Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали
(Федор Достоевский)
Мейнстрим
14.05.2012
«ПЕН-клуб» убоялся свободы слова
Прогрессивная Европа продолжает обсуждать неудобные для себя высказывания немецкого писателя-нобелиата...
Немецкий писатель Гюнтер Грасс отказался принять участие в церемонии вручения премии Йоханнеса Штеллинга, вручаемой Социал-демократической партией Германии борцам с правым экстремизмом. Как сообщает новостная служба «24tv.ua», нобелевский лауреат сослался при этом на ухудшение своего здоровья.
Напомним, что знаменитый литератор и критик нацизма в апреле оказался в центре грандиозного скандала, позволив себе на страницах ряда периодических изданий поинтересоваться причиной кардинально противоположного отношения западных демократий к израильской и иранской ядерным программам. Писатель задался вопросом, почему, собственно, Запад стремится поставить под тотальный контроль развитие ядерных исследований Тегерана, не возражая при этом против непререкаемой секретности израильских атомных объектов. Грасс назвал политику Израиля угрозой и без того хрупкому миру на Ближнем Востоке, а отношение к ней со стороны Запада — проявлением лицемерия и двойной морали. В результате писателя немедленно внесли в разряд неугодных, охарактеризовав как злостного антисемита и в который раз попрекнув фактом службы в рядах гитлерюгенда. Власти еврейского государства объявили его персоной нон грата и запретили ему въезд в страну, однако ни возражений по существу, ни внятного ответа на заданные Грассом вопросы так и не прозвучало.
Истерическая реакция Израиля на публикацию Грасса от 4 апреля вынудила многие общественные организации и творческие союзы Европы отреагировать на его мнение. Этот вопрос, в частности, стал предметом обсуждения на состоявшемся 12 мая заседании «ПЕН-клуба», члены которого приняли решение в интересах свободы слова не наказывать нобелиата и даже оставить его на посту своего почетного президента. При этом, сообщает «Deutsche Welle», «ПЕН-клуб» отказался выступить с официальным заявлением в защиту писателя, имевшего неосторожность данной свободой воспользоваться.
Сигареты маленькое пекло.
Тонкий дым разбился об окно.
Сумерки прокручивают бегло
Кроткое вечернее кино.
С улицы вливается в квартиру
Чистая голландская картина -
Воздух пресноводный и сырой,
Зимнее свеченье ниоткуда,
Конькобежцы накануне чуда
Заняты подробною игрой.
Кактусы величественно чахнут.
Время запираться и зевать.
Время чаепития и шахмат,
Кошек из окошек зазывать.
К ночи глуше, к ночи горше звуки -
Лифт гудит, парадное стучит.
Твердая горошина разлуки
В простынях незримая лежит.
Милая, мне больше длиться нечем.
Потому с надеждой, потому
Всем лицом печальным человечьим
В матовой подушке утону.
...Лунатическим током пронизан,
По холодным снастям проводов,
Громкой кровельной жести, карнизам
Выхожу на отчетливый зов.
Синий снег под ногами босыми.
От мороза в груди колотье.
Продвигаюсь на женское имя -
Наилучшее слово мое.
Узнаю сквозь прозрачные веки,
Узнаю тебя, с чем ни сравни.
Есть в долинах великие реки -
Ты проточным просторам сродни.
Огибая за кровлею кровлю,
Я тебя воссоздам из ночей
Вороною бездомною кровью -
От улыбки до лунок ногтей.
Тихо. Половицы воровато
Полоснула лунная фольга.
Вскорости янтарные квадраты
Рухнут на пятнистые снега.
Электричество включат - и снова
Сутолока, город впереди.
Чье-то недослышанное слово
Бродит, не проклюнется в груди.
Зеркало проточное померкло.
Тусклое бессмысленное зеркало,
Что, скажи, хоронишь от меня?
Съежилась ночная паутина.
Так на черной крышке пианино
Тает голубая пятерня.
1973
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.