|

Никогда не говори правды людям, которые ее не заслуживают (Марк Твен)
Мейнстрим
06.10.2016 «Femina-2015» набирает оборотыВторой список претендентов на французскую литературную премию «Фемина» объявлен 4 октября в Париже... Результаты второго голосования по списку претендентов на французскую литературную премию «Фемина» объявлены во вторник 4 октября в Париже.
Как сообщает новостная служба «TV5MONDE», жюри под председательством Моны Озуф (Mona Ozouf) допустило к очередному конкурсному этапу 11 французских и 11 иностранных романов из числа вошедших в первый список. Кроме того, по традиции, на данном этапе в отборочный лист добавилась еще одна номинация — публицистическая, в которой представлено 10 работ.
В отредактированном списке французских романов следует отметить присутствие вездесущего Гаэля Фея с его «Маленькой страной», отсутствие номинированных в первый отбор Катрин Кюссе, Негар Джавади, Сержа Жонкура и Лейлы Слимани, а также появление одного новичка в лице Эммануэля Вене.
Отметим также, что график отборочного процесса в нынешнем сезоне для «Фемины» выглядит непривычно интенсивным — чуть больше недели осталось до голосования про финалистам, которое запланировано на 14 октября, а собственно вручение награды должно состояться 25-го числа, за неделю до старта Большого Осеннего Бала осенних гран-при.
Второй отборочный лист «Фемины-2015» в категории «Французские романы»:
1. Жан-Батист Дель Амо. Животное царство (Jean-Baptiste Del Amo. Règne animal), — изд. «Gallimard»
2. Наташа Аппана. Тропик насилия (Natacha Appanah. Tropique de la violence), — изд. «Gallimard»
3. Гаэль Фей. Маленькая страна (Gaël Faye. Petit pays), — изд. «Grasset»
4. Элен Жестерн. Запах леса (Hélène Gestern. L’odeur de la forêt), — изд. «Arléa»
5. Люк Ланг. В начале 7-го дня (Luc Lang. Au commencement du 7e jour), — изд. «Stock»
6. Маркус Мальте. Мальчик (Marcus Malte. Legarcon), — изд. «Zulma»
7. Лоран Мовинье. Продолжать (Laurent Mauvignier. Continuer), — изд. «Minuit»
8. Флоранс Сейвос. Святое семейство (Florence Seyvos. La sainte famille), — изд. «L’Olivier»
9. Эммануэль Вене. Marcher droit, tourner en rond (Emmanuel Venet. Marcher droit, tourner en rond), — изд. «Verdier»
10. Тьерри Вила. Крик (Thierry Vila. Le cri), — изд. «Grasset»
11. Эрик Вуйяр. 14 июля (Eric Vuillard. 14 juillet), — изд. «Actes Sud»
В категории «Иностранные романы»:
1. Раби Аламеддин. Жизни бумаги (Rabih Alameddine. Des vies de papier), — изд. «Les escales»
2. Николас Батлер. Des hommes de peu de foi (Nikolas Butler. Des hommes de peu de foi), — изд. «Autrement»
3. Эмма Кляйн. Девчонки (Emma Cline. The Girls), — изд. «Quai Voltaire»
4. Петина Гаппа. Книга Памяти (Petina Gappah. Le livre de Memory), — изд. «JC Lattès»
5. Эдна О’Брайен. Красные стульчики (Edna O’Brien. Les petites chaises rouges), — изд. «Sabine Wespieser»
6. Аки Олликайнен. Белый голод (Aki Ollikainen. La faim blanche), — изд. «Héloïse d’Ormesson»
7. Валерио Ромао. Аутизм (Valerio Romao. Autisme), — изд. «Chandeigne»
8. Эрси Сотиропулос. То, что остается ночью (Ersi Sotiropoulos. Ce qui reste de la nuit), — изд. «Stock»
9. Сара Стридсберг. Бекомберга: ода моей семье (Sara Stridsberg. Beckomberga: ode à ma famille), — изд. — «Gallimard»
10. Гонсало М. Таварес. Маттео утратил амплуа (Gonçalo M. Tavares. Matteo a perdu son emploi), — изд. «Vivina Hamy»
11. Колм Тойбин. Нора Уэбстер (Colm Toibin. Nora Webster), — изд. «Robert Laffont»
В категории «Эссе»:
1. Гислен Дюнан. Шарлотта Дельбо, или Жизнь, обретенная заново (Ghislaine Dunant. Charlotte Delbo, La vie retrouvée), — изд. «Grasset»
2. Тристан Гарсия. Насыщенная жизнь, новая одержимость (Tristan Garcia. La vie intense, une obsession moderne), — изд. «Autrement»
3. Жак Хенрик. Бокс (Jacques Henric. Boxe), — изд. «Seuil»
4. Иван Яблонка. Летиция (Ivan Jablonka. Laëtitia ou la fin des hommes), — изд. «Seuil»
5. Венус Хури-Гата. Последние дни Мандельштама (Vénus Khoury-Ghata. Les derniers jours de Mandelstam), — изд. «Mercure de France»
6. Филипп Паке. Симон Лейс, проводник между мирами (Philippe Paquet. Simon Leys, navigateur entre les mondes), — изд. «Gallimard»
7. Жан-Клод Перрье. Андре Мальро и царица Савская (Jean-Claude Perrier. André Malraux et la reine de Saba), — изд. «Cerf»
8. Юдит Шланжер. Излишек или недостаток сказанного, литературная плотность (Judith Schlanger. Trop dire ou trop peu, la densité littéraire), — изд. «Hermann»
9. Пьер Весперини. Прямолинейность и меланхолия, о текстах Марка Аврелия (Pierre Vesperini. Droiture et mélancolie, sur les écrits de Marc Aurèle), — изд. «Verdier»
10. Эммануэль де Варескьель. Судить королеву, 14, 15, 16 октября 1793 (Emmanuel de Waresquiel. Juger la reine, 14, 15, 16 octobre 1793), — изд. «Tallandier»
Напомним, что в 2015 году «Femina» в номинации «Французские романы» была присуждена журналисту Кристофу Болтански за роман «Тайник» (Christophe Boltanski. La Cache), изданный в «Stock». Награду в категории «Иностранные романы» получила книга шотландской писательницы Керри Хадсон «Цвет воды» (Kerry Hudson. La couleur de l’eau), вышедшая в издательстве «Philippe Rey». Работа Эммануэль Луайе «Леви-Стросс» (Emmanuelle Loyer. Levi-Strauss, — изд. «Flammarion») одержала победу в номинации «Эссе».
КАЛЕНДАРЬ ОСЕННИХ ГРАН-ПРИ ФРАНЦИИ. ОСЕНЬ – 2016
Автор: Ника МУРАВЬЁВА («Решетория»)
Источник: TV5MONDE
Читайте в этом же разделе: 06.10.2016 Гонкуровская академия представила второй отбор 05.10.2016 «Ренодо» перекроила списки 05.10.2016 Календарь литературных гран-при Франции. Осень – 2016 05.10.2016 В Москве наградили фей и мироискателей 04.10.2016 Сентябрь по-волошински
К списку
Комментарии Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Здесь, на земле,
где я впадал то в истовость, то в ересь,
где жил, в чужих воспоминаньях греясь,
как мышь в золе,
где хуже мыши
глодал петит родного словаря,
тебе чужого, где, благодаря
тебе, я на себя взираю свыше,
уже ни в ком
не видя места, коего глаголом
коснуться мог бы, не владея горлом,
давясь кивком
звонкоголосой падали, слюной
кропя уста взамен кастальской влаги,
кренясь Пизанской башнею к бумаге
во тьме ночной,
тебе твой дар
я возвращаю – не зарыл, не пропил;
и, если бы душа имела профиль,
ты б увидал,
что и она
всего лишь слепок с горестного дара,
что более ничем не обладала,
что вместе с ним к тебе обращена.
Не стану жечь
тебя глаголом, исповедью, просьбой,
проклятыми вопросами – той оспой,
которой речь
почти с пелен
заражена – кто знает? – не тобой ли;
надежным, то есть, образом от боли
ты удален.
Не стану ждать
твоих ответов, Ангел, поелику
столь плохо представляемому лику,
как твой, под стать,
должно быть, лишь
молчанье – столь просторное, что эха
в нем не сподобятся ни всплески смеха,
ни вопль: «Услышь!»
Вот это мне
и блазнит слух, привыкший к разнобою,
и облегчает разговор с тобою
наедине.
В Ковчег птенец,
не возвратившись, доказует то, что
вся вера есть не более, чем почта
в один конец.
Смотри ж, как, наг
и сир, жлоблюсь о Господе, и это
одно тебя избавит от ответа.
Но это – подтверждение и знак,
что в нищете
влачащий дни не устрашится кражи,
что я кладу на мысль о камуфляже.
Там, на кресте,
не возоплю: «Почто меня оставил?!»
Не превращу себя в благую весть!
Поскольку боль – не нарушенье правил:
страданье есть
способность тел,
и человек есть испытатель боли.
Но то ли свой ему неведом, то ли
ее предел.
___
Здесь, на земле,
все горы – но в значении их узком -
кончаются не пиками, но спуском
в кромешной мгле,
и, сжав уста,
стигматы завернув свои в дерюгу,
идешь на вещи по второму кругу,
сойдя с креста.
Здесь, на земле,
от нежности до умоисступленья
все формы жизни есть приспособленье.
И в том числе
взгляд в потолок
и жажда слиться с Богом, как с пейзажем,
в котором нас разыскивает, скажем,
один стрелок.
Как на сопле,
все виснет на крюках своих вопросов,
как вор трамвайный, бард или философ -
здесь, на земле,
из всех углов
несет, как рыбой, с одесной и с левой
слиянием с природой или с девой
и башней слов!
Дух-исцелитель!
Я из бездонных мозеровских блюд
так нахлебался варева минут
и римских литер,
что в жадный слух,
который прежде не был привередлив,
не входят щебет или шум деревьев -
я нынче глух.
О нет, не помощь
зову твою, означенная высь!
Тех нет объятий, чтоб не разошлись
как стрелки в полночь.
Не жгу свечи,
когда, разжав железные объятья,
будильники, завернутые в платья,
гремят в ночи!
И в этой башне,
в правнучке вавилонской, в башне слов,
все время недостроенной, ты кров
найти не дашь мне!
Такая тишь
там, наверху, встречает златоротца,
что, на чердак карабкаясь, летишь
на дно колодца.
Там, наверху -
услышь одно: благодарю за то, что
ты отнял все, чем на своем веку
владел я. Ибо созданное прочно,
продукт труда
есть пища вора и прообраз Рая,
верней – добыча времени: теряя
(пусть навсегда)
что-либо, ты
не смей кричать о преданной надежде:
то Времени, невидимые прежде,
в вещах черты
вдруг проступают, и теснится грудь
от старческих морщин; но этих линий -
их не разгладишь, тающих как иней,
коснись их чуть.
Благодарю...
Верней, ума последняя крупица
благодарит, что не дал прилепиться
к тем кущам, корпусам и словарю,
что ты не в масть
моим задаткам, комплексам и форам
зашел – и не предал их жалким формам
меня во власть.
___
Ты за утрату
горазд все это отомщеньем счесть,
моим приспособленьем к циферблату,
борьбой, слияньем с Временем – Бог весть!
Да полно, мне ль!
А если так – то с временем неблизким,
затем что чудится за каждым диском
в стене – туннель.
Ну что же, рой!
Рой глубже и, как вырванное с мясом,
шей сердцу страх пред грустною порой,
пред смертным часом.
Шей бездну мук,
старайся, перебарщивай в усердьи!
Но даже мысль о – как его! – бессмертьи
есть мысль об одиночестве, мой друг.
Вот эту фразу
хочу я прокричать и посмотреть
вперед – раз перспектива умереть
доступна глазу -
кто издали
откликнется? Последует ли эхо?
Иль ей и там не встретится помеха,
как на земли?
Ночная тишь...
Стучит башкой об стол, заснув, заочник.
Кирпичный будоражит позвоночник
печная мышь.
И за окном
толпа деревьев в деревянной раме,
как легкие на школьной диаграмме,
объята сном.
Все откололось...
И время. И судьба. И о судьбе...
Осталась только память о себе,
негромкий голос.
Она одна.
И то – как шлак перегоревший, гравий,
за счет каких-то писем, фотографий,
зеркал, окна, -
исподтишка...
и горько, что не вспомнить основного!
Как жаль, что нету в христианстве бога -
пускай божка -
воспоминаний, с пригоршней ключей
от старых комнат – идолища с ликом
старьевщика – для коротанья слишком
глухих ночей.
Ночная тишь.
Вороньи гнезда, как каверны в бронхах.
Отрепья дыма роются в обломках
больничных крыш.
Любая речь
безадресна, увы, об эту пору -
чем я сумел, друг-небожитель, спору
нет, пренебречь.
Страстная. Ночь.
И вкус во рту от жизни в этом мире,
как будто наследил в чужой квартире
и вышел прочь!
И мозг под током!
И там, на тридевятом этаже
горит окно. И, кажется, уже
не помню толком,
о чем с тобой
витийствовал – верней, с одной из кукол,
пересекающих полночный купол.
Теперь отбой,
и невдомек,
зачем так много черного на белом?
Гортань исходит грифелем и мелом,
и в ней – комок
не слов, не слез,
но странной мысли о победе снега -
отбросов света, падающих с неба, -
почти вопрос.
В мозгу горчит,
и за стеною в толщину страницы
вопит младенец, и в окне больницы
старик торчит.
Апрель. Страстная. Все идет к весне.
Но мир еще во льду и в белизне.
И взгляд младенца,
еще не начинавшего шагов,
не допускает таянья снегов.
Но и не деться
от той же мысли – задом наперед -
в больнице старику в начале года:
он видит снег и знает, что умрет
до таянья его, до ледохода.
март – апрель 1970
|
|