На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать

(Иоганн Вольфганг Гёте)

Анонсы

28.01.2013

Шорт-лист полумесяца 30.11–14.12.2012: Бабочки льются на небо, как молоко...

Храм. Место, где живет только душа, где только ей удается увидеть бабочек, что-то шепнуть им напоследок, и на их крылышках унестись в небо. Тихо, печально...

                              Бабочка

 
                              ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОЛУМЕСЯЦА 30.11–14.12.2012:
 
 
                              1. DAN. Бабочки не разговаривают с людьми
                              (номинатор: CicadasCatcher)
                              (7: ole, SukinKot, tamika25, CicadasCatcher, Cherskov, nata, pesnya)
 
                              стыдно входить в сотый раз в чей-то светлый храм,
                              стыдно смотреть на мигающий свет лампад.
                              рад за друзей (повезло же моим друзьям),
                              рад за врагов (очень стыдно признаться — рад)!
                              те и другие — родные. добром и злом,
                              сжав кулачки, друг на друга идут войной.
                              если быть честным, мне с ними всегда везло,
                              если честнее, без них я пустышка, ноль.
 
                              эк милосердие где-то внутри, ау,
                              машет хвостом и скулит, а пускай скулит.
                              стыдно за то, что приходят стихи на ум,
                              стыдно, за то, что безумным неведом стыд.
                              в храме тепло, в храме каждый найдет себя
                              или подобных себе, вот соврет — найдет.
                              бабочки в храме, я вижу их с сентября,
                              их не пугает ни Бог, ни зима, ни черт.
                              вот они в воздухе замерли и горят:
                              крылышки — крошки — бумажные маяки.
                              стыдно, что их не увидят мои друзья,
                              стыдно, что их не увидят мои враги.
                              из золотой купели, из черных рек
                              бабочки выплывают на свет лампад
                              или из стен вылетают на первый снег,
                              словно колода крапленых игральных карт.
                              с ними хоть в петлю, хоть в пекло, один итог:
                              ближе к своим, ближе к солнцу, но давит стыд...
                              бабочки видят Бога, их видит Бог,
                              все остальное имеет не лучший вид.
 
                              вот они рядом, тепло, не дышать легко,
                              вот я кричу им, кричу им, но черт возьми,
                              бабочки льются на небо, как молоко.
                              бабочки не разговаривают с людьми. 
 
Max: По-моему — очередная эффектная невнятица. Авторский комментарий о том, что «ЛГ умер, но завис, так бывает», нисколько не проясняет дело. По мере чтения накапливаются вопросы, а также подозрение, что ответов не будет. Есть мнение, что стихи такого рода надо воспринимать душой, что главное — настроение, а смысл — дело шестнадцатое. Как в том анекдоте — расслабься и получи удовольствие. Не получаю. Например, возникли такие вопросы:
Почему стыдно входить в светлый храм?
Что это за храм? Если это образ, то чего? Сравнение — с чем?
Чей-то храм — это чей?
В сотый раз стыдно, а в первый или в десятый нет?
Какое отношение к храму и лампадам имеют друзья?
Почему им повезло? Что за причина для радости? Живые остались? Допустим.
Причем тут милосердие и его поиски?
Почему оно скулит? Что этот образ призван донести до читателя?
Стыдно за то, что приходят стихи на ум — почему? Плохие стихи? Верю.
Причем тут безумные, которым неведом стыд?
Ну и хватит, пожалуй.
Бабочки запутывают окончательно. По технике есть к чему придраться, но это, думаю, лишнее.
 
pesnya: «Хорошие сапоги, надо брать» (Лия Ахеджакова). Стало быть, удался стих, раз последовала обычная нормальная Максова реакция. Если Ваниных птиц нужно было объяснять, то бабочек и подавно. Шо-то какие-то траблы с аналогиями зоомира. Зато интересно узнать, как это видит (не видит) кто-то другой.
 
Max: Где я сказал, что Ваниных птиц нужно объяснять? Неправда. У Зеленцова невнятицы и мути НЕ БЫВАЕТ. А в этих «сапогах» их выше голенища. Не слабо, Таня, обозначить в двух простых предложениях — об чем сей шедевр? Тема, идея, что собственно хотел сказать автор... Натали тоже вот многое не поняла. Короче, избравшие, ваше слово.
 
pesnya: От тока не надо меня на слабо брать. Будет время и вдохновение — напишу. Нет — мне достаточно того, что мы видим разное в одном и том же (и это нормально). В луже, например. Ты — грязь и воду. Я могу узреть в ней отражение деревьев. Прости невольный пафос.
 
natasha: Ну, раз пошла такая пьянка, то сделаю попытку, увидеть «лужу» с «водой», «грязью» и с «отражениями» тоже. О чем бы мы ни писали, мы пишем о себе. Но иногда это происходит особенно «прямо», непосредственно. Здесь автор и ЛГ полностью совпадают. ИМХО. Поэтому, если говорить о стихе, то получится разговор об авторе. Это больно бывает — такой разговор. Однако если прочесть внимательно все комменты в листе, то и говорить-то, может, ничего не надо. В комментах автор, он же ЛГ, все объяснил. Я просто процитирую. Вот что говорит сам автор (ЛГ) о своем стихе: «...всего лишь стандартный бред ленивого человека... если серьезно, у меня нет ни времени, ни желания... он (ЛГ (автор)) — умер. В поте лица автор (ЛГ) может написать финансовый отчет. ЛГ (автор) умер, но завис, так бывает». Вот об этом и стих, а, точнее, о том, что от всего этого автору (ЛГ) стыдно и больно. Речь идет, конечно, если говорить грубо, приближенно, о храме поэзии, о стихах-бабочках, о друзьях и врагах — «поэтах» или «непоэтах» (наверное, необязательно живых в прямом смысле). Все противоречие («завис») автора выражается в самом этом стихе, но не только в том, что там написано, но и «как», к сожалению. Мое мнение: с одной стороны, этот стих, конечно, живая «бабочка», а с другой стороны, авторское самоуничижение (вера в то, что он умер, нет его более, остался только «стыд») приводят, и в самом деле к тому, что стих несовершенен. На крыльях этой «бабочки» тяжелый груз авторского комплекса «умершего», а отсюда и наплевательства на свою «бабочку». Вот что я вам скажу, ДАН, либо вы говорите себе: я — поэт... со всеми вытекающими, либо, и впрямь, кончайте эту бодягу. Вы долго «выстрадывали» («тщательно подготавливали» сказала Песня) в себе эту тему, она мучила вас — это ясно, вылилась полно и быстро (не зря же вы поместили это в «экспромты») — это настоящее, так дайте же теперь «бабочке» взлететь, стряхните с крыльев все лишнее, отягощающее, навешанное вами на нее от небрежности, спешки, лени и комплексов. Поступите все-таки пусть, может, и в последний раз, как поэт, а не «зависший трупешник». Где там чего лишнее, неточное, невнятное, сами разберетесь — хватает... Но, главное, это — настоящее, живое. И вообще, разобраться в себе и, наконец, сказать себе «я — поэт» (принять на себя этот груз в полной мере) некоторым другим — тут, в Решетории, тоже не помешало бы, ой как не помешало бы. ИМХО.
 
DAN: Ответы:
Почему стыдно входить в светлый храм?
— Грешен, не уверовал при жизни и осознает это.
Что это за храм? Если это образ, то чего? Сравнение — с чем?
Чей-то храм — это чей?
— Православный христианский, Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Храм мученицы Татьяны, Храм Казанской иконы Божией Матери, ЛГ не один Храм обошел.
В сотый раз стыдно, а в первый или в десятый нет?
— Да, именно, не сразу приходит осознание греховности, понимание и вера, кому в сотый, кому и тысячного мало.
Какое отношение к храму и лампадам имеют друзья?
— Прямое, храм — Дом Божий, лампада — символ веры, кто еще будет верить и молиться об ушедшем, как не друзья.
Почему им повезло? Что за причина для радости? Живые остались? Допустим.
— Спасибо пусть так.
Причем тут милосердие и его поиски?
— Человек часто просит о милосердии у Всевышнего при жизни, порой забывая, что и самому не мешает быть милосердным, ЛГ ищет милосердие не только в Боге, но и в собственной душе. Причем? Притом, что грешен и кается.
— Почему оно скулит? Что этот образ призван донести до читателя?
Потому что ЛГ не был при жизни милосердным, оттого и скулит, как щенок крошечный. Это непонятное ощущение в душе пока не разрывает на части, но уже докучает, смущает, тревожит.
Стыдно за то, что приходят стихи на ум — почему? Плохие стихи? Верю.
— Спасибо, суета.
Причем тут безумные, которым неведом стыд?
— «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3:18). Стыдно, что лишь безумцы могут слепо верить, не стыдясь веры своей.
Бабочки запутывают окончательно.
— Бабочки — души, которые летят к Богу. ЛГ не с ними. Но уже и не с живыми.
 
