На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно

(Гюстав Флобер)

Анонсы

04.04.2011

Шорт-лист недели 25.03–01.04.2011: Вплетаясь в кружево

Настоящее восхищение красноречиво своим немногословием...

                Вплетаясь в кружево

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 25.03–01.04.2011:
 
 
                1. ArunaLeof. Б. н.
                (Номинатор: ole)
                (5: Mouette, Sarah, Rosa, SukinKot, marko)
 
                                какими Голиафами я зачат —
                                такой большой и такой ненужный?
                                                                (с) Маяковский
 
                Видишь, как неестественно и неправильно
                время стоит на месте, вплетаясь в кружево
                глупых вопросов:
                — Чья ты такая?
                — Мамина.
                Папина, дядина, в общем, совсем ненужная.
 
                Девочка-перевертыш. Самой-то верится
                в то, что болты завинчены, все закончено,
                в то, что однажды снова увидишь мельницу,
                домик, полянку, синие колокольчики?
 
                Косы не чесаны, личико не накрашено,
                руки в карманах курточки апельсиновой,
                вздернутый носик.
                — Чья ты такая?
                — Сашина.
                Пашина, Петина, в общем, как все, бессильная.
 
                Пальчики словно двадцать стеклянных палочек,
                кажется — прикоснешься и все сломаются,
                будет играть не в ноту, ходить вразвалочку.
                — Чья ты такая?
                — Вам-то какая разница?
 
                Чертова кукла, выветрена и брошена,
                выплакана из сна своего глубокого.
                Девочка-одуванчик без слов о прошлом и
                будущем.
                — Значит, чья ты такая?
                — Богова.
 
pesnya: Мне кажется, что не было недели, в которой, если был стих Аруны, то он не был бы номинирован, как минимум, или зашкатулен. И это здорово. Стабильность — признак мастерства. Весьма показательно отсутствие каких-либо комментариев под стихом. Все молча тянут в избранное, как сокровище в сундучок: мое! Это правильно: настоящее восхищение красноречиво своим немногословием. Поэтому и я болтать много не буду, ибо резонить и сомневаться тут не в чем.
 
SukinKot: Мне кажется, что стих выделяется даже на фоне остальных стихов Кристины. Вроде сделано под Маяковского (о чем и заявлено в эпиграфе), но в то же время голос Аруны ни с чьим другим не спутаешь
 
 
                Звучишь
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 25.03–01.04.2011:
 
 
                2. Karlik-Nos. Звучишь...
                (Номинатор: Volcha)
                (2: natasha, Serjan)
 
pesnya: Верлибр, наверное, неплохой, достаточно звонкий, четко очерченный. Яркие, красивые, малопонятные образы: «небо в кровь как косточки гортань», «боль влюбленная в мои колени», «неба фианитовые зёрна растущие во мне (на самом дне) тюльпановой любовью» и т. д., кажутся несколько разрозненными, выхваченными из разных мест фантазии и связанными воедино некоторой идеей. Мало того, меня все время не покидало ощущение, что я уже такое (или подобное) где-то читала, чувствовала, пыталась разгадать... и поняла... Можете закидать меня камнями: это подражание Сумире, вольное или невольное, осознанное или бессознательное и пока — несмелое. У кумира, разумеется, образы помощнее, масштабнее, смелее, ярче. Тут пока прослеживается проба пера, но почерк прослеживается и вектор наметился. Наверное, это неплохо: учиться у кого-то и пытаться дотянуться. Но лучше не терять индивидуальности. Ибо стихи Фиалки — это бренд, как бы по-разному мы ни относились к этому явлению. Фишка вряд ли повторимая, и попытки копирования весьма заметны. А ведь данный автор (Маша, в смысле) имеет и свой своеобразный стиль. И читатели будут только рады новым стихам именно в этом стиле.
 
Karlik-Nos: ...Песня, конечно же ваше мнение имеет место быть, но — я не подражаю Сумире не осознанно не бессознательно!!! Если я люблю ее стихи, это не значит, что я хочу писать так же как она. Образы в стихе не выхвачены из разных мест фантазии. Есть определенная эмоция, которую я описала. Интересно, а какой у меня стиль? Даже я об этом не знаю. Я расту и меняюсь, стихи мои становятся другими. По-моему это нормально.
 
pesnya: Простите, если невольно Вас задела. Но это мое мнение, причем выраженное довольно корректно, согласитесь. И смысл резонерства в том и есть, чтоб озвучить ракурс со стороны, осветить моменты, автору незаметные. И не обязательно это будет ода хвалебная. Каждый номинируемый должен быть к этому готов. Большое, как говорится, видится издалека. Вот вы не видите свой стиль, а я вижу. Какой?  Хороший. Ваш. Развиваться и меняться можно в рамках этого стиля. По-моему, это нормально. Ну, а сравнение с поэтом уровня Фиалки никак не может быть обидным.
 
white-snow: Не считаю, что Маша подражает Сумире, даже мысли такой у меня не было. Ни в одной строчке не увидела дыхания Фиалки. В стихах Маши вижу только Машу, они ее и больше никого. Лично мое мнение, искреннее и непредвзятое. А стих Хорош. Вернулась, перечитала. как восхищалась им раньше, так и теперь.
спасибо, Маша :)
 
 
                3. IrkanKlayd. ...Иди, единорог...
                (Номинатор: Lanka)
                (2: Lanka, Helmi)
 
natasha: Единорог с рогом из поролона, дети последнего посева, закон о том, что слово (а не музыка?) потребность святых, музыка, последний закон, бубенчик (русской тройки?) в груди, и на «дуге губ». Связать все это логикой, наверное, может только автор. Я же лишь нечто, как бы, вижу: героя с гитарой, подбирающего то ли музыку к словам, то ли наоборот, то ли одновременно, ищущего некую тему, находящегося в состоянии душевного прикосновения к родной (русской стихии) — в прикосновении к последнему закону (слияние с некой общей национальной душой?). Что инспирирует его? Что-то очень личное, во-первых, как будто ребенок в игровом, быть может, костюмчике единорога (сказочное нечто, типа сивки-бурки, символ этого последнего закона) с поролоновым рогом. Во-вторых, зимняя, может быть, уже поворачивающая на весну пора, и третье — святая бедность, которая как-то всегда в русском сознании связана с поэтическим вдохновением «Как будто, ты не знал! — чем меньше дома хлеба, Тем веселее кровь бежит по небесам...». Священное клеймо? Клеймо избранности, наверное, клеймо хранителя этого последнего закона (инварианта души русской, воплощенной в музыке и речи). Вот как-то так. Конечно, я, скорее всего, в чём-то, а может, и во всем ошибаюсь, а уж то, что упустила еще множество аллюзий, это точно. Но тут надо, охо-хо, семь пядей, а где ж их взять? (В общем, по-моему, очень интересный, непростой, но живой, трепещущий переживаниями и размышлениями стих, сделанный в соответствующей, мелодичной форме.)
 
pesnya: Если я сейчас начну лить елей на данный стих о необычности высокохудожественных образов, о небывалой философской глубине и скрытом смысле, то это будет, безусловно, социально желаемый комментарий, как нынче говорят в прессе. И тут же увязну в собственной фальши. Потому что я так не чувствую. Да, наверное, это необычная песня, звонкая, и я чего-то не знаю, чтоб оценить ее по достоинству. Я безгранично уважаю мнение всех комментаторов и избравших данное произведение, а сама вижу некоторый микс из фрагментов «Ледникового периода», когда звери спешили на Ноев ковчег, сюжетов из ефремовского «Часа Быка» и карты звездного неба в школьном кабинете астрономии. Третий катрен окончательно сбил меня с хоть какого-то мыслительного вектора, «дети последнего посева» вызвали непреодолимое желание хоть немного, но поморщиться (наверное, потому что в институте изучала микробиологию, у нас там практикум был с бакпосевами, на которых выращивали и изучали всякие патогенные флоры, чтоб знать, как с какой пакостью бороться)... Короче, сумбур и хаос. Простите недалекую.
П. С. Пока набирала в ворде, думала, щас попрошу кого-то расшифровать таки мне шедевр. И тут вижу пост Наташи. Ай браво, ай спасибо! Вот в ком Чацкий-то прячется! Засим позвольте откланяться. Надеюсь, никого не обидела своими размышлениями. Искренне ваша, песТня.
 
Helmi: ...Причудливый человеко-зверь ЛГ, воплощение человеколюбия, совершенства, противоречивых сущностей, практически без негативного контекста в мифологии, внутренней, щедрой силы... или ускользающий в тысячелетнюю историю фантастический образ. Пытаться придать ему сейчас смыслы, неразгаданные многие века, еще и средствами поэзии... тут уж только на подсознательном чувствовании: либо услышать, либо нет. Меня покорило жизнелюбие сияющего неба и бубенчика, непокорность «где наше не пропало», поролоново-рогий (безвредный) чудесный зверь, которому жить еще и жить (слабо?), мысль и образ совершенства и умения видеть светлый взор детей. «...Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?» (Иов) Читать, разгадывая, интересно и радостно. А нотки хочется услышать. И клеймо такого зверя дорогого стоит. Они, эти самые рогатые, траву не топчут и, живут еще в наших душах, может быть... Как-то так вот.
 
 
                (Номинатор: tamika25)
                (2: Voha, tamika25)
 
pesnya: Мощное произведение, не спорю. Этакая эротическая сити-рок-баллада. Город-монстр, город – брутальный мачо, город-вампир, которого неимоверно боишься и ...желаешь одновременно; и с ним — ужасно, и без него — хреново. Такой дуализм чувств понятен каждому жителю мегаполиса (особенно горожанкам, мне так кажется). Первая половина особенно впечатлила — вечерние бетонно-асфальтовые джунгли центра (ну, к примеру города Д.) выписаны тончайше точно. Вторая половина несколько снивелировалась по мощи некоторыми «физиологизмами», типа «кадыка» или неоднократным упоминанием о желудке... ну это так, мое восприятие своеобразной поэзии Фиалки. В этом восприятии я, разумеется, отношусь к меньшинству, поэтому все вышесказанное ни в коей мере не умаляет таланта автора. Некрасов тоже не всем нравится, но он от этого не перестанет быть классиком.
 
 
                5. Voha. про ту весну...
                (Номинатор: pesnya)
                (1: pesnya)
 
pesnya: Автор утверждает, что разучился видеть в привычном чудо, а читатели (и я в том числе) видят: в привычно редком Вохином появлении чудо. И стих чудо: простой, ладный такой, близкий всем без исключения, не претендующий на вычурность и неповторимость. Гениален, как все простое. Одни облака сахарной ваты в виде головы верблюда чего стоят! Детство, упавшее в луговую траву, раскинувшее руки, неосознанно ловящее каждый счастливый миг. Со временем мы утрачиваем эту способность — повторяться не буду, тема стиха раскрыта до самых глубин. Грусть щемящая, всем знакомая, посему сомневаться в ней не вижу смысла. Автору — поклон за душевно теплое произведение.
 
 
                6. JazzCat. Summertime
                (Номинатор: ArunaLeof)
                (1: ArunaLeof)
 
pesnya: Абсолютно согласна с Фиалкой — исключительно настроенческая вещь. Это и не хорошо и не хреново. Это — факт как таковой. Ни больше, ни меньше. Как грохот осколков за стеной. И в зависимости от настроения к нему можно относиться по-разному: кто-то бьет посуду в ссоре, а кто-то — на счастье (одной знакомой подарили на свадьбу сервиз и биту, чтоб расколотили с мужем на счастье. Но это так, к слову). Так вот, если процесса не видеть, а только слышать, то и картинка в голове нарисуется та, которая соответствует настроению. У автора настроение, видимо, было в фазе, далекой от позитива, отсюда жесткость конструкции стиха, колкость строк, рубленность. Очень напоминает скалы на берегу — тут прямое попадание темы в исполнение. Этот эффект, кстати, очень может быть объясним юношеским максимализмом постепенно камни сгладятся, даже, может быть, будут писаться стихи более гладкочитаемые, стихи человека, много пережившего, но мудро, по-философски относящегося в жизни ко многому, даже к битым тарелкам.
 
                Summertime
 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 25.03–01.04.2011:
 
                Номинировано: 6
                Прошло в Шорт-лист: 6
                Победитель: ArunaLeof
                Чудо-лоцман: ole
                Голосовало: 13
                Чадский: pesnya
 
 
                И ВООБЩЕ:
 
marko: Давно заметил, что всякая неделя в Шорте каким-то необъяснимым, мистическим образом характеризуется совершенно четкой, выверенной тематикой, как если бы подборки формировались не по принципу спонтанных коллективных предпочтений, а волей невидимого редактора. И даже если тема не видна, ее интуитивно ощущаешь — по родственным символам, образам, используемым в разных текстах, по схожим настроениям. Словно разных людей в одну ночь вдруг посетил одинаковый сон... В данном случае спор песТни с Машей весьма показателен: действительно ли Машино «Звучишь...» является «осознанным или бессознательным» подражанием Фиалке?.. На каком-то уровне восприятия, пожалуй, и впрямь просматривается некоторое сходство, но давайте-ка его, это сходство, попробуем «растуманить» и чуточку конкретизировать. На примере именно представленных в Лонг-листе стихотворений.
 
Во-первых, «башни». Карлик-Нос и Сумирэ, словно сговорившись, увенчали ими свои тексты: одна — снежно натуральными, другая — лифтово-шахтово искусственными. Во-вторых, трагически процеженный «сквозь мерзлый кадык» город у Сумирэ и «косточки гортань» у Маши очень... кореллируют, что ли. В-третьих, это вот проецирование на человеческое тело в обоих случаях... Но сколь бы явными ни были все эти параллели и случайно-закономерные пересечения, это все же не подражание одного автора другому. В конце концов, при желании можно усмотреть общие моменты и сопоставляя Машу («пальцев неземная сила») с Кристиной («Пальчики словно двадцать стеклянных палочек, кажется — прикоснешься и все сломаются»)...
 
Я так думаю, здесь более уместно говорить об общности метода... стиля... жанра, что ли... не знаю, как это называется. Назовем этот стиль фиалковым — по самому выразительному, так сказать, представителю. Это нашептывание, бормотание, перебирание, перелистывание, это все очень интимно и зашифровано, и никакого непонимания нет и быть не может — не понимает лишь тот, кто не хочет, кто ленится понять, в это надо вжиться, вчувствоваться, вдуматься, и вот только тогда приходит понимание, но это личное понимание, которое не разложишь на слоги, подлежащие и сказуемые, не нарисуешь пальцем в воздухе, не объяснишь словами и жестами, как не объяснишь на словах, что такое «цвет бедра испуганной нимфы», «вкусно» или «воняет». Это каждый должен пережить сам. Приверженец этого стиля (сознательный он или нет) не скажет, к примеру, как все нормальные люди, что-нибудь вроде «глаза фонарей в черноте ночи», а подберет что-то вроде «офонарелых нарывов на слепости»... ибо реагирует на заезженность, невыразительность и банальщину точно так же, как живая плоть реагирует на прикосновение иглы. А «банальщину» это бесит, потому что она и не банальщина в сущности, но просто другим языком говорит о том же самом: я, к примеру, считаю, что частушка и хайку по выразительности и утонченности (да-да, я не шучу!) суть совершенно равнозначные жанры. Просто обитают на ином, хоть и параллельном, слое восприятия и выражения, то есть адресованы определенным автором определенному слушателю. А потому вопросы типа «что-вы-имели-в-виду-говоря» излишни и неуместны. Имхо.
 
Возвращаясь к «подражательству» (это я уже песТне), хочу напомнить о повальной эпидемией «бродскости», затронувшей (и еще не отпустившей) весьма многочисленную часть сетевых авторов, в основном мужеска полу: большая часть «пациентов» вполне отдает себе отчет в том, что создаваемые ими тексты интонационно, размерно, логически и т. д. положены на мелодию Иосифа, но, считая их подражательством, указанные авторы могут от этого избавиться лишь с огромным трудом, изнасиловав самих себя, ибо Иосиф потому и гениален, что сотворил в поэзии новую выразительную манеру, выходящую за привычные рамки и формы («где там матери и ее кастрюлям уцелеть в перспективе, удлиняемой жизнью сына»). Но пишут-то они о своем и, как ни странно, по-своему... Таким образом, выходит, что если они и подражают, то не столько Бродскому, сколько его манере. Работают в его манере. Понимают мир в его манере. Почему бы и нет? Главное, не потерять себя. Вы находите в этом что-то зазорное и неправильное, господа? Я — нет.
 
«Башни стоят (урбан-лав)» Сумирэ с его вавилонской архитектурой внутреннего города, думаю, являются одним из самых сильных ее произведений (а лично я к таковым субъективно отношу именно ее урбанистическую серию: «Отражения Китежа», «Киевландские встречи» и др., — увенчанную самым любимым мною у Фиалки — «Киев макондо дождь...»).
 
Ну, а голос я отдам Аруне и ее «Б. н.». Люди проницательные и язвительные с присущим им сарказмом вопросят: к чему тогда, мил человек, ты такое обширное предисловие навалял? А к тому, что выбирать мне на сей раз пришлось как раз между вавилонскими башнями Сумирэ и переходящей лиргероиней Кристины, и я... никого не выбрал — именно в силу их разности и несравнимости. Самое правильное в этом случае — либо «воздержаться», либо руководствоваться алфавитным принципом. Стихотворение Кристины выделяется, во-первых, мастерством технического исполнения, а во-вторых, оригинальностью подачи вусмерть затертой, казалось бы, темы, переигрываемой со времен еще «течет-река-волга-а-мне-семнадцать-лет» и «перед-зеркалом-девчушка-лет-пяти». Как-то все привыкли из этого делать винегрет, в котором за тасуемыми предметами внешнего антуража нет ничего, кроме пустоты. Ап чем это автор? А ни ап чем!.. Жизнь не как старение, а как процесс снятия шелухи, процесс понимания, постижения, обнажения истины — вот именно так, а прочее от лукавого.
 
natasha: ...Однако, к «...не скажет, к примеру, как все нормальные люди...», согласитесь, что не всякий небанальный образ бывает удачен. Порой, погоня за небанальностью приводит, как раз, к безвкусице. Ах, ах, стих Маши, по-моему, чудно как гармоничен. И все стихи замечательные, просто удивительно. Сурьезная рефлексия только малость поднадоела, что ли...
 
pesnya: ...Касательно Бродского — совершенно разделяю и поддерживаю; и заметь: мы с тобой одно и то же сказали разными словами: «...если они и подражают, то не столько Бродскому, сколько его манере. Работают в его манере. Понимают мир в его манере. Почему бы и нет? Главное, не потерять себя» (с) — в корень зришь. Вот и я говорю: «Наверное, это неплохо: учиться у кого-то и пытаться дотянуться. Но лучше не терять индивидуальности»... Ради бога, подражать кому-то — неплохо. Это своеобразная учеба. Посему учитесь, господа, благо на Решетории нашей есть у кого учиться (у Сумирэ — особенно).
 
 
                Впечатлило 
 
                ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Мама дорогая, нельзя одновременно резонёрить и варить свекольник: тут куча ошибок, а свекла почти сгорела, блин (pesnya)
 



← ПредыдущаяСледующая →

12.04.2011
Шорт-лист недели 01–08.04.2011: Зачем мне снится Игорь Северянин?

02.04.2011
«Соловей и роза» открывает четвертый сезон

Читайте в этом же разделе:
02.04.2011 «Соловей и роза» открывает четвертый сезон
01.04.2011 Поиграем?
29.03.2011 Шорт-лист недели 18–25.03.2011: Обещая солнечное завтра
25.03.2011 Как стать ямбически сильным и начать жить
21.03.2011 Шорт-лист недели 11–18.03.2011: Лететь за мелочами

К списку


Комментарии

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон