Слишком многие музыкальные сочинения заканчиваются гораздо позже финала
(Игорь Стравинский)
Анонсы
16.01.2012
Шорт-лист недели 30.12.2011–06.01.2012: Осколок вашей дымной жизни
Нежность сама по себе прекрасна...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 30.12.2011–06.01.2012:
(Номинатор: petrovich)
(3: petrovich, tamika25, Helmi)
...фонарик... одуванчики души...
Души в ладони облачко дыханья
и камень в горле женщины...
Ужи —
как пальцы — черный контур одувана
в горсти, которой верить — как грозе
антеннке хрупкой верить, — тонко-тонко...
Дыханье — в танго смерти...
Спит рассвет
в зрачке — как ухо мертвого теленка —
в траве ядивой...
Блекнут фонари.
Пушинки разлетаются.
Воздушна
борьба за нежность...
Словно снегири,
слезинки чик-чирикают подушки,
сном женщины набитые — как ты
набит печалью женщины — до чучел
в глазах.
Она в руках — как яблонь дым,
как к фонарятам невесомый ключик,
как в горле — кашель, каменно-сквозной,
как нежность — в сумке егеря, в кровавом
пюре под дробью злобы...
...как пыльцой-
слезой ладонь согрета!..
Словно в лаве,
сиди в ее печали.
Отпускай
дыхание в царапинках воздушных
туда, где душно женщине, где рай,
где души спят в разорванных ночнушках,
где раны спят под пальцами твоих
мужских обид,
где каждый шорох — ладан...
Ты видишь? — одуванчики в гнилых
углах небес танцуют, как мулатки —
прожженные тобой насквозь, на гвоздь
тебя повиснув, с теплый укоризной...
Души в ладони облачко! —
взвесь ос,
гроздь ос,
осколок вашей дымной жизни...
tamika25: Это не первое стихотворение Фиалки о нежности. Мне почему-то кажется, что раскрывать эту тему ей очень приятно, она (тема) настолько неисчерпаема, невесома, тонка и прозрачна, что автор, наверное, еще не раз к ней возвратится и напишет еще и еще... Так, как делает это Фиалка, расщепляя нежность чуть ли не на молекулы и атомы, находя нужные «легкие» (в смысле, обозначающие легкость) слова, как бы рисуя это понятие мягкими пастельными красками, не может, наверное, никто. Здесь так и не важно, кто больше нежен, мужчина или женщина. Потому что нежность сама по себе прекрасна. В стихотворении Фиалки даже время, вроде бы, остановилось, а может, его и вовсе там не было. И хочется окунуться в эти воздушные невесомые объятья нежности и жить в них. И, наверное, умереть в них не страшно...
...как пыльцой-
слезой ладонь согрета!..
Словно в лаве,
сиди в ее печали.
Отпускай
дыхание в царапинках воздушных
туда, где душно женщине, где рай,
где души спят в разорванных ночнушках,
где раны спят под пальцами твоих
мужских обид,
где каждый шорох — ладан...
Вот такая хрупкая и беззащитная фиалкина нежность... Надеюсь, что это стихотворение займет достойное место в Шорте. А от себя всем советую прочитать это замечательное произведение.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 30.12.2011–06.01.2012:
(Номинатор: Karlik-Nos)
(2: CicadasCatcher, Karlik-Nos)
tamika25: Стихотворение выполнено в стиле японского сонета, но, русская душа в нем ох как чувствуется! Чем подкупают стихи Игоря — это искренностью, какой-то настоящестью и честностью. Даже если случаются какие-нибудь небольшие промахи — все прощается чутким читателем. В этом небольшом стихотворении запоминаются все образы и картинки. Один тростник чего стОит! А мне еще «льдистые кисти» понравились. Ну и, конечно, некая философская созерцательность, присущая японским жанрам поэзии, здесь тоже присутствует. Очень хорошая работа, которая нашла своих читателей. Желаю ей всяческих побед!
natasha: Стих хороший, согласна со всеми оценками и похвалами, но попридираюсь, однако. Для «усложнения жизни». Автор, кстати, сам порядочный придира (не секрет):) По-моему, стих, смысл которого в передаче черно-белой графики чистых, зимних линий, и в том, что вбирая эту картину в себя вместе с холодом чистой, ледяной воды, ЛГ преображается (!), такой стих должен быть также чист и в смысле формы и техники. Посмотрим рифмы: вот тот редкий случай, когда я придерусь к рифме: во всем стихе рифма точная, простая. И вдруг «застыл–воды». Диссонанс. В третьем четверостишии «цапли» вполне достаточно, к чему еще и «одноногость», тем более, что слово «одноногий» явно не на месте. В последнем: «смотреть с тонким лицом» — это как? И, наконец, «преображаясь». Смысл, в общем, ясен и хорош, но сказано слишком сильно и слишком кратко, тем более что далее речь идет, видимо, о Святом Серафиме. Уж не сам ли это «преобразившийся» ЛГ? :) Понимаю, что стих на турнир, автор скован требованиями турнира, хотя выполнил по сути только точное число слогов в строчках (тема («зима ждет вестей») уже в «довеске»), а значит, был не так уж и скован (ворчу). Всё имхо, естессно.
(Номинатор: Rosa)
(1: Rosa)
tamika25: Очень люблю читать небольшие лаконичные стихи. Особенно приятно, когда в таком произведении охватываются большие промежутки времени, чувств, а иногда и целые эпохи. Когда основная мысль улавливается где-то на подсознании, а в стихотворении она живет между строк. О чем этот стих Петровича? Трудно сформулировать... Но одно могу сказать — в нем есть ностальгия какая-то за чем-то настоящим, которое умещается в нехитром описании увиденного из окна, в том самом гениальном стихе, одним на всех, и в чистоте выпавшего снега. А уж между строк... Желаю любимому автору успеха в Шорте, а Розе — спасибо за чудесную номинацию!
(Номинатор: natasha)
(1: natasha)
natasha: Это очень хорошее и необычное стихотворение, имхо. Оно показалось мне таким внутренне противоречивым, как противоречив, на самом деле, и человек внутри себя. А особенно творческий человек. Такое впечатление, что автор хочет сказать одно, а говорит, сам того, может быть, не замечая (подсознательно), что-то совсем противоположное. Так мы порой ненавидим себя, свою слабость, ординарность и, в то же время, гордимся своей исключительностью. Так, мы порой, опустошенные, усталые, потерявшие надежду, готовы покончить с этой ничтожной дребеденью (жизнью) и, в то же время, чуем, что все как будто только еще начинается и вот-вот откроется некая дверь в новый, самый важный, самый нужный мир. Само уже ключевое слово «жаль» имеет много смыслов в зависимости от контекста. Здесь можно увидеть два противоположных: «жаль» — в смысле простого сожаления о людях «...зашитых в тесный круг работа–магазин, тех, кто не смог остановить паденье в переживании лет, в пережидании зим...» и о себе в том числе, и «жаль» — в смысле любви и сочувствия к этим «нахмуренным», «надменным» людям, таким похожим на ЛГ (Оле), «...стоящую за (!) дверью в невыдуманный мир невысказанных слов, где маются ничьи надежда, вера и эта, как ее, забыла... да, любовь...». И что же это за люди такие? Слабые? И да, и нет. Да — они не могут остановить падение, и в миг, когда «...все покажется ничтожным...» сказать себе «...держись. Как хочешь, но держись...». Но и нет, потому что «просто» жить они не могут, потому что «...плывет табачный дым. А первая строка стучится клювом изнутри...», потому что (читай эпиграф)
Жизнь зла — и хороша, и в чем-то нам чужда,
Как будто что-то в ней не обладает словом,
И смотрит свысока,
И просит подождать...
Да... просит обождать...
Я выбираю в этом стихе второй смысл слова «жаль», люблю этих людей и сочувствую им. Глубоко тронута стихом. Спасибо, Оле.
tamika25: К Наташиной рецензии, с которой полностью согласна, хочу добавить только то, что вот эта противоречивость жизни, описанная Оле, как оказалось, очень мне близка. Не так давно, летом, после моего интервью, Валера написал в отзыве, что я кажусь ему противоречивой какой-то. Я тогда не совсем поняла, о чем он сказал. И только сейчас, прочтя Олино стихотворение, все поняла. Спасибо, Оле! Твои стихи так бередят душу, что хочется всё: и плакать, и смеяться, и любить, и ненавидеть, и много-много всего! Одним словом, жить... Такие стихи — они настоящие, их хочется читать и перечитывать, а еще они как лекарство. Душу лечат. Вот. Извините за сумбур, расчувствовалась что-то...
ВОШЛО В ИСТОРИЮ:
(Номинатор:tamar-xiii)
tamar-xiii: Приятно, что поощряете. На время публикации постараюсь смотреть внимательнее. Поскольку за свои слова и оценки привыкла отвечать, расскажу, почему и для чего хочу привлечь внимание к стихотворению Петровича. Видно, что автор не просто умом понял, но прочувствовал и показал читателю на уровне ярких, интуитивно понятных образов важнейшие мировоззренческие вещи, в которых заключается сущность лирики (их тоже оказалось три). Результат, к счастью, невозможно механически скопировать, но усвоить принципы полезно всякому. Даже нарушая их, лично мне как-то спокойнее знать, что именно я нарушаю.
Первая из этих сущностных вещей — особым образом поданное чувство. Оно индивидуализировано в том смысле, что автор уловил тончайшие, причудливые, иногда парадоксальные оттенки. И, в то же время, оно всеобщее, потому что принадлежит и ЛГ, и «тем, кто», и в итоге разделяется читателем; а еще потому что по законам лирики мосты, и степи, и весь широкий мир не могут не быть частью личности, она все принимает в себя и растворяется во всем, ничем не защищена.
Второй важный момент — проблема новизны. По гамбургскому счету ее, как правило, нет ни у кого из тех, кого мы застали при жизни. Но может быть ощущение новизны (от «старых слов в новом порядке», например). И символический образ яркого снега в стихотворении, как мне кажется, замечательно живо и достоверно передает это ощущение. Кроме того, при полном и честном осознании вторичности — своей и чьей-либо — отсутствие новизны может компенсироваться упрямой и бесстрашной верой в ценность человеческой личности, которую утверждает финал.
Наконец, третий момент, без которого не было бы художественного произведения, а был бы умный и грамотный трактат с красивыми иллюстрациями. Автор не просто тонко и остроумно толкует о том, что такое печаль, что такое время. Его ЛГ испытывает некие чувства по отношению к «тем, кто», выстраивает отношения с ними (пусть заочно), и с нами (читателями, которых заставляет поверить в ценность ненового опыта «тех, кто»). Так эта фигура оживает перед нами, хотя не произносит местоимение «я» и не описывает свое отношение к «тем, кто» так прямо, как печаль. А в лирике все зависит от человека (ЛГ): коль скоро он мне внушил доверие, я принимаю и ценю то, что он мне говорит.
tamika25: Как технарь с лирическим уклоном, попробую описать те чувства, которые вызвало у меня это стихотворение. Очень хорошо помню, как мы ожидали двухтысячного года, как чуда какого-то, переломного момента в истории как бы. Даже то, что даты должны будут начинаться с двойки в графе «год», казалось чем-то необыкновенным. И, вместе с тем, нашему поколению, которое основную часть жизни прожило до 2000 года, переступить через данный временной рубеж означало окунуться в другую эпоху, навсегда оставив лучшие свои годы в прошлом веке. Отсюда, по-моему, и печаль, и какая-то неуверенность в будущем, и готовность итожить обреченно, и невольное ожидание сравнения: а как же там, в новом веке, какой будет снег, какое будет небо, солнце и всё-всё-всё? Печаль о том, что ничего не изменилось, все течет своим чередом, только мы постарели на целый век, именно в тот момент, в той «щели, гудящей между двух веков»... Я, конечно, не умею так, как Людмила, сыпать литературными и прочими терминами, разделяя на моменты, анализируя и препарируя стихотворение. Тут я пас и, как говорится, снимаю шляпу. Но хотелось бы, чтобы мои ощущения от стихотворения немножко дополнили ее анализ еще и некоторой эмоциональной составляющей. Хочу поблагодарить Людмилу за такой хороший профессиональный разбор стихотворения. Петровичу — удачи и победы!
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 30.12.2011–06.01.2012:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-вумен: sumire
Чудо-лоцман: petrovich
Голосивших: 7
Воздержантов: 0
Чадский: tamika25
Читайте в этом же разделе:
15.01.2012 Овертайм года
13.01.2012 Всё, что в ушедшем постиг. Итоги турнира № 15
05.01.2012 Шорт-лист недели 23–30.12.2011: Добро пожаловать в Эльсинор
02.01.2012 Наши выборы — самые честные! Выбираем произведение-2011
31.12.2011 Принцип яблока. Шорт-лист Осени 2011
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.