natasha: Упс! Как я промахнулась. Но неспроста, DAN. Конечно, я думала и о такой трактовке, тем более, что у меня есть стих, близкий по теме («у двери»), но ваши ответы в листе склонили меня все-таки к другому варианту. Ваша тема не пишется, как «экспромт», как «стандартный бред ленивого человека», уж извините. «Не катит», как говорится. Например, «крапленые игральные карты» — даже в мою трактовку они плохо вписываются (грубо), а в вашу подавно. Я разочарована, простите. И тем более досадно, что стих действительно хороший, живой, так что Макс очень, очень прав.
 
Max: А, так это, стало быть, отпевание ЛГ идет... Тогда все более-менее увязывается. Не подумал о таком сценарии, фантазия слабовата.
 
CicadasCatcher: Иногда мне кажется, что тщательное пережевывание стихов вредит их усвоению. Особенно если пережевывать с участием автора.
 
tamika25: И я согласна с Димой. Но, раз были заданы вопросы, то было отвечено. Перечитала стихотворение. Не стала вдумываться, кто, что и зачем, и обнаружила, что на душе стало легко, будто прикоснулась к чему-то светлому, неизвестному, нежному... Слова в стихотворении создали не смысл, а некую ауру, в которой пребываешь, отстранившись от всего обыденного. Храм. Место, где живет только душа, где только ей удается увидеть бабочек, что-то шепнуть им напоследок, и на их крылышках унестись в небо. Тихо, печально...
 
Rosa: Да. Макс прав. Стихотворение о бабочках — эстамп (возможно) импрессиониста, вглядевшегося и почувствовавшего. Не знаю, мне было не важно — кто ЛГ, зачем ЛГ. Стихотворение просто легло на душу. Это как в жизни — «Мне говорят, он маленького роста. Мне говорят, одет он слишком просто... А он мне нравится, нравится, нравится». Так вот, не знаю ни роста ЛГ, ни его привычек, ни его доблестей, ни его грехов. Брэдбериевская бабочка перевесила все регалии.
 
 
                              Аригато
 
 
                              ФИНАЛИСТЫ ПОЛУМЕСЯЦА 30.11–14.12.2012:
 
 
                              2. natasha. Аригато решетория
                              (Номинатор: Rosa)
                              (3: Rosa, Skorodinski, Sarah)
 
Max: Боюсь, что я слишком упертый зануда, чтобы правильно реагировать на этот текст. Я понимаю, что это стёб и должно быть весело. Даже вижу места, где надо смеяться. Но мне не смешно, увы. За исключением фразы «в шортах и без». Кстати, вообще не понимаю этого жанра, как его не назови. Пародия — это да, это хорошо. Но она должна быть реально остроумной, должна талантливо издеваться над ляпами оригинала. А стёб на тему, оборотка... Не знаю. Если это лучше оригинала — то это самостоятельное произведение. Если хуже — то зачем оно надо? В данном случае — уровень студенческого капустника самое большее. Срифмовано кое-как минут за двадцать. О технических удачах/неудачах говорить, пожалуй, лишнее. Наташа, извини, ничего персонального, ок?
 
natasha: Это не пародия, не шарж, не оборотка даже, и я задумалась после твоего коммента, а и правда, нафиг я это наваляла, почему? Покопалась в себе и поняла, ижно сама удивилась. Это какое-то детское было желание оживить этого кобаяси, что ли. Жалко мне его стало, смешное слово такое, милый он, ну, вот, это и подтолкнуло. Не хотела, чтобы он был мертвый. Смешно, но факт. Получился, в общем, я надеюсь, не злой привет автору и Решетории. Только и всего. Да, капустнический, но вот, честно, только для «капустников» не могу никогда ничего придумать, хоть тресни.
 
 
                              3. Auska. Грех
                              (Номинатор: natasha)
                              (1:buhta)
 
Max: Знаете, где мне захотелось бросить? Там, где погибает второй ребенок. Я почувствовал себя резиновой игрушкой, которую сдавили в руке, чтобы она пискнула. Заметьте, нам ничего не говорят о девочке, кроме того, что она попала под машину. А ведь это уже личность — в три с лишнем года. Даже в имени ей отказано. Отсюда вывод — никакой девочки не было. Это схема, ложь, нужная автору для ударного подкрепления идеи о грехе и наказании Господнем. Мне более чем хватило одного мертвого ребенка. Но нет, автор беспокоится, что читатель не пискнет. И убивает второго. Вообще, это любопытный феномен. Прошу заранее извинить за многословие. Недавно на сайте proza.ru объявили трех народных писателей. Одна дама — мутная фигура с верхних этажей лит. тусовки. Там все ясно. Читаю других. Первый рассказ о ребенке с церебральным параличом. Второй о трудной доле жены алкоголика. Открываю следующего автора. Первый рассказ об афганце-инвалиде... Ребята, поймите, все это существует, да. Но эксплуатировать эти темы — легкий путь, дешевка. Это гораздо легче, чем сделать качественный текст. Как обидно, что много народа покупается на такое разводилово. В комментариях к «Зоне» Довлатов заметил, что нарочно не включил в повесть наиболее страшные подробности лагерной жизни. «Мне кажется, — пишет он — они выглядели бы спекулятивно. Эффект заключался бы не в художественной ткани, а в самом материале». Довлатов опасался спекулировать на первичных эмоциях читателя. А народные пeсатели — нет, не опасаются. Да, последнее. Никто в деревне не пойдет за водой с одним ведром. Обязательно возьмут два.
 
natasha: Нет, мои дорогие, эксплуатации темы «мертвых детей» здесь нет. Нет и «спекуляций на первичных эмоциях». Я вот не «пискнула» ни разу. Это рассказ о другом. Я же не зря дала в листе ссылку на «Сэмюэль». Вы бы прочли бы, что ли. Не пожалеете. Тема Судьбы и человеческого противостояния ей — это классика (с глуб-о-о-окой древности). Тема сконцентрирована здесь. Миниатюра бьет, как маленькая пуля, прямо в цель. Смотрите, женщина упрекает Случай («...зачем, зачем я тогда к вам приехала»). Случай, но не принятое ею тогда решение. «Кроме тебя, никто не нужен, не нужен...» — кричит мужчина, изнемогая от боли, лупит кулаком в непробиваемое железо. И это — правда. Знай они всё наперед, никакие мертвые дети не встали бы тогда между ними, и не встанут теперь. Какие уж тут сопли? Человек корчится, как раздавленный червяк, но боги (завистливые) посрамлены. Макс, цитирую тебя:
1. «Заметьте, нам ничего не говорят о девочке, кроме того, что она попала под машину ...Даже в имени ей отказано. Отсюда вывод — никакой девочки не было. Это схема, ложь, нужная автору для ударного подкрепления идеи о грехе и наказании...».
2. «В комментариях к “Зоне” Довлатов заметил, что нарочно не включил в повесть наиболее страшные подробности лагерной жизни. “Мне кажется, — пишет он, — они выглядели бы спекулятивно. Эффект заключался бы не в художественной ткани, а в самом материале”».
Макс, ты противоречишь сам себе этим цитатами. Девочка была, были и страшные подробности, но, как и у Довлатова, они «не включены».
 
