...
«Скорее всего, она никогда не спит, но когда ложусь, просит спеть колыбельную. Иногда соглашаюсь, закрываю глаза рукой, накрываю ее одеялом и пою. Так и спим — спина к спине, она ощущает мое тепло, я — ее вяжущую прохладу, от которой мне неприятно становится хорошо»
и вот это
«...у города кашель, у нашего города нервный тик.
я каждую ночь считаю часы, собираю камни...»
и вот это
«...Небо стало водою, а солнце луной — иншалла,
Мы остались кем были, лишь мы остались собою»
Тише. Тише. Все хорошо. «...И я пошел искать рафинад в булочной, чтобы ты не сомневалась в моей любви»
Спасибо вам всем.
MitinVladimir: Кэт, рецка прям ваще-ваще!.. (смотрит на время ее публикации) Надо же, я уже вставал, а кто-то исчо и не ложился, рецензии писал.
Katrin: Тим, спасибо. Да, почему-то ночью рецензии писать легче. Никуда не надо опаздывать.
(Номинатор: buhta)
(3: white-snow, ArinaPP, MitinVladimir)
Katrin:
мы
гоним спирт из облаков.
нам
нашу молодость не жалко.
нас
окружает только свалка
не-нор-ма-тив-ная — стихов.
У нас в домах всегда «сегодня» —
Бутылка —
не болезнь, а сводня
Для
«жить во имя» и «зачем?»
Как между
«кем-то» и «ничем».
Почему это не жалко? Жалко. Но разве что-то можно изменить? Я таких стихов, с одной стороны, побаиваюсь — за откровенность, а с другой — я благодарна им и их авторам за возможность ощутить себя «в толпе». Потому как общение с бутылкой и с «бутылкой» в окружении той самой свалки — то еще занятие... Финка умеет, что в стихах, что в комментариях, из малого количества простых слов взболтать идеальный коктейль. Да, именно между «во имя» и «зачем», именно так. Хорошо ли это, правильно? Я не знаю. Чаще мне кажется, что нет. Но... разве что-то можно изменить? Это не болезнь, это — сводня.
ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
(Номинатор: marko)
Katrin:
мы умеем греться под лучами
солнца и других окрестных звезд
вертим землю белыми ночами
черными латаем млечный мост
утром камнем падаем в колодцы
тонем и сливаемся с водой
чтобы раствориться в текстах лоций
лоцмана с волнистой бородой
словом в нас заложена программа
по распространению добра
в будущем планета станет храмом
евы из адамова ребра
нона пряжу складывает в зыбку
децима наматывает нить
но одна фатальная ошибка
морты может землю изменить
выйдя из огней протуберанцев
лоцман спросит с каждого вдвойне
сколько желторотых новобранцев
гибнет ежедневно на войне
нам придется вдовствующим дамам
выдать тайны мстительных мегер
и сломать воинственным адамам
ребра
à la guerre comme à la guerre
Если характеризовать стих одним предложением, я бы выбрала «программу по распространению добра».
Я стихи впитываю, обоняю и ощущаю. И, признаюсь, иногда даже не ищу в них смысл — другой смысл, а не тот, который поселился во мне сразу после первого-второго прочтения. Но с этими строчками мне пришлось пообщаться. Я их распечатала, проехалась с ними в метро, они жили в моей сумке и в моей голове. Хотелось «понять недопонятое». Больше всего царапал вопрос, кто такие «мы», авторские «мы»? Дома обнаружила, что Наташа — прелесть, она уже задала этот вопрос и даже получила на него ответ. «Мы» — это ангелы, а «лоцман» — бог.
И вроде бы всё на поверхности — вот оно солнце и производные, вот он колодец, вода, тексты лоций — ой-ля-ля, все при деле и всё вроде бы по плану, жизнь трудна, но прекрасна, нона и децима при деле, и будет так, пока... пока не появится морта. Тут у меня нестыковка — почему ошибка? Вернее не так — а только ли ошибка? Если тексты лоций уже написаны? Или это к тому, что именно ее ошибка всегда фатальна и может изменить те самые тексты? Тогда да, всё так.
Вот к этому моменту я уже окунулась в ощущение «программы по распространению добра» и вдруг — «нам придется вдовствующим дамам выдать тайны мстительных мегер...», а потом и вовсе сломанные ребра, которые так и стоят перед глазами среди протуберанцев и звезд... Ага, тут, получается, начинается новый раздел: «как страшно жить». Так ведь à la guerre comme à la guerre. Или это все ради «храма Евы из адамова ребра»?
В общем, преподнесено познавательно и ново. И перечитывать хочется, и понимать чуть больше — тоже хочется, и уже осознаю, что буду ждать от этого автора новых текстов...
Автору merci.
natasha: Кажется, поняла стих «Рёбра». Это описание «стрелялки», сюжетно сделанной на основе какого-то «фэнтези». Не понимаю только, зачем это скрывать от читателей, далеких от таких игрушек, и не отвечать на прямой вопрос — о чем стих. Ну, намекнул бы автор в эпиграфе, или еще как. Может быть, потому, что хочется «непоняткой» придать стиху глобальное звучание. По-моему, напрасная уловка, которая только раздражает, ибо философская подкладка банальна (беднее метафоры, в данном случае), а в прямом значении (компьютерная «стрелялка») стих получается довольно хорошим.
Katrin: Если «стрелялка» — то, наверное, это забавно. Я их не знаю, не играю. Вот попробовала, «прожила» в стихе. Может быть.
Algiz: Чудеса! Мне именно что игра и вообразилась. Потому и стиш утащила к себе — на «подумать». Но поскольку я — старый сумасшедший геймер, должна заметить, игра все-таки простенькая, фэнтези, спасение мира и пр. Зато стих — хороший, крепкий.
natasha: Кэт, Лора, так и я не знаю, потому и не могла сразу этот «многозначительный» ребус разгадать, а потому и воспринять стих сразу правильно и легко, как он и должен, вообще-то, восприниматься, а именно, как нормальный такой, вполне себе даже «приличный» стих, если понимать его прямо, а не метафорически, ибо игровой сюжет (поверхностный коктейль из важнейших культурных мифов — тут тебе и Египет, и Греция, и библия) прекрасно отображает актуальное положение дел в воспитании и образовании детишек.
Algiz: И не только детишек. Взрослые тоже... подвержены.
Katrin: А я почему-то решила, что этот коктейль специально закручен автором... ну, для антуража.
noname: Катрин, я рад, что мой стишок именно вы отрецензировали, потому что вы прочитали его почти так, как я и задумывал. И, отвечая на ваш вопрос, — да, ради храма Евы, но если Морта все-таки ошибется, то не останется адамовых ребер, из которых этот храм можно будет построить.
Попутно замечу, что из компьютерных игрушек у меня есть пасьянс косынка на смартфоне да большой кинг на ноутбуке, ко всему прочему я абсолютно равнодушен, потому что предпочитаю чтение всему остальному, что и всем советую.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 05–12.12.2014:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-мэн: Skorodinski
Чудо-лоцман: noname
Голосивших: 18
Воздержантов: 1 (Rosa)
Чадский-Буквоед: Katrin
ВПЕЧАТЛИЛО:
А я бы вот к Валерушке обратилась — он так редко номинирует — почему именно этот текст его торкнул? (Rosa)
Тута минутка появилась, и я ломанулась, как медведь в кусты боярышника — Лонг пихать (Rosa)
Я такой активный, потому что в отпуске, но он уже подходит к концу. 15 и 16 у меня две ночные смены, 18 выходной, а потом, 19 и 20 утренние, 21 и 22 ночные, 23 выходной, 24 и 25 утренние, 26 и 27 ночные... (noname)
Красиво. Я вслух читала (Katrin)
Человек просто занимается поэзией. Вот с кого надо брать пример (SukinKot)
Общение с бутылкой и с «бутылкой» в окружении той самой свалки — то еще занятие (Katrin)
Ночью рецензии писать легче. Никуда не надо опаздывать (Katrin)
Стих нравится своей округлостью — он не бьет, он просто поговорить пришел (Katrin)
Может, это, и правда, просто сказочка? Мило (natasha)
Вспомнилась песня «жила зима в избушке», там где потолок ледяной, не вижу в этом криминала (SukinKot)
Я — старый сумасшедший геймер (Algiz)
Предпочитаю чтение всему остальному, что и всем советую (noname)
Тише. Тише. Все хорошо (Katrin)
Автор: Владимир МИТИН («Решетория»)
Читайте в этом же разделе:
11.03.2015 Шорт-лист недели 28.11–05.12.2014: Я стал бы тем, кого ведут на площадь
06.03.2015 Там время никогда не заканчивается. Итоги турнира № 60
23.02.2015 Минздрав Решетории предупреждает. Итоги шестого сезона «OtvertkaFest»
20.02.2015 Поздравляем нашу бухту! Бух-бух, ура!
19.02.2015 Всё когда-нибудь будет. Шорт лист года – 2014
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.