|
Сегодня 24 августа 2025 г.
|
Молчи или говори что-нибудь получше молчания (Пифагор)
Шкатулка
30.10.2008 Такие разные аистыСлово «мутабор» известно большинству из советского мультфильма «Халиф-аист» (режиссер Валерий Угаров) снятого по одноименной сказке Вильгельма Гауфа. Произнеся «мутабор» человек мог превратиться в любое животное, а после обратиться обратно. Но, стоило ему в образе зверя или птицы рассмеяться, как он забывал волшебное слово, рискуя навсегда остаться животным.
Сегодня забираю в Шкатулку два разных стихотворения с одним названием. В «Мутаборе» Юлии Вересковой (Tinkee) картинка смешного и симпатичного человека-аиста (представляется романтик, вольный художник, поэт), который шатается по жизни, не способный жить как все прочие бескрылые люди. Он, может, иногда и не прочь стать похожим на других, но едва к нему приходят эти мысли, как тут же становится смешно и волшебное слово вылетает из беспечной головы.
смешанное, про птичек, ага
Да какой из меня паломник, праздно шляюсь уж сколько лет.
Боли слева всегда фантомны, ну чему там теперь болеть?
Трубка стонет. Хоть заорись ты, исчезают твои слова.
Ветер в небо швыряет листья, забирается в рукава.
все вышагивая тихонько и шарахаясь от машин
ищет аист смешное слово в закоулках своей души
Совсем иной «Мутабор» Татьяны Волчарской (Volcha). Здесь новая версия сказки, с невеселым концом, в которой халиф так и остался аистом — вот плата за спесь и глупость! Бедный аист мечтает снова стать человеком. Произведение примечательно тем, что читатель как будто погружается в атмосферу восточной сказки: вдыхает в себя горячий воздух Сахары, всматривается в одинокого аиста среди развалин, слышит музыку халифского дворца.
- Солнце Магриба*…
Яростной птицей клюёшь
Сердце Алжира.
Бухта изгибом
Месяца. Мелкая дрожь
Веток инжира.
Баньо* Сахары –
Только слепой проводник
Выведет к морю.
Звоном динара
Касба* заводит в тупик
Тропкой кривою.
Касба! Рукой Фатимы
Гонишь неверных.
Вечно неполон кувшин* –
Время безмерно…
--------------------------------
- Папа, смотри, аист
Что он клюёт, камень?
- Гордый и осанист.
Птица среди развалин.
Он одинок, видно.
- Может попить хочет?
Ой, мне язык видно!
- Это ж не наш кочет!
Аист – тотем божий,
Помнишь, читал сказку?
- Помню, он хороший.
А голова – в краске…
-----------------------------------
- Чёрные перья Солнце Магриба сушит.
В памяти образы рвано ползут в пазлы:
Помню дворец, музыка – злом в душу.
Скучно. Наложниц вон из большой залы!
Чуда хочу! Чтобы летать птицей,
Ветер свистеть стал бы в больших перьях!
Или в песке рыться большой лисицей…
Или змеёй… Шёпот: «Калиф, верь мне!» –
Шёпот ползёт змейкой: «Одно слово –
Станешь любой тварью земной. Нюхай.
Вот порошок. Слово. И – готово!»
(Чёрный колдун гладит своё брюхо). –
Что-то забыл. А, дорогой, вспомнил!
Как засмеёшься – слово забудешь, милый.
(Хитрый старик лёг на диван томно)
Будешь летать, побереги силы…
……………………………………
-Слово!..
………...Песок сыплется. Память стёрта.
Был я калифом. Аистом стал. Глупо.
Плата за спесь (голос того чёрта).
Слово!..
………..Стучу клювом по камню скупо…
……………………………………
--------------
* (сноски)
---------------------------
*Арабы говорят: «Магриб – священная птица. Тело ее – Алжир, правое крыло – Тунис, левое – Марокко».
*Баньо – алжирская каторга.
*Касба – старый город, «сердце» Алжира, единственный в своем роде из оставшихся на Земле.
*Кувшин – восточная аллегория человеческой жизни. При рождении человека покупается ЕГО кувшин. Время идёт. Кувшин жизни наполнен – его можно только разбить. Автор: SukinKot
Читайте в этом же разделе: 27.10.2008 Лунная фантазия 26.10.2008 Когда-нибудь… 25.10.2008 Доброе зазеркалье 24.10.2008 Триста слов о главном 24.10.2008 О погасшем огне
К списку
Комментарии
| 30.10.2008 22:23 | песнь классный мультик, между прочим, поучительный. И подборочка стихов соответствующая) | | | 31.10.2008 00:36 | SukinKot Да... правда этот мультик многие считают страшным :) | | | 31.10.2008 02:14 | ole действительно разные аисты.
но такие замечательные) | | Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Перед нашим окном дом стоит невпопад, а за ним, что важнее всего, каждый вечер горит и алеет закат - я ни разу не видел его. Мне отсюда доступна небес полоса между домом и краем окна - я могу наблюдать, напрягая глаза, как синеет и гаснет она. Отраженным и косвенным миром богат, восстанавливая естество, я хотел бы, однако, увидеть закат без фантазий, как видит его полусонный шофер на изгибе шоссе или путник над тусклой рекой. Но сегодня я узкой был рад полосе, и была она синей такой, что глубокой и влажной казалась она, что вложил бы неверный персты в эту синюю щель между краем окна и помянутым домом. Черты я его, признаюсь, различал не вполне. Вечерами квадраты горят, образуя неверный узор на стене, днем - один грязно-серый квадрат. И подумать, что в нем тоже люди живут, на окно мое мельком глядят, на работу уходят, с работы идут, суп из курицы чинно едят... Отчего-то сегодня привычный уклад, на который я сам не роптал, отраженный и втиснутый в каждый квадрат, мне представился беден и мал. И мне стала ясна Ходасевича боль, отраженная в каждом стекле, как на множество дублей разбитая роль, как покойник на белом столе. И не знаю, куда увести меня мог этих мыслей нерадостных ряд, но внезапно мне в спину ударил звонок и меня тряханул, как разряд.
Мой коллега по службе, разносчик беды, недовольство свое затая, сообщил мне, что я поощрен за труды и направлен в глухие края - в малый город уездный, в тот самый, в какой я и рвался, - составить эссе, элегически стоя над тусклой рекой иль бредя по изгибу шоссе. И добавил, что сам предпочел бы расстрел, но однако же едет со мной, и чтоб я через час на вокзал подоспел с документом и щеткой зубной. Я собрал чемодан через десять минут. До вокзала идти полчаса. Свет проверил и газ, обернулся к окну - там горела и жгла полоса. Синий цвет ее был как истома и стон, как веками вертящийся вал, словно синий прозрачный на синем густом... и не сразу я взгляд оторвал.
Я оставил себе про запас пять минут и отправился бодро назад, потому что решил чертов дом обогнуть и увидеть багровый закат. Но за ним дом за домом в неправильный ряд, словно мысли в ночные часы, заслоняли не только искомый закат, но и синий разбег полосы. И тогда я спокойно пошел на вокзал, но глазами искал высоты, и в прорехах меж крыш находили глаза ярко-синих небес лоскуты. Через сорок минут мы сидели в купе. Наш попутчик мурыжил кроссворд. Он спросил, может, знаем поэта на п и французский загадочный порт. Что-то Пушкин не лезет, он тихо сказал, он сказал озабоченно так, что я вспомнил Марсель, а коллега достал колбасу и сказал: Пастернак. И кругами потом колбасу нарезал на помятом газетном листе, пропустив, как за шторами дрогнул вокзал, побежали огни в темноте. И изнанка Москвы в бледном свете дурном то мелькала, то тихо плыла - между ночью и вечером, явью и сном, как изнанка Уфы иль Орла. Околдованный ритмом железных дорог, переброшенный в детство свое, я смотрел, как в чаю умирал сахарок, как попутчики стелят белье. А когда я лежал и лениво следил, как пейзаж то нырял, то взлетал, белый-белый огонь мне лицо осветил, встречный свистнул и загрохотал. Мертвых фабрик скелеты, село за селом, пруд, блеснувший как будто свинцом, напрягая глаза, я ловил за стеклом, вместе с собственным бледным лицом. А потом все исчезло, и только экран осциллографа тускло горел, а на нем кто-то дальний огнями играл и украдкой в глаза мне смотрел.
Так лежал я без сна то ли час, то ли ночь, а потом то ли спал, то ли нет, от заката экспресс увозил меня прочь, прямиком на грядущий рассвет. Обессиленный долгой неясной борьбой, прикрывал я ладонью глаза, и тогда сквозь стрекочущий свет голубой ярко-синяя шла полоса. Неподвижно я мчался в слепящих лучах, духота набухала в виске, просыпался я сызнова и изучал перфорацию на потолке.
А внизу наш попутчик тихонько скулил, и болталась его голова. Он вчера с грустной гордостью нам говорил, что почти уже выбил средства, а потом машинально жевал колбасу на неблизком обратном пути, чтоб в родимое СМУ, то ли главк, то ли СУ в срок доставить вот это почти. Удивительной командировки финал я сейчас наблюдал с высоты, и в чертах его с легким смятеньем узнал своего предприятья черты. Дело в том, что я все это знал наперед, до акцентов и до запятых: как коллега, ворча, объектив наведет - вековечить красу нищеты, как запнется асфальт и начнутся грунты, как пельмени в райпо завезут, а потом, к сентябрю, пожелтеют листы, а потом их снега занесут. А потом ноздреватым, гнилым, голубым станет снег, узловатой водой, влажным воздухом, ветром апрельским больным, растворенной в эфире бедой. И мне деньги платили за то, что сюжет находил я у всех на виду, а в орнаменте самых банальных примет различал и мечту и беду. Но мне вовсе не надо за тысячи лье в наутилусе этом трястись, наблюдать с верхней полки в казенном белье сквозь окошко вселенскую слизь, потому что - опять и опять повторю - эту бедность, и прелесть, и грусть, как листы к сентябрю, как метель к ноябрю, знаю я наперед, наизусть.
Там трамваи, как в детстве, как едешь с отцом, треугольный пакет молока, в небесах - облака с человечьим лицом, с человечьим лицом облака. Опрокинутым лесом древесных корней щеголяет обрыв над рекой - назови это родиной, только не смей легкий прах потревожить ногой. И какую пластинку над ним ни крути, как ни морщись, покуда ты жив, никогда, никогда не припомнишь мотив, никогда не припомнишь мотив.
Так я думал впотьмах, а коллега мой спал - не сипел, не свистел, не храпел, а вчера-то гордился, губу поджимал, говорил - предпочел бы расстрел. И я свесился, в морду ему заглянул - он лежал, просветленный во сне, словно он понял всё, всех простил и заснул. Вид его не понравился мне. Я спустился - коллега лежал не дышал. Я на полку напротив присел, и попутчик, свернувшись, во сне заворчал, а потом захрапел, засвистел... Я сидел и глядел, и усталость - не страх! - разворачивалась в глубине, и иконопись в вечно брюзжащих чертах прояснялась вдвойне и втройне. И не мог никому я хоть чем-то помочь, сообщить, умолчать, обмануть, и не я - машинист гнал экспресс через ночь, но и он бы не смог повернуть.
Аппарат зачехленный висел на крючке, три стакана тряслись на столе, мертвый свет голубой стрекотал в потолке, отражаясь, как нужно, в стекле. Растворялась час от часу тьма за окном, проявлялись глухие края, и бесцельно сквозь них мы летели втроем: тот живой, этот мертвый и я. За окном проступал серый призрачный ад, монотонный, как топот колес, и березы с осинами мчались назад, как макеты осин и берез. Ярко-розовой долькой у края земли был холодный ландшафт озарен, и дорога вилась в светло-серой пыли, а над ней - стая черных ворон.
А потом все расплылось, и слиплись глаза, и возникла, иссиня-черна, в белых искорках звездных - небес полоса между крышей и краем окна. Я тряхнул головой, чтоб вернуть воронье и встречающий утро экспресс, но реальным осталось мерцанье ее на поверхности век и небес.
Я проспал, опоздал, но не все ли равно? - только пусть он останется жив, пусть он ест колбасу или смотрит в окно, мягкой замшею трет объектив, едет дальше один, проклиная меня, обсуждает с соседом средства, только пусть он дотянет до места и дня, только... кругом пошла голова.
Я ведь помню: попутчик, печален и горд, утверждал, что согнул их в дугу, я могу ведь по клеточке вспомнить кроссворд... нет, наверно, почти что могу. А потом... может, так и выходят они из-под опытных рук мастеров: на обратном пути через ночи и дни из глухих параллельных миров...
Cын угрюмо берет за аккордом аккорд. Мелят время стенные часы. Мастер смотрит в пространство - и видит кроссворд сквозь стакан и ломоть колбасы. Снова почерк чужой по слогам разбирать, придавая значенья словам (ироничная дочь ироничную мать приглашает к раскрытым дверям). А назавтра редактор наденет очки, все проверит по несколько раз, усмехнется и скажет: "Ну вы и ловки! Как же это выходит у вас?" Ну а мастер упрется глазами в паркет и редактору, словно врагу, на дежурный вопрос вновь ответит: "Секрет - а точнее сказать не могу".
|
|