Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно
(Чарли Чаплин)
Анонсы
20.03.2010Шорт-лист недели 05–12.03.2010: Весна для любви — и только
Когда рядышком оказываются лирика «лирическая» и лирика «гражданская», можете не сомневаться: «лирическая» окажется впереди...
← Предыдущая | Следующая → |
04.04.2010 | 13.03.2010 |
Читайте в этом же разделе:
13.03.2010 Шорт-лист недели 26.02–05.03.2010: Автор, конечно, лжет
02.03.2010 Зимний Шорт-лист – 2009/2010. Голосуем!
26.02.2010 Требуются соловьи!
25.02.2010 Укротитель солнечных пятен
25.02.2010 Шорт-лист недели 12–19.02.2010: Не вспоминая и не беспокоясь
Комментарии
21.03.2010 12:10 | Кот Мне кажется, в "Третьем Риме" автор перемудрил с неординарностью. Рим в те времена (Второй Мировой) был вражеской столицей. Более того, если верить Википедии, то выражение "Третий Рим" использовал в речах Муссолини. Да дело не в Италии вовсе. Просто идея "Москва - Третий Рим" - идея великодержавная. Но не было великодержавных лозунгов во время Великой Отечественной. Были коммунистические ("За Сталина" и т.п.), были патриотические, да, но не за за империю сражался русский солдат, а за матушку Россию – это две большие разницы. Я это не в упрек автору говорю, нет. Просто объясняю, почему стих меня не зацепил. |
21.03.2010 22:15 | marko Не совсем тобой сказанным могу соласиться. Имперская идея здесь не имеет, мне кажетца, коммунистического оттенка. Это именно изложение ситуации в широком историческом плане, вне зависимости от конкретно имеющего место быть политического режима. К тому же, "Третий Рим" применительно к Италии времен Муссолини - не более чем выдумка самого Муссолини, никем, в сущности, не принятая, тогда как Москва едва ли не официально носит сей титул со дня приезда гражданки Софьи Палеолог в 15-м веке (и, заметь, "четвертому не бывать"!). Даже если мы не станем упоминать факта возрождения в годы ВОВ имен Невского, Суворова, Кутузова и Нахимова, великодержавная идея все равно присутствовала. "Великий, могучий Советский Союз" - так, кажется, в гимне пелось. Да и лозунг "За Сталина!", как мы помним, тоже не кричался сам по себе. Ему предшествовало всегда "За Родину!". Или я ошибаюсь? |
22.03.2010 09:24 | Кот Я думаю, нет, не ошибаешься, а наоборот: за Родину, лозунг был. А Родина чем была для простого человека? Как ее рисовали на плакатах: "Родина - мать" - простая женщина, а не державная императрица. А с криком "за Великий Могучий" или что-то в этом духе, если не ошибаюсь, в атаку не ходили. |
22.03.2010 10:37 | marko А разве простая женщина не может быть символом империи? Другое дело, что одни и те же вещи существовали и существуют под разными именами. Ты слишком грузишься атрибутикой - понятие империя вовсе не подразум евает наличие скипетра и венца. А Родина для простого человека была именно "от Москвы до самых до окраин". По этой самой причине, кстати, все, что находится рядом с Россией, входит в зону ее имперских интересов и так или иначе всегда будет зависеть от нее. США в этом плане не империя, а мы - империя. |
22.03.2010 12:00 | Кот Нет, я не гружусь атрибутикой, просто привел простой пример. Простая женщина, может быть символом империи, но в данном случае это не так. А мысль, которую я пытаюсь донести, на самом деле, очень проста: есть наносной патриотизм и патриотизм настоящий. И, я считаю, что Третий Рим, Великий Могучий и т.п. - это наносное, то что рано или поздно осыпается с России. В годы войны, когда речь шла о спасении страна понадобился патриотизм истинный, далекий от выдумок идеологов. Поэтому, как ты правильно заметил, Сталин и обращался к примерам Александра Невского, Кутузова и других полководцев. |
22.03.2010 12:18 | Кот И никто тогда не вспоминал о том, что Суворов был дворянин и любимец Екатерины II. Он рассматривался не как слуга самодержавия, а как великий русский полководец, который бил проклятую вражину :) |
22.03.2010 13:30 | marko Ошибаешься. Вспоминали и вспоминают, что любимец Суворов не вылезал из опалы и что граф. И Третий Рим не наносное, у нас империя как раз вокруг этого и формировалась, и осыпется он с нас только вместе с нами. Нет центральной идеи - нет империи. А если мы не империя (по крайней мере, сейчас мы себя временно так и ощущаем, не-империей), то мы - пшик. Россия по определению не может не быть империей. |
22.03.2010 14:14 | Кот Он еще и князем был)Только кто вспоминал? Историки? Но вряд ли об этом всерьез думал рядовой или Ваня-взводный в окопе под Курской дугой. Им не до этого было, не до мудреных идей о государственности. Они и "считайте меня коммунистом" писали не потому, что были убежденными марксистами. А империей мы, по крайней мере, в советское время, себя не ощущали (я про простых людей говорю). Наоборот, мы считали себя освободителями от империй. Спасали свою землю, Европу, весь мир. Так считали и за это умирали. Солдат империи, наоборот, воююет за превосходство своей страны над другими. В этом, как мне кажется, главная разница. |
22.03.2010 16:33 | marko Ой, Сергей, никаких историков, я своими глазами читал книжки Михаила Алексеева в детстве, где все его титулы перечислялись как в отделе кадров. Не надо и Ваню-взводного низводить до одноклеточного уровня, уже потому хотя бы, что представления о государственности у него были оформлены куда четче и грамотнее, чем у его нынешних коллег. Люди 30-х - это, прежде всего граждане великой державы, и именно так они себя и ощущали (во многом благодаря всеобъемлющей идеологии). Равно как и представлять империю как конкретный политический режим - ты прекрасно понимаешь, о чем идет речь. По сути, любая война - за превосходство (территориальное, идеологическое, торговое и пр.), так что с точки зрения логики твои последние фразы не обоснованы. Как ты, к примеру, уложишь в свою логику заголовок "Империя наносит ответный удар"? |
22.03.2010 17:01 | Кот При чем здесь одноклеточный уровень? Я хочу сказать, что солдат в бою (не важно, из крестьян он или интеллигент в энном поколении), скорее всего, думал о главном - о матери, о семье, о близких людях, может перед глазами были картины детсва (именно с этим у него ассоциировалась Родина), а не о книжных теориях. Представь, что тебе идти в бой, из которого ты можешь не вернуться. Ты что, будешь вспоминать что там написано в Истории Государства Российского? Вряд ли. |
22.03.2010 22:10 | marko Ну уж романтическим воспоминаниям я предаваться точно не стал бы. Если я, шуруя ногами по бугристой стерне в окружении орущей толпы и летящих осколков, буду предаваться ностальгическим мыслям, я точно до финиша не добегу. Как там в фильме "Чародеи" - "Главное - видеть цель..." :) |
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.