На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
29 марта 2024 г.

Не следуйте туда, куда вас ведет тропа. Вместо этого идите там, где нет никакой тропы, и оставьте след

(Роберт Фрост)

Анонсы

14.05.2013

Ленивые тучи беременны морем. Итоги турнира № 37

Пригрезилось ему, что ристалище покрыто не травой, а пушистым ковром с привередливыми узорами, и идет по нему Королева...

                Тучи беременны морем

                Часть I. Торжественная
 
Не выдержав десятиградусной жары, разом треснули почки на деревьях, растущих по периметру ристалища, и выскочившие на свет любопытные листики замерли, прислушиваясь к песне, что доносилась со стороны небольшого озерца. Привратник тоже прислушался к хрустальным голосам. «Русалки», — подумал он и, забыв о воротах, бросился в сторону водоема. Никаких русалок на озере, конечно, не оказалось. Пели лягушки, но как пели! Заслушавшись, привратник прилег на бугорке и то ли задремал, то ли наяву пригрезилось ему, что ристалище покрыто не травой, а пушистым ковром с привередливыми узорами, и идет по нему Королева. Вот она останавливается в центре, звук свирелей затихает, и Королева говорит речь.
 
Мнение шахматной королевы о восточных коврах.
 
Подошла к завершению эпоха правления доброй и справедливой Королевы JZ, то есть меня... Пребывая в легкой грусти, благодарю моих верных и храбрых рыцарей за великолепный турнир. Собранная коллекция рубаи достойна сборника в сафьяновом переплете с золотым оттиском.
 
Определение победителей всегда кроет в себе субъективность. Трудно найти равновесие талантов. Прошу воспринять мое решение как королевскую волю, каприз, самодурство и использование полномочий в корыстных целях. А именно — в целях восхититься не тем, что больше соответствует правилам построения рубаи, правилам стихосложения, и вообще правилам каким-либо, а тем, что цепляет лично меня.
 
Я рассматриваю все рубаи из коллекции. Заранее прошу прощения у администрации, если нарушаю принятые каноны, но выбросить авторские алмазы чистейшей воды только по причине апокалипсиса я не могла. Думаю, если будет принципиально, мы еще раз попросим авторов разместить свои рубаи в ленте, если их там нет. Могу разместить я — с указанием автора.
 
Итак. Звучат тонбаки и дарбуки, звенят перламутровые рики... Восточные красавицы вносят на подносах щербет и халву в честь победителей!
 
                Таежные реки
 
Самым первым рыцарем, принявшим вызов Королевы, стал достославный рыцарь Аркадий. Он представил в общей сложности пять крупных бриллиантов сложной и редкой огранки. Замечу, что основные каноны «рубайного сложения» соблюдены в его произведениях достаточно точно, насколько вообще позволяет русское стихосложение.
 
                ***
                Я был всего лишь в шаге от беды,
                Но ты отдал мне свой глоток воды,
                А сам ушел и в мареве исчез,
                Оставив мне предчувствие беды.
 
С первой строки возникает история, возникает целый ворох ассоциаций и ощущений, в сердце отзывается что-то личное, не до конца отболевшее... Кроме того, существует переносный философский подтекст: предзнаменование, предупреждение свыше, милость Божья, дарованное герою прозрение.
 
                ***
                Таежных рек чистейшая вода...
                Удачи тем, кто забредет сюда.
                Кто будет пить ее живой хрусталь.
                Он вкус ее запомнит навсегда.
 
Первая строка рисует объемную картинку с ощущением освежающей прохлады речной воды и опьяняющим ароматом хвойного леса. Вторая — закручивает сюжет, третья — передает смысл поэмы через наслаждение и ощущение соприкосновения с водой. Третья строка — грань между прямым и переносным образом, это дверь в философию автора. Мне понравилось сочетание «живой хрусталь», удивительно точно! Четвертая строка завершает мысль, ставит философскую точку. Действительно, однажды соприкоснувшись душой с истиной, трудно забыть ее вкус. Эта рубайка мне показалась очень близкой к Востоку, хотя она по смыслу и далека от него...
 
                ***
                Я у воды провел немало дней,
                Но в гороскопах я — не Водолей.
                И все ж, влечет меня к себе вода,
                Особенно, когда звучит: «Налей!»
 
Такие рубаи я отношу к ироничным и шуточным. В них есть своя прелесть, свой шарм. Рыцарь Аркадий проявил должное уважение к воде и к самому себе, намекая на награду. Королева повелевает — арак в студию для Аркадия!
 
                ChurA. Подрубайки
 
                Ну что сказать вам о воде?
                Весной она у нас везде.
                И не пройти тогда нигде
                По окружающей среде.
 
Ироническое и совсем не про Восток. Как понятно и близко об окружающей нас родной среде! Вообще, хочется обратить внимание на мастерство автора говорить по-восточному о нашем.
 
                ***
                Сказали: истина в вине!
                Однако, не понятно мне —
                Где истина? Она — в вине?
                Или, когда вино во мне?
 
Рыцарь Аркадий просил еще кубок того же самого в студию! Повелеваем. Мое Величество объявляет уважаемого Аркадия бронзовым призером нашего Королевского турнира. Его рубаи о беде и о таежных реках занимают третье место. Прошу внести награду — кривой арабский меч с бронзовой рукояткой и гравировкой на стальном клинке: «Королевской милостью рыцарю Аркадию за достойный вклад в искусство рубаи». И еще шелковый платок с вышитыми инициалами «JZ».
 
                Рубайата
 
 
 
Вторым отозвался рыцарь Владимир. Еще один прекрасный и смелый воин пера представил нашему Королевскому вниманию пять великолепных выпадов. Митин Владимир предстал пред публикой в доспехах и с букетом роз во имя любви, его рубаи сияют искрами отношений, тонких чувств, сердечных терзаний, ослепляя и покоряя!
 
                MitinVladimir. Рубайата
 
                Я с детства знал, что мудр Восток
                И тонок, как изысканный цветок.
                Но сколь его ни холил я,
                Не смог в душе он дать росток.
 
Эта рубайка ушла в раздел ироничных. Но смысла в ней не так уж и мало. Автора отличает умение вести откровенный диалог с читателем (или слушателем, если рубаи воспринимать как песню). Он сумел познакомить с собой, не рассказывая о себе много. Первая строка передает просвещенность и любознательность автора с детства, вторая — раскрывает уважительное и внимательное отношение к окружающему миру, третья строка ненавязчиво дополняет личность автора волей и прилежанием в достижении поставленных целей. Четвертая строка говорит о том, что лицемерие и ложь для него противоестественны, несмотря на все попытки — росток не прижился! Честное открытое признание. Мне было интересно и приятно знакомиться с автором посредством рубаи.
 
                ***
                Ты эликсир готовила с утра:
                Любви щепотку, пригоршню добра,
                Одну слезу, чтоб я с тобою был.
 
                Я спал. Ты выпила его сама.
 
А этот экземпляр занял одно из призовых мест в моей королевской оценочной системе. Мастерство автора состоит в умении вместить в четыре строки поэму. И здесь, на мой взгляд, Владимиру это удалось. Мы погружаемся в ситуацию отношений, где все, как всегда, не просто, в спокойное привычное утро, скрывающее терзания и надежды, ожидание и сомнения. Целая жизнь двух людей в четырех строках!
 
                ***
                Весеннего дождя ты ждешь,
                Весенний первый дождь — он так хорош.
                Вот грянул гром, и хлынула вода,
                Так что ж к дождю ты не идешь?
 
Звучание великолепное! Ждешь, хорош, идешь, дождь... слышен шум дождя, весеннего, прохладного, долгожданного. В потоки дождя вплетена новая история, едва мерещатся отношения, в которых не все ясно. Автор умеет одним намеком рисовать целую драму. Также интересен повтор слов «весенний», «дождь», характерный для традиций рубайесложения.
 
                ***
                Вся истина — в вине, — сказал мудрец.
                Свой чан до дна испив, я понял наконец,
                Что правду ту, что я на дне нашел,
                Захочет слушать разве что глупец.
 
А вот это чистый Восток! Рафинированный! Классика переноса философских образов на привычные слушателю предметы. Чан с вином — истина, которую можно познать, только самостоятельно испив, и невозможно познать, лишь услышав о том, как пить. Хорошая добротная рубайка. Хайамовские мотивы.
 
                ***
                Ты мертвой окропи меня водой,
                Затем омой меня водой живой.
                Любви подвластно все — и жизнь, и смерть.
                Я буду воскрешен твоей слезой.
 
Эта рубаи тоже на призовом месте. Снова автор ищет истину в отношениях. Первая строка — стремление к самоотречению, отказ от своего эго. Вторая — готовность принять новую жизнь, готовность быть единым целым с любовью. Третья строка проводит границу, это та самая медиана философии всей поэмы. После медианы пауза, которую автор прекрасно создает. И последняя строка, как последний штрих — даже если суждено сгореть в любви, погибнуть, все равно вера в нее остается сильнее боли. Не удивительно, что Владимир снова сумел втиснуть в два байта целый букет отношений и чувств двух людей. Да еще и прекрасным «арузом»!
 
Митин Владимир — серебряный призер нашего Королевского турнира. Две его рубаи поделили второе место: «Ты эликсир готовила с утра...» и «Ты мертвой окропи меня водой...»
 
Прошу внести награду — кривой арабский меч с серебряной гравировкой: «Королевской милостью рыцарю Владимиру за достойный вклад в искусство рубаи». И еще шелковый платок с вышитыми серебром инициалами «JZ».
 
                Старая фотография
 
Перехожу к творчеству еще одного прекрасного и доблестного рыцаря Татьяны. Это самый отзывчивый рыцарь, который на все призывы своей королевы отвечал достойнейшими выпадами! Целую вазу халвы в студию для Татьяны! Итак. Редкие по чистоте воды, по прозрачности и глубине, по каратности философского смысла и невероятно крупные природные рубаи, мастерски ограненные — все это рубаи Татьяны.
 
Внимание! Первое место! Дробь! Красавицы в шароварах дрожат бедрами и звенят монистами! Победитель турнира — славный рыцарь и великолепная амазонка Татьяна и ее рубаи «Старая фотография»!
 
                Volcha. Старая фотография
  
                Будешь ли плакать над прелестью утренней дымки,
                Вдох ли прервет совершенная форма дождинки —
                Бог подкрадется тихонько и встанет за спину,
                Вместе со мной умилится ребёнку на снимке.
 
Вчитываемся в первую строку, погружаясь в настроение. «Будешь ли плакать...» — открывается некая дилемма, предчувствуем боль, грусть, щемящую тоску, которую можно не выдержать и заплакать, а можно зажать в себе и переживать внутри... «Над прелестью утренней дымки» — пока еще только фон, размытые возможными слезами очертания, не складывающиеся еще пока в образ, продолжение предчувствия. Первая строка создала музыку в душе, не объясняя, не навязывая границ. Мы переживаем, еще не зная.
 
Вторая строка добавляет образов, усиливает ощущения, но все еще заставляя ждать, вслушиваться, предполагать. «Вдох ли прервет совершенная форма дождинки» — дождинка и вдох, они пока не связаны логикой, но они уже связаны нашим чувством.
 
Третья строка приносит смысл, наконец-то, мы его ждали, забывая дышать. Нам Бог встал за спину, он с нами заодно, он помогает пережить сейчас нечто болезненное и щемящее, нечто пронзительное и индивидуальное, личное. К концу третьей строки мы фактически благодаря автору уже все пережили, хотя последнего штриха, объясняющего наши эмоции, еще не было! Вот это поражает в рубаи Татьяны!
 
Четвертая строка связывает предчувствие с чувством, все пережитое раскладывает по полочкам. После прочтения остается объемное реальное ощущение произошедшего. Пройдя сквозь четыре этих строки, мы все посмотрели на свою личную, дорогую именно нашему сердцу старую фотографию. Браво, Татьяна!
 
                Volcha. Утро (акростих)
 
                Югами босыми ты грезишь в апрелевом дне,
                Ленивые тучи беременны морем вдвойне.
                Иди по ненастью, рожденного утра юней —
                Ячменная мера — на темном смолистом челне.
 
Отмечу и остальные работы Тани. Они настолько же многогранны и сложны, как и рубаи-победитель. Акро-рубайка покорила. Не знаю, может быть, меня обвинят в чем-то таком вроде излишнего персонального внимания и предвзятости, но в рубаи Волчи присутствует особая музыкальность.
 
Изначально рубаи слагали, чтобы заменить сложные и длинные молитвы, дабы сделать доступными людям, но в то же время сохранить особый ритм, мелодию. А для чего сохранять? А для того, чтобы передавался эффект правильных вибраций. Звуки рубаи должны создавать вибрации, благотворно влияющие на тело, на разум, карму и чакры... Так вот, к чему я... Читая рубаи победительницы сегодняшнего турнира, я чувствую, как их музыка гармонизирует мою карму! Мою отягченную властью и выходками предков карму. Можно считать, что акрорубайка там на пьедестале притулилась тоже рядышком со старой фотографией в скобочках.
«Тучи Беременны морем» — это обалденно...
 
                Volcha. Не до сна
 
                Прошла по сердцу, как по улице, красавица Весна —
                И я в смятении рывком китом — на отмель, не до сна,
                А — до Луны, до мокрых крыш, до атомов растворена
                В тончайших клювах почек, трав, проглочена, опьянена.
 
Здесь больше поэзии, чем сложной философии, пропитанной дымом кальяна. Скорее я бы назвала это дубейтом, а не рубаи. Но как поэзия тоже нравится.
 
В общем, короче говоря, в студию кривой меч с золотой рукояткой и гравировкой на клинке: «Победителю турнира, мастеру рубаи, доблестному рыцарю Татьяне от поверженной наконец-то Королевы». И платок с инициалами иже с ним.
 
Виват победителю! Красавицы в шароварах танцуют зажигательный танец живота. Гости угощаются халвой, щербетом и пряниками. А на специальном столике с витыми ногами лежат томики в сафьяне с золотым оттиском «Рубаи великого королевства Решетории». Татьяну под руки проводят и усаживают на трон победителя. К ней выстравивается очередь с томиками дабы получить благосклонность в виде автографа...
 
Славные рыцари Решетории, участвовавшие в турнире! Благодарю вас от всей королевской души.
 
                Родник
 
Особый приз за самые ироничные и остросюжетные рубаи получает Наташа — большой персидский ковер из тонкой шерсти.
 
Вот все рубаи от Наташи из моей коллекции:
 
                natasha. Родник любви
  
                Щербет в кувшине ты отнес на лед
                и позабыл среди других забот.
                Исполнено к тебе любовью сердце —
                спеши — испей, иначе — разорвет.
 
                ***
                Ты роднику подобен, милый мой, —
                с прохладною, живительной водой.
                Пью из тебя взахлеб, не утоляя жажды,
                проклятья шлю в пустыни долгий зной.
 
                ***
                Не сжать воды в немеющей горсти —
                смогу ль до губ хоть каплю донести.
                Когда любовь твое покинет сердце —
                коснется губ ненужное «прости».
 
                ***
                Одна брожу по краю у воды —
                ищу напрасно на песке следы.
                Их волны смыли, нет мне утешенья —
                полшага остается до беды.
 
                ***
                На песке у воды
                наши следы.
                Смоет вода — забудешь меня.
                Мне — ждать беды.
 
                Горный поток
 
Еще один особый приз я вручаю великолепному рыцарю Николаю за многообразие образов воды и за немыслимое сходство героини одной из рубаек с внешностью лично моей, то есть Королевской! Приз в студию! Серебряную печать Халифа с вкрапленными изумрудами. Рубаи Про навечно останутся в коллекции:
 
                волны, плавают, корабли
 
                Под смоляными густыми кудрями
                Над темно-серыми глаз миндалями
                На томных волнах пушистых ресниц
                Плавают брови двумя кораблями.
 
                плачь
 
                Не плачь, красавица Востока!
                Красивей ты ее во сто крат...
                Наложниц много у султана.
                Не будь же к ним хоть ты жестока!
 
                слезы
 
                Наложниц много было у султана —
                скромней косули и стройней джейрана.
                Но все забыты — слезы льют в серале.
                Причиной новенькая — Роксолана.
 
                озеро
 
                Кобыла моего красноречия сильно устала.
                У озера Спокойствия вдруг неожиданно встала.
                Алкает сок прохладного отдохновения,
                Пока вновь словопрений горячих пора не настала.
 
                река
 
                Зеленая вода кавказских горных рек
                Ущелья прорезает за долгим веком век.
                Невольно понимаешь, что тяжкий это грех —
                Себя превозносить, никчемный человек.
 
                слеза
 
                Когда мы суд вершим над малою букашкой,
                Задумываемся ли мы о том, что приговор — бумажка?
                И каплю слез, смочившую ее случайно,
                Она проглотит жадно свежей промокашкой.
 
                слеза
 
                Я слез не лью над днем вчерашним, не рыдаю.
                По части слез устроен очень скупо, знаю.
                Но проявляется порой слеза мужская,
                Когда я милую в разлуке вспоминаю.
 
                Дождь
 
Рыцаря Tamika25, а точнее, прекрасную Тамилу я одариваю за решимость и участие в новом для нее жанре, спасибо за засуху, которая не грозит никогда стихам Тамилы! Тонкий прозрачный платок с монистами — на память о рубаичном турнире!
 
                tamika25. Рубаи
 
                Я у окна ожидаю тебя, как всегда...
                Время идет, будто падает с неба вода.
                Нитями теплых дождей наши связаны чувства —
                Засуха им потому не грозит никогда.
 
                Заводь
 
Рыцаря ole, подарившую мне честь побыть Королевой, одариваю таким же звенящим восточным платочком за хорошее настроение и безграничный позитив, бьющий фонтаном из ее рубаи! Спасибо, Оле! Вот ее светящиеся на солнце бриллиантики:
 
                ole. Рубайки
 
                В чаще, где ручей впадает в Оредеж,
                В час, когда рождаются чудовища,
                Я сижу на берегу и хохочу,
                Потому что настроение хорошее.
 
                ***
                Чавыча из Ладожского озера
                Плавает такая вся серьезная.
                Не смеется рыба, потому что
                К ней никто не пристает с вопросами.
 
                ***
                Сидели двое, пили чай, молчали,
                Как будто запивали вкус печали.
                Их гнали полотенцем и кричали:
                — Ну надо же, как обнаглели чайки!
 
Завершаю затянувшееся выступление выбором новой Королевы! Слагаю свои высочайшие полномочия и передаю скипетр с державой... Та-дамммм! А вот и не Королеве, а новому Королю!
 
                Часть II. Тревожная
 
                Условия турнира от Его Величества Никиты.
 
                Тема: Деревня, точнее, мифологема деревни в сознании горожанина. Лапти, балалайки, армяки.
                Форма: стихотворная. Приветствуется примитивизм, грубые рифмы, сермяжность, посконность, архаизмы.
                Непременное условие: нарочито неправильное ударение в одном из слов.
                Количество выпадов: Не ограничено.
                Сроки: До 31 мая включительно.
 
Например:
 
                Зима. Крещенские морозы.
                Навоз снежком припорошен.
                Крестьяне принимают дозы
                и льют восторженные слезы,
                им холод нынче не страшон.
 
                Летают галки и вороны.
                Идут в тулупах мужики
                на зайцев расставлять силки.
                Майор гражданской обороны
                решил в снегу окопы рыть,
                чтоб в стратегическую зону
                деревню к лету превратить.
 
                А в феврале опять метели,
                опять глубокие снега,
                на ферме пробки полетели
                и нету больше молока.
                Уже к концу приходит силос,
                коровы дохнут на ветру,
                а в сельсовете поутру
                опять свинья опоросилась.
 
В помощь:
 
                Ристалище
                Правила 

Автор: ole


← ПредыдущаяСледующая →

21.05.2013
Мы выбираем. Нас выбирают. Выбираем Произведение и Автора Зимы-2012/2013

12.05.2013
Шорт-лист недели 15–22.03.2013: На огромном дрейфующем пастбище

Читайте в этом же разделе:
12.05.2013 Шорт-лист недели 15–22.03.2013: На огромном дрейфующем пастбище
24.04.2013 Наша natasha
23.04.2013 Дайте пройти человеку! Итоги турнира № 36
23.04.2013 Шорт-лист полумесяца 01–15.03.2013. От суетных поездов отчаливают вокзалы
22.04.2013 Шорт-лист недели 22.02–01.03.2013: Но это было уже давно

К списку


Комментарии

14.05.2013 08:20 | MitinVladimir

Виват Королеве, Привратнице и доблестным Рыцарям знатного ордена Ристалище!:)

Оля, вступительная часть - это нечто. По-моему, это хорошее начало красивой сказки... А может, а?..:)

14.05.2013 08:27 | ole

Володя, ну какая же это сказка? Это наши суровые будни.)))

14.05.2013 17:42 | MitinVladimir

Ну да, ну да - мы рождены, чтоб сказку сделать былью.:) А мне и правда услышалась мелодия во вступительной части... Чтобы в прозе - мелодия... Нет, случается, конечно, но очень редко. Её нельзя отпустить, эту мелодию, не завершив... имхо.

14.05.2013 21:51 | Volcha

Не устану восхищаться мудрейшей, сладкоголосой и многословной Королевой Юлией. Тема замечательна, королева божественна, речь бесподобна!

15.05.2013 00:17 | ole

И не уставай, и восхищайся.)
А какая ответственность, а? Настоящая королева.
*привратник отдыхает* :)

15.05.2013 00:19 | ole

Володя, это просто прелюдия. Тридцать седьмая. Не нужно придавать им большого значения.

15.05.2013 00:45 | marko

Кстати, напоминаю, что публикация Олиных отчетов по турнирам означает еще и пополнение бонусного запаса участников.

15.05.2013 00:48 | ole

Нет, вру. Моя увертюра - тридцатая (только что проверила). Первые семь - от Марко.

16.05.2013 06:25 | MitinVladimir

Тридцать увертюр - это много, да! Я уважаю людей, которые помимо творений, навеянных вдохновением, а, т.е. - сиюминутных, умеют еще долго и монотонно делать и рутинную работу. Это про тридцать вцелом. Что касается вступительной части итогов этого конкретно турнира, то тут произошло наложение (в самом лучшем смысле этого слова) рутины и вдохновения. Но автор, конечно, вправе решать сам, как к этому отнестись - как к привычной рутине или как к снизошедшему вдохновению Я вот, что хотел сказать...:)

p.s.:я когда читал увертюру в первый раз, то делал это очень медленно, чтобы она подольше не кончалась...

18.05.2013 19:39 | ole

Володя, понимаете, ни рутина, ни вдохновение тут ни при чем. Это издержки профессии. Когда требуется не очевидное решение (или не очень скучная увертюра к турниру), нужно просто положить условие в подсознание, и можно забыть. Через некоторое время решение (или увертюра) выплывет в готовом виде. Но не более того.
:)

24.05.2013 19:35 | JZ

Всем моим славным рыцарям виват! Мы сделали классный турнир! Уря! )

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон