На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
23 ноября 2024 г.

Брак - единственная война, во время которой вы спите с врагом

(Франсуа де Ларошфуко)

Публикации

15.08.2021

Симптомы коллапса

Портки! Вот что более всего волнует изящных эльфов языкознания!..

Симптомы коллапса

 

Жить проще, если вообразить себя, к примеру, девятым воплощением бога грамотности. Доплачивать не будут, зато можно поглядывать свысока на тех, кто не ощущает сакральных нюансов в «одеть» и «надеть», болезненно морщиться при виде «волнительно», а кушая кофий, аристократично оттопыривать мизинчик. Вот только богам свойственно не только гневаться, но и прощать. Я научился не сердиться даже на пациентов Дзена, большинство которых ходило в школу явно против воли, но прощать недоучек в звании профессионалов мне пока не по зубам.

Поди-ка не взбесись, если в программе «Время» корреспондент Светлана Костина искренне именует нештатную ситуацию внештатной и не краснеет! Попробуй вынести слово «волнительный», которое великий Малахов четырежды заколачивает в твой мозг в течение двух минут шоу «Танцы со звездами»!.. Но раздражительность и брюзгливость — это лишь первые симптомы надвигающегося коллапса. Следующая стадия — головокружение. «Осуществляется, что российская авиакомпания осуществляет регулярные рейсы на территорию Крыма с нарушением украинских правил въезда на полуостров». Кружится? Это оно — «РИА Новости»! Нам, богам, надо молоко за вредность давать. А лучше — водочки.


Мильон терзаний

Представителей многих профессий время от времени испытывают на соответствие заявленной квалификации, подвергая экзаменам, проверкам, отправляя на учебы, семинары и вообще терзая не по-детски. Весь личный состав подразделений Минобороны, ФСБ, ФСО и МВД дважды в год сдает проверки — контрольную и итоговую. От результатов сдачи зависят карьерные перспективы, частота премий и еще много чего. Неустанно совершенствуют мастерство наши пожарные, частная охрана и медработники. Ни одной строительной, проектной или изыскательской компании не позволят работать, если в штате не числится минимум пара специалистов, подтвердивших свою квалификацию и внесенных в национальный, мать его, реестр. И это я еще спортсменов не поминаю...

Кто-нибудь слышал о существовании подобной проверки для журналистов?..


Адское днище

«Вопрос № 247808. Возник спор по поводу употребления слова Портки. Моя точка зрения такова: “В первоначальном классическом варианте это не конкретно любые штаны, а именно холщевые, являющиеся мужским нижним бельем. Если передо мной штаны, то я их и назову штанами, если это какая-либо разновидность штанов, как-то — брюки, шорты, шаровары, портки, то скажу более конкретно, но никогда не назову шортами все виды штанов, так и не надо все подряд называть портками”. Оппонент же считает, что это слово употребимо как синоним штанов, что и является единственно верным значением этого слова. Хотелось бы услышать точное определение, а также примеры его употребления. Спасибо. Ответ справочной службы русского языка: В непринужденной разговорной речи со сниженной стилистикой слово портки может употребляться как синоним штанов».

Портки! Вот что более всего волнует изящных эльфов языкознания! Самое актуальное и животрепещущее! Именно теперь, в эпоху стремительного воплощения пророчеств брандмейстера Битти из знаменитой антиутопии мистера Брэдбери. А намекни-ка этим узким специалистам, что не «холщевые», а «холщовые», и вот ты уже в списке граммар-наци, потому что языку, знаете ли, свойственно развиваться, живо впитывая и чутко реагируя. Ибо куда проще развивать язык, низвергая его руками двоечников на адское днище примитива. И чем корячиться двадцать лет над «Явлением Христа народу», не удобнее ль войти в вечность с фигурой 79,5 на 79,5, которую с помощью линейки навалял за четверть часа как основу грандиозной концепции.


Симптомы коллапса

Лет тридцать тому назад, журналистика считалась «языковой» специальностью, поэтому во дни моей учебы на журфаке русский язык подавался в статусе спецпредмета. От сегодняшних журналистов виртуозного владения языком не требуется — чтобы поведать о чем-то миру, достаточно уровня четвертого–пятого классов средней школы. Сегодняшний журналист вряд ли знает о существовании публицистических жанров, едва справляется со стилистикой и логикой, отчаянно импровизирует с грамматикой, но при этом рассуждает о кремлевской пропаганде и свободе слова так, что от зубов отскакивает. Уже и в «Коммерсанте» не всякий понимает, чем отличается заметка от статьи, аннотация от рецензии, а репортаж от очерка, путают слова («NASA пока не зафиксировало ущерба из-за внештатного включения двигателей модуля»), до фактчекинга руки вообще не доходят.

В наш век больших скоростей терзать перо может кто угодно, отчего публицистика обретает отчетливый привкус пресс-релиза — чего-то среднего между прокисшей овчиной, ушной серой тролля и чуть подсохшим гуталином.

Это, по всей видимости, третий симптом.

С другой стороны (перефразируя), всякий читатель имеет того писателя, которого заслуживает. Нормальные пацаны тупо не поймут умника, норовящего грузить их «пажитями» и «ризами». Нормальные тиктокеры тупо засыпают на третьем слоге «вегетарианца», «информации» и «комментария». Поэтому «вегетарианца» для их удобства обчирикали до «вегана», «информацию» опустили «инфы», а «комментарий» превратили в «комент».

И всем стало норм.


Чья Прага?

Среднестатистический смартфолистатель черпает 90 процентов инфы исключительно из ленты заголовков. Не вдаваясь. Отсюда и забавная манера интернет-новостников втрамбовывать в заголовок как саму новость, так и необходимые к ней пояснения, что в свою очередь превратило новостной заголовок в самостоятельный жанр публицистики, по многозначности, насыщенности и поэтичности не уступающий классическим хайку.

«В Туве десятимесячного младенца убили во время ссоры из-за ревности» («РИА Новости»). Логика фразы предлагает два варианта понимания. Первый: малыш неудачно повздорил с кем-то из-за подружки, не имея на ручонках ни жизненного опыта, ни весомых аргументов. Второй: пытался разнять дерущихся из-за него подружек.

«В 2016 году в чешской Праге был запущен проект “Обмен”» («РИА ФАН»). Если вы полагаете, что конструкции типа «чешская Прага» изобретены для тупого читателя, спешу разочаровать — читатель, которому нужно объяснять, чья Прага, вряд ли слышал и о Чехии. Мне попадались свердловский Екатеринбург, рязанское Сасово и даже пенсильванская Филадельфия...

«Бывший муж жительницы Коми, чье тело нашли в лесу, признался в ее убийстве» («РИА Новости»). Тот случай, когда логику лучше не включать. Вообще. Но все же... чье, черт возьми, тело нашли в лесу?!

«ФСБ обнародовала архивы об участии советских военнопленных в карательном полке СС» (ТАСС). А вы — да-да, именно вы, товарищ, — в каком полке служили?

 

Симптомы коллапса


Мужчины не стало

А может, кликать по заголовку и впрямь не стоит. Вряд ли автор, не умеющий связать двух слов в заголовке, способен блеснуть повествовательным даром в развернутом тексте. Дар проявляется двумя способами: в виде безобидной издержки копипаста:

«Во вторник ночью Карано опубликовала несколько постов в сториз инстаграм, там она в том числе в котором сравнивала политическую обстановку в США с нацистской Германией» («РИА Новости»), —

...и в виде непредсказуемого извива творческой мысли:

«Многие годы ее непосредственным руководителем был Марк Захаров, однако в 2019 году мужчины не стало» (Myseldon.com). Журналист как бы напоминает аудитории о важности гендерной идентификации, а то ведь понабегут и понапишут такого, что и не припомнить, человеком был покойник или пельменью. В мире искусства такое не редкость — явишься на интервью с какими-нибудь братьями, а они уже две недели как сестры... Для полноты картины обозначена половая принадлежность и у господина Варшавера: «Перед ним стоит задача удержать театр на уровне, но такого опыта, как у Захарова, у мужчины нет»...

Отчего-то вспомнился непритязательный заголовок старинной новости о смерти Андрея Вознесенского: «Умер известный поэт-песенник».

 

Солдаты тьмы


Солдаты тьмы

И всплывает из глубин подсознания закономерный вопрос: кто же все эти люди, из каких затхлых щелей выползали они на широкую столбовую дорогу нашей журналистики?..

Извольте, назову пару имен, взятых навскидку в изданиях, где все еще принято указывать авторство публикаций. Имена эти случайны и принадлежат рядовым служителям культа тьмы, жеребячества и непрофессионализма.

Сергей Усков, числящийся критиком в многоуважаемой «Российской газете». Не в «Закудыкинском животноводе», заметим, а в солидном авторитетном издании. Весьма интересный случай не только с точки зрения профессиональных качеств, но и в плане диагноза. Читаешь отрерайченную им переводную аннотацию, скажем, на «экранизацию цикла фэнтезийных янг-эдалт-романов-бестселлеров» о школе, «где обычных детей конвертируют», — вполне себе стандартная серость, и (ого!) даже иногда не путающая «тся» и «ться». Но стоит распахнуть собрание того, что в «РГ» считают рецензиями, моментально понимаешь истинную глубину критического дара, осознаешь великолепие и изящество искрометного кавалерийского как бы юмора в сочетании с богатейшим словарным запасом.

«Universal приобрела права на экранизацию серии сразу после выпуска стартовой книги цикла — с прицелом на сериал или полнометражку, но не смогла»

«Эта совершенно восхитительно смехотворная вампука может немало порадовать ту достаточно узкую прослойку уперто хардкорных хоррор-фэнов, у кого все в порядке с чувством юмора»

«Сорок минут тухлого мокьюментари, тянущего метраж, нафаршированного болтологиями»

«Бедная Дэни орет, как керогаз, гоблины водят пупырчатые хороводы и, булькая, перверсивно домогаются»

«И вскоре адюльтер, которому, по-хорошему, оставаться бы мимолетной интрижкой, перерастает во что-то вроде злокачественной опухоли, которая плющит мозги всем свидетелям и просто присутствующим»

«“Отдала самое дорогое, что у меня было”. При этом несколько смутно удается понять, что девушка имеет ввиду: большую любовь (о которой она талдычит непрестанно, как самка дятла, и что в какой-то момент становится более похоже на психическое отклонение) или же свой комплект органов репродукции» (я ж говорю, верх изысканности! — В. В.)

«Рептильно вспученный Алексей Каренин, не имеющий ничего общего с рассеянным чудаком из оригинала»

«Этакий нелегитимный новый “Индиана Джонс”, джангсплотейшн с отменной картинкой, отличная история с легким флёром мистики — очень волнительно…»

Другая крайность — «выпускающий редактор lifestyle вертикалей Рамблера» Анастасия Иванова. Жаль, ужасно жаль, что не дожила до расцвета ее творчества Нора Галь, посвятившая жизнь отчаянным и безрезультатным битвам с монстрами канцелярита.

«По словам девушки, заход в море было невозможно осуществлять без специальной обуви из-за достаточно острых камней»

«Материк окружен океаном и в случае внештатных ситуаций воздушному судну будет просто некуда приземлиться»

«Например, горы Тибета настолько высокие, что если самолет разгерметизируется, пилот не сможет снизить высоту для приемлемой»


«Анна также отметила, что прогулка по городу без экскурсий — “умереть от жары”... Туристка также напомнила о правилах въезда и коронавирусные ограничение»

Это, между прочим, продукт умственной деятельности высокообразованной, прости господи, интеллигенции, не относящейся к пресловутому поколению ЕГЭ: Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова по специальности «редактор-издатель», более десяти лет в журналистике, немалый опыт работы в новостной группе радио «Голос России», Московском международном Доме музыки, издании Cabines Russie, сотрудничество с «различными проектами, посвященными бьюти-тематике».

А на практике — уровень взятого с улицы специалиста пресс-службы муниципальной администрации.


Вместо эпилога

И все же...

Забудьте! Забудьте о том, что я тут понабрюзжал! Забудьте и простите меня. Выбросьте из головы и про жанры, и про симптомы, и (особенно!) про гендерную идентификацию. Ибо жаловаться на меняющийся мир так же бессмысленно и грешно, как заставлять фанатов Пелевина любить «Муму». Дай же нам сил, Господи, просто принять то, что изменить мы не в силах! И пусть себе идут дальше.

А мы — останемся.

 

Автор: Валерий ВОЛКОВ («Решетория»)
Источник: ЖЖ «Школа недоверия»


← ПредыдущаяСледующая →

14.09.2023
О простоте и богоподобности

23.01.2015
Языг мой

Читайте в этом же разделе:
23.01.2015 Языг мой

К списку


Комментарии

21.12.2022 04:19 | natasha

Классно, очень здорово написано. Спасибо.
А какие у нас В Решетории, однако, отличные есть стихи и поэты. Так что не все потеряно. Да? )

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон