Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей... но в искусстве обмануть нельзя
(Антон Чехов)
Анонсы
02.01.2011
Шорт-лист недели 24–31.12.2010: Выбиваясь из прайда
То дневной, самый верхний, то мягкий, свечной, приглушенный синий свет...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 24–31.12.2010:
(Номинатор: Bastet)
(3: Bastet, skhron, petrovich)
...Из реестра улыбок твоих выбирай, не шутя,
То дневной, самый верхний, то мягкий, свечной, приглушенный
Синий свет. Выбиваясь из прайда паршивых утят,
Я иду, продираюсь, просвиру считаю скоромной,
В узел тихо вяжусь, шкандыбая в обод полыньи.
Все надеюсь, улыбки ловлю на блесну в пополаме,
Словно тот браконьер, что ловил человеков сетями —
Дай мне, боже, удачи в дырявые сети мои...
Sarah: Иркен — серьезный автор, который, как мне кажется, не ищет легких путей, а иногда даже возводит некий щит между собой и читателем — хотите, понимайте, хотите, проходите мимо. Что ж, позиция, достойная уважения. Номинированный стих я почувствовала стихом-состоянием, стихом-ожиданием, когда ЛГ почти смирился с неизбежным, но еще на что-то надеется. Очень понравились «реестр улыбок» и «прайд паршивых утят» своей первозданностью, на фоне чего «ловец человеков» показался штампом. В целом стихотворение оставляет горько-сладкое послевкусие, за что я выражаю автору свою благодарность.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 24–31.12.2010:
(Номинатор: Rosa)
(2: Rosa, CicadasCatcher)
Sarah: В детстве мне казалось, что любовь бывает только между красивыми молодыми людьми в ярких интерьерах. Варианты с тридцатилетними не допускались по определению; жизнь тех, кому за сорок, вообще существовала за гранью добра и зла. Позднее, моя биография стала обрастать подробностями проживания в бараках, коммуналках и квартирах с подселением. Военные городки располагали к подглядыванию за чужими судьбами, и оказалось, что все вокруг: любови, разлуки, рождение детей, битые из-за ревности лица, разводы, случайные связи — касалось людей всех (или почти всех) возрастов и национальностей. И то, что в детстве считалось волшебством, на деле оказывалось бытовыми драмами. В стихотворении «Сын» ровным, почти повествовательным тоном автор говорит об истории, которая могла бы стать банальной, но не стала. Потому что творчество, вовлекающее читателя в свое пространство, начинает собственную жизнь за пределами расхожих штампов. Потому что штопаная кофточка рождает в голове звук, который оставляет острый предмет при соприкосновении со стеклом, — с этим звуком очень трудно заснуть, и ты возвращаешься ко стихотворению снова и снова. Потому, что живот растет — но эта тихая радость растворена в рассоле слез и их не с кем разделить. Потому, что жизнь абсурдна и смешна, и никогда не знаешь заранее, какая роль достанется тебе в этом цирке. Потому что «Сын» не обволакивает читателя сладкой ватой нереальности, а выталкивает наружу — думать и сопереживать.
Rosa: Штопаная кофточка, вылезающий живот, захлопнувшаяся дверь — это маленький интимный апокалипсис, но его полутона дергают за душу сильнее, чем левый хук в солнечное сплетение. Спасибо за это стихотворение. Низкий поклон женщинам, решающимся рожать в подобных ситуациях. Подвиг их не воспеть, ибо слов таких еще не придумано...
(Номинатор: SukinKot)
(2: SukinKot, Sarah)
Sarah: Когда-то давно, Валера сказал, что женская поэзия — поэзия любви, мужская — одиночества. Но разве одиночество не есть несбывшаяся любовь? Стихотворение Бориса отослало меня сразу к двум (абсолютно не похожим друг на друга) поэтам — Маяковскому с его звездами, которые кто-то зажигает, и Бунину. Помните:
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены...
Оказывается, об одном и том же можно — по-разному! Кто-то — певуче, музыкально; кто-то — с интонацией сбивчивой неторопливости, с чуть нарочитой неуклюжестью. А можно, как Бродский, препоручать функции Создателя любимой женщине:
Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью ночь склоняла чело.
В каждом примере — грусть, полная достоинства, что и отличает в большинстве случаев скупую на проявление чувств мужскую поэзию от распахнутой и надрывной — женской. И даже Борино:
Он мог бы Вам
Целовать отпечатки
Но Вы —
Так противитесь бреду, —
звучит спокойно и несколько отстраненно. Может быть, именно поэтому мужские переживания трогают меня больше, нежели многие женские истерики. Читая стихи Бориса, мне приходят на ум слова Бродского о том, что «подлинный поэт не бежит влияний и преемственности, но зачастую лелеет их и всячески подчеркивает... Боязнь влияния, боязнь зависимости — это боязнь — и болезнь — дикаря, но не культуры, которая вся — преемственность, вся — эхо».
(Номинатор: CicadasCatcher)
(2: marko, smehach)
Sarah: «Глубоконемыслимое» нового для нас автора JazzCat заслуживает, чтобы я процитировала его полностью, чтобы господа поленившиеся не сочли меня «человеком, пресыщенным собственным тщеславием» ван мо.
<цитата>
Вероятно, для того, чтобы писать стихи, кроме желания ничего не нужно. Не было у нас Пастернака, Гумилева, Цветаевой, Осипа Эмильевича, Олейникова, Уфлянда, Гандлевского, Лосева, Рыжева, Новикова. Зачем нам звучание? Зачем музыка? На фига рифма? К своясям ритм. Мы свободные люди, нам есть что сказать миру собственным языком. Боюсь, что если бы Иосиф Александрович дожил до этого стихотворения, он бы обнялся с Вознесенским и Евтушенко, которые находились по ту сторону координат от Бродского. Я, похоже, сухарь, и не могу разделить этот крик души о мальчике, который, должно быть, живет во многих из нас. Но для меня поэзия — нечто большее, чем поток сознания. Встреча зонта и пишущей машинки на операционном столе (с) — не для меня. Думаю, найдется немало читателей, которые отыщут в этом творении что-то для себя. Я же умываю руки.
Max: Рифма очень иногда. Пляшущий ритм. Короче — откровенная халтура. Фальшивая глубокомысленность не спасает, увы...
CicadasCatcher: Розе по просьбе обосновать номинированное... Я, видимо, нахожусь в такой жизненной полосе, когда простые вещи, не обрамленные в цветастые и ажурные рамки, вызывают во мне тихие, но весьма глубокие эмоции. Я не любитель пространных стихотворений, но это почему-то прочлось легко. Меня ничуть не смутили плавающий ритм и прыгающие в хаотическом порядке рифмы. А почему, собственно, это не может быть так? Я просто поймал волну и не стал ей сопротивляться, а дальше она меня понесла сама. И я увидел, о чем этот стих. Я увидел картинку с городом и неприметным одиноким мальчиком в нем. И у меня возникло желание протянуть ему руку, позвонить, как-то подбодрить, сказать: «Не переживай, брат, всё еще спереди». И если во мне возникли эти чувства, то значит автору что-то удалось. А еще я иногда смотрю в раздел автора «обо мне». Ане 14 лет, и поэтому мне кажется неуместным проводить параллели с нобелевским лауреатом. Вполне возможно, что если бы на страничке автора не было даты рождения, я бы отнесся к стихотворению по-иному. И еще, мне кажется, будь мы чуточку внимательнее к ближним, искренне слушая их, проникая в их переживания, оставив при этом свои проблемы и пристрастия в стороне, мир стал бы существенно лучше. И, может быть, никому не пришло бы в голову петь об одиночестве.
Rosa: Ребята, если очень и очень честно, в литературном диспуте по поводу стихотворения (ни в коем случае не затрагивая любимых мной Макса и Сару и уважаемого мной Диму) мои симпатии — на стороне Димы, ибо он выдвинул тронувшую его работу и обосновал свой выбор, отвечая основному принципу Шорта, — номинируем то, что хотим, то, что близко и затронуло. Дима, огромное спасибо за номинацию и за эмпатию.
smehach: Ребята я скажу вам честно: если бы я в 14 лет писал, как эта Аня Jazzcat! Я в 14 лет даже эмоций-то таких не испытывал! Пора уходить на покой... Не буду критиковать стихо — но если автору реально 14 лет, я замолкаю в восхищенном шоке!
marko: ...Стихотворение сказано в унисон той музыке, которую я люблю. Предупреждая упреки в необъективности, скажу, что мнения умывшего руки Резонера и, видимо, не прочитавшего его Макса об этом тексте также не соответствуют требованиям беспристрастности и, скажу более, не совсем профессиональны. Мы можем понять раздражение критика, слыша: «Зачем нам звучание? Зачем музыка? На фига рифма? К своясям ритм. Мы свободные люди, нам есть что сказать миру собственным языком...». Но, с точки зрения литературы как дисциплины, мы не можем не возразить: а разве верлибр как поэтический жанр не требует отсутствия рифмы и размера?.. Макс же явно стих не читал — он как раз в нем обнаружил рифму, которая «очень иногда». Тогда как рифма в стихотворении ДжазКэт если и присутствует, то очень прозрачно... Так что если б Иосиф Александрович и дожил бы до этого стихотворения, он, прежде всего, судил бы о нем как о свободном стихе.
(Номинатор: KsanaVasilenko)
(1: KsanaVasilenko)
KsanaVasilenko: И об этом «Новогоднем» дорогого мне человека... Все стихи Маши (именно так зовут автора) — это она сама, про нее, сидящую в углу «Кукольной комнаты» маленькую Машулю... Она очень-очень серьезна в своих признаниях в любви миру, людям, поэзии. В данном, номинированном стихотворении есть некоторые огрехи, но мне совсем не хочется о них. Резонер, уверена, укажет на них. «Новогоднее» забираю себе в подарок... А подарки не обсуждаются.
Sarah: «Новогоднее...» показалось мне облегченным, детско-юношеским сплавом сумирэ с бухтой. От Маргариты здесь — форма, насыщенная образами (снег — стекло, вата, хрип, смех, наждачка; пластилиновый торт, пластмассовая елка – символ ненастоящести происходящего; колодцы — то ли внутренняя бездна героини, то ли небо, из которого сыплет снег) и ассонансными рифмами (наждачно – перепачкан; расплачусь – зайчик). От бухты — содержание, которым героиня выражает свое отношение к приходу Нового года, где все оказалось не таким, каким бы хотелось. Вероятнее всего, то, о чем бронхитно плачет героиня, осталось в осени. Поэтому и снег — грубый, кусающий, режущий, а не обволакивающий. Поэтому ёлка — пластмассовая, а торт — пластилиновый. Поэтому дождь хочется собирать горстями — как собственные воспоминания. Этот стих, пожалуй, один из самых удачных у данного автора, хоть и сочетает в себе наивность восприятия мира и несовершенство исполнения. Рифмы оставляют желать лучшего, а вездесущность колодцев нужно отнести то ли к цикличности, то ли к ограниченному воображению. «Новогоднее...» — стихотворение, скорее, личное, чем общечеловеческое, как «Сын» ole. Чтобы его полюбить, нужно попасть в такт эмоции автора. Так что, если Дед Мороз и к вам не пришел, самое время прочесть Карлика-Носа...
(Номинатор: marko)
(1: pesnya)
Sarah: Еще один стих о дожде. Типичный пример того, что музыкальность сама по себе ничего не значит. В ленте рецензий, как мне кажется, даны исчерпывающие комментарии к данному произведению. Мне добавить нечего, кроме того, что «три притопа — краковяк» особенно не понравились.
(Номинатор: tamika25)
(1: tamika25)
tamika25: Два дня находилась под впечатлением этого необыкновенного стиха-танца, стиха-вдохновения, негромкой радости и искреннего восхищения жизнью. До сих пор остаюсь во власти полета детской души и ничего не могу с этим поделать...
Sarah: Что я могу сказать об этом стихотворении? Чтобы снова не оказаться врагом и понтовитой грымзой? Детское, милое, наивное, невинное, светлое, розовое, воздушное, прелестное, невесомое, никакое. Девочка-подросток под музыку ветра танцует с мишкой в детской комнате и засыпает. Зрители вытирают слезу, поправляют одеяло и на цыпочках выходят за дверь — умиленные и просветленные. У меня нет претензий к стиху (я даже закрываю глаза на рифмы танцую-рисую, ногами-летаю, закрываю-играет). Каждое творение имеет право на жизнь и по-читателей. Но мне почему-то казалось, что шорт — собрание сильнейших недели, на которое должна равняться остальная лента. Что происходит? Я не понимаю.
ОСТАЛОСЬ В НОМИНАНТАХ:
(Номинатор: Sarah)
Sarah: Мандельштам родился в конце века, в котором гении шли погодками: 1885 — Хлебников, 1886 — Гумилев, Ходасевич, 1887 — Северянин, 1889 — Ахматова, 1890 — Пастернак, 1892 — Цветаева, 1893 — Маяковский, 1894 — Иванов, 1895 — Есенин. О. М. не был самым любимым из этого собрания, но самым таинственным, пожалуй, — да. И самым беззащитным. За шестнадцать лет до сучанской ссылки (куда, вероятнее всего, и везет Мандельштама поезд в номинированном стихотворении) поэт предсказал свою смерть:
Я всё отдам за жизнь — мне так нужна забота, —
И спичка серная меня б согреть могла.
И когда поэта спрашивали, зачем он сам себя хоронит, О. М. отвечал, что лучше самому себя похоронить, потому что неизвестно, что еще предстоит. Теперь уже мы знаем, что было дальше: боль и унижение в пересыльном лагере на Второй речке под Владивостоком, страх и холод. Общая могила — мандельштамовская яма (И потому эта улица / Или, верней, эта яма / Так и зовётся по имени / Этого Мандельштама). Но все это впереди, а пока что поэт спит и видит море, Коктебельскую бухту и любимых людей. А мы вспоминаем слова поэта: «Народ, который не умеет чтить своих поэтов, заслуживает... Да ничего он не заслуживает...».
SukinKot: Стих про Мандельштама хороший, но сколько можно поэтам писать о поэтах? Это все равно, что художники будут писать преимущественно портреты друг друга, а актеры, главным образом, играть актеров... «Заумный сон» — это, на мой взгляд, что-то сверхзаумное, а от фразы «живее всех живых» веет холодом ленинского мавзолея.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 24–31.12.2010:
Номинировано: 8
Прошло в Шорт-лист: 7
Победитель: IrkanKlayd
Почетный лоцман: Bastet
Голосовало: 12
Чацкий: Sarah
И ВООБЩЕ:
tamika25: Саре большое спасибо за честность. Кстати, тоже где-то такой же реакции и ожидала. Но что выросло, то выросло. На этой неделе у меня именно это стихотворение. Роза угадала, я часто вспоминала детство, ёлку и свою любимую ёлочную игрушку черепашку, невзрачную такую, но без неё ни одна ёлка меня не радовала... Еще хочу сказать, что стихи Сары намного чаще совпадают с моим состоянием. Я их люблю очень, захожу в них, как в мир, где меня понимают. Да-да, именно понимают меня, рассуждая и чувствуя о своем и свое. Вот такие парадоксы, украшающие нашу жизнь. Саре большое спасибо за такие грамотные, честные и беспристрастные рецензии. Искренние желаю в новом году и во всех последующих — любви, тепла, вдохновения. Ну и всем нам счастья!!!
Rosa: Спасибо Саре за честность и прямоту. Мне очень понравилось ее резонерство, и хочу сказать, что каждый Резонер по-своему хорош, в рецензиях каждого есть только ему одному присущая прелесть Я очень рада тому, что резонеры меняются и каждый ставит свой кирпич в наше общее здание...
ВПЕЧАТЛИЛО:
Я еще ни одну беременную ничем не тыкнула, скажу больше — я в беременных ничего не бросала, в спину не плевала и место им с прыжка уступаю в общественном транспорте, но мне тоже стихотворение это понравилось... (Rosa)
Читайте в этом же разделе:
26.12.2010 Шорт-лист недели 17–24.12.2010: Выпуская зверей
25.12.2010 Свет с улицы: Стихотворение осени – 2010
20.12.2010 Привидение в сутане — мастерам акроэпиграммы!
19.12.2010 Шорт-лист недели 10–17.12.2010: Энтот самый анаколуф
19.12.2010 «OtvertkaFest» – 2010 приглашает
К списку
Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.