Когда камень падает на кувшин, горе кувшину. Когда кувшин падает на камень - горе кувшину. Всегда, всегда горе кувшину
(Лион Фейхтвангер)
Мейнстрим
20.03.2009
Парижский салон раздал премии
В рамках Парижского книжного салона состоялось вручение литературных премий...
В среду, в день закрытия 29-го Парижского книжного салона состоялось вручение литературных премий.
Четвертым лауреатом награды «France Culture – Télérama» (Le Prix France Culture-Télérama) стал автор романа «Разведчики» Антуан Белло (Antoine Bello. Les éclaireurs), передает информационная служба «TV5.org». Писатель родился в 1970 году в США и в настоящее время является автором еще трех книг — «Канатоходцы» («Funambules», 1996), «Похвала ненаписанной пьесе» («Eloge de la pièce manquante», 1998) и «Фальсификаторы» («Les falsificateurs», 2007). Роман «Разведчики», изданный в «Gallimard», рассказывает о том, как некая тайная международная организация пытается влиять на мировую историю.
Премия Жана Фрёстье – 2009 (Le prix Jean Freustié), которой отмечается франкоязычная проза вне зависимости от ее жанровой принадлежности, присуждена Филиппу Джану за его роман «Непростительные» (Philippe Djian. Impardonnables), также опубликованный издательством «Gallimard» и представляющий собой историю стареющего писателя, который, потеряв дочь, оказывается в мире, где невозможно прощать. Во втором туре голосования работа мсье Джана получила в жюри шесть голосов против четырех, которые были отданы Лоре Бюисон (Buisson), представлявшей издательство «Grasset». Награда, денежное выражение которой составляет 20 тысяч евро, была учреждена в 1987 году в честь ушедшего из жизни в 1983-м писателя Жана Фрёстье.
И, наконец, 74-я по счету премия «Cazes-Brasserie Lipp» досталась Франсуазе Важенэ за написанную ею биографию Луизы де Вильморен под названием «Я родилась безутешной» (Françoise Wagener. Je suis née inconsolable, Louise de Vilmorin 1906–1969. Издательство «Albin Michel») — насыщенную историю писательницы и авантюристки. Одна из старейших литературных премий Франции в материальном выражении составляет 4 тысячи евро. В минувшем сезоне ее обладателем стал Клод Делей, автор биографического произведения «Джакометто, Альберто и Диего» (Claude Delay. Giacometto, Alberto et Diego).
Словно пятна на белой рубахе,
проступали похмельные страхи,
да поглядывал косо таксист.
И химичил чего-то такое,
и почёсывал ухо тугое,
и себе говорил я «окстись».
Ты славянскими бреднями бредишь,
ты домой непременно доедешь,
он не призрак, не смерти, никто.
Молчаливый работник приварка,
он по жизни из пятого парка,
обыватель, водитель авто.
Заклиная мятущийся разум,
зарекался я тополем, вязом,
овощным, продуктовым, — трясло, —
ослепительным небом на вырост.
Бог не фраер, не выдаст, не выдаст.
И какое сегодня число?
Ничего-то три дня не узнает,
на четвёртый в слезах опознает,
ну а юная мисс между тем,
проезжая по острову в кэбе,
заприметит явление в небе:
кто-то в шашечках весь пролетел.
2
Усыпала платформу лузгой,
удушала духами «Кармен»,
на один вдохновляла другой
с перекрёстною рифмой катрен.
Я боюсь, она скажет в конце:
своего ты стыдился лица,
как писал — изменялся в лице.
Так меняется у мертвеца.
То во образе дивного сна
Амстердам, и Стокгольм, и Брюссель
то бессонница, Танька одна,
лесопарковой зоны газель.
Шутки ради носила манок,
поцелуй — говорила — сюда.
В коридоре бесился щенок,
но гулять не спешили с утра.
Да и дружба была хороша,
то не спички гремят в коробке —
то шуршит в коробке анаша
камышом на волшебной реке.
Удалось. И не надо му-му.
Сдачи тоже не надо. Сбылось.
Непостижное, в общем, уму.
Пролетевшее, в общем, насквозь.
3
Говори, не тушуйся, о главном:
о бретельке на тонком плече,
поведенье замка своенравном,
заточённом под коврик ключе.
Дверь откроется — и на паркете,
растекаясь, рябит светотень,
на жестянке, на стоптанной кеде.
Лень прибраться и выбросить лень.
Ты не знала, как это по-русски.
На коленях держала словарь.
Чай вприкуску. На этой «прикуске»
осторожно, язык не сломай.
Воспалённые взгляды туземца.
Танцы-шманцы, бретелька, плечо.
Но не надо до самого сердца.
Осторожно, не поздно ещё.
Будьте бдительны, юная леди.
Образумься, дитя пустырей.
На рассказ о счастливом билете
есть у Бога рассказ постарей.
Но, обнявшись над невским гранитом,
эти двое стоят дотемна.
И матрёшка с пятном знаменитым
на Арбате приобретена.
4
«Интурист», телеграф, жилой
дом по левую — Боже мой —
руку. Лестничный марш, ступень
за ступенью... Куда теперь?
Что нам лестничный марш поёт?
То, что лестничный всё пролёт.
Это можно истолковать
в смысле «стоит ли тосковать?».
И ещё. У Никитских врат
сто на брата — и чёрт не брат,
под охраною всех властей
странный дом из одних гостей.
Здесь проездом томился Блок,
а на память — хоть шерсти клок.
Заключим его в медальон,
до отбитых краёв дольём.
Боже правый, своим перстом
эти крыши пометь крестом,
аки крыши госпиталей.
В день назначенный пожалей.
5
Через сиваш моей памяти, через
кофе столовский и чай бочковой,
через по кругу запущенный херес
в дебрях черёмухи у кольцевой,
«Баней» Толстого разбуженный эрос,
выбор профессии, путь роковой.
Тех ещё виршей первейшую читку,
страшный народ — борода к бороде,
слух напрягающий. Небо с овчинку,
сомнамбулический ход по воде.
Через погост раскусивших начинку.
Далее, как говорится, везде.
Знаешь, пока все носились со мною,
мне предносилось виденье твоё.
Вот я на вороте пятна замою,
переменю торопливо бельё.
Радуйся — ангел стоит за спиною!
Но почему опершись на копьё?
1991
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.