 
                              4. Voha Стиши...
                              (Номинатор: natasha)
                              (1: natasha)
 
Max: Мне трудно комментировать этот экспромт из-за субъективного отношения к автору. В смысле, субъективно хорошего. По технике и кое-где по смыслу есть, над чем подумать. И если Воха захочет, то сможет сделать из него по-настоящему сильный стих. А еще нужен какой-то очень новый взгляд на эту старую тему, идеально раскрытую в известной строке Тютчева. Я часто думаю, если мысль изреченная есть ложь, то записанная на бумаге/экране — это ложь в квадрате. Не так ли? Здесь двойная кодировка: мысли — в слова, слова — в буквы. То есть раскодировать их обратно — задача почти невыполнимая. Все равно выйдет не то. Сами буквы иногда выглядят лживо и глумливо. Тогда какого черта мы здесь делаем вообще? Вот такие мысли.
 
 
                              Первое сентября
 
 
                              ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
 
                              5. Sea-of-Rains. 1 сентября
                              (Номинатор: tamika25)
 
Max: Текст на сто процентов описательный, и это кому-то нравится. Замечательно. Мне — не нравится. Для меня это означает, что автору нечего сказать и поэтому он/она упивается чрезмерно длинными, однотипными сложносочиненными и затем подчиненными конструкциями, перегруженными эпитетами вроде «Лапы стенда в магазине “Детский world” обвисли под тяжестью гроздьев белоснежных хризантем и прочих лохматых цветов со свадебнообразными нитями росинок-бусин, бледных шелковых роз с замявшимися лепестками, из которых серпантином змеятся тугие, целлулоидные ленты, связок капроновых шаров с гофрированной начинкой, пушистых белых резинок и одноразовых китайских обручей с криво приклеенными бантиками».
 
Дочитал миниатюру только потому, что короткая. Есть несколько удачных образов, например, «банальные, как фраза “день знаний” розы». Больше неудачных, типа «соперничающего по протяженности с донжуановским». Это не тянет на юмор, уж слишком несопоставимые категории — список покупок к первому сентября и список соблазненных дам. Кроме того, сама фраза читается так, что язык сломать можно. Попробуйте выговорить ее вслух. Хватит. Резюме. Трудночитаемо, витиевато, претенциозно, самовлюбленно и, наконец, скучно.
 
tamika25: «...И это кому-то нравится». Вот за что уважаю рецензии Макса. Не помню, как раньше, но, по-моему, он был более категоричен. Да, мне нравится. Эти сравнения, описания — удачные и даже неудачные. Всё так напомнило эти трогательные приготовления, это ожидание праздника. Мой сын перед первым в его жизни 1 сентября вообще со своим ранцем спал. Не каждому мужчине (а может, и женщине) это все понятно, да и не обязательно, ИМХО. Но, так как я еще вдобавок и работаю на книжном рынке, где в августе перед школой чего только не увидишь и не услышишь, то просто не смогла пройти мимо.
 
Max: Задумка миниатюры может и хороша, но исполнение не дотягивает. Тяжелый, вязкий текст. А по идее, он должен быть легким и пушистым. Разве ты не согласна? Рефлексивно-описательный текст это очень рискованная область. Это даже классикам нечасто удавалось. Кстати, я школу ненавидел все десять лет, соответственно тошнило от первого сентября. От этих бантиков, цветов, линеек, деревянной униформы и казенных речей. Даже в самый первый раз.
 
tamika25: Я же сказала, что ты правильно отметил, что кому-то нравится, а кому-то — нет. В восприятии 1 сентября как праздника, как начала нового этапа в жизни (следующий по счету класс, некий период взросления и т.п.) нет ничего противоестественного, и каким будет это восприятие, еще зависит от многих причин, начиная от учителей, одноклассников, и заканчивая удаленностью школы от дома, например. То, что в рассказе, не спорю, есть шероховатости и тяжеловесности — да, но я прочитала на одном дыхании и с интересом, что для меня даже удивительно. И вот за это удивление и удовольствие от прочтения я номинировала этот рассказ.
 
 
                              СТАТИСТИКА ПОЛУМЕСЯЦА: 30.11–14.12.2012:
 
                             Номинировано: 5
                              Прошло в Шорт-лист: 4
                              Шорт-мэн: DAN
                              Чудо-лоцман: CicadasCatcher
                              Голосовало: 12
                              Чадский: Max

 

 

 

                              Вера
 
 
                              РАЗГОВОРЫ ВНЕ ШОРТА:
 
 
                              petrovich. Кто же знал
 
Max: Какие я здесь вижу смыслы включая поверхностные и не очень.
1. Неспособность современного синематографа и вообще искусства отразить высокий трагизм ситуации. Булгаков, по-моему, закрыл тему. Во-первых, режиссура/игра не та (томясь). Во-вторых, аудитория не та (это уже number 2). Последняя попытка — фильм Мэла Гибсона — оголтелый садизм и чернуха, чуть всколыхнул сонных зрителей. Но это запрещенный, нехороший прием.
 
2. Аудитория, отупевшая и заскучавшая от насилия. Оно давно воспринимается как игрушка. Будь там Иисус, Брюс Виллис или тот же Гибсон. Ему молотком разбивают коленку, а он встает и наказывает плохих ребят.
 
3. Церковь, которая давно уже вещь в себе, то есть, сама по себе. Попы-бизнесмены. Давно думаю — почему, когда америкосы стали бомбить Югославию, папа (которого после записали чуть не в святые) не сказал ничего? Они всегда молчат, когда от них ждут правильных слов. А махать ручкой в застекленном авто это и дурачок сможет — старо и пошло. Поэтому церковь теряет людей, над ней смеются.
 
Ну вот так примерно, глубже забираться можно, но лень.
 
natasha: О главных строчках. Это, наверное, последние. «Кто же знал, что пригорок — Голгофа, а бревно с перекладиной — крест!» И хочется ответить: «А надо было знать». Надо было знать Каиафе и кричавшим «распни», когда отдавали на казнь глупца, хипаря, хулигана, доморощенного философа, что пригорок станет Голгофой, а бревно с перекладиной Крестом. Не знали. Узнали. Помогло? Ничуть. Миллионы «распятых». Теперь, кажется, очень уже хорошо знаем. И что? — все тот же жрец, боящийся бунта против его храма, все то же оскорбленное Величество, все те же умывающие руки пилаты, все та же невежественная, кричащая «распни» толпа.
 
Кино — миф о Боге, а не правда о человеке, томит, вызывает скуку. Да? Так вот вам — живой перформанс. Такие ли уж дуры эти «бешенные пуськи», которых так презирает Петрович? Что-то уж слишком их перформанс «текстуально» близок к тому, две тысячи лет назад, состоявшемуся в Иудее. А если это случайность (в чем я сомневаюсь) и они, действительно, просто дуры, то тем живее, тем убедительнее месседж, посылаемый ими, может, и помимо их воли. Ибо о живости (интерактивности) их шоу позаботились прочие главные «герои» и «массовка». И мне мерещится, как, две тысячи лет НАЗАД, пишет Петрович, «...выпороть балбеса, заставить мести площадь перед Храмом 15 суток, да и выгнать к чертовой матери...» и как лет, эдак, через тысячу ВПЕРЕД, пишет опять же Петрович, «Кто же знал что мешки — Балаклавы...». Можете себе это представить? Я — могу. И удивляюсь, как это в нашем Петровиче уживаются эти оба Петровича.
 
Христианский смысл стиха прост и понятен: прежде, чем бросить в тюрьму, отправить на мучения или на казнь странного человека, говорящего чушь, ведущего себя дико, непонятно, должно вспомнить тот пригорок, то бревно и остановиться, и не делать этого. И неважно должно быть для христианина (по духу), Сын Божий распят был тогда в Иудее или только лишь сын человеческий.
 
marko: Наташа, насколько я понимаю вашу логику, вы уподобляете историю с барышнями истории с Иисусом?.. Мне кажется, тут есть небольшая, но весьма принципиальная разница. Во-первых, Иисус, отрицая старую веру, нес новую. Во-вторых, изгоняя из храма торговцев, он не осквернял храм. В-третьих (и в-главных), он был «в теме»... Увы, стремление к бунтарству далеко не всегда означает прогресс — это относится не только к упомянутым барышням.
 
natasha: Валерий, да, я уподобляю историю с пусями, но возможной, реальной (довольно вероятной) истории с возможным, реальным человеком, а не евангельскому мифу. И тут нет принципиальной разницы. Вы же понимаете, и об этом и пишет Петрович, что сначала были только бревно и пригорок и только через очень большое время появились Голгофа, а уж тем более Крест. Кажется, первое евангелие было написано лет чрез 60 после казни, так что, не дай бог, замордуют («распнут») в тюряге какую «пусю» и...
 
marko: Забавно — лет через 60 наши внуки будут читать Четверопусие про чудеса в зоологическом музее, спиленные кресты и танцы на амвоне, коими подвижницы рушили храм старой веры. Впрочем, почему нет — Герострата до сих пор помнят (правда, не как подвижника, а как больного).
 
 
                              KsanaVasilenko. Задолго до «Штирлица»
 
Rosa: Может, я воспользуюсь служебным положением и притащу сюда работу Ксаны Василенко? Наташа, Вас не затруднит высказаться по поводу этого стихотворения. Макс подобные вещи (белые стихи и ко) не любит, тема для меня слишком болезненная, поэтому все, кто хочет сказать что-либо хорошее, приглашаются, а так как эта работа ВНЕ именно ЭТОГО Шорта, то я попрошу оппонентов не выражать свое несогласие, ибо повторю еще раз — слишком болезненна сама тема для меня лично.
 
natasha: Это замечательное, очень хорошее стихотворение. Ясно, что оно автобиографическое: от первого лица такие сюжеты не придумываются. Об этом говорит и название цикла «Близкие люди». О стихотворении можно много написать, потому что в нем многое сказано — откровенно, обнаженно. Я не стану говорить о том, как оно написано, — почти безупречно. А верлибр (здесь слегка рифмованный) тем и отличается, что его можно доводить и доводить до совершенства. Важнее сейчас, я думаю, о чем оно. И скажу только о двух, на мой взгляд, главных явлениях. О переживании, наверное, знакомом многим, — одном из самых сильных и трагических в жизни. Это переживание своей вины — вины нелюбви, а порой даже ненависти к близкому тебе человеку, — несправедливой нелюбви, тупого, несправедливого непонимания, ненависти, непризнания. По глупости, по черствости своей. Даже, если, можно, кажется, оправдать эту вину детским неразумением. Все равно чувствуешь ее, а исправить уже ничего нельзя. Это очень больно, с этим живешь. Второй же феномен, связан с первым, и так совпало, что перекликается со стихом Петровича «Кто же знал...». Наверное, Роза заметила это. Сознание наше, а незрелое, детское — особенно, мифологизировано. За мифами мы не видим, настоящей реальности, мы живем в призрачном мире, любим фантомы, болеем фантомами, не замечая рядом корчащихся от настоящей боли, истекающих живой кровью близких (да и не близких) людей. Взрослеем, прозреваем, понимаем, но поздно, почти всегда поздно. Да так было — звучало: «война», и лихие белорусы хитро закладывали тол под рельсы, подпольщики обдуривали тупую немчуру, летчики таранили, штирлицы — ну, ващще!!! Господи, как же тщательно прятали от нас правду и калечили «красивой» ложью, до ненависти к собственным «негероическим» отцам. Мне повезло, я не испытала того предельно страшного чувства, что описывает Ксана в стихе, но непонимание, незнание, недооценка, несочувствие — да — моя вина. Не только к войне относится этот феномен, но и к миру (до и после), да и вообще ко многому, тоже очень важному, но пока что именно в отношении к войне, может быть, он проявился особенно внятно. Роза, я понимаю вас сейчас, вернее, мне кажется, что понимаю.
 

 

Автор: tamika25


← ПредыдущаяСледующая →

29.01.2013
Математику — в массы! Выбираем Произведение и Автора – 2012!

28.01.2013
В скафандрах одиночеств. Шорт-лист Осени-2012

Читайте в этом же разделе:
28.01.2013 В скафандрах одиночеств. Шорт-лист Осени-2012
22.01.2013 Требуется электорат!.. Выбираем Произведение и Автора Осени-2012
17.01.2013 Шорт-лист недели 23–30.11.2012: Эта пронзительная, оглушающая тишина...
16.01.2013 Шорт-лист недели 16–23.11.2012: На страх очень падки ракеты...
15.01.2013 Шорт-лист недели 09–16.11.2012: На обручальной нитке ничьих часов...

К списку


Комментарии

28.01.2013 23:25 | pesnya

опа, как интересно) особливо, разговоры вне шорта)

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон