|
Сегодня 23 февраля 2025 г.
|
Кто отрицает свободу другого, сам свободы не заслуживает (Авраам Линкольн)
Мейнстрим
08.09.2014 Каррер не нужен? Объявлен первый гонкуровский отборВ Париже объявлены результаты первого отбора претендентов на самую престижную литературную премию Франции... Гонкуровская академия объявила в четверг 4 сентября результаты первого отбора претендентов на самую престижную литературную премию Франции (Goncourt), присуждение которой состоится в Париже 5 ноября. Список претендентов 2014 года включает в себя 15 романов.
Комментируя гонкуровский лонг-лист, эксперты отмечают, в частности, отсутствие в нем романа Эммануэля Каррера «Царство» (Emmanuel Carrère. Le Royaume), который французские критики относят к числу безусловных фаворитов начавшегося сезона осенних гран-при. Напомним, что двумя днями ранее книга маститого месье Каррера не прошла и в число претендентов на другую крупную литературную награду — премию Ренодо. Вместо ожидавшегося «Царства» в список решили включить изданный «Gallimard» роман Эрика Рейнхардта «Любовь и леса» (Eric Reinhardt. L’Amour et les forêts), о чем сообщил генеральный секретарь Гонкуровской академии Дидье Декуэн (Didier Decoin) во время заседания жюри в ресторане «Друан».
Из дебютантов в гонкуровском лонг-листе присутствуют Адриан Боск с «Созвездием» (Adrien Bosc. Constellation) и Матиас Менегос с «Карпатией» (Mathias Menegoz. Karpathia).
Первый отборочный список Гонкуровской премии – 2014 выглядит следующим образом:
1. Адриан Боск. Созвездие (Adrien Bosc. Constellation), изд. «Stock»
2. Камель Дауд. Мерсо, встречное расследование (Kamel Daoud. Meursault, contre-enquête), изд. «ActesSud»
3. Грегуар Делакур. Было только счастье (Grégoire Delacourt. On ne voyait que le bonheur), изд. «JC Lattès»
4. Паулина Дреифус. Такое случается (Pauline Dreyfus. Ce sont des choses qui arrivent), изд. «Grasset»
5. Клара Дюпон-Моно. Государь считал меня дьяволом (Clara Dupont-Monod. Le Roi disait que j'étais le diable), изд. «Grasset»
6. Бенуа Дютёртр. Компьютер рая (Benoît Duteurtre. L'ordinateur du paradis), изд. «Gallimard»
7. Давид Фонкинос. Шарлотта (David Foenkinos. Charlotte), изд. «Gallimard»
8. Фуад Ларуи. Злоключения последнего Сижилмаси (Fouad Laroui. Les tribulations du dernier Sijilmassi), изд. «Julliard»
9. Жиль Мартен-Шоффье. Женщина, которая говорит нет (Gilles Martin-Chauffier. La Femme qui dit non), изд. «Grasset»
10. Матиас Менегос. Карпатия (Mathias Menegoz. Karpathia), изд. «P.O.L»
11. Эрик Рейнхардт. Любовь и леса (Eric Reinhardt. L’Amour et les forêts), изд. «Gallimaьrd»
12. Эммануэль Рубен. Линия льдов (Emmanuel Ruben. La ligne des glaces), изд. Rivages
13. Лидия Сальвейр. Не плакать (Lydie Salvayre. Pas pleurer), изд. «Seuil»
14. Джой Сорман. Медвежья кожа (Joy Sorman. La peau de l’ours), изд. «Gallimard»
15. Эрик Виллар. Грусть земли (Eric Vuillard. Tristesse de la terre), изд. «Actes Sud.
Второй и третий отборочные списки текущего сезона члены гонкуровского жюри под председательством 79-летнего Бернара Пиво (Bernard Pivot) сформируют соответственно 7 и 28 октября. В последнем из своих обзоров на страницах «Journal du Dimanche» месье Пиво достаточно подробно изложил причины, которыми руководствовалось жюри, оставляя за бортом отборочного процесса Эммануэля Каррера. Охарактеризовав работу писателя как честную и признавая ее весьма познавательной для читателя, он все же указал на пять или шесть страниц откровенно порнографического содержания, наличие которых с сожалением счел ничем не оправданной «безвкусицей». Следует отметить, что история с «Царством» стала в начале сентября одним из самой обсуждаемых во французском секторе Твиттера, причем многие комментаторы выражают свое несогласие с решением академиков.
Напомним также, что лауреатом Гонкуровской премии 2013 года стал Пьер Леметр, представленный в отборочных списках романом «До встречи наверху» о ветеранах Первой мировой войны (Pierre Lemaitre. Au revoir là-haut), изданным «Albin Michel».
Автор: Ника МУРАВЬЁВА («Решетория»)
Источник: TV5MONDE
Читайте в этом же разделе: 04.09.2014 От таланта до безумия один «Fnac» 04.09.2014 В Москве вычислили обитель года 03.09.2014 Ренодо открывает сезон 03.09.2014 Молодежь определяет критерии 02.09.2014 «Белфест» готовится к пушкинскому дебюту
К списку
Комментарии
| 08.09.2014 17:17 | тим Пасибо за новость!
Будем ставки делать?) Можно и на какой-нить другой интерес, не обязательно на госзнаки. А можно и на них) | | | 08.09.2014 18:12 | (голос за кадром) Проигравшый ведед Лёлю в ресторан! ))) | | | 08.09.2014 19:45 | тим В Друан?) | | | 08.09.2014 22:48 | marko В Друан дороговато. Во Флору. Ну или на худой конетс в ближайшую козявочную. | | | 09.09.2014 08:26 | тим А разве башляет не Лёля?) | | | 09.09.2014 08:30 | тим 1. Адриан Боск. Созвездие
2. Эрик Рейнхардт. Амур и леса
3. Грегуар Делакур. Было только счастье | | Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.
|
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Авторизация
Камертон
А.Т.Т.
1.
Небо.
Горы.
Небо.
Горы.
Необъятные просторы с недоступной высоты. Пашни в шахматном порядке, три зеленые палатки, две случайные черты. От колодца до колодца желтая дорога вьется, к ней приблизиться придется - вот деревья и кусты. Свист негромкий беззаботный, наш герой, не видный нам, движется бесповоротно. Кадры, в такт его шагам, шарят взглядом флегматичным по окрестностям, типичным в нашей средней полосе. Тут осина, там рябина, вот и клен во всей красе.
Зелень утешает зренье. Монотонное движенье даже лучше, чем покой, успокаивает память. Время мерится шагами. Чайки вьются над рекой. И в зеленой этой гамме...
- Стой.
Он стоит, а оператор, отделяясь от него, методично сводит в кадр вид героя своего. Незавидная картина: неопрятная щетина, второсортный маскхалат, выше меры запыленный. Взгляд излишне просветленный, неприятный чем-то взгляд.
Зритель видит дезертира, беглеца войны и мира, видит словно сквозь прицел. Впрочем, он покуда цел. И глухое стрекотанье аппарата за спиной - это словно обещанье, жизнь авансом в час длиной. Оттого он смотрит чисто, хоть не видит никого, что рукою сценариста сам Господь хранит его. Ну, обыщут, съездят в рожу, ну, поставят к стенке - все же, поразмыслив, не убьют. Он пойдет, точней, поедет к окончательной победе...
Впрочем, здесь не Голливуд. Рассуждением нехитрым нас с тобой не проведут.
Рожа.
Титры.
Рожа.
Титры.
Тучи по небу плывут.
2.
Наш герой допущен в банду на урезанных правах. Банда возит контрабанду - это знаем на словах. Кто не брезгует разбоем, отчисляет в общий фонд треть добычи. Двое-трое путешествуют на фронт, разживаясь там оружьем, камуфляжем и едой. Чужд вражде и двоедушью мир общины молодой.
Каждый здесь в огне пожарищ многократно выживал потому лишь, что товарищ его спину прикрывал. В темноте и слепоте мы будем долго прозябать... Есть у нас, однако, темы, что неловко развивать.
Мы ушли от киноряда - что ж, тут будет череда экспозиций то ли ада, то ли страшного суда. В ракурсе, однако, странном пусть их ловит объектив, параллельно за экраном легкий пусть звучит мотив.
Как вода течет по тверди, так и жизнь течет по смерти, и поток, не видный глазу, восстанавливает мир. Пусть непрочны стены храма, тут идет другая драма, то, что Гамлет видит сразу, ищет сослепу Шекспир.
Вечер.
Звезды.
Синий полог.
Пусть не Кубрик и не Поллак, а отечественный мастер снимет синий небосклон, чтоб дышал озоном он. Чтоб душа рвалась на части от беспочвенного счастья, чтоб кололи звезды глаз.
Наш герой не в первый раз в тень древесную отходит, там стоит и смотрит вдаль. Ностальгия, грусть, печаль - или что-то в том же роде.
Он стоит и смотрит. Боль отступает понемногу. Память больше не свербит. Оператор внемлет Богу. Ангел по небу летит. Смотрим - то ль на небо, то ль на кремнистую дорогу.
Тут подходит атаман, сто рублей ему в карман.
3.
- Табачку?
- Курить я бросил.
- Что так?
- Смысла в этом нет.
- Ну смотри. Наступит осень, наведет тут марафет. И одно у нас спасенье...
- Непрерывное куренье?
- Ты, я вижу, нигилист. А представь - стоишь в дозоре. Вой пурги и ветра свист. Вахта до зари, а зори тут, как звезды, далеки. Коченеют две руки, две ноги, лицо, два уха... Словом, можешь сосчитать. И становится так глухо на душе, твою, блин, мать! Тут, хоть пальцы плохо гнутся, хоть морзянкой зубы бьются, достаешь из закутка...
- Понимаю.
- Нет. Пока не попробуешь, не сможешь ты понять. Я испытал под огнем тебя. Ну что же, смелость - тоже капитал. Но не смелостью единой жив пожизненный солдат. Похлебай болотной тины, остуди на льдине зад. Простатиты, геморрои не выводят нас из строя. Нам и глист почти что брат.
- А в итоге?
- Что в итоге? Час пробьет - протянешь ноги. А какой еще итог? Как сказал однажды Блок, вечный бой. Покой нам только... да не снится он давно. Балерине снится полька, а сантехнику - говно. Если обратишь вниманье, то один, блин, то другой затрясет сквозь сон ногой, и сплошное бормотанье, то рычанье, то рыданье. Вот он, братец, вечный бой.
- Страшно.
- Страшно? Бог с тобой. Среди пламени и праха я искал в душе своей теплую крупицу страха, как письмо из-за морей. Означал бы миг испуга, что жива еще стезя...
- Дай мне закурить. Мне...
- Туго? То-то, друг. В бою без друга ну, практически, нельзя. Завтра сходим к федералам, а в четверг - к боевикам. В среду выходной. Авралы надоели старикам. Всех патронов не награбишь...
- И в себя не заберешь.
- Ловко шутишь ты, товарищ, тем, наверно, и хорош. Славно мы поговорили, а теперь пора поспать. Я пошел, а ты?
- В могиле буду вволю отдыхать.
- Снова шутишь?
- Нет, пожалуй.
- Если нет, тогда не балуй и об этом помолчи. Тут повалишься со стула - там получишь три отгула, а потом небесный чин даст тебе посмертный номер, так что жив ты или помер...
- И не выйдет соскочить?
- Там не выйдет, тут - попробуй. В добрый час. Но не особо полагайся на пейзаж. При дворе и на заставе - то оставят, то подставят; тут продашь - и там продашь.
- Я-то не продам.
- Я знаю. Нет таланта к торговству. Погляди, луна какая! видно камни и траву. Той тропинкой близко очень до Кривого арыка. В добрый час.
- Спокойной ночи. Может, встретимся.
- Пока.
4.
Ночи и дни коротки - как же возможно такое? Там, над шуршащей рекою, тают во мгле огоньки. Доски парома скрипят, слышится тихая ругань, звезды по Млечному кругу в медленном небе летят. Шлепает где-то весло, пахнет тревогой и тиной, мне уже надо идти, но, кажется, слишком светло.
Контуром черным камыш тщательно слишком очерчен, черным холстом небосвод сдвинут умеренно вдаль, жаворонок в трех шагах как-то нелепо доверчив, в теплой и мягкой воде вдруг отражается сталь.
Я отступаю на шаг в тень обессиленной ивы, только в глубокой тени мне удается дышать. Я укрываюсь в стволе, чтоб ни за что не смогли вы тело мое опознать, душу мою удержать.
Ибо становится мне тесной небес полусфера, звуки шагов Агасфера слышу в любой стороне. Время горит, как смола, и опадают свободно многия наши заботы, многия ваши дела.
Так повзрослевший отец в доме отца молодого видит бутылочек ряд, видит пеленок стопу. Жив еще каждый из нас. В звуках рождается слово. Что ж ты уходишь во мглу, прядь разминая на лбу?
В лифте, в стоячем гробу, пробуя опыт паденья, ты в зеркалах без зеркал равен себе на мгновенье. Но открывается дверь и загорается день, и растворяешься ты в спинах идущих людей...
5.
Он приедет туда, где прохладные улицы, где костел не сутулится, где в чешуйках вода. Где струится фонтан, опадая овалами, тает вспышками алыми против солнца каштан.
Здесь в небрежных кафе гонят кофе по-черному, здесь Сезанн и Моне дышат в каждом мазке, здесь излом кирпича веет зеленью сорною, крыши, шляпы, зонты отступают к реке.
Разгорается день. Запускается двигатель, и автобус цветной, необъятный, как мир, ловит солнце в стекло, держит фары навыкате, исчезая в пейзаже, в какой-то из дыр.
И не надо твердить, что сбежать невозможно от себя, ибо нету другого пути, как вводить и вводить - внутривенно, подкожно этот птичий базар, этот рай травести.
Так давай, уступи мне за детскую цену этот чудный станок для утюжки шнурков, этот миксер, ничто превращающий в пену, этот таймер с заводом на пару веков.
Отвлеки только взгляд от невнятной полоски между небом и гаснущим краем реки. Серпантин, а не серп, и не звезды, а блёстки пусть нащупает взгляд. Ты его отвлеки -
отвлеки, потому что татары и Рюрик, Киреевский, Фонвизин, Сперанский, стрельцы, ядовитые охра и кадмий и сурик, блядовитые дети и те же отцы, Аввакум с распальцовкой и Никон с братвою, царь с кошачьей башкой, граф с точеной косой, три разбитых бутылки с водою живою, тупорылый медведь с хитрожопой лисой, Дима Быков, Тимур - а иначе не выйдет, потому что, браток, по-другому нельзя, селезенка не знает, а печень не видит, потому что генсеки, татары, князья, пусть я так не хочу, а иначе не слышно.
Пусть иначе не слышно - я так не хочу. Что с того, что хомут упирается в дышло? Я не дышлом дышу. Я ученых учу.
Потому что закат и Георгий Иванов. И осталось одно - плюнуть в Сену с моста. Ты плыви, мой плевок, мимо башенных кранов, в океанские воды, в иные места...
|
|