|

Если бы не было дурных людей, не было бы хороших юристов (Чарльз Диккенс)
Анонсы
17.01.2013 Шорт-лист недели 23–30.11.2012: Эта пронзительная, оглушающая тишина...До чего же увлекательно бродить по лесу самоубийц вместе с кобаяси, а возвращаться из леса уже в одиночку!.. .jpg)
ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕДЕЛИ 23–30.11.2012:
(Номинатор: Sarah)
(7: LunnayaZhelch, Mi-sama, Baas, simona, Sarah, nata, Cherskov)
«...Они некоторое время слоняются неподалеку
перед тем, как пойти по тропинке, а еще они
стараются ни с кем не встречаться глазами»
Кадзуаки Амано,
кассир торгового центра «Lava Cave»
1
говорят, живи, она не стоит твоей любви
не стоит даже мизинца, ногтя на мизинце, волоска с брови
не ищи с ней встреч, не звони, не пиши
возьми отгул, посмотри тиви
но кобаяси не внемлет, он всё для себя решил
он должен исчезнуть в лесной тиши
ибо в зеркале видит не глаза, переносицу, скулы, рот
а надгробный памятник своей души
черное море деревьев он переходит вброд
черное море деревьев, где компас нещадно врет
с веток свисают люди с белыми воротничками
дно устлано мхом, корнями, пустыми бумажниками, раздавленными очками
пластиковыми бутылками, сухими листьями, визитками, паутинками, паучками
крышечками, деловыми костюмами, сосновыми шишками и клещами
этикетками от средств по борьбе с клещами
ничьими теперь вещами
2
сквозь выкрики мародеров, хохот демонов лесных слышна
эта пронзительная, оглушающая тишина
как в тот день, когда вы стояли на
перроне пригородного вокзала, и она
без умолку повторяла, что это не ее вина, даже не твоя вина
поскольку тот, чья жизнь превратилась в ад
разве может быть в чем-нибудь виноват
поскольку тот, чья жизнь превратилась в дремучий лес
прячет глаза, углубляется в чащу, не помнит дороги назад
чтобы только лисицы и змеи видели, как ты залез
на дерево, слышали, как веревка скрипит, как шея твоя хрустит
видели, как золотая цепочка на ней блестит
видели, как мародер, обчищающий висельников ради наживы
срывает эту цепочку, слышали, как он фальшиво
насвистывает похоронный марш, обшаривая свежего кобаяси
и, ничего не найдя в карманах, удаляется восвояси
Cherskov: На мой взгляд, это лучшее, что на данный момент представлено в Шорте. До чего же увлекательно бродить по лесу самоубийц вместе с кобаяси, а возвращаться из леса уже в одиночку! Частная история самоубийцы из-за несчастной любви читается с интересом, банальность причины сведения счетов с жизнью не очень коробит — это же частная история, всякое бывает. Стих крепко сделан, читать жутковато, скорее всего, из-за того, что автор нейтрален, никак не выдает своего отношения к происходящему, просто описывает ситуацию. Больше всего понравился образ мародера, который, как на работу, ходит в лес обчищать висельников и насвистывает похоронный марш. Неудивительно, что кобаяси повесился, разве можно так успокаивать — она, мол, не стоит «волоска с брови». Покойся с миром, если сможешь, кобаяси...
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 23–30.11.2012:
(Номинатор: Rosa)
(6: Rosa, Skorodinski, Max, marko, ole, Bastet)
Cherskov: Люблю хорошую гражданскую лирику. Данный стих — это именно она и есть. Пьянчуга иссиня-бледный глаголет правду-матку, без злобы и обиды на весь нехороший окружающий мир. Некоторые искушенные в поэтическом сочинительстве домохозяйки могли бы здесь узреть пафос, но, уверяю их, здесь его нет. Только констатация фактов. Смена ритма работает на стих, усиливает эффект. Хорошая работа. Хотя, может, никакой смены ритма и нет.
natasha: Дело не в пафосе, а в том, что стиш банален, вторичен, даже если и ловко написан. А Зеленцов может (может?) писать своим голосом, свои мысли. ИМХО.
marko: Наташа, а если рассматривать Цурэна как превосходный фанфик, коим он, по сути, и является?
natasha: Валерий, так в том-то и дело, что, как фанфик, получается НЕ превосходный, а так себе, в листе уже написала, почему так думаю. Другой должен был бы быть текст у Цурена — сонет со всеми вытекающими, и желательно, и с некими особостями конкретного произведения. Честно, я давно очень читала эту штуку. Она мне не очень понравилась.
(Номинатор: tamika25)
(3: tamika25, CicadasCatcher, Voha)
Cherskov: При чтении данного стиха у меня возникло чувство, что его писали три человека. Первую часть стихотворения (про маму) ole писала вместе со Львом Ошаниным, автором бессмертных строк:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Только в стихе ole не только мальчишка, но и девчонка рисует. Потом Ошанин ушел покурить, и вторую часть (про город) ole сочинила в одиночестве. Когда пришло время писать третью часть (про войну), помогать ей взялся Добронравов, автор бессмертных строк:
Солнечному миру —
Да! Да! Да!
Ядерному взрыву —
Нет! Нет! Нет!
Но было бы несправедливым сказать, что ничего нового ole не добавила, что все уже было. Нюанс есть, и он вот в чем: ole пытается провести различие в мировоззрениях маленького мужчины и маленькой женщины, осмыслить разницу, ничего не говоря в лоб. Я тоже ничего прямо не скажу, но вспомнился фильм, где одному мужику двух младенцев подкинули в одинаковых комбинезонах. Мама этого мужика с первого взгляда отгадала, кто девочка, а кто мальчик. На вопрос мужика «Как ты узнала?» она ответила: «У девочек лица умнее и одухотвореннее!»
(Номинатор: NEOTMIRA)
(2: NEOTMIRA, natasha)
Cherskov: Хорошее стихотворение. Только вопросы не Руану надо задавать, а обладателю «синего ребра». Вечная беда человечества — не те вопросы, не те ответы, плюс наше «Кто виноват?» и «Что надо было делать?» «Дождем не затопило», «не смыло безумнейший костер» именно Небо, оставив без своей помощи одну из достойнейших своих дочерей. Поэтому Руан был просто молодец, когда
свой собор
в готической броне
под синее ребро
вонзил в небесный бок
Для этого собор и нужен Руану — это вечный укор и Небу, и земле, и людям.
(Номинатор: white-snow)
(2: SukinKot, white-snow)
Cherskov: Я недавно писал sumire, что меня очень рассмешил ее стих (надеюсь, что она на меня не очень рассердилась). Это был другой стих... Но этот не менее забавен! К сожалению, я не эстет, и не могу восхищенно написать о нем так, как один уважаемый читатель-почитатель: — «Ура, еще один классный бред! Сколько же чудных образов! Уже бы и книгу купил». Меня вводят в ступор «волчевоющие звезды», «дубы, продутые насквозь», «земля» с текущим хвостом, которая «взлетает и наклоняет смирно ось», «было-лайка», «чайник», кипящий словно «заиндевело-мшелый мак», «тыкволунный борщ»... уф-ф и т. д и мн. др. Допускаю, что это все прелестно, и извиняюсь за собственную дремучесть. После прочтения я понял, что ничего не понял, кроме того, что автор слукавил, назвав стих «Просто ночь». Ничего себе «просто»! Я плакал над клавиатурой, как тот «удодостранный птиц на флейте». Впрочем, многим читателям творчество sumire нравится, а это главное — значит, дорога выбрана верная. А книгу я бы тоже купил!
(Номинатор: Karlik-Nos)
(1: Karlik-Nos)
Cherskov: Задумка интересная, но реализована не слишком удачно, на мой взгляд. Вот несколько озадачивших моментов:
1) «вот папа (церковь, гоблин, башня) — почему здесь скобки? Что здесь — выбор или перечисление? А со скобками кажется, что папа здесь в трех ипостасях: церкви, гоблина и башни. В том случае, если взрослый человек не понимает точно, что нарисовано ребенком, в скобках можно было бы поставить вопросительный знак после башни.
2) Понятно, что «зачётный», — так говорят дети о том, что им нравится. Но стих — повествование взрослого человека, он вряд ли бы так говорил.
3) «смуглый ворон — тёмен и пернат» — «смуглый» согласно словарям и так означает «темный», получается, «масло масляное». Да и то, что ворон «пернат», а не волосат, понятно и так, без пояснений. Возможно, автор использовал слово «смуглый» дабы не повторяться, применяя «черный».
А финал зачётный.
ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
(номинатор: pesnya)
Cherskov: К сожалению, я не являюсь профессиональным критиком, поэтому буду рассуждать по-читательски. То есть, вкусовшина. Должен признать, что стих ole мне трудно дался, а скорее, и вовсе оказался неподъемным. Конечно, идея понятна, ЛГ с высоты прожитых лет смотрит на свою жизнь и понимает, что никогда не была счастлива, хотя научилась «понимать мужчин», «видеть красоту», «не прощать, но забывать», и даже «жить и умирать». Но мне трудно воспринимать стих, главным образом, потому, что реальный пересказ событий в нем смешивается с символизмом, например, дворовые мальчишки с «болотом» — так в стихе характеризуется окружающая действительность. К тому же, строфы не связаны между собой, живут своей собственной жизнью, хотя вполне понятен замысел автора — путем перечисления рассказать о этапах жизни, «болевых точках». Видно, что стих выстраданный, личностный, честный, но мне не удалось прочувствовать его в полной мере. Это всего лишь мой взгляд на данное произведение, многим читателям он пришелся по душе, поэтому на истину в последней инстанции не претендую. Но, раз сам автор говорит о своем стихе: «тут чёрт не разберет, что за чем и почему», значит, так оно и есть. Нет причины не доверять.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 23–30.11.2012:
Номинировано: 7
Прошло в Шорт-лист: 6
Шорт-мен: Jabberwocky
Чудо-лоцман: Sarah
Голосивших: 21
Чадский: Cherskov
Автор: tamika25
Читайте в этом же разделе: 16.01.2013 Шорт-лист недели 16–23.11.2012: На страх очень падки ракеты... 15.01.2013 Шорт-лист недели 09–16.11.2012: На обручальной нитке ничьих часов... 11.01.2013 Мы выросли и расцепились Итоги турнира № 31 19.12.2012 Сара Зельцер — смотрим полуфинал! 19.12.2012 «OtvertkaFest-2012» приглашает на конкурс обороток
К списку
Комментарии Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Перед нашим окном дом стоит невпопад, а за ним, что важнее всего, каждый вечер горит и алеет закат - я ни разу не видел его. Мне отсюда доступна небес полоса между домом и краем окна - я могу наблюдать, напрягая глаза, как синеет и гаснет она. Отраженным и косвенным миром богат, восстанавливая естество, я хотел бы, однако, увидеть закат без фантазий, как видит его полусонный шофер на изгибе шоссе или путник над тусклой рекой. Но сегодня я узкой был рад полосе, и была она синей такой, что глубокой и влажной казалась она, что вложил бы неверный персты в эту синюю щель между краем окна и помянутым домом. Черты я его, признаюсь, различал не вполне. Вечерами квадраты горят, образуя неверный узор на стене, днем - один грязно-серый квадрат. И подумать, что в нем тоже люди живут, на окно мое мельком глядят, на работу уходят, с работы идут, суп из курицы чинно едят... Отчего-то сегодня привычный уклад, на который я сам не роптал, отраженный и втиснутый в каждый квадрат, мне представился беден и мал. И мне стала ясна Ходасевича боль, отраженная в каждом стекле, как на множество дублей разбитая роль, как покойник на белом столе. И не знаю, куда увести меня мог этих мыслей нерадостных ряд, но внезапно мне в спину ударил звонок и меня тряханул, как разряд.
Мой коллега по службе, разносчик беды, недовольство свое затая, сообщил мне, что я поощрен за труды и направлен в глухие края - в малый город уездный, в тот самый, в какой я и рвался, - составить эссе, элегически стоя над тусклой рекой иль бредя по изгибу шоссе. И добавил, что сам предпочел бы расстрел, но однако же едет со мной, и чтоб я через час на вокзал подоспел с документом и щеткой зубной. Я собрал чемодан через десять минут. До вокзала идти полчаса. Свет проверил и газ, обернулся к окну - там горела и жгла полоса. Синий цвет ее был как истома и стон, как веками вертящийся вал, словно синий прозрачный на синем густом... и не сразу я взгляд оторвал.
Я оставил себе про запас пять минут и отправился бодро назад, потому что решил чертов дом обогнуть и увидеть багровый закат. Но за ним дом за домом в неправильный ряд, словно мысли в ночные часы, заслоняли не только искомый закат, но и синий разбег полосы. И тогда я спокойно пошел на вокзал, но глазами искал высоты, и в прорехах меж крыш находили глаза ярко-синих небес лоскуты. Через сорок минут мы сидели в купе. Наш попутчик мурыжил кроссворд. Он спросил, может, знаем поэта на п и французский загадочный порт. Что-то Пушкин не лезет, он тихо сказал, он сказал озабоченно так, что я вспомнил Марсель, а коллега достал колбасу и сказал: Пастернак. И кругами потом колбасу нарезал на помятом газетном листе, пропустив, как за шторами дрогнул вокзал, побежали огни в темноте. И изнанка Москвы в бледном свете дурном то мелькала, то тихо плыла - между ночью и вечером, явью и сном, как изнанка Уфы иль Орла. Околдованный ритмом железных дорог, переброшенный в детство свое, я смотрел, как в чаю умирал сахарок, как попутчики стелят белье. А когда я лежал и лениво следил, как пейзаж то нырял, то взлетал, белый-белый огонь мне лицо осветил, встречный свистнул и загрохотал. Мертвых фабрик скелеты, село за селом, пруд, блеснувший как будто свинцом, напрягая глаза, я ловил за стеклом, вместе с собственным бледным лицом. А потом все исчезло, и только экран осциллографа тускло горел, а на нем кто-то дальний огнями играл и украдкой в глаза мне смотрел.
Так лежал я без сна то ли час, то ли ночь, а потом то ли спал, то ли нет, от заката экспресс увозил меня прочь, прямиком на грядущий рассвет. Обессиленный долгой неясной борьбой, прикрывал я ладонью глаза, и тогда сквозь стрекочущий свет голубой ярко-синяя шла полоса. Неподвижно я мчался в слепящих лучах, духота набухала в виске, просыпался я сызнова и изучал перфорацию на потолке.
А внизу наш попутчик тихонько скулил, и болталась его голова. Он вчера с грустной гордостью нам говорил, что почти уже выбил средства, а потом машинально жевал колбасу на неблизком обратном пути, чтоб в родимое СМУ, то ли главк, то ли СУ в срок доставить вот это почти. Удивительной командировки финал я сейчас наблюдал с высоты, и в чертах его с легким смятеньем узнал своего предприятья черты. Дело в том, что я все это знал наперед, до акцентов и до запятых: как коллега, ворча, объектив наведет - вековечить красу нищеты, как запнется асфальт и начнутся грунты, как пельмени в райпо завезут, а потом, к сентябрю, пожелтеют листы, а потом их снега занесут. А потом ноздреватым, гнилым, голубым станет снег, узловатой водой, влажным воздухом, ветром апрельским больным, растворенной в эфире бедой. И мне деньги платили за то, что сюжет находил я у всех на виду, а в орнаменте самых банальных примет различал и мечту и беду. Но мне вовсе не надо за тысячи лье в наутилусе этом трястись, наблюдать с верхней полки в казенном белье сквозь окошко вселенскую слизь, потому что - опять и опять повторю - эту бедность, и прелесть, и грусть, как листы к сентябрю, как метель к ноябрю, знаю я наперед, наизусть.
Там трамваи, как в детстве, как едешь с отцом, треугольный пакет молока, в небесах - облака с человечьим лицом, с человечьим лицом облака. Опрокинутым лесом древесных корней щеголяет обрыв над рекой - назови это родиной, только не смей легкий прах потревожить ногой. И какую пластинку над ним ни крути, как ни морщись, покуда ты жив, никогда, никогда не припомнишь мотив, никогда не припомнишь мотив.
Так я думал впотьмах, а коллега мой спал - не сипел, не свистел, не храпел, а вчера-то гордился, губу поджимал, говорил - предпочел бы расстрел. И я свесился, в морду ему заглянул - он лежал, просветленный во сне, словно он понял всё, всех простил и заснул. Вид его не понравился мне. Я спустился - коллега лежал не дышал. Я на полку напротив присел, и попутчик, свернувшись, во сне заворчал, а потом захрапел, засвистел... Я сидел и глядел, и усталость - не страх! - разворачивалась в глубине, и иконопись в вечно брюзжащих чертах прояснялась вдвойне и втройне. И не мог никому я хоть чем-то помочь, сообщить, умолчать, обмануть, и не я - машинист гнал экспресс через ночь, но и он бы не смог повернуть.
Аппарат зачехленный висел на крючке, три стакана тряслись на столе, мертвый свет голубой стрекотал в потолке, отражаясь, как нужно, в стекле. Растворялась час от часу тьма за окном, проявлялись глухие края, и бесцельно сквозь них мы летели втроем: тот живой, этот мертвый и я. За окном проступал серый призрачный ад, монотонный, как топот колес, и березы с осинами мчались назад, как макеты осин и берез. Ярко-розовой долькой у края земли был холодный ландшафт озарен, и дорога вилась в светло-серой пыли, а над ней - стая черных ворон.
А потом все расплылось, и слиплись глаза, и возникла, иссиня-черна, в белых искорках звездных - небес полоса между крышей и краем окна. Я тряхнул головой, чтоб вернуть воронье и встречающий утро экспресс, но реальным осталось мерцанье ее на поверхности век и небес.
Я проспал, опоздал, но не все ли равно? - только пусть он останется жив, пусть он ест колбасу или смотрит в окно, мягкой замшею трет объектив, едет дальше один, проклиная меня, обсуждает с соседом средства, только пусть он дотянет до места и дня, только... кругом пошла голова.
Я ведь помню: попутчик, печален и горд, утверждал, что согнул их в дугу, я могу ведь по клеточке вспомнить кроссворд... нет, наверно, почти что могу. А потом... может, так и выходят они из-под опытных рук мастеров: на обратном пути через ночи и дни из глухих параллельных миров...
Cын угрюмо берет за аккордом аккорд. Мелят время стенные часы. Мастер смотрит в пространство - и видит кроссворд сквозь стакан и ломоть колбасы. Снова почерк чужой по слогам разбирать, придавая значенья словам (ироничная дочь ироничную мать приглашает к раскрытым дверям). А назавтра редактор наденет очки, все проверит по несколько раз, усмехнется и скажет: "Ну вы и ловки! Как же это выходит у вас?" Ну а мастер упрется глазами в паркет и редактору, словно врагу, на дежурный вопрос вновь ответит: "Секрет - а точнее сказать не могу".
|
|