На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 декабря 2024 г.

Больше всех рискует тот, кто никогда не рискует

(Иван Бунин)

Анонсы

26.12.2010

Шорт-лист недели 17–24.12.2010: Выпуская зверей

Простить? Да пожалуйста. Согреть? Да нет проблем, хочешь подмаслю, а хочешь исчезну? Хочешь, хочешь, хочешь?.. Просто уйду, так тихо, что ты и не заметишь, растаю, как утренняя звезда, все для тебя, любимый, все для тебя...

                Осеннее лирическое

                СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 17–24.12.2010:
 
 
                1. Sarah. Осеннее. Лирическое
                (Номинатор: pesnya)
                (9: Rosa, ole, pesnya, Max, SukinKot, larky, smehach, Cherry, CicadasCatcher)
 
                                                и это уже было)
 
                Ветер гонит людей и полощет листву,
                И опять у меня нет ни звука, ни слова,
                Чтоб с тобой говорить. Я запомню Москву
                Перепуганной галкой в руках птицелова.
 
                Выпуская из сердца голодных зверей,
                Находя им ночлег и тарелку обеда,
                Я хотела бы сделаться вещью твоей-
                Полосатым шарфом или стоптанным кедом.
 
                Или долго смотреть через окон слюду
                На твою тишину. Или сделать прививку
                От осенней хандры. Но я просто уйду
                Как уходит троллейбус в депо на побывку.
 
                Как уходит звезда. И уже не у дел
                Звездочеты. И небо больно и раздето.
                Мне нельзя не уйти. По иллюзии в день
                Отнимает октябрь. И хочется лета.
 
Bastet:
                                                Как белый камень в глубине колодца,
                                                Лежит во мне одно воспоминанье,
                                                Я не могу и не хочу бороться:
                                                Оно — мученье и оно страданье. (А. Ахматова)
О чем пишут поэтессы? Конечно же, о том, о чем думают, о чем мечтают. А думают они и мечтают об одном, да-да, конечно же, о любви, о чем еще думать женщине, скажете вы, и не ошибетесь. Так мы устроены, и ничего с нами не поделать. Пусть она будет, любовь, пусть, порой изматывающей, порой неадекватной, с элементами безумия и с приступами истерии, пусть, но пусть она будет и точка! Она нам просто необходима, без которой мир бесцветен, без которой жизнь нелепа и как правило чревата... Это как правило. И героиня этого стихотворения, конечно же, не исключение. Женщина грустит — она подходит к окну, за окном дождь, опять дождь... Она задумчиво смотрит вдаль, рукой прикасаясь к стеклу, следя за стекающими каплями. Она даже думает тихо, чтобы он не услышал, в уме прокручивает кадр за кадром... Она прилетела в Москву, когда цвели сады, пели птицы и казалось, что так будет всегда. Но потом опали листья, улетели птицы, а она? Она осталась, потому что разучилась летать...
                Ветер гонит людей и полощет листву,
                И опять у меня нет ни звука, ни слова,
                Чтоб с тобой говорить. Я запомню Москву
                Перепуганной галкой в руках птицелова.
Почему галкой? Наверное, потому, что галка не поет...
                Выпуская из сердца голодных зверей,
                Находя им ночлег и тарелку обеда,
                Я хотела бы сделаться вещью твоей —
                Полосатым шарфом или стоптанным кедом.
В этом — мы все! Простить? Да пожалуйста. Согреть? Да нет проблем, хочешь подмаслю, а хочешь исчезну? Хочешь, хочешь, хочешь?.. Просто уйду, так тихо, что ты и не заметишь, растаю, как утренняя звезда, все для тебя, любимый, все для тебя... 
                ...Но я просто уйду
                Как уходит троллейбус в депо на побывку.
                Как уходит звезда. И уже не у дел
                Звездочеты. И небо больно и раздето.
                Мне нельзя не уйти. По иллюзии в день
                Отнимает октябрь. И хочется лета...
Чудесные, умные, грустные стихи о любви. О любви, которая хлопнула дверью... А может быть, эти стихи о Москве, неприветливой, неласковой... тогда придется все переписывать...
 
Sarah: И о любви, и о Москве, и о том, что обстоятельства сильнее нас, а героиня уходит сама, по доброй воле — мне именно это хотелось передать... А вообще, после сантиментов в стихах мне всегда хотелось застрелиться... одна Цветаева могла позволить себе надрыв без ущерба для репутации.
 
Serjan: Наташа очень неплохо высказалась об этом стихотворении. Попробую и я. Почему-то женщина, исподволь, неосознанно, но всегда стремиться к обнажению. Не обязательно это — физический процесс. Это может быть и обнажение души, и своих чувств, и своего глубоко запрятанного «Я». При любом раскладе женщина оголяет себя полностью. И это есть прекрасно. Потому что это — естественно. У мужчин, как правило, все происходит несколько по-другому. Мужчины предпочитают (максимум) приоткрывать себя. Вот, мол, посмотри, что у меня там, в душе! Но заходить, но лезть, а тем более, копаться — не советую. Не случайно появилась сказка о «Синей бороде». Каждый мужик в чем-то «Синяя борода». И у каждого есть заветная комната, секрет которой он хранит пуще жизни своей. Чем привлекло меня Сарино стихотворение? Да тем, что в нем она обнажается! Обнажается естественно, без надрыва и непонятных для читателя мотивов. Очень удачно подобраны образы. Каждый играет на раскрытие темы, на раскрытие того необычного, что, несомненно, привлечет к себе любого, кто прочтет данное произведение. Стихо очень целостно. Многие произведения Сары грешат либо недосказанностью, либо перебором «потока сознания». Но здесь всё в меру. Ни отнять, ни прибавить. Нет в стихотворении натужности — всё так, как происходит в жизни, всё — не истерично и без лишнего «бабского» крика. Пожалуй, только одно бы я убрал из этого стиха: слово «чтоб» в третьей строчке. Оно явно лишнее и без него вполне можно обойтись, не теряя смысла. Смотрится некоей «нашлепкой» на прекрасной ткани стихотворения.
 
                Выпуская зверей 
 
                ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 17–24.12.2010:
 
 
                (Номинатор: white-snow)
                (2: white-snow, Kinokefal)
 
Serjan: Говоря о sumire, надо всегда быть чуточку сдержаннее, чем, к примеру, с другими поэтами. И вовсе не потому, что ее душа более ранимая, чем кого-либо другого. Просто легко попасть впросак от неверно выраженной мысли или неверно изложенного понимания ее строчек. Она — как Дали, как Пикассо. Каждому в картинке слов-красок и слов-оттенков видится нечто свое и — никогда то, что хотела выразить сама автор. А может, она и ничего не хотела выражать. Взяло — и накатило. И не наше читательское собачье дело судить или рядить, а тем более — спорить о том, что же все же sumire хотела сказать. Главное, она СКАЗАЛА. Если продолжить тему «стриптиза» в поэзии, то в жизни нам, мужикам, такое раздевание вряд ли понравилось бы. Представьте себе девушку на подиуме, которая хаотично срывает с себя одежды, причем частями, вернее обрывками, и тут же прикрывает самые «лакомые» части тела тем, что попадется под руку. К тому же, мелькающий свет образов и понятий не дает сосредоточиться на целостной картинке. Не дает даже мысленно представить ВСЁ тело стриптизерши. Но самое обидное в том, что в миг кульминации номер заканчивается, и девушка ныряет за кулисы. Облом!!! Хуже, чем даже в басне Крылова, ибо: «И глаз не видит и зуб неймет...». Наверное, я слишком приземлен. Слишком мне хочется конкретики. Не обязательно в лоб. Можно и по лбу. К слову сказать, у sumire не все стихи подобного рода. Вот на прошлой неделе «Три шкуры памяти» хорошо влилось в меня. Это было понятно. Это можно было не только поглядеть, но и потрогать руками. Помнится, я тогда сказал себе: «А ведь может! Может изъясняться и в своем стиле, и так, что это понятно таким дуболомам, как я...». В заключении сделаю вывод о том, что, по всей видимости, подобное «оголение своей души» для данного автора — «стабильное состояние». И с этим приходится мириться. В конце, для мужчин исключительно, анекдот не в тему этого стихотворения, а в тему того, что я тут нарассуждал. В студии скульптора Мастер ваяет скульптуру девушки. Он то и дело подбегает к модели, ощупывает разные части тела и при этом вскрикивает: «Боже! Какая красота! Совершенство! Фантастика!» А в это время, находящийся в той же студии друг Мастера, сидя в кресле, весь ерзает и про себя матерится: «Господи! Ее же трахать надо! А он — ваяет!!!» Прошу извинить меня. Но очень в тему.
 
Bastet: Девушка — шифровальщик, талантливый и умелый, шифрует все, о чем пишет. Читатель упорно пытается понять, иногда на пределе своих умственных возможностей (о себе я, о себе!), о чем хотела рассказать и о чем умолчала (дабы еще больше запутать читателя) эта милая девушка. Ты попадаешь в ее мир, переполненный эмоциями, в мир перевернутых понятий, чувств, вывернутых наизнанку, и первое, что приходит на ум, это удивление — как она существует в этом мире? И возникает только одно желание: обнять, погладить по голове и сказать: успокойся, милая, все будет хорошо. А иначе как понять вот это:
                Так бывает, что вот удавишься, а потом ощущаешь, что — опрометчиво.
И дальше по тексту, построчно можно идти и идти, и удивляться образам, абсолютно немыслимым, абсолютно нереальным и реальным одновременно. Мое сознание, совершенно ошарашенное от увиденного:
                Забормочешь капустой в желудке, мухомором в заварке — чай,
                первородный червяк, поцелуй же пельмень в моей дикой печени!
                Невозможный боже, брежу ведь, — выручай!
Автор все время что-то прячет от нас, в каждой строчке, в каждом слове, что то, что ее тревожит, с чем она не умеет жить. Только как ей помочь, когда доступ в ее мир закрыт на огромный амбарный замок, который никак не открывается, разве только перепилить... Она бы и хотела написать по-другому, но не умеет, она так чувствует жизнь, и с этим ничего не поделать.
                Как же душно в утробе собственной!
                Где ж тёмноглазый бог мой, где танго моё, хлоп-хлоп...
                Тонкосчастные девочки в окна пялятся нежной костностью.
                Золотой червяк утепляет морозом супружий гроб.
                Голоса нерождённых колосьев, как тот наркотик,
                прорастая в башке, говорят, что горит Париж...
Она сказала все, что хотела сказать, только легче от этого не стало ни ей, ни нам... Кто-то, прочитав ее «бред», посочувствует, кто-то согласится с каждым словом, сказанным, конечно же, сгоряча, кто-то посчитает этот выплеск побочным следствием вывода о бессмысленности любых позитивных действий, кто-то восхитится, порой есть чем, но... но мимо пройти не сможет никто, даже просто из любопытства — что же сегодня выкинет эта таинственная Sumire?
 
white-snow: Стихи Сумире очень индивидуальны к восприятию, «тяжелые» на первый взгляд, «неподъемные». После первого прочтения читатель, впервые столкнувшийся с творчеством Сумире, вряд ли поймет, где он находится. Стихи буквально нашпигованы сочной образностью, сочетаниями слов, сочетаниями, которые в обычной, «упрощенной» нашей жизни никогда не отыщешь. Все усложнить, закодировать, запеленать в несколько оболочек, приготовить таким способом, что, иногда читая стихи Фиалки, впадаешь в панику, недоумение, но чаще — в восторг, восхищение, погружение на Дно — вот маленькая игра Сумире, перерастающая в конфликт с собой. Автора можно еще назвать Шеф-поваром по приготовлению эмоций. Достаточно прочитать несколько ее стихов, чтобы понять: каждый стих — своеобразное меню, рассчитанное не то чтобы на один день... На несколько жизней. Давайте попробуем на вкус «Состояние — стабильное»:
                Так бывает, что вот удавишься, а потом ощущаешь, что — опрометчиво.
                Забормочешь капустой в желудке, мухомором в заварке — чай,
                первородный червяк, поцелуй же пельмень в моей дикой печени!
                Невозможный боже, брежу ведь, — выручай!»
В первом же катрене нас встречает уйма замечательных блюд на непредвиденный случай. А этот непредвиденный случай в виде удавления не заставил себя ждать и накидывается на ошарашенного читателя с первой строчки. Автор намеренно набрасывает на ЛГ (себя(?)) удавку, чтобы состряпать свое знаменитое меню, ибо какой Шеф-повар без ресторана и посетителей? Что нам удается выяснить — ЛГ все же гибнет (или нет — посмотрим позже) в начале повести и ловким профессионалом моментально превращается в бормочущую капусту в желудке, затем далее, по пути следствия — в пельмень для дикой печени. И всю эту адскую смесь предлагается запить сомнительным чаем из мухомора. Но, что самое странное в этих умозаключениях, преподнесенных впечатлительному и впадающему в нереальную кому читателю, — все это в конце концов оказывается бредом! (!) Что здесь хотел сказать Автор? ЛГ на грани отчаянья ищет способ избавиться от себя, смеется над собой, унижает себя, но, в то же время, лихорадочно цепляется за самого себя и, прося помощи у Бога, одновременно не верит, что вся трагедия разыграна не на самом деле, а где-то в глубине подсознания, или это попытка спрятаться от жизни, выставляя на показ нам, читателям, блюда из эмоций — капуста — ближе к центру — листья (надежда, счастье, встреча, прятки, рулетка) уменьшаются, превращаясь в мертвую и сухую кочерыжку; мухомор в качестве заварки для чая (яд, боль, кровь, измена, отдаленность, вина, чувство вины, белое на красном — необитаемые острова, закат, множество солнц, пробелы, капкан), пельмень (фаршированное одиночество, спрятаться, быть никем не узнанной, быть никем, поиск). Мои попытки распознать, проявить структурность каждого слова могут или совпасть или пролететь мимо, либо обидеть Автора. Так же и каждый читатель, читая этот стих, вбирает в себя вкус, запах, вид предложенных продуктов и пытается представить, что для него самого значит эта странная экзотическая стряпня, которая то дерзко выворачивает сознание, то медленно, капельно внедряется или в забытые, или в кровоточащие воспоминания, чувства, сны, или одноразовые пластиковые приборы Повара в один момент становятся режущими свою собственную боль металлическими монстрами?
                Состояние — стабильное. Словно мертвая — и смотришь в мертвую,
                словно в собаку, которую расчленяешь в видеокамеру.
                Будто молишься: боже, если меня съедят — так пусть хоть икнусь им тортово,
                если меня переедут — так пусть хоть танком наводным, так хоть не хаммером!
Если мы сомневались в начале — жив ЛГ или превращен в полуфабрикат, то в этом катрене начинаем понимать, что жив, но вот второе лицо, которое вводит Автор в стих, по всей вероятности, мертво. Кто или чье это лицо? Можно предположить, что все происходящее — зеркальное отражение, но зеркало не совсем зеркало. Оно принимает разные формы отражения — то размытые, то расколотые, а иногда темные, пустые, но никогда — реальные. Если представить, что зеркало старинное и, как любая старая вещь, хранит Прошлое, соприкасаясь с Ним, глядя в Него, ЛГ видит в зеркале короткометражные обрывки своей жизни, но, судя по «расчлененной собаке», появляющейся в зазеркалье, боль подавляет, расщепляет и... нейтрализует таинственность зеркальности. Остро заточенный карандаш зачеркивает, рвет бумагу, мысли, рассудок. Хочется выть, кусаться или стать прирученной собакой, выполнять все команды, лизать руки хозяину, преданно смотреть в глаза и опять волной накатывает страх. Страх никогда больше не увидеть эти глаза. «Икнусь тортово»... «Что за странность», — воскликнет недоуменно некоторый читатель, — откуда взялся торт, когда выше были только чай, пельмень и капуста, да и до десерта весьма далеко!» Опять же, некая загадка, из которой собираем по кубикам предположение, что торт — десерт — окончание трапезы —попытка завершить диалог с собой, прервать (хотя бы ненадолго) ниточку воспоминаний, мучительных раздумий: что во мне не так... или это защитная реакция, инстинкт, угроза какому-то третьему лицу, существование которого пока не показано, но который, несомненно, является причиной этого пышного обеда.
                Мамочка, твои расстрелы — уборкой плановой...
                Папочка, твоя защита — от шахов шейховых,
                Дяденька, зачем мне душу под быт выламывать,
                боженька, зачем — шампанским — меня по шейкерам,
                а не — льдом-льдом — в макдональдс, травой — баранчикам,
                и не всенужным маслом (толста!) — на бутрики?!
                А не — простынкой в пятнах — да в слезки прачкам, а
                не яйцом — да в воду, чтоб крепко-крутенько?..
Милая детская наивность, желание стать на мгновение маленькой девочкой, забыть все. Сказки на ночь, любимая кукла, беззаботность, Незнание. Быть ниже всего этого, и, закрыв крошечными ладошками глаза, незаметно подглядывать за происходящим и помечтать о том, чтобы чуточку в нем поучаствовать. Шампанское, макдональдс, бутерброды, яйца — наше меню потихоньку обрастает калориями или таким способом Автор усиливает все те эмоции, которые были приготовлены из более «легких блюд» — капусты, мухоморов? Я могу лишь догадываться. ЛГ растягивает место обитания или среда обитания сама суживает пространство и давит всей своей массой, бытом, проблемами, которые становятся омерзительны, страшны, дики и невыносимы.
                ...гадкий утенок в мыле, да с пивом —в заднице,
                скользкий плевок в окраин высотный пепельник,
                горькая, чай с медалью, любовник — всадница,
                пыль, таракашка в вазе чаклует стеблями высохших...
                Как же душно в утробе собственной!
                Где ж тёмноглазый бог мой, где танго моё, хлоп-хлоп...
                Тонкосчастные девочки в окна пялятся нежной костностью.
                Золотой червяк утепляет морозом супружий гроб
Теперь страх все ближе и ближе накатывает свои волны в подсознании ЛГ. Страх Жизни, страх быть, страх испытать еще раз, страх выжить. Многократное обращение к Богу — мир глухих, равнодушие, бессилие или нежелание быть сильной, надежда-закрыть- глаза-и-все-вернется-назад. Чай, пиво — слезы, смыть, растечься, капли дождя на оконном стекле, прохлада, звуки слов, забытье, сон.
                Голоса нерожденных колосьев, как тот наркотик,
                прорастая в башке, говорят, что горит Париж...
                И болит голова.
                Через силу ты давишь в ротик
                лунный сок из пробитых кошками рёбер крыш.
                Вечера сначала длиннее, потом просто длинные.
                Сквозняк.
                Состояние слёзности — стабильное
Если в предыдущей части стихотворения мы видели вполне реальные «продукты» и блюда из них, то в конце Шеф-Повар превосходит все мыслимые и немыслимые фантазии. Рёбрышки крыш, пробитые кошками, приправленные лунной подливкой, нерожденные колосья, прорастающие в башке и сообщающие последние новости из Парижа, и сквозняк. Хотелось бы верить, что ЛГ нашинкует капусту, найдет в пельмене монетку, польет мухоморным чаем кактусы, взорвет макдональдс и разобьет бутылку шампанского о борт корабля и стремительно перенесется на самую высокую крышу, чтобы стать кошкой, свободной, грациозной, когтистой, способной ломать, крушить, забыть и найти свой Париж, залитый лунным запахом вечера. И какая, к чёрту, стабильность! Выдумки всё это.
 
 
                3. ole. Просто так
                (Номинатор: Sarah)
                (2: Sarah, Volcha)
 
Bastet: Сразу скажу, что стих чуточку сыроват, самую малость, хотя впечатление оставляет более чем. И само название, «Просто так», и содержание стихотворения, наталкивают на мысль о том, что наша ЛГ не очень-то сожалеет о случившемся. А что, собственно, случилось? Попробую разобраться.
***
Как то странно: живем в мире скоростей и постоянно куда-нибудь опаздываем. Эта болезнь времени, в котором живем, болезнь, пожалуй, трудно поддающаяся лечению. Успокаивает то, что это не смертельно, ну не успели сегодня — успеем завтра, может быть... Иногда все же нам удается крикнуть себе: СТОП!.. но лишь для того, чтобы попросить «прикурить», устроить себе небольшую передышку, расслабиться, пусть даже с первым встречным, выговориться, сбросить на посторонние плечи груз, который накопился и мешает жить, мешает ускорению, как движущей силе в гонке за выживание. Вот и наша ЛГ вечно куда-нибудь опаздывает:
                ...и опять опоздала на встречу, работу, в метро...
                Все пути, как назло, закольцованы и бесконечны,
                Я спешу, я бегу, натираю мозоли дорог.
                Сколько можно? Стоять! Натыкаюсь на первого встречного...
       Дом подставил макушку под тяжкий чернеющий снег
       И мечтает о том, что его пощекочут ключами.
Все предельно ясно — одиночество живет в этом доме, доме теней, от когда-то вполне реальной надежды на счастливую семейную жизнь.
       Видишь, третий этаж, мой портрет в освещенном окне.
       Тоже курит, а что еще делать, не спать же ночами?
Здесь напрашивается строчка из одного стихотворения: «Женщина, плачущая у окна, — постоянная величина». Грустное зрелище... Но почему-то бывает легче поплакать, попенять на судьбу, чем попытаться ее изменить. Мы отмахиваемся от проблемы сомнительными оправданиями: «нет времени», «не судьба», — или успокаиваем себя: «какие наши годы»... мы знаем, как успокоить себя, пусть ненадолго, потому что наступит ночь, и все повторится: одиночество, прикуривающее от фонаря за окном... А утром снова побежим по закольцованым и бесконечным дорогам своих городов, опаздывая на работу, на встречи, в метро, опаздывая жить и любить:
                Первый встречный — не ты, а к тебе все равно не успела
                На неделю, на час, на минуту. Пусть даже на миг. —
                Обещаю, мы встретимся в сером бесстыжем апреле
                Или здесь, или там. Или, может быть, вовсе не мы.
Можно понять и так: не очень-то и хотелось, по крайней мере, мне так прочиталось, но это пусть останется на моей совести...
 
 
                4. petrovich. Грушницкий, Мэри...
                (Номинатор: tamika25)
                (2: KsanaVasilenko, tamika25)
 
tamika25: С первых слов этого стихотворения я унеслась в детство, в те дни, когда учили Лермонтова, а еще в воспоминания о Пятигорске, где я жила перед самым распадом Союза... Всё это теплой волной, как шлейфом, по мере прочтения, тянулось прямо в душу и заставляло сердце стучать сильнее...
                От книжных переплетов в наши дни
                проходит нить несчастия и чуда.
                Мы кружимся, мы счастливы, покуда,
                упрямые, так счастливы они.
Эти строки заставили перенестись во времена собственной молодости, когда мы не замечали, что счастливы, когда и сама молодость являлась счастьем... В стихотворении, по-моему, очень хорошо передана связь времен, лермонтовского периода и нашего времени, тоска за простым и незамысловатым уютным бытом, романтикой дуэлей, беседок и чистых искренних чувств: любви, дружбы. Всё это осталось далеко, в недосягаемом прошлом... Вот поэтому и не вдохновляет горящая свеча, и зябко в эти ночи воспоминаний... Вот пока все, что хотела сказать об этом стихотворении. Может, и есть в нем какие-то недостатки в смысле техники стихосложения или употребления каких-либо банальных фраз — не выискивала и не собираюсь. Мне в этом произведении понравилось все.
 
 
                5. IrkanKlayd. Андерсен
                (Номинатор: tamika25)
                (1: Bastet)
 
Bastet: Кто вы, загадочный сэр IrkanKlayd? Этот вопрос слышится в каждом комментарии к его стихам. Поначалу этот вопрос возник и у меня, когда впервые прочитала его стихи. Но то, что это мой поэт, поняла сразу, окончательно и бесповоротно. И просто пошла и напилась его стихами, его песнями, всеми сразу, какие нашла в Интернете. Послевкусие? Самое, что ни на есть, яркое и многоцветное. IrkanKlayd — воин, в доспехах интеллекта, без сомнения с врожденным благородством, с отличными мозгами, дай Бог каждому, с чувством собственного достоинства и, что немаловажно для поэта, с нехилой харизмой... Его мир не придуманный априори, ради красного словца, чтобы произвести впечатление, его мир апостериори прочувствованный на собственной шкуре, со своими законами и со своим распорядком, и поэтому такой сложный. А кто сказал, что мир должен быть простым? Может быть, в идеале — да, но в жизни... Мелодика его стихов завораживает, дебордирует и берет в плен, устраивает допрос с пристрастиями твоим понятиям о правде жизни, и тебе уже ничего не остается, как сдать с потрохами свое расположение. Конечно же, это мое личное впечатление о нем, и я его никому не навязываю. Наверное, или даже, скорее всего, для резонера не совсем правильно лишь нахваливать и не пытаться найти слабое место в заданном тексте, чтобы уколоть острым язычком критики, ну хотя бы для виду. Но в том-то и дело, что я не нахожу слабых мест в стихах Егора, вот незадача... Посудите сами:
                Удивляюсь тебе: непричесанный перьев комок,
                А какое усилие бьется в вибрации горла!
                Словно бусины горстью в хрустальный летят потолок,
                И слепой поводырь сямисэна их ловит аккордом.
К чему тут придираться, когда хочется мурчать от удовольствия. Как смело он скрещивает две культуры — европейскую и азиатскую, инкрустируя, почти каждый катрен, китайскими словечками:
                Впрочем, что это я о себе, как невежа и хам.
                Нас обоих великое дао по-своему вертит.
                Кстати, даосу тоже на днях повернется инь-ян:
                Императору что-то хреново с пилюли бессмертья...
Красота! Читается на одном дыхании, заумности остались между строк, так что читайте, наслаждайтесь и голосуйте именно за этот стих, если посчитаете его лучшим...
 
Serjan: ...Иркэн в своем «Андерсене» выглядит настолько тяжеловато и неповоротливо, что с трудом дочитал до конца. Тест перенасыщен «не русскими» словами по самое не хочу. Реально читать мешает, и воспринимать суть повествования трудно. Понимаю, что Восток. Понимаю, что не про Россию, но слишком уж... И двух имен вполне бы хватило на весь текст. Даже — одной Панды.
 
 
                (Номинатор: Serjan)
                (1: Serjan)
 
Serjan: Считаю обязательным для себя читать всю прозу, что появляется на Решетории. Что-то нравится, что-то нет. Радуюсь, когда автору удается воплотить свои замыслы, морщусь, если вижу изъяны повествования. Рассказ Левитина не без мелких изъянов, но автор поразил меня сюжетом. Давно я так внимательно и неотрывно не читал прозаическую вещь. Да! Именно сюжет и «тащит» на себе все достоинства этого повествования. Очень советую всем. Реально — не пожалеете.
 
Bastet: По вам голливуд плачет — это первое, что пришло в голову после прочтения... Сценарий — а по-другому и не назовешь это произведение, напомнил мне фильм, с Николасом Кейджем в главной роли, не помню названия, но такой же жуткий и такой же интересный. О том, что мир потихоньку сходит с ума, говорить не стану, это очевидно. И с пренебрежительным отношением к человеку сталкиваемся почти каждый день, и с непонятным обожествлением братьев наших меньших (сама обожаю животных до умопомрачения). Но всему есть предел, должен быть предел, иначе может произойти что-то страшное, когда душа перестанет воспринимать крики о помощи и болеть за ближнего, произойдет такой персональный душевный рассинхрон и, как следствие, персональный конец света, о котором столько говорят. А без души мы не люди и даже не животные, а намного хуже. Даже страшно об этом думать... В тексте есть недоработки, но не существенные, думаю автор сам, по прошествии времени их заметит и исправит. Я же советую прочитать, благо читается легко, это захватывающее, по замыслу, произведение и сделать выводы. И, конечно же, найти время и проголосовать, если именно это произведение вам показалось лучшим. Анализируют пусть специалисты, это их прерогатива, а из меня критик никудышный, да и не училась я этому, надеюсь, что это факт хоть в какой то степени оправдывает меня.
 
SukinKot: Не совсем понял, что нашли в «Ей приснилось завтра..». Да, голливудский сценарий. Таких много. Свежих идей не нашел. Собак сбивают, да, но специально сбить бродячую собаку непросто. Я знаю человека, который безрезультатно гонялся за облаивающей его стаей, потом плюнул и уехал, не сбив ни одной. Тем более нереально убежать от крупной собаки, если она, конечно, не разжиревшая городская диванная, а в нормальной физической форме. Как кот могу посоветовать залезть на дерево, но, вот незадача: деревья у них священные... Даже не знаю что делать... «Я переплыл небольшой ручей» — это какие же у них ручьи? Или, может, герой очень маленького роста? Слово «отнюдь» не следует писать по отдельности, впрочем, в разговорной речи, наверное, допустимо. Однако работа проделана большая. Автор — молодец...
 
Max: ...Согласен с Котом... С трудом читал рассказ. Как только дело дошло до вещих снов, понял, что меня неумело разводят. Тема затаскана в десятках фильмов и книг. Такая тема требует суперового исполнения. А здесь его не случилось, увы — много лишнего, необязательного текста, много клише — взять хоть самое начало: «Мерцающий свет фар выхватывал из темноты...» — дальше можно уже не читать. И т. д., и т. д. «Живописное местечко», и тут же рядом «живописный вид»... Ну нельзя так. Имхо.
 
Serjan: Вообще-то, Решеторяне, насчет рассказа Левитина «Ей приснилось завтра» вы во многом не правы. Нет, правы, конечно, что сюжет вполне подходит до Голливуда, но вот насчет того, что таких там сотни и тысяч, — явный перебор. Уверяю вас: не тысячи и не сотни. И не совсем он похож на голливудовский. Он просто своим построением напоминает классический сценарий американских фильмов. И все же — это полностью российский сюжет. В нем стопроцентно российские мотивы, российская ментальность, российские персонажи. Да, ход повествования голливудский. Но это — дополнительный плюс автору. Вот Макс сетует, что речевые штампы встречаются. Даже пример привел. Хотелось бы заметить, что речевые штампы сами по себе не есть плохо. Плохо, когда автор их пихает, где нужно и не нужно. В нашем случае они вовсе не портят рассказ. Да и не слишком их много. Вполне приемлемо для такого объема. И, кстати: речевой штамм в стихотворении колет глаза, это правда. Потому что стихотворение — выжимка из мыслей и чувств поэта. А если в выжимке встречаются чужие обороты или штампы — тогда конечно. А вот в прозе оно вполне допустимо. Ибо рассказ (впрочем, и вся проза) рассчитаны не для таких профессионалов, как Макс, а на простого читателя, который (не в обиду ему будет сказано) с большим удовольствием хавает именно речевые штампы, ибо тогда он с легкостью воспринимает тот продукт, который ему подсовывают. Я при номинации произведения Левитина уже указал, что в самом рассказе встречаются места, которые требуют вычитки и доработки, поэтому повторение этого факта не есть корректно. В целом считаю, что появление на Решетории автора-прозаика Левитина и, в частности, его рассказа «Ей приснилось завтра», отнюдь не рядовое событие. Я рад и автору, и произведению. Номинации в шорте оно вполне достойно. И голосовать за него совсем не стыдно.
 
Levitin: Я очень люблю «размазывающие по стене» отзывы и рецензии, равно как и простые указывающие на ошибки и на то, где не вытянул. Бодрит, как снежный сугроб после парилки. Я не очень опытный, и мне это помогает матереть. Согласен во многом с Максом и Котом. Не хочется что-то оспаривать, ибо как человек, написавший лишь дюжину рассказов, обязательно сяду в лужу.
 
Kinokefal: Сюжетец интригующ, да. Вполне на уровне голливуда — чужаки, сбиваюццо с пути и случайно заезжаюд в странный городишко среднего запада... ой, простите, в городок, который не значиццо на картах Самарской области. И там попадают лицом в Хичкока. Это нормально. Меня удивило другое. Текст. Вернее, языг афтора (авторов?) Первая часть (1) — совершенно дикий, топорный, косноязычный, в обилии снабженный графоманскими штампами, неуместными канцеляризмами, несуразицами и прямыми ляпами, типо «Я включил проигрыватель (это в автомобиле!)», «Поэтому, пожалуй», «который она переносила на бумагу, при помощи красок», «Пожар походил на безудержную стихию», «Ком подкатил к горлу и ужас, смешанный со страхом, оглушил меня крепче отбойного молотка», и прочая, и прочая, и прочая... Я всю ту красотищу распечатал, взял зеленый маркер и стал маркировать. Вся первая часть позеленела от горя за великомогучий. Вторая часть — резко побелела. Такое впечатление, что кто-то другой пишет, вообще другой — нормальный кондовый horror fiction, местами даже изящный язык. Третья часть. Опять здрасти приехали. Аве цезарь, подростки пишущие для сайтов об анимэ, приветствуют тебя! Штамп на штампе, ляп на ляпе: «Кто-то ударил меня по голове. Остарая боль мгновенно растеклась по голове (ну хорошо хоть, не по противоположному месту, — КК)», (потом исчо будет масса приключений с невезучей головой ЛГ, лано). В конце концов, ЛГ и ЛГовину «ЗАТОЧИЛИ В СРУБ», где между гладкозатесанными бревнами (запомните это, др. читатели) по плечо можно было просунуть руку! (Прелесть какая!). Такое впечатление, что автор части 3-й отрываеццо за вынужденное молчание в части 2-й. Там исчо и обрыв, сужающийся до метра (обрыв — сужающийся... супер!) и проч., и проч. Часть четыре. Опять, к моему изумлению, нормальный литературный язык. Доктор Джекилл и мистер Хайд прямо. Так сколько авторов у этого текста?
 
                Осень 
 
                ОСТАЛИСЬ В НОМИНАНТАХ:
 
                7. petrovich. В этих днях
                (Номинатор: Karlik-Nos)
 
Bastet: Что остается человеку, не сведущему в тонкостях анализа, разбора произведения, кроме как попытаться отшутится? Думаю, что ничего другого. Скажу больше: возможно, автор описывал совсем не то, о чем я подумала, но тут уж, как говорится, чем богаты... Итак. Лето, жара, нечем дышать. Вот что бы я сделала на месте автора? Правильно — грызла лед и проклинала глобальное потепление. А он, что делал он в это время? А он спокойно наблюдал и описывал это аномальное безобразие!
                В этих днях не нащупать язык
                повторений и прикосновений.
                К молчаливому зною привык
                зрелый воздух.
Я бы даже сказала перезрелый... Но я молчу, потому что говорит поэт, и как говорит!
                ...В безоблачной смене
                дня и ночи таится размер
                молчаливой любовной интриги.
                Боже мой, сколько солнечных сфер
                этот вечер таит безъязыкий,
                этот вечер, уставший от тел
                неумытых деревьев и света!..
Если говорить серьезно, Андрей из тех поэтов, которых хочешь научиться понимать — от и до, но думаю, что это утопия. Заманчиво думать, что ты смог заглянуть в самую суть написанного, и еще заманчивее полагать, что ты сумел развязать все до одного узелка, которые он мастерски завязал. Это относится ко всем поэтам, думающим неординарно. Чем в данном конкретном случае я могу помочь читателю? Единственно советом: почаще заглядывать на страницу этого автора, для которого, щедрая рука таланта не пожалела самого главного — умения владеть словом.
 
Serjan: ...Не лучшее произведение Петровича. На первое прочтение выглядит скомканным. В самом начале портит повтор — «таится» и «таит». Да и рифмы кое-где вызывают недоумение.
 
 
                8. Bastet. Линия судьбы
                (Номинатор: IrkanKlayd)
 
Serjan: Бастед! Именинница ты наша. Чтоб тебе жилось, как Абрамовичу!!! Разреши, я по твоему стиху пройдусь? Вот спасибочки-то большое... Как всякое классическое произведение, ты начала с утверждения некой константы: «Нет пути назад и быть не может...». Замечательно, Наташа! Пусть и не ново, но, по сути, верно и не оспаривается. Однако придерусь ко второй части предложения: «...и быть не может...». Во-первых, звучит несколько по-мужски. Это мы, мужики, любим безаппеляционность и категоричность. Это мы выдаем любую банальщину как нечто сокровенное, как нечто, сродни откровению. И часто (вот смех!) это «прокатывает». Но в твоем случае — не тот коленкор. Данное уточнение явно лишнее по смыслу. Согласись: «Нет пути назад!» — этого вполне хватает для стихотворения. Этим уже все сказано. А «добивание» смысла только утяжеляет текст. А отсюда идут придирки ко второй строчке: «Да и взмах крыла уже не тот». Ты, Наташа, излишне заостряла внимание на том, что «пути назад нет» и «быть не может», а во второй строчке вдруг делаешь (по смыслу) некую оговорку. Мол, «взмах крыла уже не тот». Мол, если бы был «тот взмах», то... То есть: сама же и разрушаешь всю безаппеляционность первой строчки. Впрочем, чисто по женски... Далее: «Линия судьбы — отрезки жизни...». Наташа. «Линия судьбы» на руке — это и есть ВСЯ жизнь. Она никак не может быть ее «отрезком». Правда же?
                Как в мою ладонь сумели втиснуть
                И расположить сумели как —
                Прошлое в тандеме с настоящим,
                Будущее — линией одной?
Перечитай, Наташа, этот отрывок. Тебя ничего не смущает? Меня, например, отсутствие логики. «Прошлое в тандеме с настоящим» — тут вопроса нет. Но — «будущее — линией одной» смутило. Линия судьбы на руке — одно целое. Одна линия. Там нет только одного «будущего». Нет только одного «настоящего». И нет только одного «прошлого»... Линия одна. Как доморощенный хиромант могу сказать, что одной линии будущего на руке нет и быть не может.
                Нет пути назад, по нисходящей
                Линия судьбы течет в ладонь.
Эти последние строчки очень хороши. Они во многом «тянут» всё стихотворение. Я бы после слова «назад» поставил бы точку...
 
 
                СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ 17–24.12.2010:
 
                Номинировано: 8
                Прошло в Шорт-лист: 6
                Победитель: Sarah
                Почетный лоцман: pesnya
                Голосовало: 17
                Чацкий: Bastet
 
                И вообще 
 
                И ВООБЩЕ:
 
Rosa: Эта неделя отмечена ОЧЕНЬ приличным резонерством невероятно рефлексирующей Бастет, блестящей рецензией Снега на стихотворение Сумирэ, ломающимися клюшками на предмет новеллы Левитина и, наконец, ДР дорогого моему сердцу Игоря, который сегодня озабочен на тему кого-нибудь укусить больно... Будем считать, что это из-за переизбытка радости по поводу именинничества...
 
 
                ВПЕЧАТЛИЛО:
 
Брутальные мужики выворачивают себя наизнанку в моем кабинете — и это нормально и естественно... (Rosa)
 
Толератность — это идеал, а не инструкция к действию (Kinokefal)
 
Главное, чтобы толерантность не превратилась в идиотизм (Sarah)
 
Жаркое дыхание лидера ощущалось уже в самом начале голосования (Rosa)



← ПредыдущаяСледующая →

02.01.2011
Шорт-лист недели 24–31.12.2010: Выбиваясь из прайда

25.12.2010
Свет с улицы: Стихотворение осени – 2010

Читайте в этом же разделе:
25.12.2010 Свет с улицы: Стихотворение осени – 2010
20.12.2010 Привидение в сутане — мастерам акроэпиграммы!
19.12.2010 Шорт-лист недели 10–17.12.2010: Энтот самый анаколуф
19.12.2010 «OtvertkaFest» – 2010 приглашает
18.12.2010 Свет остается. Начинаем «OtvertkaFest» – 2010

К списку


Комментарии

26.12.2010 21:12 | песня

уурраа! я лоцман какой-та! надо в след.раз шо-то умное сказать, чтоб Варерия впечатлило)

27.12.2010 01:44 | marko

Тока ты энцыклопедиев полистай, а то ишшо не впечатлит Варерия-то... :)

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон