|
Сегодня 22 декабря 2024 г.
|
Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника (Павел Третьяков)
Мейнстрим
06.11.2014 Гонкур и Ренодо назвали лауреатовЧлены жюри самых престижных литературных премий Франции определили наиболее достойных авторов сезона... В парижском ресторане «Drouant» в среду произошло сразу два выдающихся и весьма ожидаемых события. Члены жюри самых престижных литературных премий Франции собрались здесь, чтобы путем решающего голосования определить наиболее достойных авторов сезона 2014 года.
Исход голосования гонкуровского жюри оказался в какой-то мере неожиданным для читателей и экспертов, внимательно следивших за отборочным процессом нынешнего сезона и полагавших, что из четверки финалистов наиболее реальные шансы на победу имеют алжирец Камель Дауд с романом «Мерсо, встречное расследование» и «Шарлотта» Давида Фонкиноса: не поддавшись очарованию вариаций на тему Камю и мужественно преодолев традиционную тягу к осмыслению Холокоста, судьи остановили свой выбор на романе 66-летней Лидии Сальвейр «Не плакать» (Lydie Salvayre. Pas pleurer, изд. «Seuil»), который заработал шесть голосов против четырех, отданных произведению месье Дауда. Некоторые злые языки высказывают предположение, что на решение гонкуровского жюри во многом повлиял прошлогодний визит в «Drouant» группы бородатых феминисток, недовольных устойчивостью гендерных предпочтений гонкуровских академиков и закативших очень даже неплохой скандал по данному поводу.
Комментируя итоги финального голосования, председатель жюри Бернар Пиво указал на выдающееся литературное мастерство Лидии Сальвейр, оригинального стиля которой не испортило даже обилие в тексте ее романа испанских диалектов. Член жюри Пьер Асулин, голосовавший за книгу Камеля Дауда, добавил, что присуждение Гонкуровской премии его роману, возможно, выглядело бы более справедливым, однако учитывая, что «Мерсо, встречное расследование» является первым большим художественным произведением 44-летнего автора, выразил надежду, что последующие книги алжирца окажутся более удачливыми в плане наград.
И все же соперник дебютанта Камеля Дауда по гонкуровской гонке 40-летний Давид Фонкинос, что называется, не ушел обиженным — его «Шарлотта» очаровала членов жюри премии Ренодо (Renaudot), традиционно голосовавших в том же заведении сразу после гонкуровских коллег. Роман Фонкиноса получил пять голосов против трех, отданных роману Жан-Марка Паризи «Незабвенные» (Jean-MarcParisis. Les Inoubliables) и одного — роману Камеля Дауда. Лауреатом Ренодо в номинации «Эссе» стал Кристиан Отье, представленный в списке финалистов работой «От нас» (Christian Authier. De chez nous, изд. «Stock»).
Фото: AFP
Гонкур-2014: первый отбор
Гонкур-2014: второй отбор
Гонкур-2014: финалисты
Ренодо-2014: первый отбор
Ренодо-2014: второй отбор
Ренодо-2014: финалисты
Автор: Ника МУРАВЬЁВА («Решетория»)
Источник: TV5MONDE
Читайте в этом же разделе: 05.11.2014 «Médicis» выбирает постапокалипсис 05.11.2014 В Казани раздали «билеты» 05.11.2014 В Крыму навели «Шороху» 04.11.2014 «Femina-2014»: от Гаити до Израиля 02.11.2014 Премия Маршака отпраздновала юбилей
К списку
Комментарии
| 06.11.2014 08:05 | тим Ну не знаю, не знаю. . . ежели к каждой тетке с бородой прислушиваться — гонкуров не напасешься.) | | | 06.11.2014 08:36 | тим По правде сказать, когда я прочитал аннотацию к роману Дауда, то был абсолютно убежден, что именно он и возьмет Гонкур, и даже немного пожалел, что поставил не на него, а на Фонкиноса. Свежий, оригинальный сюжет на старых, столь любимых французами дрожжах, новый автор, красивый слог, умная мысль. Но. . . «а-ля непредсказуемость» и «а вот и мы, распишитесь - получите» — основные критерии подхода Гонкура последних лет.
После такого решения гонкуровского жюри, Фонкинос, конечно же, не мог не получить Ренодо — давний любимец французской публики и ея светских литературных и театральных кругов.
Немного не понятно с «эссе». . . Перро или Перрье, но чтобы Отье. . . — неожиданно, да. Видимо, тема бывших колоний и нонешней жизни в них по-прежнему не отпускает французов. Что ж, пуркуа бы и не па, как говорится, и — победителей с победой!) | | | 06.11.2014 08:54 | тим Слухайте, господа интересующиеся и заинтересованные, а айда и правда понаделаем ставок чисто символических под «Декабрем», «Флорой» и «Интералье»? Почему бы и нет? Со всей, так сказать, «дилетантской дури»(с), азарта ради!) С «Декабрем» нужно поспешать — уже сегодня ведь. . . | | | 06.11.2014 09:32 | marko Если что - декабырь тут
http://www.reshetoria.ru/literaturnye_hroniki/meynstrim/news6340.php
Ставка делается в комментариях, можно неавторизованно - сто рублей (на мобильный). | | Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
Царь Дакии,
Господень бич,
Аттила, -
Предшественник Железного Хромца,
Рождённого седым,
С кровавым сгустком
В ладони детской, -
Поводырь убийц,
Кормивший смертью с острия меча
Растерзанный и падший мир,
Работник,
Оравший твердь копьём,
Дикарь,
С петель сорвавший дверь Европы, -
Был уродец.
Большеголовый,
Щуплый, как дитя,
Он походил на карлика –
И копоть
Изрубленной мечами смуглоты
На шишковатом лбу его лежала.
Жёг взгляд его, как греческий огонь,
Рыжели волосы его, как ворох
Изломанных орлиных перьев.
Мир
В его ладони детской был, как птица,
Как воробей,
Которого вольна,
Играя, задушить рука ребёнка.
Водоворот его орды крутил
Тьму человечьих щеп,
Всю сволочь мира:
Германец – увалень,
Проныра – беглый раб,
Грек-ренегат, порочный и лукавый,
Косой монгол и вороватый скиф
Кладь громоздили на его телеги.
Костры шипели.
Женщины бранились.
В навозе дети пачкали зады.
Ослы рыдали.
На горбах верблюжьих,
Бродя, скикасало в бурдюках вино.
Косматые лошадки в тороках
Едва тащили, оступаясь, всю
Монастырей разграбленную святость.
Вонючий мул в очёсках гривы нёс
Бесценные закладки папских библий,
И по пути колол ему бока
Украденным клейнодом –
Царским скиптром
Хромой дикарь,
Свою дурную хворь
Одетым в рубища патрицианкам
Даривший снисходительно...
Орда
Шла в золоте,
На кладах почивала!
Один Аттила – голову во сне
Покоил на простой луке сидельной,
Был целомудр,
Пил только воду,
Ел
Отвар ячменный в деревянной чаше.
Он лишь один – диковинный урод –
Не понимал, как хмель врачует сердце,
Как мучит женская любовь,
Как страсть
Сухим морозом тело сотрясает.
Косматый волхв славянский говорил,
Что глядя в зеркало меча, -
Аттила
Провидит будущее,
Тайный смысл
Безмерного течения на Запад
Азийских толп...
И впрямь, Аттила знал
Свою судьбу – водителя народов.
Зажавший плоть в железном кулаке,
В поту ходивший с лейкою кровавой
Над пажитью костей и черепов,
Садовник бед, он жил для урожая,
Собрать который внукам суждено!
Кто знает – где Аттила повстречал
Прелестную парфянскую царевну?
Неведомо!
Кто знает – какова
Она была?
Бог весть.
Но посетило
Аттилу чувство,
И свила любовь
Своё гнездо в его дремучем сердце.
В бревенчатом дубовом терему
Играли свадьбу.
На столах дубовых
Дымилась снедь.
Дубовых скамей ряд
Под грузом ляжек каменных ломился.
Пыланьем факелов,
Мерцаньем плошек
Был озарён тот сумрачный чертог.
Свет ударял в сарматские щиты,
Блуждал в мечах, перекрестивших стены,
Лизал ножи...
Кабанья голова,
На пир ощерясь мёртвыми клыками,
Венчала стол,
И голуби в меду
Дразнили нежностью неизречённой!
Уже скамейки рушились,
Уже
Ребрастый пёс,
Пинаемый ногами,
Лизал блевоту с деревянных ртов
Давно бесчувственных, как брёвна, пьяниц.
Сброд пировал.
Тут колотил шута
Воловьей костью варвар низколобый,
Там хохотал, зажмурив очи, гунн,
Багроволикий и рыжебородый,
Блаженно запустивший пятерню
В копну волос свалявшихся и вшивых.
Звучала брань.
Гудели днища бубнов,
Стонали домбры.
Детским альтом пел
Седой кастрат, бежавший из капеллы.
И длился пир...
А над бесчинством пира,
Над дикой свадьбой,
Очумев в дыму,
Меж закопчённых стен чертога
Летал, на цепь посаженный, орёл –
Полуслепой, встревоженный, тяжёлый.
Он факелы горящие сшибал
Отяжелевшими в плену крылами,
И в лужах гасли уголья, шипя,
И бражников огарки обжигали,
И сброд рычал,
И тень орлиных крыл,
Как тень беды, носилась по чертогу!..
Средь буйства сборища
На грубом троне
Звездой сиял чудовищный жених.
Впервые в жизни сбросив плащ верблюжий
С широких плеч солдата, - он надел
И бронзовые серьги и железный
Венец царя.
Впервые в жизни он
У смуглой кисти застегнул широкий
Серебряный браслет
И в первый раз
Застёжек золочённые жуки
Его хитон пурпуровый пятнали.
Он кубками вливал в себя вино
И мясо жирное терзал руками.
Был потен лоб его.
С блестящих губ
Вдоль подбородка жир бараний стылый,
Белея, тёк на бороду его.
Как у совы полночной,
Округлились
Его, вином налитые глаза.
Его икота била.
Молотками
Гвоздил его железные виски
Всесильный хмель.
В текучих смерчах – чёрных
И пламенных –
Плыл перед ним чертог.
Сквозь черноту и пламя проступали
В глазах подобья шаткие вещей
И рушились в бездонные провалы.
Хмель клал его плашмя,
Хмель наливал
Железом руки,
Темнотой – глазницы,
Но с каменным упрямством дикаря,
Которым он создал себя,
Которым
В долгих битвах изводил врагов,
Дикарь борол и в этом ратоборстве:
Поверженный,
Он поднимался вновь,
Пил, хохотал, и ел, и сквернословил!
Так веселился он.
Казалось, весь
Он хочет выплеснуть себя, как чашу.
Казалось, что единым духом – всю
Он хочет выпить жизнь свою.
Казалось,
Всю мощь души,
Всю тела чистоту
Аттила хочет расточить в разгуле!
Когда ж, шатаясь,
Весь побагровев,
Весь потрясаем диким вожделеньем,
Ступил Аттила на ночной порог
Невесты сокровенного покоя, -
Не кончив песни, замолчал кастрат,
Утихли домбры,
Смолкли крики пира,
И тот порог посыпали пшеном...
Любовь!
Ты дверь, куда мы все стучим,
Путь в то гнездо, где девять кратких лун
Мы, прислонив колени к подбородку,
Блаженно ощущаем бытие,
Ещё не отягчённое сознаньем!..
Ночь шла.
Как вдруг
Из брачного чертога
К пирующим донёсся женский вопль...
Валя столы,
Гудя пчелиным роем,
Толпою свадьба ринулась туда,
Взломала дверь и замерла у входа:
Мерцал ночник.
У ложа на ковре,
Закинув голову, лежал Аттила.
Он умирал.
Икая и хрипя,
Он скрёб ковёр и поводил ногами,
Как бы отталкивая смерть.
Зрачки
Остеклкневшие свои уставя
На ком-то зримом одному ему,
Он коченел,
Мертвел и ужасался.
И если бы все полчища его,
Звеня мечами, кинулись на помощь
К нему,
И плотно б сдвинули щиты,
И копьями б его загородили, -
Раздвинув копья,
Разведя щиты,
Прошёл бы среди них его противник,
За шиворот поднял бы дикаря,
Поставил бы на страшный поединок
И поборол бы вновь...
Так он лежал,
Весь расточённый,
Весь опустошённый
И двигал шеей,
Как бы удивлён,
Что руки смерти
Крепче рук Аттилы.
Так сердца взрывчатая полнота
Разорвала воловью оболочку –
И он погиб,
И женщина была
В его пути тем камнем, о который
Споткнулась жизнь его на всём скаку!
Мерцал ночник,
И девушка в углу,
Стуча зубами,
Молча содрогалась.
Как спирт и сахар, тёк в окно рассвет,
Кричал петух.
И выпитая чаша
У ног вождя валялась на полу,
И сам он был – как выпитая чаша.
Тогда была отведена река,
Кремнистое и гальчатое русло
Обнажено лопатами, -
И в нём
Была рабами вырыта могила.
Волы в ярмах, украшенных цветами,
Торжественно везли один в другом –
Гроб золотой, серебряный и медный.
И в третьем –
Самом маленьком гробу –
Уродливый,
Немой,
Большеголовый
Покоился невиданный мертвец.
Сыграли тризну, и вождя зарыли.
Разравнивая холм,
Над ним прошли
Бесчисленные полчища азийцев,
Реку вернули в прежнее русло,
Рабов зарезали
И скрылись в степи.
И чёрная
Властительная ночь,
В оправе грубых северных созвездий,
Осела крепким
Угольным пластом,
Крылом совы простёрлась над могилой.
1933, 1940
|
|