На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
15 ноября 2024 г.

Каждая могила - край земли

(Иосиф Бродский)

Анонсы

19.11.2011

Шорт-лист недели 04–11.11.2011: О скелетах и контурах

Забракованный граненый стаканчик постепенно превращается в треснутый бокал, а еще через пару (десятков) модернизаций изящное детище начинает радовать пиита тончайшим хрустальным звоном...

                Питерский альбом

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 04–11.11.2011:
 
 
                1. Ash. Питерский альбом
                (Номинатор: Rosa)
                (7: Rosa, JZ, SukinKot, petrovich, ilonaila, bell572, IRIHA)
 
                                                Ладе Пузыревской
 
                                                Мы не проколем бабочку иглой
                                                Адмиралтейства – только изувечим.
                                                                Иосиф Бродский
 
                                                Поэт в России – больше, чем поэт
                                                                Евгений Евтушенко
 
                1.
                Мой друг, я буду в Питере с утра.
                Кроссвордов перечёрканные клетьни
                Уныло прячут контур комара.
                Дежурный проводник включает бра,
                Приносит чай, выслушивает сплетни.
 
                За поездом бегут скелеты крон.
                Метель всю ночь с подножки не слезала.
                Схожу с ума.
                (На пристань? На перрон?)
                В нелепых декорациях ворон
                Дверями машет здание вокзала.
 
                Лирический герой едва живой.
                Ты, впрочем, скажешь — просто накатило.
                Куда идти? Стою на мостовой,
                Как витебский патруль береговой,
                Глядящий на замерзшее светило,
 
                В котором отражается Нева,
                Балконы, крыши, бранные слова
                И что-то, недослышанное мною.
                Бистро — направо. Пеною пивною
                От грустных мыслей лечится молва.
 
                2.
                Мой друг, здесь души заперты в тиски
                Ведущих в небо лестничных пролётов.
                Вконец осатаневший от тоски,
                Господь ночами слушает стихи
                И забирает лучших рифмоплётов.
 
                У Невской Лавры строен силуэт.
                Просторный тротуар разносторонен.
                В аиде каждый сам себе аэд.
                «Поэт в России — больше, чем поэт»,
                Когда рожден, убит и похоронен.
 
                Пора поднять грядущее со дна.
                Спешу покинуть мрачные ограды.
                За каждым аймаком лежит страна,
                Но лучшего в упряжке скакуна
                На полпути уводят конокрады
 
                И гонят в Лавру. Вечен ледостав.
                Забвенье спит, столетья распластав.
                И гении смычка, пера и дроби
                Глазами перекошенных надгробий
                Глядят в унылый мира кенотаф.
 
                3.
                Мой друг, надежда свидеться слаба,
                Твой адрес переездом искалечен.
                Цыпленок чуда выпал из герба.
                Смотрю, как сотни маленьких не-встречин
                Сплетаются в большое «Не судьба».
 
                Уходит день по следу детских лыж,
                И я за ним. Курю. Давлю усмешку.
                Стрелой играет каменный малыш.
                Что мне осталось?
                Снег.
                Раздолье крыш,
                Где ангелы с щеглами вперемешку,
 
                И сорок лет длиною в черновик,
                Где нет родных, но много всяких прочих.
                Над Питером сияет крестовик,
                Но призрак, оседлавши броневик,
                Усердно исповедует рабочих.
 
                Судьба страны стремится к январю.
                Мерещится седому звонарю —
                Прощальный круг закладывает стая.
                Колоннами в гранитный пол врастая,
                С земли ей смотрит вслед одна шестая.
                И я с тобой негромко говорю.
 
Ash: В прошлом Шорте собственную работу выпало разбирать Максу, в этот раз — мне. Задачка и впрямь не из легких. «Питерский альбом» — вещь довольно старая, писавшая несколько лет. Принесена сюда не сборника ради, а пользы для: чтобы среди собственной «тестовой» полуграфомани было на страничке хоть что-то вменяемое. Когда автор живет в одних и тех же стихах год, два, три, язык перестает заплетаться, а мысли проясняются даже без «Nemiroff»а. Забракованный граненый стаканчик постепенно превращается в треснутый бокал, а еще через пару (десятков) модернизаций изящное детище начинает радовать пиита тончайшим хрустальным звоном. Беда в этом всем только одна: когда автор наконец-то поставит на дружеский литературный стол свою посудину, зачастую оказывается, что многие не могут понять, как из этого стеклянного сооружения пить. Человеку свойственно до такой степени вживаться в собственные стихи, видеть их, чувствовать, слышать звук падающих капель и бьющегося бокала, что связь с реальностью может потеряться окончательно. В городской лирике это особенно опасно: чем ярче «видит» конкретную скамейку сам автор, тем больше вероятность, что у читателей туман затянет не только саму лавочку, но и весь парк. С многозначностью слов такая же петрушка: устоявшееся «бытовое» значение практически непробиваемо, что прекрасно доказал мой диалог с Борисом по поводу надгробий: значение «прямоугольный камень на могиле» так въелось в сознание многих, что другие значения слова «надгробие» — статуя, молельня и т. д., уже в памяти не всплывают. А значит, поэтический образ для кого-то остается непонятным. О словотворчестве много сказано и без меня, это сверка интуиции читателя и автора. Иногда успешная, иногда нет. И крайне нелюбимая критиками «классического» направления. Увы, грешу словотворчеством постоянно, хотя и осознаю, что какое-нибудь мое очередное «овальное блюдо на паучьих лапах, покрытое по краям жесткой редкой шерстью» вызовет у читателей полнейшее недоумение. Разговор о кроссвордах и комарах с многоуважаемым Кефалем (тоже где-то в ленте комментариев к альбому) послужил доказательством подобного непонимания. Возможно, когда-нибудь кроссворды в тексте «стряхнут» с себя комара и примут вполне благопристойный вид. Удался альбом или нет — судить не мне. Скажу только, что очень хотелось показать Питер без привычной туристической мишуры «мостов-соборов-петропавловки-столба». Было желание посмотреть на этот древний, любимый город через призму человеческих отношений, где бывает не только крик, обида и непонимание, но и преданность, нежность.
 
natasha: Какое впечатление на меня произвел триптих Эша? Попробую объяснить с помощью сравнения. Так порой присматриваешься к красивой ёлке, пытаясь различить, искусственная она или настоящая. Тщетно. Пытаешься даже принюхаться. Тщетно. Хочется оторвать иголочку, растереть и удостовериться. Почему так у меня с этим стихом? Задумалась. Вроде всё при всем, откуда ощущение мертвенности? Вот с «комаром» и с «клетьнями» в начале, автор, кажется, не замечает, что «кроссворды» закрались во множественном числе и «контур (!) комара» приобрел какой–то уже инфернальный :) смысл, а не просто мелкая деталь поездного быта, а «клетьни» звучат, вычурно. имхо. А дальше не многовато ли, мне кажется, риторики (и не банальной ли, в основном). имхо. О каждой, приведенной ниже строчке мне хочется спросить, о чем это? «За поездом бегут скелеты крон…», «В нелепых декорациях ворон...» «...витебский патруль береговой...» «Вконец осатаневший от тоски, Господь...», «Просторный тротуар разносторонен. В аиде каждый сам себе аэд...» «Пора поднять грядущее со дна...» «За каждым аймаком(?) лежит страна, но...», «...унылый мира кенотаф(?).» «...ангелы с щеглами (?) вперемешку...» «Над Питером сияет крестовик (?), Но призрак, оседлавши броневик, Усердно исповедует (?) рабочих». И последнее шестистишие — показалось глубокомысленной красотищей с обязательной «одной шестой» в конце. Имхо. Честно, мне жаль, что у меня такое ощущение, потому что работа, чувствуется, серьезная, многим понравилась, но решила, все-таки, высказаться («для усложнения жизни».
 
 
                Смена сезона 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 04–11.11.2011:
 
 
                2. Romann. Смена сезона
                (Номинатор: Ash)
                (3: white-snow, ole, Helmi)
 
Ash: Календарь лениво махнул флюгером в сторону приближающихся холодов, и стихи об осени, зиме и смене сезона заполонили сетевые порталы, как опята — дубовый лес. Радостно пнув десяток поганок, рассматриваю содержимое грибного лукошка. С первого взгляда стихотворение Романа меня не вдохновило. Скорее даже наоборот, хотелось поддаться минутному порыву и оставить этот невзрачный гриб (то есть, стиш) и дальше произрастать на литературном пне в свое удовольствие. Подвела давняя страсть ко всяческому изыскательству: а что у нас тут с рифмой? Или образ какой-нибудь остался незамеченным? Подробное знакомство с творчеством Романа явно указывало, что искать четкости и ясности изложения в этом стихотворении (как и во многих других) бессмысленно, это автор интуиции и настроения. Придется рассматривать гриб под другим углом. Где там мои чувства-то включаются? Итак. Чем может удивить осень, которую поэты мучают уже который век? Например, прогулкой между Харибдой дождя и Сциллой ветра. Мне нравится, что листья тут вторичны, ветер доносит только шорох от их полета. Любители «Сталкера» могут побродить в украденном и съеденном городе, где на паркете рассыпаны крошки, а чай разбавляется втекающим в окна туманом. Граница на замке, опасность/холод/зиму пока сдерживают. Булыжников под ногами тоже разбросано немало, спотыкаюсь в тумане с завидным постоянством. «Солнца не будет. Рассвета не будет вообще». При всей моей любви к Питеру, куда эта строчка вписывается как бронзовый фонарь на набережную, на лишнем звуке «воОбще» я падаю из раза в раз. Даже несмотря на разговорный вариант произношения — «вобще». «Но уж и прикус не тот и осанка не та»: у меня складывается впечатление, что «уж» приполз сюда исключительно для ритма, вместо не влезавшего слова «уже». Такие моменты, обычно, приводятся в качестве примеров, когда говорится о чистоте поэтического языка. Для «разговорной» стихотворной стилистики сойдет, для начинающих авторов — тоже, а вот для мастеров — ...Впрочем, каждый решает сам. «Уютная тоска» мне кажется очень странной в ракурсе хмурых лиц, «никакого» чая, съеденного города и «молотящего в виски» дождя. Возможно, имелся в виду домашний уют, пока «они все там, на улице, мокнут», но меня царапнуло. Да и весь перекос в сторону философских рассуждений о вере и знании (с журавлями и синицами), немного развеял магию съеденного города и тумана в чае. Остальные камешки оставлю землекопам-буквоедам. Завершая этот изыскательский монолог, Роману могу пожелать только одно: все-таки сменить сезон без такой тотальной грусти. И, на прощание, в качестве дружеского шаржа — пример забавной ассоциации, которая автором явно не задумывалась: «Что тебе снится?»... и заботливое подсознание тут же подпевает: «крейсер Авроорааа». Особенно, принимая во внимание границу на замке.
 
 
                (Номинатор: TheRaven)
                (2: Kinokefal, TheRaven)
 
Kinokefal: Иногда хочется отдохнуть от высокой лирики, пусть и весьма недурной. Тут стихи Григория в самый раз. «Иртеньевщина», — скажет кто-нибудь оч. серьезный. «Зато веселая и остроумная, жизнеутверждающая, с обязательным двойным дном», — отвечу ему я.
 
