Если хочешь познать самого себя, то посмотри, как это делают другие; если же хочешь других понять, то посмотри в свое собственное сердце
(Фридрих Шиллер)
Обзоры
09.07.2008
О тактильных ощущениях, соке манго и золотой рыбке
Дабы не показаться более ленивым, чем все остальные коты, представлю на ваш суд небольшой обзор…
Итак, Решетория работает!
Пусть кое-что пока недоделано, но есть главное — это авторы. А если есть авторы, значит есть произведения. А если есть произведения — должна быть какая-то критика. Марко в этом отношении прав. Ибо литература не ограничена только связкой писатель – читатель. А как же хвалебные и разгромные статьи, обмен авторитетными мнениями, споры до хрипоты, до поломанной клавиатуры? И дабы не показаться более ленивым, чем все остальные коты, представлю на ваш суд небольшой обзор того нового и хорошо незабытого старого, что нынче выложено на Решетории.
Прежде всего, хочу заметить, что на сайте появилась качественна проза. Ей и посвящен сей опус. Остановлюсь на нескольких произведениях.
«Она появилась в нашем офисе полгода назад. В соседнем отделе».
Помнится, это была первая (и единственная) прочитанная мною проза Песни.
Подруга Сошка доверчиво рассказывает главной героине, Лине, о своих отношениях с женатым мужчиной. Потом оказывается, что это муж Лины. Рассказ уже достаточно комментировали на Сите. В целом, критики сходятся на том, что произведение интересно, но есть недостатки — слишком предсказуема концовка. На что, впрочем, можно ответить, что для кого она предсказуема, для кого — нет. У меня же остался… нет, не привкус манго, а какой-то оранжевый цвет — как воспоминание об этой вещи. Интересным мне показался конфликт взглядов замужней главной героини и более молодой незамужней Сошки:
— Женат?
Она неубедительно, как будто неохотно, кивнула головой. Ясно.
— Дети есть?
— Нну… мы о таких ..мелочах не говорили пока, — она наклонила голову и уставилась куда-то в нижний угол монитора. Зная Сошкино патологическое неумение врать, я подумала о том, как ей сейчас непросто даётся каждое слово, но не выдержала и в сердцах брякнула:
— Мелочах??
— Ой, — спохватилась она и подняла на меня полный какой-то злобной грусти взгляд, — ты меня осуждаешь, Лина?
Мне нужно было прекратить этот мучительный для неё допрос с пристрастием, но ведь в конце концов она сама затеяла этот разговор, поэтому я взяла в руки её тонкую кисть и как можно мягче сказала:
— Бог с тобой, девочка, какое я имею право? Да и за что? За чувства к удалённому объекту ? Мне… просто хочется, чтоб он не обидел тебя, понимаешь? Чтоб… сердечко не ранил твоё… Это ведь очень… непросто — любить чужого мужчину, да ещё и не зная толком, как он к тебе относится… не зная, собственно, какой он…
В рассказе нет осуждения Сошкиного легкомыслия, впрочем, как и мужниной измены. Обе женщины представляются как жертвы случая или собственного легкомыслия и недальновидности, ну и, конечно, мужской непорядочности.
«Сам виноват, дедуля. Сам. И никто другой. Сколько их семейку помню: бабка в поле да по дому от зари до зари трудится, а старче с утра с балалайкой у входа землянки притулится, да бренчит до самого вечера».
Это женская версия известной сказки, обеляющая старуху и взваливающая всю вину на ленивого старика-рыбаря. «Женская версия», женская тема, вообще, свойственна этой писательнице (не эта ли тема главная и в
«Соке манго»?). Женская тема присутствует и в
«Дорогом Эрике», где наивная Вера Павловна пишет письмо представителю не раз обманывающей ее фирмы. И во
«Внешнем виде», повествующем о жизни двух женщин — матери и дочери, торгующих козьим молоком на автодороге. И в
«Африканских страстях, помноженных на русский темперамент», рассказывающих о буйных отношениях между супругами:
«Всё имеет свою цену, и даже мой синяк, — утешила себя Жанна, оценив размеры ущерба и успокоившись, — переживём, синяки — это дело проходящее. И правду говорят: бьёт, значит любит. Вон как Володька меня любит!»
Но дед в «Правде о простофиле и золотой рыбке» не таков. Это бездельник, мечтатель и балалаечник. Вряд ли его жена получила от него хотя бы один синяк. И, тем не менее, авторский голос порицает этого безобидного простофилю куда больше, чем вспыльчивого и грубого мужа Жанны. Наверное, истина в том, что женщина готова простить мужчине все, кроме слабости.
«Мальчишка лежал на газоне на куче мусора. Глаза закрыты, коленки у подбородка. Я забралась на кучу, потормошила его. В ответ — нечленораздельное мычание.
Женская тема присутствует и в этом рассказе:
«На метро я все-таки успела. Дома муж спал на диване. Дочка читала, лежа в постели.
— Привет, как дела?
— Нормально, отстань.
Книжка, конечно, интересней моих стандартных, давно надоевших вопросов. Сын сидел в своей комнате за компьютером. Поцеловала в макушку, он поежился».
Описан кусочек чьей-то жизни. И сразу мысль: «хорошо, что не твоей» или «хорошо, что у нас не так». А ведь что-то очень знакомо, так похоже на то, что ты видишь каждый день. По-настоящему страшно только то, что похоже на настоящую жизнь. На мой взгляд, это самое сильное из всех рассматриваемых здесь произведений.
Однако пора обратиться от женской темы к творчеству мужчин. Так, для небольшой передышки, рассмотрим рассказы двух авторов.
«Во всем гребаном мире я знаю единственную аксиому — существую лишь я».
С этой вещи Шалтай начал цикл своих «местоимённых» рассказов. Детство — тема благодатная. Старые и молодые, мужчины и женщины, в чем-то мы все похожи. Ведь кто-то не служил в армии, кто-то не сидел в тюрьме, кто-то не был женат, у кого-то не было детей, но ребенком был каждый.
«Голова у меня есть. Наверное. И вот это все в ней. Голова вроде действительно есть, вот ее можно руками потрогать. За нос себя можно ухватить. Тактильные ощущения будут, и заодно можно проверить стерео моего взгляда».
На мой взгляд, автор несколько перемудрил с «тактильными ощущениями» и «стерео моего взгляда» Как-то не вяжутся эти слова с рассказом маленького ребенка. Нет, понятно, что это рассказ уже взрослого Шалтая о том, как он был маленьким. Понятно также, что записать детские ощущения лексиконом младенца не представляется возможным. Но все же… Вот «гребаный мир» здесь совершенно не режет слух, а «тактильный» режет, да еще как. Почему? Не знаю. Возможно, виной моя любовь к крепким эмоциональным выражениям и неприязнь к разного рода «умным» словам. «Жесть» тоже звучит естественно:
«Меня тогда катили в колясочке, по парку, а я лежал-сидел в ней и смотрел в небо. Жесть, какое это было ощущение — абсолютно чистое голубое небо».
А вот «абсолютно» не очень вписывается. На мой взгляд, здесь лучше подойдет «ясное голубое небо». Однако закончу со своей субъективной критикой. В любом случае, рассказы Шалтая интересны, нестандартны и талантливы.
- Урод! Мразь! Ублюдок! Сука! Тварь!
И все эти нехорошие слова летели в мой адрес? В адрес человека, не дравшегося, за свои двадцать семь лет ни разу…
Читая эту антиутопию, поначалу не понимаешь, для чего неглупый и способный человек пишет такой вздор. Ведь это похоже на сценарий дешевого боевика. Жестокие драки с хохочущими психами, красивая девушка, спасенная главным героем. Масса недостоверностей: парень, который ни разу в жизни не дрался, сражается, как опытный боец; в городе «конец света», а вода и электричество в квартире есть. Такое чувство, что автор слишком долго сидел за компьютерной игрой и уже начал путать виртуальный мир с реальностью. Концовка оказывается неожиданной и объясняет все.
«Что дальше?» — чисто мужское произведение, ибо единственная женщина в нем виртуальная, т. е. она робот, созданный компьютерной программой, — мечта многих мужчин. Впрочем, это шутка. На самом деле, произведение — антиутопия, рассказ о том, что нас, возможно, ждет.
«Жила-была девочка. Обычная девочка. Только очень серьезная и умная. Слишком умная, чтобы верить в чудеса и сказки»
И опять женская тема (так уж вышло, что она у меня стала главной):
«В один из обыкновенных дней она вернулась домой чуть раньше. Ее муж паковал чемоданы. “Я устал от тебя. — сказал он. — Ты не женщина. Ты — робот…” И ушел».
Но если в «Соке манго» конец был печальным, то здесь сказка со счастливым концом. И, как уже было замечено в комментариях, требующая продолжения. А нужно ли продолжение? Может лучше, если читатель сам «допишет» сказку?
«Поздно… Я уже взрослая… — ответила девочка с обидой.
А Сказка только улыбнулась.
— Еще не поздно. Никогда не поздно. Смотри, падает еще одна звезда…»
На этом, друзья, и моя сказочка закончена.
Кто слушал — молодец.
Автор: SukinKot
К списку
Комментарии
|
09.07.2008 11:26 | первый молодец Нифига се! Вот это обзорище)) Сколько прозы у нас интересной) |
|
|
09.07.2008 11:48 | SukinKot Больше, чем в обзоре :) |
|
|
09.07.2008 11:54 | KISSa Слушала. Но молодец - это тот, кто написал данный обзор! :-) |
|
|
09.07.2008 12:13 | SukinKot Молодцы - авторы рассказов :) |
|
|
09.07.2008 13:31 | Иногда, я добрый Хотелось бы покритиковать данный обзор, но только чуток и не в тему:
1. Ссылка на
IRIHA «Правда о простофиле и золотой рыбке» - проставлена не правильно.
2. Все ссылки, которые ставите на произведение должны быть без последних параметров "...&page=1" (&page=2 и т.п.). Самое главное - это "...?id=номер_произведения"
Пропробуй, котик, сам исправить и другим пример показать).
Спасибки.
-----
По теме: обзор понравился, некоторые произведения я не читал, но нужно чтитануть. |
|
|
09.07.2008 14:00 | (голос за кадром) (к предыдущему комменту) "Моя дядя самых честных правил..." (с) :))))) |
|
|
09.07.2008 14:38 | SukinKot Кажись, сделал |
|
|
09.07.2008 14:41 | SukinKot только цвет ссылки на Ириху почему-то другой. не знаю |
|
|
09.07.2008 14:51 | SukinKot хех, цвет тоже сделал |
|
|
09.07.2008 14:52 | Ага Ну немного о мелочах осталось...
- Мелочах?? - спросил, СукинКот.
- Ага, вот в этой фразе, ещё ссылочку исправить (не эта ли тема главная и в «Соке манго»?). |
|
|
09.07.2008 14:54 | И это... Не надо цвета ссылок менять. Он другой, ибо вы их уже посещали.
Старайтесь оставлять все цвета по умолчанию, акромя некоторых случаев, когда это несёт высочайший смысл. |
|
|
09.07.2008 15:29 | SukinKot Теперь, вроде, все :) |
|
|
09.07.2008 16:04 | Tinkee Вот это обзорище, спасиб ). А то я некоторые интересные вещи упустила. |
|
|
09.07.2008 16:07 | SukinKot В него не вошел последний рассказ ole - очень сильная вещь. |
|
|
09.07.2008 16:32 | i А вы добавьте, Кот, и эту сильную вещь, или уже с неё станете новый обзор писать? редко читаю внимательно обзоры, чаще по диагонали, а этот внимательно читала... буду и впредь, а заинтересовать ленивых сложнее, чем требовательных ;)
СПАСИБО!!! |
|
|
09.07.2008 16:57 | песТня ох, ёлы, и я тут есть! респекты автору обзора)) обзор написать - не стих сочинить, ребята, после вчерашнего сама в курсе)А это - масштабная работа! Единственное, с чем позволю себе не согласиться: не было в моем "Соке манго" видения поступков главного героя - как проявления непорядочности. И женатый мужчина может увлечься вполне искренне. Равно как и замужняя женщина, вовсе нелегкомысленная, может того..этого..влюбиться)
ННа то мы и люди. |
|
|
09.07.2008 16:57 | SukinKot Спасибо Вам :)
Думаю, что она войдет уже в другой обзор. Кстати, может быть, кто-то другой напишет. Нас ведь теперь много на критике :) |
|
|
09.07.2008 17:06 | SukinKot Песнь, не спорю.
Я же написал: "представляются" - а это понятие обтекаемое :)
А стихи - вещь такая... неуловимая. Иной раз за один присест можешь все написать. А бывает, бьешься, бьешься...
Я вот, где-то читал, про японского поэта, что он над одним хокку(!) месяц работал.
Спасибо, тебе. |
|
|
09.07.2008 17:20 | IRIHA сначала вгонял в разные цвета, теперь в краску :)
Спасибо, Сереж :)
Качественный обзор. И все точно подмечено.
Это я к вопросу о нелюбви слабых :)
И откуда ты все знаешь?...... |
|
|
09.07.2008 17:26 | pesnya тыксь.. надо соорудить прозу со счастливым концом, да. Авось попаду ещё в чей обзор) |
|
|
09.07.2008 17:42 | ole Обзор на самом деле замечательный. И не потому, что я там есть (а это ооо как приятно), а потому, что дал мне другой взгляд на прочитанные рассказы. И еще. Ставлю себе галочку - прочитать Ириху - всю.
Кот, хорошая работа.
Спасибо =) |
|
|
09.07.2008 17:45 | ProToType Обзор классный! Всегда приятно наблюдать за качественной работой. Автору обзора - моё уважение и огромная благодарность! Обязательно прочту то, что ещё не успел. Спасибо огромное:) |
|
|
09.07.2008 18:01 | Ириха замучаешься читать, Оле :) у меня историёв слишком много по инету поразвешано :)
но твое рвение вдохновляет меня на новые подвиги :)
глядишь, и роман свой многострадальный допишу, или детектив наконец-то прикончу :) |
|
|
09.07.2008 18:12 | ole детектиииииффф 0_0
это моя тайная слабость =)))
Ирих, я ж ленивая как не знаю что, по инету шарить не буду, буду глотать то, что прямо тут под нос подано)) |
|
|
09.07.2008 19:45 | Shaltay искренне не ожидал себя увидеть в Обзоре :).
Потому искренне рад и приятно удивлен.
Кстати, со всем согласен, как ни странно ;)
Спасибо автору обзора. Потрудился он реально неподетски. |
|
|
09.07.2008 21:11 | SukinKot Всем спасибо за добрые слова :)
Рад, что понравилось авторам рассмотренных работ.
Спасибо Марко, который попросил меня доработать статью :)
IRIHA, ну... некоторый опыт общения с прекрасным полом *смущенно* |
|
|
09.07.2008 23:12 | Пожалусто :) Кстати вот этот, Ирихин, про Внешний вид, мне, пожалуй, запомнился в свое время больше всех. У Ирихи есть два вида прозы: просто интересное чтение и просто большая литература. Вот Внешний вид как раз второе. |
|
|
10.07.2008 15:51 | SukinKot Должно быть мое упущение... |
|
|
17.07.2008 12:02 | Сукин кот Тест. |
|
|
06.08.2008 21:55 | добрая фея с бензопилой Как приятно читать про себя. |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.