Образование ума не прибавляет
(Александр Солженицын)
Анонсы
21.02.2013
Шорт-лист недели 14–21.12.2012: Разлетевшись по-птичьему...
Если сам себя не пожалеешь, кто еще пожалеет?..
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 14–21.12.2012:
(Номинатор: Sarah)
(5: Rosa, Sarah, Max, pesnya, ChurA)
(2: marko, tamika25)
город кашляет гриппом, хрипит пневмониями,
голубь греет замерзшие лапки на люке.
время года — зима без лица и без имени,
белый храм пустоты без святых и без звуков.
гули-гули — на зов, как домашняя курица,
ать-два левой, позвольте представиться: голубь —
птичий марш пересек ледовитую улицу,
птичьи страхи слабей, чем декабрьский голод.
гулу-гули
когда-то и я, разлетевшись по-птичьему,
лбом в подол, и вдыхала духи и помаду.
гулу-гули
позови меня, кто-нибудь, зимнюю, нищую, —
прибежала бы. только кому это надо.
Max: Скорее да, чем нет. Образы зимы без имени, больного города, ледовитой улицы хороши. И финал совсем не плох, мне нравятся такие переходы на личности. Однако стих во второй части приобретает некоторую плаксивость и саможаление. Ну ничего, если сам себя не пожалеешь, кто еще пожалеет? По технике. Порадовали рифмы «пневмониями–имени» и «голубь–голод». Не очень порадовало «люке–звуков». Бывают неточные рифмы, которые, тем не менее, не царапают. Например, «птичьему–нищую» у меня проскакивает, а «люке–звуков» малость царапает. Наконец, совсем не понравился ритмический сбой в строке «когда-то и я...». Там явно не хватает безударного слога в начале. В результате ударным слогом во всей строке стал второй, а в остальном стихе третий. И так и сяк читал, нет — неувязка с ритмом.
Kinokefal: Кое-что о размере и «сбое» размера в стихе ole «гуля». Действительно, ощущается серьезный сбой размера, явно ощущаемый при прочтении. Только причина указана Максом не совсем точно. Разберемся.
Первая строфа выполнена безукоризненным пятиударным дольником. Причем, жестко урегулированным чередованием сильных и слабых слогов: /_ /( _ _ / _ _ /_ _ ). Замечу, что после второго икта фактически следуют две стопы анапеста — довольно часто встречающейся в русской тонической поэзии XX в. решение, почти классика. Во второй же строфе размер серьезно меняется — вместо урегулированного пятистопного видим (слышим) двухударный (рефрен «гулу-гули») и четырех-пятиударный (всё еще) дольник, уже не урегулированный. Кроме предпоследней строки («позови меня, кто-нибудь, зимнюю, нищую...») — здесь уже не дольник, а акцентный стих. Причем, сильная доля в слове «менЯ», зажатом между «позовИ» и «ктО-нибудь», теряет определенность, свою силу. Икт как бы «блуждает» перебегая с положенного Я на свободное E. Мало того что в слове «кто-нибудь» сильное место так же имеет склонность «поблудить», так вместо определенности получаем второй «свободный радикал». А все потому, что в промежутке между «позови» и «кто-нибудь» не хватает одной разделяющей слабой доли (здесь — безударного слога). Например, «позовиТЕ меня...». Ударение в «кто-нибудь» смещается на второй слог, и, легким движением пера, тактовик превращается... превращается тактовик... в элегантный дольник.
Возникает законный вопрос: Зачем было менять размер в одной-единственной строчке? Смена размера обычно сопровождает какую-либо кульминацию, автор т. о. как бы призывает читателя обратить особое внимание на это место. Обратили (еще бы — язык запнулся!). И что? «Позови кто-нибудь» — тоска-безысходность (да простит автор мою иронию). Допустим, автор именно этого и хотел — обрати внимания на мои страдания. Возможно. Стоила ли эта откровенность того, чтобы так «спотыкать» читателя? Или автор просто «не справился с управлением» на скользкой тонической дорожке? Бог его знает. Во всяком случае, автору виднее — дамы вольны в выборе платья (или не выборе).
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 14–21.12.2012:
(Номинатор: yaguapard)
(5: ole, MitinVladimir, yaguapard, SukinKot, HedgeHog)
(1: NEOTMIRA)
Max: Вообще-то, Сара хитро пользуется редакторской кнопочкой, имхо. Я говорю о давнем удалении всех старых текстов (в результате у меня в избранном пропало около десятка). Затем через какое-то время они публикуются как вроде бы новые. С незначительной правкой или без. То есть стих вторично появляется в ленте (а читают в основном ее), следом в избранном, потом в шорте... Получает внимание новых людей, да и старые с удовольствием перечтут. Кому плохо? Да никому, конечно. Только, может, и я так хочу. Чтобы дабл дринк по цене сингла. Ладно, опять заболтался. Похвалили, а я и рад языком чесать. В этом стихе меня очень цепляет заглавный образ — первые две строки. Уверен, что он понятен не всем. Например, люди свободных, творческих профессий его не оценят. Не говоря уже о тунеядцах. Образ этот понятен до печенок только работающим полную неделю с 9-ти до 5-ти. Надо ли далее объяснять? Когда я иду в пятницу через центр, часа в 4–5 вечера мимо баров и кафе забитых счастливым, ошалевшим, нетрезвым, громким народом, еще не до конца поверившим, что неделя закончилась, то всегда вспоминаю «иголку по винилу». Далeе возникают сомнения. «Земля не вертится, а пятится» — это почему? Время остановилось? Идет вспять? Короче, неясно. Есть подозрение, что строка возникла ради эффектной рифмы. В оригинале вроде было «земля то вертится, то пятится», и это как-то меньше царапало. В этом была правильная идея неравномерности, нелинейности времени. А сейчас ее нет. Заглавие тоже было другое, не так сразу в лоб. Обрезки облаков меня смущают, хоть убейся — вызывают ассоциацию с обрезками колбасными. Была такая шутейная фраза в детстве. Может, только в моем. Идея стиха понятна, и тема раскрыта, но. Ничего нового, своего Сара не добавляет. Или я не вижу этого своего. Да, трагедии забываются. В природе ничего не изменилось. «И гром еще не грянул», — как сказал поэт. Облака остались белыми, вода мокрой, а масло масляным. Дальше что? Нет, только первый образ. Кстати, он самодостаточный.
MitinVladimir: А разве важно — было это стихотворение уже когда-то лидером одной из давно прошедших недель, или не было?.. Лично меня оно очень тронуло (я его раньше не читал, в силу «недолгости» своего пребывания на Решетории) — очень цепко и лаконично передает оно все то, что творится вокруг нас, имхо... его, конечно, чуток можно было бы посильнее доработать «на контрастность» — уж все как-то с самого начала мрачновато, и финал от этого слегка предугадывается в том или ином исполнении... вот если бы его еще больше разбавить образами по типу — «солнечные зайчики», «облака» и т. д., то читатель был бы просто шокирован финалом и слеза от безысходности нашей действительности не просто бы подкатывала и щемила, но и пролилась... ИМХО... но менять что-то и дорабатывать свое творение — исключительное право автора... А что касается «редакторской кнопочки», то, думаю, что художнику сомнения — к лицу!... а когда есть такая возможность, то и слава Богу!... Сильный стих!
(Номинатор: natasha)
(3: tamika25, Baas, natasha)
natasha: Почему «Ариадну Поликарповну» номинировала? Честно, ждала, что номинирован стих будет не мной, очень хотелось, чтобы стал заметным на неделе, а «лоцман» я плохой, увы. Обидно, что такой стих мог бы проскочить мимо Шорта. Заметила его давно, еще в «блицах», всё хотела попросить Снега, чтобы поставила в лист, да упустила. Но вот стих в «листе» и в Шорте. Отлично. Мне кажется, я даже понимаю, о какой песне и о какой певице идет речь. Очень плохо всегда знала и знаю любую эстраду, но было на слуху когда-то: «А снег идет, а снег идет...» и про любовь там еще чего-то. Имя певицы забыла, но это не важно, слышу до сих пор. Все так, все именно так, как у Снега написано, — смешно и странно зовут наших кумиров, и люди они обыкновенные и даже противные, ага, но мы любим их и их песни за что-то. Что это «что-то»? Уходят наши кумиры, стираются даты, имена, приходят «другие» для «других» и нам эти «новые» кажутся «пресными», но для «других» все повторяется так же, как было для нас, наверное, потому, что снег все идет и идет. А сделан стих идеально для передачи этого странного, временного ощущения: черно-белая графическая полуабстракция. Кажется, что стих имеет негативный, иронический, даже насмешливый уклон. Может, Снег и хотела дать только его, но чесслово, получилось, как у настоящего художника, — глубже, мягче, человечнее. Простите, Снег, если, что не так сказала, но такой уж «резонанс».
(Номинатор: white-snow)
(1: white-snow)
Max: Уже второй стих в шорте про замерзающих меньших братьев... Ну понятно, зима. И опять проекция на человека / себя, но чуть более замаскированная. Во-первых, Дед Мороз, письмо, затем жизнь неудачно сложилась, одиночество, и, наконец, все куда-то бегу и бегу. Это не о собачке, нет — она точно знает куда бежит (на запах мусорных баков). Это — о себе. Что сказать, кроме «собачку жалко»? Ритм расхлябанный, впрочем, это теперь в моде. В основном пять ударных слогов, но есть строки, где их четыре и шесть. Еще два таких нюанса. Один заметил Черсков — образ собаки, пишущей на снегу, рождает определенную ассоциацию. И ошейник — лучший подарок... что-то как-то во мне дискомфортно улегся. Разумеется, я понимаю, что Тамила хотела сказать, и все-таки...
(Номинатор: natasha)
(1: nata)
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 14–21.12.2012:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 5
Шорт-леди: ole
Чудо-лоцман: Sarah
Голосивших: 15 (3)
Воздержантов: 1 (buhta)
Чадский: Max
ВПЕЧАТЛИЛО:
Воздерживаюсь, стихи нравятся, выбор сделать не могу. Объясняю почему: «Гуля» — это мое очень личное, «Письмо Деду Морозу от маленькой собачки» — мой внутренний ребенок в восторге, «Там, где сбили мальчика» — объективная реальность и от этого никуда, Снег и Ариадна Поликарповна — родное снежное из подсознания, из прошлого с надеждой на будущее, «Тишина» — люблю слушать тишину, она звучит красиво и величественно (buhta)
УЛЫБНУЛО:
(при голосовании) За Сару с мальчиком (ole)
СУРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ:
Температура в моем «кабинете» — минус 11 градусов, интернет держится на честном слове (tamika25)
Автор: tamika25
Читайте в этом же разделе:
17.02.2013 Итоги конкурса обороток «Продолжение — следует!»
17.02.2013 Неласковой зимы больные дети. Итоги турнира № 33
14.02.2013 32 шага. Поединок чести ole – ilonaila
10.02.2013 Страсти по Иосифу. Шорт-лист Года – 2012
31.01.2013 Во сне — летаешь... Сказки нет. Итоги турнира № 32
К списку
Комментарии
|
23.02.2013 14:15 | pesnya супер-подача материала) |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.