Ash: Есть интересное заболевание, называемое синдромом Стендаля. Это нервное расстройство, возникающее от переизбытка произведений искусства — например, при посещении человеком музеев или крупных архитектурных ансамблей. В старинных городах синдром усиливается: во время прогулок по Флоренции многие туристы жалуются на резкое головокружение и учащение пульса, у некоторых даже начинается паника. И чем это, по-вашему, лечится? Банальным юмором! Беднягу-туриста уводят подальше от минерв с аполлонами и стараются развеселить. Проще всего рассказать десяток анекдотов (чем бородатее, тем лучше). Судя по сложившейся в литературе тенденции ко всеобщему мрачняку и «высокой» лирике, многим пиитам и критикам пора принудительно читать вот такие вещички про греков и ракообразных. И желательно прямо с тура, чтобы в жизни успевало происходить хоть что-то позитивное. Если же говорить о литературных достоинствах предложенного стихотворения, то иронические стихи хороши уже тем, что существуют. Не думаю, что имеет смысл применять к ним жесткие правила, искоренять разговорный стиль или глагольные рифмы. Излишняя сложность и навороченность тоже будут излишни. Разве что, логическая связь (а точнее, ее отсутствие) иногда царапает:
                Но не пойму я поведенье грека
                В такой благоприятнейший момент.
                Он, наклонившись...
(кто наклонился-то, грек? момент?)
                Увидел Ставридаки в речке рака,
                Его за руку больно цапнул рак
(кто кого цапнул? рак — грека или рак — другого рака?) В остальном, предложенное стихотворение — это глоток позитива, особенно рекомендуемый ворчунам
 
 
                (Номинатор: Laguz)
                (1: Laguz)
 
Ash: Lacrimosadiesilla. Полон слез тот день, который настал... Попалось мне «Соло» в общей ленте и сразу зацепило названием. Открываю страницу — у-у-у... Ну, все... Это будет сплошная готика и «безразмерный» мрачняк. Оказалось, что и с размером тут не все так плохо, и с готикой не перебор. Хотя подобная рефлексия меня задевает крайне редко. Бездонная энергия юности уже исчерпана, и к собственному реквиему начинаю относиться несколько иначе. Вот идея приглянулась, и «плохо читаемая» разбивка строк успешно вписывается в общий замысел. Даже смена размера (в данном случае — требующая повторного прочтения) полностью на месте. Интересно, что любой ритмический сбой стихотворения запросто переносится на «сердечный», как бы это ни мешало читателю. Сердце — оно такое, иногда как выдаст соло, не знаешь, за что хвататься... И колотится оно вот здесь:
                откуда у черного кофе привкус жизни?
                мне кажется,
                или я тайком проклинаю утро,
                и,
                нервно смеясь,
                вырываю у этой жижи
                еще одну долгую приторную
                минуту?
Жизнь, даже вопреки реквиему. А все остальное здесь — это перегонка крови по капиллярам, трепыхание воспаленных нервов и слова, слова...
 
 
                5. TheRaven. Реквием
                (Номинатор: Ash)
                (1: marko)
 
Ash: Спор о том, считать ли верлибры полноценной поэзией, продолжается со времен сотворения литературного мира. Критики отчаянно сражаются за честь прекрасной «классической» поэзии, а бойкие литераторы предпочитают ломать копья (то есть, перья) исключительно в мирном труде: «километраж» верлибров в Интернете впечатляет... Но вот в чем парадокс: я запрещаю себе писать верлибры, считая их демо-версией поэзии, стараюсь не читать в Сети, и вдруг — номинирую в Шорт именно верлибр. Причем, это уже вторая моя номинация за неделю, и повод, судя по всему, должен быть веским. Я не слишком воспринимаю попытку сыграть реквием «взахлеб», как, собственно, и «звенящий» в этом контексте дождь. Не вижу надобности закавычивать человека и могу долго кривиться на «частичку» неба. Для такой вещи начало фонетически окрашено не в те цвета, картинка у меня рассыпается, дождь не удался. Но потом начинается грусть нот, несущих свои воспоминания, где разрозненная мозаика резко сложилась в довольно мрачное, но величественное полотно. Это не взгляд с горы в долину, залитую солнечным сиянием. Это попытка посреди ночи заглянуть сквозь решетку в тесный двор каменного зАмка. Темень, вода, равнодушие, вечность... Есть в этом всем что-то добротное, шекспировское, возвышающее. Даже вопреки отсутствию рифмы.
 
marko: Эш, это, мне кажется, не совсем верлибр, поэтому вы его и номинировали. Рифмы, может, и нет, однако размерчик-то — вот он. Это чистой воды белый стих. Чем все и объясняетца.
 
Ash: marko, дело не в размере. Для меня поэзия в принципе начинается с рифмы, поэтому разделение всего остального на белые, вольные стихи и верлибры считаю крайне условным. Если этим ввожу в заблуждение остальных, игнорируя литературную терминологию - уж простите. Просто настроение такое последнее время, хочется видеть за словами картинку. Чувствовать дождь, падающий на замерзшую руку, а не только видеть буквы, собранные в слово «дождь». В реквиеме что-то такое отозвалось.
 
SukinKot: Эш, позвольте не согласиться. Поэзия вышла из песни. Возьмите народные песни без рифмы и сравните с верлибром. По-моему разница не условна, а весьма ощутима. Рифма, на мой взгляд, это украшение. Она как наличники на окнах. Наличники — это красиво, но не они главный атрибут окна.
 
Ash: Кот, вы меня не совсем верно поняли. «Для меня поэзия в принципе начинается с рифмы» — это исключительно мое видение, которое я не навязываю, и которое касается только формы стихотворного текста. Содержание — разговор особый. И дело не в происхождении поэзии, а в ее современной «упаковке»: можно соблюдать использовать рифму и ритм, можно от них отказываться. Каждый решает сам. Что касается верлибра, то номинально — это свободный стих. В нем может даже присутствовать рифма (везде или эпизодически). То есть, каждый автор выбирает наиболее понравившийся «набор» для верлибра: например, оставляю некий ритм, убираю четкий размер и добавляю несколько рифмованных строчек иногда. Или убираю все вообще, пишу как ложится. Номинально даже четко зарифмованный стиш с произвольной сменой размера внутри строфы (например, в первой строфе добавляю лишний слог в 1-ю и 2-ю строки, во второй строфе — в 3ю и 4ю) можно назвать верлибром. Таким и я иногда грешу... Поэтому и называю разделение на верлибры и белые стихи достаточно условным.
 
natasha: Тишина, во – первых, не бывает абсолютной, напротив, она и может быть только, если есть другие звуки. Во-вторых, здесь не только одновременность звуков, но и последовательность. Банальным этот стих никак назвать, по-моему, нельзя. Не говоря о довольно прихотливом (с музыкой:)) сюжете, передающем атмосферу кратко, но полно, стих - метафора периода жизни, клонящейся к зиме, и в этом смысле последние строчки особенно важны, точны и щемят сердце (мне). Все мы, в той или иной степени «пропойцы», «пропивающие» жизнь свою, и готовящие оправдание перед «дверью». И перемена стилей в музыке, стихах, в жизни лишь уловка, увертка, ибо меняется мир, не спрашивая тебя, а ты остаешься прежним, потому что ты, как пропойца не хочешь меняться (или не можешь). Что касается формы, то это чуть ритмизованный верлибр, нечто на неуловимой грани между прозой и стихом в обычном нашем понимании. Очень трудная и красивая форма.
 
 
                6. CicadasCatcher. Уловка
                (Номинатор: natasha)
                (1: natasha)
 
natasha: Стих чистый, ясный, умный и тонкий, имхо. Вот, по-моему, знает человек, чего хочет, когда пишет стих, что хочет сказать и в какой форме. И немножко ворчать не хочу, пусть кто другой поворчит, если захочет.
 
Ash: Когда приходится комментировать подобные стихи, у меня резко заканчивается словарный запас, и все сводится к стандартному: «Если это и поэзия, то мы с ней существуем в разных реальностях». Я еще могу понять, если стихотворение пытаются записать в виде прозаического текста: иногда этим визуально скрывают длину стиша, иногда — «приближают» к разговорной речи. Но когда явную прозу записывают в виде стихов — увы. Вышеизложенная миниатюра, записанная «в строчку», резко теряет почти весь шарм и оказывается довольно банальным потоком сознания, каких полно в блогах. Сразу проявляются несоответствия: сначала у нас «...тишина в комнате» (хотя, по сценарию, вроде как звучит песня). Потом на этом фоне оказывается еще и «сосед-пропойца, репетирующий перед дверью оправдательную речь». Так у нас что: тишина, песня или бурчание соседа? Если песня с бурчанием вполне сосуществуют, то тишина противоречит им обоим.
 
 
                Осень 
 
                ОСТАЛОСЬ В НОМИНАНТАХ:
 
 
                7. JZ. Кленовый лист
                (Номинатор: IRIHA)
 
Ash: Очередной экземпляр осеннее-грибного лукошка оказался кленовым листом. Симпатичный, хорошо бы такой в вазу поставить или засушить в книжке. Но что-то с ним не так... Посмотрю внимательнее. Стихотворение-состояние, полностью построенное на одиночных образах, которые (по идее) должны друг друга дополнять и складываться в гармоничный пейзаж.
                Как счастлив был среди багряных братьев,
                Купаясь в золоте сусальных куполов,
                И погружаясь в шелест, монастырь Ипатьев,
                Дарил ему печаль колоколов...
После «куполов» стоит запятая, и я вижу Ипатьев монастырь, погружающийся в шелест, купающийся в сусальном золоте, бывавший счастливым среди багряных братьев (монахов?), и дарящий какому-то Ему печаль колоколов… Можно считать такое прочтение стихов преднамеренным передергиванием, но пунктуацию и логику повествования еще никто не отменял. Точка после «куполов» здесь решает почти все. С последней строфой — то же самое. Кстати, о логике повествования: в первой строфе у нас «вечер, пленяющий чернильным фиолетом», потом воспоминания о золоте куполов и прежних днях, после чего листик возвращается в настоящее и... «Бледнеет неба синий аметист». Стоп! У нас же фиолетовый вечер? Хорошо, допустим, автор любит перескакивать из прошлого в будущее постоянно. Возникает следующий вопрос: видел ли автор синие аметисты (и аметисты вообще)? Обычно, это сиреневатый и достаточно бледный, мутноватый камень. Синие аметисты встречаются крайне редко, и тоже не отличаются яркостью. Бледнеть этим кварцам практически и некуда уже. На фоне таких несоответствий и постоянных (на мой взгляд, неоправданных) ритмических сбоев я начинаю задаваться вопросом: «сусальные купола» в стихотворении — это авторская находка или очередная забывчивость?.. К сожалению, мне «кленовый старец» показался экспромтом — сделанным на скорую руку и крайне небрежным. Состоялись только 2 первые и 2 последние строки.
 
 
                Осенний счет 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 04–11.11.2011:
 
                Номинировано: 7
                Прошло в Шорт-лист: 6
                Шорт-мен: Ash
                Чудо-лоцман: Rosa
                Голосивших: 15
                Воздержантов: 4 (pesnya, CicadasCatcher, tamika25, Max)
                Чадский: Ash



← ПредыдущаяСледующая →

19.11.2011
Пахнет пирогами. Итоги турнира № 13

13.11.2011
Из осени в твой июль. Шорт-лист лета-2011

Читайте в этом же разделе:
13.11.2011 Из осени в твой июль. Шорт-лист лета-2011
12.11.2011 Шорт-лист недели 28.10–04.11.2011: Тьма не повод для сюжета
04.11.2011 Шорт-лист недели 21–28.10.2011: Постыдные всхлипы
04.11.2011 О конкурсе эхоников
02.11.2011 Поймать на лету и зажать в кулаке. Итоги турнира № 12

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон