На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
23 декабря 2024 г.

Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других

(Роберт Стивенсон)

Анонсы

08.03.2016

Так гряньте ж сдуру. Шорт-лист недели 19–26.02.2016

Мне нравится эта игра...

                              Облака

                              СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 19–26.02.2016:
 
                              1. Kinokefal. Расплылись в небе облака...
                              (Номинатор: natasha)
                              (6: pesnya, Baas, CicadasCatcher, Helmi, SukinKot, mysha)
 
                              Расплылись в небе облака,
                              прикрыв сермягой дно портала;
                              рука бойца колоть устала
                              и успокоилась пока.
 
                              Так пахнет мартом! Близок март:
                              томны ветра, как взгляд косули;
                              льды в кружевных чепцах заснули;
                              мосты и башни в стиле арт-
 
                              деко таращатся в туман.
                              Ход мира тих, но многотруден —
                              с сомненьем пробует свой бубен
                              вод нижних пьяненький шаман.
 
                              В засаде по кустам сидят
                              лазурны ликом оркестранты.
                              Так гряньте ж сдуру свои канты
                              по шалым нотам невпопад!
 
natasha: Бродский говорил о восходящей («ее глаза, как бирюза») и нисходящей («ее глаза, как тормоза») метафорах. Не знаю, о каких еще он говорил, но в этом стихотворении, мне кажется, Игорь показывает примеры метафор несколько иного сорта. Я бы назвала их параллельными. Они не только просто «восходят» и «нисходят», они идут еще как-то параллельно (или, порой, перпендикулярно?), констатируя сходство весьма отдаленное (из иных миров), а потому запоминаются этой своей неожиданной отдаленностью и разматывают длинную ассоциативную цепочку.
 
Вот: «сермягой дно портала», «рука бойца колоть устала», «томны ветра, как взгляд косули», «пьяненький шаман» и, конечно, «в засаде по кустам сидят / лазурны ликом оркестранты».
 
Мне нравится эта игра. Она может показаться, однако, тем, что порой обозначается словом «выделываться», но, если чувство меры не изменяет автору, если задуманное удается (а здесь: передать вот-вот предвесенние настроение, ощущение «сейчас грянет»), то такая метафоричность украшает стихотворение, цепляет и радует душу. Мне кажется, что у Игоря здесь это получилось хорошо. Единственно «царапнула», по моему, техническая неровность «вод нижних».
 
едко: (интересуеццо) А что с «нижними водами» не то?
 
natasha: Едко, это в числовом поле «сложение» коммутативно, а в поэтическом, вообще говоря, нет. В данном случае — нет...
 
едко: Вообще-то такого рода высказывания требуют хоть какого-то обоснования, Наташа... Вас смутил антисинтаксический анжамбеман сразу после параллелизма? Напоминаю, что в русском языке порядок слов в предложении свободный и вполне себе допускает различные инверсии. Особенно (подчеркнуто) в русском «поэтическом». Единственным ограничение произвола (если предложение согласовано, а оно согласовано) — возможное нарушение логических связей, т. е. двусмысленность высказывания, его неопределенная семантика. Да и то, только в том случае, если возникающая двусмысленность не запрограммирована заранее, т. е. является стилистическим приемом.
 
едко: Так вот, насчод чьи же эти воды... В последней стихе стоит четкая цезура, играющая роль в т. ч. логического ударения, и именно для того, что бы как раз не возникало двусмысленности при прочтении.
 
natasha: Игорь, ничего меня не смутило, кроме ушеслышно плохо звучащей (спотык о нее) и очевидно некрасивой инверсии «вод нижних». Просто вы не слышите, это понятно, вы слишком много раз это повторили и вам кажется, что все как по маслу. Но это не так, чесслово...
 
едко: Ващето, в таких случаях принято говорить «по моему мнению» или что-то типо имхо. Ибо на самом деле выясняеццо, что никакой формальной «ошибки» нет. Более того, такие инверсии (архаико-библейские, между прочим) как раз в контексте, а основанием являются ваше личные эстетические пристрастия. Что же из всего этого следует? По-моему, только одно — тщательнее надо быть в формулировках...
 
natasha: Ну, звиняйте, дядьку. Бум щитиннее...
 
 
                              Солнечный дождь 
 
                              ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 19–26.02.2016:
 
                              2. Volcha. Солнечный дождь
                              (Номинатор: natasha)
                              (4: Skorodinski, Romann, natasha, ChurA)
 
natasha: Как же было приятно мне читать это стихотворение, исполненное нежности к древним истокам. Позабытым? Ну, да, да... Однако почему же все-таки так трогает сердце сопоставление «круглой глаголицы» и «заблудившейся ижицы» с
                              «...видится в лучении
                              короткого грибовного дождя
                              родителя единого явление*,
                              идущего по памяти, дождя...»
Глубокий тонкий нежный лирик — вот такой для меня предстает здесь Волча. Очень удачно, в гармонии с темой выбран «звук» стихотворения: ...тся, ...ц, ...ж, ...с... з... Ритмически чуть «приподнято», но спокойно, раздумчиво. И очень складно, внятно и не банально. Просто здорово.
 
 
                              3. LunnayaZhelch. 4K
                              (Номинатор: Pro)
                              (3: Rosa, Pro, Ptenchik)
 
                              Он сходил на войну:
                              плетение мертвых тел,
                              серые и черные пейзажи —
                              безвкусица с привкусом крови и пороха.
                              Он узнал больше, чем увидел, чем услышал,
                              чем почувствовал, когда из бедра
                              вынимали осколок шрапнели.
                              С этим знанием нечего делать:
                              ни поделиться, ни перечеркнуть.
                              Сигарета не имеет вкуса
                              и заканчивается быстрее, чем пуля находит сердце,
                              а, кажется, сердце было повсюду и чего его искать-то?
                              Куда ни плюнь.
                              Это потом — окопы, укрыться, лечь,
                              незаметно, не двигаясь, ждать,
                              как проходят солдаты, стреляя тех, кто шевелится, дышит.
                              Нет не найдет.
                              Ни солдат, ни пуля, никто.
                              Спрятано так, что потеряно.
                              Будет ходить, искать, звать,
                              но ни тумана, ни ёжика.
                              Сплошное 4K.
                              Ни намека,
                              лишь запредельная четкость (не ясность),
                              упорядоченная свалка:
                              ничей асфальт, ничья дверь, ничье имя.
                              Но ничье не значит свободное,
                              взять и присвоить нельзя,
                              просто за каждой вещью тянется шлейф этой скорби,
                              как за сигаретой — дым.
 
Итак, как мне показалось с самого начала, «сходил» здесь именно то. Это обыденное повседневное слово, отражающее монотонность бытия входит в резкий и бескомпромиссный диссонанс с ужасом, который, опять таки, будучи «хлебнутым» много раз, тоже превращается в обыденность. Выстраиваются щиты, барьеры психологические, слегка едет крыша... или не слегка, «безвкусица с привкусом крови и пороха». И цикл завершается... Сходил. А вот потом... потом расхлебывать...
 
«Он узнал больше, чем увидел, чем услышал»... и далее со шрапнелью (кстати, новый вариант, конечно, лучше). Эта фраза не так бросается в глаза, но она очень мудрая. Именно так. Автор отрезал все внешние способы передачи знания и, тем не менее, говорит, что ЛГ узнал более, чем мог бы традиционно. Знание, как таковое, иногда возникает внутри из ниоткуда. Из ниоткуда ли, или дается кем-то? Или мы переходим на следующий уровень и в состоянии взять его? Это сложный вопрос и, точно, не этого моего непрофессионального разбора...
 
                              С этим знанием нечего делать:
                              ни поделиться, ни перечеркнуть.
 
                              С этим знанием нечего делать:
                              ни поделиться, ни перечеркнуть.
 
Эту пару фраз я снова выделю... Нафик никому твой горбатый смертельный экспириенс большинству не нужен. Подавляющему большинству. Увы. Не воспринимают его. Они не на той ступени. Я тоже, может, не на той. Но я провожу аналогию и пытаюсь взглянуть с другой стороны... Думаю, как и автор. Думаю, как и многие другие. Не буду далеко ходить, возьму только кино. Наше, 21 века. Сокуров, Быков, Сигарев, Попогребский, Звягинцев, Калатозов, Лозница, Хлебников. Они же мучаются... они (со)страдают. Они проживают в себе... А так, да — не поделиться, не предупредить, не научить. Но и не забыть никак.
 
«А, кажется, сердце было повсюду» — когда в тебя летят пули, сердце становится таким большим и таким готовым словить этот дурной кусочек свинца! Это очень метко сказано.
 
А дальше «ни тумана, ни ежика». Ждать. Этот фрагмент мне кажется слабее прочих. Ну, чуток выбивается имхо из оч. сильного остального. Да и то имхо...
 
Ну, а дальше очень сильная концовка. В запредельной четкости* встает панорама застывших вещей. Еще недавно двигающихся, кричащих, ругающихся, стреляющих... а сейчас — вещей. У них уже нет имен, нет принадлежности. Но их не взять. Потому что и их, как таковых, нет. Это — не они. Лишь над нагромождением этих вещей-артефактов сигаретным дымком, паром отлетевшего дыхания и неостывшего тела витает эманация того, что имело имя... Да и та растворится с минуты на минуту...
________________
*Идея про 4К исключительно хороша. Мне напомнила AES+F. Inverso Mundus. Погуглите, если что. Надо только не картинки, а видео смотреть... под Равеля и 23-й Моцарта.
 
ЗЫ перечитывать не буду. Иначе сглаживать начну. За описки каюсь. Ваш Про.
 
Rosa: Я не голосую обычно за произведения с разрушающей энергетикой, но это стихотворение оказалось сильнее моих принципов — сильнее правых/виноватых, командующих/подчиненных. Оно оказалось просто для меня знаковым, возможно, потому, что сегодня годовщина со дня гибели Бориса Ефимовича Немцова.
 
 
                              4. mysha. Беги
                              (Номинатор: ole)
                              (3: white-snow, MitinVladimir, ole)
 
natasha: Я не поняла вполне, о чем это стихотворение, но оно мне очень нравится. Может быть, и правильно, что не поняла, может быть, и нет здесь вообще никакого «вещественной» (протокольной) интерпретации, а есть только попытка передать неизъяснимое движение души, смятённой открытием (откровением!) своей причастности к земле — к жизни — «...ступала по корням и по камням, цеплялась за пеньки и стебельки...» и к пустоте бездны — к смерти — «...но тени огибая за версту, вдруг к пропасти окажешься близка, лишь слабость остановит на краю...». Знакомо ли мне такого рода переживание? Да. Скорее всего, я думаю, оно не точно совпадает с тем, что хотела сказать Наташа (Мыша), но все-таки, все-таки...
 
mysha: Мое стихотворение о бесконечности Вселенной, заряженной человеческой энергией))) Я в своем стихе — Земля.
 
 
                              5. ZasHaan. Рисунок
                              (Номинатор: LunnayaZhelch)
                              (3: LunnayaZhelch, Volcha, Kinokefal)
 
                              Куришь одну за другою.
                              Просто, одну за другой.
                              Выгнулся вечер дугою.
                              Алою гиблой дугой.
 
                              Так выгибалась в потемках
                              и подпевала ТиВи
                              этих потемок девчонка —
                              дымка с дымочком в крови.
 
                              Много ли лет миновало
                              с этих дымящихся лет?
                              Всякую чушь напевала.
                              Шла босиком в туалет.
 
                              И возвратясь, напевала.
                              Помню ее позвонки.
                              Помню прохладные жала —
                              прикосновенье руки.
 
                              Помню рисунок обоев —
                              красных плетение жил...
                              переживет ли обоих,
                              как я ее пережил?
 
Другою-другой, дугою-дугой, выгнулся-выгибалась, потемках-потемок, дымка-дымочком-дымящихся, лет-лет, помню-помню, подпевала-напевала.
Походя про опечатку: И возвратясь, напевала — И, возвратясь, напевала.
Казалось бы...
Казалось бы засилье однокоренных слов. Зачем? Автор неопытен? (Pro-вокация) Таки же наоборот! Он просто курит... и он просто вспомнил. Да нет, не он вспомнил. Оно вспомнилось! И я думаю, вспомнилось с позвонков... А повторы... повторы — это мысли неуправляемые, воспоминания медленно наплываемые. Когда они сами по себе, им надо за что-то цепляться. Вот и цепляются за себя и наслаиваются. «По волнам моей памяти». Не хочется даже вмешиваться в этот фильм в мозгу, ибо... страшно вспомнить ярко. Больно. Или уже? «Одна за одной», потому что уже? В любом случае, концовка возвращает к «славянскому шкафу» — т. е. рефлексии. Да, это последняя сигарета.
Как-то так… Или не так? Всяко...
 
 
                              Апельсин
 
                              6. Samochka. Апельсин
                              (Номинатор: Pro)
                              (1: tamika25)
 
 
                              СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 19–26.02.2016:
 
                              Номинировано: 6
                              Прошло в Шорт-лист: 6
                              Шорт-мэн: Kinokefal
                              Чудо-лоцман: natasha
                              Проголосовало: 20
                              Чадские-Буквоеды: natasha & Pro
 
 
                              ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Это как я так опоздал... Может, кто-то из авторитетных человеков мне уже подскажет, когда номинировать, когда голосовать. Что характерно, на сайте столько достойных словолюбов, а голосуют одни и те же. Стесняются что ли все? Так давайте внесем элемент обязаловки... а то одни и те же, ну скучно и несерьезно. В итоге и этот сайт станет этаким кустом малины, под которым сидит десяток младенцев и ягоды жрет, а вокруг бегает пара престарелых волков и отпугивает прочих любопытных... (rash79)
 
 
Руслан, яхонтовый мой карасик, а хто ж мешает тебе голосовать-то? (Rosa)
 
Раш, вы так неоригинальны, что даже говорить ничего не хочется. Но скажу. Я вот не люблю юриспруденцию, но если воспользоваться ее методами и попросить вас обосновать любое из сказанного вами, то в итоге окажется, что вы абсолютно не в курсе этого сайта. Если бы вы подняли очи, то увидели бы баннерочек «Правила Шорт-листа» — отчотливый, большой и предельно понятный. Не брюзжите, а просто почитайте, а если что-то будет непонятно — любой вам с радостию все объяснит. И про парочку старых волков как-то некрасиво и безосновательно вышло, не щитаити? Назовите имена старых волков, процитируйте злобные отгонятельные заклинания (включая аваду кедавру и круцио), которое рычали оные волки, в чей конкретно адрес они их рычали, кто пострадал... Вопсчим, вот вам бумага, ручка — пешыте. Заодно — да — укажите, кто вам мешаит голосовать. Обещаю надрать мерзавцу ушы (marko)
 
А мне еще страшно интересно про младенцев и ягоды. Это кто у нас младенцы и что такое ягоды? Руслан, вы опять не отвечаете за свои слова? (причину помню, дада) (ole)
 
Руслан, вам таки лучше тут все же объявитьсо и объяснитьсо) И — желательно — искренне, такскть — от души)) Знаете, я как-то так же (по пьяни, чего уж тут греха таить) увольнялсо с одной хитромудрой, но, надо признать, значимой для меня работы — гордый весь такой, ага, куда деваться)... Но бох фсе же не фраер, через 5 лет мну туда опять позвали — оченно с большим повышением — а-ля хозяин целого департаменту, — но с одним маленьким условием — «ушол ты некрасиво, нужно попить с сослуживцами вотки!» Попил, не убыло!.. Понимаете?.. А как же иначе?! Люди-с... (тим)
 
Да нет. Мне никто голосовать не мешает. Я же переживаю, что в целом мало пользователей голосуют. Должно быть не два-три голоса, а хотя бы несколько десятков. Имхо. Надо что-то делать. А правила вообще мало кто читает, на сайт забегаешь урывками большей частью, я вот зашел в пятницу, еще не голосовали, в воскресенье — уже опоздал. Конечно расстроился. Если обидел кого — прошу простить, не со зла (rash79)
 
Про малину и младенцев — супер!.. Вот бы найти такой куст в реале
 
20 — это разве не несколько десятков?.. Руслан, как мы совпали, а? А исчо искреннее?.. (тим)
 
Да куда ж искренней, у меня жена извинений не слышала... А тут — нате вам))). А 20 голосов — это к каждому бы номинанту. Не хочется опускаться до политики, но: снизили на местных выборах порог явки, пришло три бабушки и выбрали того же... Вот как-то так (rash79)
 
Ясно. Бабушки опять виноваты. И власти, ага... Ладно, разве важно кому нынче, что номинатор годами (!) забывает голосить за свои же собственные номинации, а резонер (в том же лице) таки не знает, что он вообще резонирует... Правильно, нужно быть выше! И даже выше самого себя!) (тим)
 
                              Электорат

Автор: marko


← ПредыдущаяСледующая →

15.03.2016
Блужданье меж теней. Итоги турнира № 70

07.03.2016
Лезь, человече. Шорт-лист полумесяца 05–19.02.2016

Читайте в этом же разделе:
07.03.2016 Лезь, человече. Шорт-лист полумесяца 05–19.02.2016
06.03.2016 Радостные страсти. Шорт-лист недели 29.01–05.02.2016
05.03.2016 Шабудинова в целлофане. Шорт-лист-месяца 01–29.01.2016
02.03.2016 Овца как символ. Шорт-лист недели 25.12.2015–01.01.2016
01.03.2016 У нас все ходы записаны!

К списку


Комментарии

08.03.2016 03:27 | tamika25

Квадратный апельсин - в этом что-то есть :)

08.03.2016 17:57 | marko

Наверняка в этом есть квадратныи косточки!

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон