На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
23 декабря 2024 г.

Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?

(Пабло Пикассо)

Анонсы

22.07.2012

Шорт-лист недели 06–13.07.2012: Голопь светлая

Диковинное такое блюдо, с первого разу-размаху и не распробуешь. Надо вдумчиво смаковать. Не спешить...

                Голопь

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 06–13.07.2012:
 
 
                1. KsanaVasilenko. ВорАбушок*
                (Номинаторы: logos31, afinskaja)
                (6: Skorodinski, afinskaja, CicadasCatcher, logos31, sumire, marko)
 
                                Не судите, люди, строго,
                                это я поморской говори
                                начиталась ))
 
                Поздорову ли живешь?
                На каких таких просторах
                Ищешь фарт — находишь нож
                Да ярыжки подлый порох?
                Ранен ты? А вдруг, убит?
                Али клятвенное слово
                Позабыл? Тогда руби,
                Што меж нами было! Ловок
                Ты плести...
 
                А я в дому
                Голопь** светлую качаю,
                Кроме Бога никому
                Об тебе не докучаю.
                На повойник жемцюга
                Подарил лодейный мастер...
                Двор евонный, хоть богат,
                Не оттуль ждала я счастья.
 
                «Виноградьё» запоют,
                Величальную затянут,
                В спальню девку поведут,
                А на утро жонкой встанет...
 
                Отзовись на боль мою
                За морем, аль в темном лесе.
                Для немилого, штоль, шью
                По подолу-то сукрестье***?
                _____________________________
                *почка ивы
                **деревянная щепная птица- символ Святого Духа (у поморов)
                ***звёзды
 
pesnya: Сложное и неоднозначное для восприятия произведение. Такие не то что резонить — прочесть, понять и по достоинству оценить непросто. Диковинное такое блюдо, с первого разу-размаху и не распробуешь. Надо вдумчиво смаковать. Не спешить. Сразу-слёту эта вещь мне, честно, не оч. понравилась. Обилие мало того что практически непонятных слов (голопь, повойник жемцюга и т. д.), так еще и старинный напев какой-то (евонный, оттуль...), ритм которого нужно еще суметь уловить. С содержанием более-менее понятно: девушку выдают замуж за нелюбимого, потому как любимого чего-то нет. Но вот всё вместе: содержание с диковинным исполнением и составляют то изысканное блюдо, к которому вдруг захотелось возвратиться. Потом еще и еще. И мелодия дивная услышалась, и вкус ощутился, и послевкусие трогательное какое-то осталось. В общем, Ксана — это имя-бренд, посему какие ж еще могут быть стихи? Только весьма узнаваемые — необыкновенные. Ксанины.
 
afinskaja: Про Ксанино стихо. Четыре месяца на вашем сайте и все как-то не могу до сих пор понять критериёв «неоднозначности» и «непонятности»... Когда-то довелось услышать вживую поморский говор. Вы себе представить не можете, какая это прелесть! И по-моему, ценность Ксаниного стихотворения не в его «диковинности». Это интересная работа, основанная на сочетании исконно-русского языка и поморского говора. (Кстати, автор предупреждает об использовании языка поморов.) И незнакомые слова не так уж и незнакомы. Большинство из них схожи по звучанию или однокоренные. Всё очень мелодично.
                А я в дому
                Голопь** светлую качаю,
                Кроме Бога никому
                Об тебе не докучаю.
Смотрите, как достойно, несмотря на глубокую внутреннюю тоску героиня переносит свою боль. Ксана несомненно талантище...
 
pesnya: afinskaja, а я разве где-то усомнилась в Ксанином таланте? или в мелодичности? я выразила свое резонерское субъективное мнение. Критериев, кроме личного восприятия, никаких. Будете резонером — воспоете резонируемую вещь по-другому, и я ваше мнение буду уважать. Тем более что судя по респекту Тамилы не избежать вам участи Чацкого...
 
Kinokefal: Я, как и Ксана, отношу себя к любителям диалектов, «суржиков», говоров, наречий и т. п. Бывая в различных городах и весях, стараюсь примечать всякие местные словечки, интонации, выговор — в музей не ходи. С гордостью могу сказать, что на слух отличаю москвича от тверича, владимирско-верхневолжский говор от уральского, не говоря уже о том, что могу с ходу «вычислить» рязанский и восточно-смоленский (вяземско-поворьский) (тут уже семейное, конечно). Балачка и трасянка — вообще бальзам на душу человека, неравнодушного к родному языку и родной истории. Иногда говор и, особенно, интонации скажут о «тутэйших» и всех нас «понаехавших тут» гораздо больше, ярче, живее и нагляднее, чем всякие справочники, словари и путеводители и долгие речи на «общетелевизионном» языке. Все это богатство и своеобразие, говоря пышно и возвышенно, суть воплощенное величие «живаго великорусского языка», и так оно и есть на самом деле. Печально, что уже наши внуки, не говоря о правнуках, уже никогда не услышат вживую эти удивительные тарабани, мовы и говори. Уже и мы сами воспринимаем их в контексте ностальгии, как флер и благородную патину старины глубокой, как часть «золотого века» — некие сказочные «китежи», «виноградия» и «беловодия», в конце концов. И мне кажется, что стих Ксаны круто настоян на ощущении безвозвратной потери этого самого «виноградия», а заимствованный сюжет — только деталь, некий чисто иллюстративный артефакт, расширенный символ грусти-печали.
 
 
                Ночь над городом
 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 06–13.07.2012:
 
 
                2. sumire. Суточный диптих
                (Номинатор: Karlik-Nos)
                (4: SukinKot, petrovich, white-snow, Karlik-Nos)
 
pesnya: ...Самое сложное из всех номинированных произведений. Для меня сложное, почему — объяснять не буду, я это делаю каждое дежурство в Шорте. Да потому что — Фиалкино! Это как сомневаться (критиковать (?)) картину какого-нибудь великого импрессиониста, от которой все в экстазе, а я будто не в своей тарелке, потому что в импрессионизме ни фига не смыслю. В общем, некомпетентность смотрящего не должна умалять величия художника, так и тут. Хотя нет, тут не совсем так. Потому что многие образы мне очень и очень пришлись по душе. Да практически со всем стихом я разобралась, что редко бывает у меня с произведениями такого уровня и формата. Я даже готова поспорить с Михалычем насчет первой строфы. Да ничё она не чужеродна, она не просто... э-э-э... обыкновенно-нормальна, она великолепна! (Простите мне мой обывательский вкус.) Всё в ней абсолютно на месте: и двойственный смысл клетки тела (наше «я» будто в клетке организма, и клеточка — как мельчайшая часть его), и кот, которого всегда берешь в пресловутом мешке. Таковы реалии сьогодення (вот нынче Фиалка меня поняла, надеюсь). Потом разворачивается перспектива дня, в котором есть место всему: мятым салфеткам (волнениям), привычкам (обыденности и стремлению уйти от нее) и юбкам (ну, тут фантазия может многое подсказать — от досадной неприятности, неудачи до предательства). Иногда я думаю, например, отчего мне жаль некоторых людей? Чем они мне кажутся жалкими? А они мне, оказывается, напоминают чем-то клоунов. А в детстве мне их было так страшно жаль почему-то, что от их ужимок я не смеялась. А плакала. И оттого не любила цирк. Все образы (каждый!) можно разворачивать и бесконечно рассматривать под разными углами, составляя причудливую жизненную мозаику дня. Окончание первой части, правда, меня слегка покоробило, в основном, из-за «ребенка-дебила», как образа солнца. Возможно, тут это совмещение слов оправданно, но дети для меня — святое, посему я стараюсь быть весьма аккуратной со всякими определениями, даже мысли не допуская о возможности такого сочетания слов. И «санные полосочки грусти» намертво прилипли к моему сердцу, не пустив туда вторую часть. Не пошла она мне. Впрочем, может, и не поэтому. Утро и начало дня я люблю значительно больше, чем его окончание. Почему — не знаю. Умирание мне оно напоминает: «ночь легка, как повешенный зяблик». Думаю, поэтому вторая часть показалась более хищной («псы вое-водят», «лиса выдирает деток»), жесткой («Старики догрызают вискас новостей из бес-полья — в клетушках под марлей люстр». (Блин, ну не все так плохо у стариков! Бывают же добрые вечера и у них); и даже неритмичной. Единственный образ из второй части, очень точный и как по мне, здОровский — «осколки блуз». Точно, идешь по берегу вечернего моря, легкий бриз из лоскута шифона на твоих плечах всякие фигурки сиюсекундные выстраивает, будто ломает ткань. И в сердце в этот момент точно такое же осколочное волнение. То ли от заката, то ли от дыхания моря, то ли еще от чего. В целом же стих по-настоящему Фиалкин, это бесспорно. Тут Михалыч абсолютно прав в своем комменте: ее (по-)читатели будут читать не отрываясь. И если автор в очередной раз не разочаровал именно свою аудиторию, это, согласитесь, не так уж мало, и огромное ему (ей в данном случае) спасибо.
 
 
                (Номинатор: Kinokefal)
                (2: KsanaVasilenko, Kinokefal)
 
pesnya: После первого же прочтения была уверена, что эту вещь кто-нибудь обязательно номинирует. и я очень понимаю номинатора: городская лирика ( поэзия и т. д.) весьма актуальна. потому что её можно запараллелить с любой другой темой, причем весьма гармонично. а тут ещё исполнение на должном уровне: правдиво, но не отвратительно, трогательно, но не сопливо-приторно. мне трудно быть объективной, я сама люблю города, мегаполисы, со всеми их неприглядностями пейзажа ( который, кстати, отлично выписан в первой части). город волнует, тревожит, притягивает, давит и поддерживает магнетической силой, не отпускает... и возбуждает. А ещё в этом городе есть человек, который вызывает все вышеперечисленные чувства, эмоции, желания. и от этого жаждешь город ещё сильней. и человека, который в нём. круг своеобразный такой, из которого не вырваться. У Фиалке есть стихотворение в подобном ключе, просто водоворотно затягивающее. а ещё это мощное по энергетике стихотворение сассоциировалось с песней "Бумбокса" "Вахтёрам" : " белые обои, черная посуда, нас в хрущёвке двое. кто мы и откуда?" - "это проказа крошащихся зданий, ...
                разъедает наши слова, пропускает их мимо ушей
                это лампы потухшей тьма, белизна наших тел под ней..." (с)
В общем, сильная вещь. в конце захотелось сказать: да врёшь ты себе парень. Не секс это. Любовь. Вот где-то так. Если б не была резонером, проголосовала бы за сей город-сексапил.
 
natasha: Да, ё-моё, это что ж это деется такое? И в листе, и тута. Стих Jabberwocky – цельный, яркий, стильный, техничный лиричный. В толстенной скорлупе города шевялящейся, пахучей, шелушащейся старьем, обрастающей новьём, в самой её сердцевине, - два живых голых моллюска, уязвимых, несущих на себе все следы, отпечатки, раны от этой скорлупы, а внутри и саму всю эту скорлупу, и неназванное – единственное - и сопротивление, и оправдание. Это ж надо быть по уши деревянными (не инсинуация, а эмоц. восклицание), чтобы не просечь.
 
 
                (Номинатор: tamika25)
                (2: baken, natasha)
 
pesnya: Я долго думала, как начать резонку о таком специфичном произведении, которое сложно сразу даже определить, к какому жанру отнести. К мистико-урбанистической лирике в прозе, пожалуй. Мудрёно, конечно. Но ничего другого в голову не приходит. Это как «кошмарное странствие по лабиринтам души современного…» (с)… да кого угодно. Себя, например. Кошмарное – не в плохом смысле. А в неожиданном. В причудливом сочетании всяких образов, ассоциаций, картинок:
«вокруг валялись руины домов, оторванные балконы, кукольные головы»
Такое ощущение испытываешь после того, как в собственном мозгу возникнет какая-нибудь «андеграундная» мысль, вроде «давность не испытывала смущения по поводу своего возраста». Удивишься ей, да и спрячешь в дальний шкафчик сознания, как скелетик. Забудешь, а они, скелетики, выпадают периодически, в виде объявлений, осязаемых вполне:
«отдам в хорошие руки герань умершей бабушки, потому что сама умираю»
«утеряна мысль о спасении, нашедшего просьба спасти меня»
……
«сдам в аренду одиночество со всеми удобствами. Оплата вперёд за всю жизнь»
«отдам в дар чеширского поросёнка. Приучен к чартерным рейсам….»
Это одно из сильнейших мест в произведении (имхо). Такое глубокое впечатление и послевкусие не отпускало меня после прочтения Мураками («Охоты на овец» и «Хроник заводной птицы» особенно) Это не сравнение, это, скорей, некая аналогия, параллель. Потому что толчком к возникновению таких мыслей может быть что угодно: случайно увиденная авария, смерть…
«Его нашли мёртвым бездомные собаки за шесть лет до этого. Он лежал весь открытый небу и прохожим,… В полуоткрытых глазах отражался не выспавшийся город, мякина облаков и дрожащие ветки»
Произведение даже не читается, оно – просматривается, как клип. Хорошо срежиссированный, снятый, немного жутковатый клип. К нему хочется всё время возвращаться. И о чем оно конкретно, каждый решает для себя. Потому что внутри каждого есть своя собственная бездна, в которую можно свалиться в любую минуту, и на краю которой каждого держит что-то своё.
«из неё сначала выпала герань вместе с цветочным горшком, потом переработанное геранью одиночество,
...полуистлевшие останки серийного маньяка в свадебном платье.
Вагоны поезда перестали отсчитывать с головы, с хвоста тоже, как можно что-то считать у горла.»
Это что-то ненаписанное и невысказанное, мне бы хотелось создать нечто подобное, но пока не хватает духу. Так что спасибо автору за смелость. Если что-то осталось «за кадром», незамеченным мной, невысказанным, или увиденным как-то иначе, можете меня поправить, дополнить или объяснить. Не обижусь.
 
                Мысль материальна
 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 06–13.07.2012:
 
                Номинировано: 4
                Прошло в Шорт-лист: 4
                Шорт-леди: KsanaVasilenko
                Чудо-лоцманы: logos31, afinskaja
                Голосивших: 14
                Воздержантов: 2 (Rosa, Max, pesnya*)
                Чадский: pesnya
 
* Мнение принято условно как оставленное в неавторизованном виде.
 



← ПредыдущаяСледующая →

31.07.2012
Шорт-лист недели 13–20.07.2012: Фисташковый цокот

22.07.2012
Ну, здравствуй, маразм. Итоги турнира № 23

Читайте в этом же разделе:
22.07.2012 Ну, здравствуй, маразм. Итоги турнира № 23
21.07.2012 Шорт-лист недели 29.06–06.07.2012: ЭДакий синергетический эффект
15.07.2012 Бог все слышал. Шорт-лист Весны-2012
09.07.2012 Шорт-лист недели 22–29.06.2012: Не дотянул до сказки
01.07.2012 Выбираем Произведение и Автора Весны-2012

К списку


Комментарии

26.07.2012 01:23 | marko

Интересно, у меня вот под потолком висит такая птичка, ее привычно берегиней обзывали. Теперь вот - только голопь. Славное слово. На "голубь" похоже.

29.07.2012 18:06 | песня

точно. оберег по-нашему.

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон