Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим
(Александр Поп)
Авторское Я
22.04.2012
Макс Неволошин: «В актеры не гожусь»
«Мироустройство было и остается крайне несправедливым»...
Как всё начиналось
pesnya: Ага, ну я, стало быть, и начну. Макс, как ты очутился на Решетории (Решете, наверное, вначале) и каково было первое впечатление? От стихов? От людей?
— Случайно очутился. Я искал что-то в Интернете и наткнулся на Решетo. Стихов до того лет двадцать не читал и не сочинял. Однако кликнул на пару заглавий в ленте. И надо же так совпасть, что стихи попались хорошие. Там была Сара, там была ты, еще Патриция, Шухрат, Кот, кажется... Почитал стихи, потом комментарии, и вдруг захотелось самому поучаствовать в этом деле. В электричках времени навалом, почему бы не сочинить стишок-другой? Кстати, все мои тексты той поры так или иначе привязаны либо к произведениям, либо к общению с авторами Сита 2007–2008 годa. Это к вопросу о впечатлениях.
pesnya: Почему именно Макс? А не Роберт, например?
— Нравятся имена, которые можно сократить до одного слога. Стас, Влад, Грег, Стив и т. п. Почему? Вероятно, так мужественнее звучит. Глупое объяснение, но ничего умнее не приходит в голову.
Short Wave Listener: Давно хотел спросить: а Макс Неволошин — это НЕ МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН? или настоящая фамилия? Чё-то думаецца, что со смыслом «а не так как у вас», типа вот в пику указанному товарищу, или ошибаюсь?
— Просто стеб. На Сите была такая Марина Нецветаева. Опубликовала что-то вроде: Какое счастье быть Мариной Нецветаевой... У меня по ассоциации возникла строка: Как замечательно быть Максом Неволошиным... Ну и прицепилось почему-то. А — вспомнил! Чуть позднее я зарегистрировался на Стихире, а там просят ник с фамилией.
SukinKot: Традиционный вопрос. Что нравится на Решетории, и что категорически не нравится. (Прошу на личности не переходить.)
— Эх, жаль, а я как раз хотел перейти... Нравится — уютная атмосфера такого... как бы пансионата или небольшого санатория, где все постояльцы давно знакомы и ходят в гости друг к другу на чай-кофе-разговоры и так далее. Не нравится — исчезновение (или почти исчезновение) с сайта около десятка симпатичных людей и талантливых авторов за последние года три. И не надо говорить о разных причинах. Причина одна — людям стало скучно. Почему? Читаем далее. Изобилие слабых текстов в ленте. Бывает, днями не на что взглянуть. Постоянство спроса на мозготрахалки, ну и, соответственно, предложения, так как их создатели объяснимо плодовиты. Никакое почти внимание к прозе, даже когда появляется интересная вещица, как, например, недавняя миниатюра про пса Бонапарта. Сомневает идея Поэта Года. А не перебор ли тут, братцы? Что дальше: поэт пятилетки или, может, эпохи? Тем, кто голосовал, оно приятно, а тем, кто нет? Целый год ведь смотреть...
Vilde: Судя по статистике на этом сайте, Автор примерно в два раза чаще Поэт, чем Прозаик. На каком этапе развоплощения себя в слово выбирается та или иная тропа? Возможен ли переход между ними в процессе творчества?
— Однажды я понял, что не могу сказать в стихах то, что хочу. Пришлось сменить жанр, а там — как получится. Может, и вовсе брошу писанину. Недавно читал интервью с Юрием Поляковым, где ему был задан похожий вопрос. Ответ показался интересным и близким мне. Хочу привести его полностью. Вопрос: «Почему вы перестали писать стихи? Ведь начинали вы как поэт?» Ответ: «Потому что иссякла отпущенная мне поэтическая энергия. Зарифмовать по-прежнему могу что угодно, эпиграмму написать — рука набита. Но самое нелепое — когда те, у кого закончился поэтический век, продолжают писать стихи. Жалкое зрелище. Хотя есть поэты, которые сохраняют поэтическую энергию до физической смерти — как Тютчев. От чего это зависит? Абсолютно ни от чего. От особенности психо-эмоционально-интеллектуального устройства. Сегодня был поэтом, а завтра перестал. Быть может, под влиянием сильного потрясения возможен рецидив, но полноценного сильного творчества уже не будет. Это органический процесс. Пушкин ведь тоже к концу жизни переставал быть поэтом. Достаточно посмотреть оглавление собрания сочинений: по количеству стихов видно. Если бы он прожил еще лет десять, то, возможно, повторил бы судьбу Карамзина, стал замечательным историком, крупным мыслителем. Возможно — прозаиком».
Rosa: Ты бы мог, к примеру, себя определить как анфан террибль сайта, или как Вернувшегося Изгнанника сайта, или вот еще, скажем, как любимчика девочек сайта?
— Хехе, анфан террибль — это хорошо. Кстати, пользуясь случаем, прошу, братцы, не обижаться на меня и не держать зла, если я сказал (или скажу) какую-нибудь бяку. Я на самом деле добрый и пушистый, просто ба-альшой запас децкой дури сохранился в организьме.
Географическое
pesnya: А как оказался на той стороне земного шара? (На этот вопрос можешь не отвечать, если не хочешь.)
— Отчего же, это простой вопрос. Мы жили в Москве без регистрации четыре года. Пытались, как могли, ее получить, но не вышло. А без нее ты в столице н. р. — человек десятого сорта. Гнусные подробности опустим, кто знает — тот поймет, а кто нет — и не надо. Возвращаться в провинцию не хотелось. Решили — уж если уезжать, то туда, где лучше, а не где хуже.
IRIHA: Что повлияло на выбор места нового жительства?
— В 1998 году открытая эмиграция, то есть по совокупности баллов за образование, стаж работы и т. п. была в четыре страны: Австралию, Новую Зеландию, Чехию и Аргентину. Последние две отпали по причине незнания языка. Мы сразу хотели в Австралию — теплее и не так от мира далеко, — но их посольство закрыло прием документов на полгода в связи с пересмотром правил выдачи виз (скорее всего, в сторону ужесточения). Поэтому подали в Новую Зеландию, откуда смогли перебраться в Австралию только через пять лет.
SukinKot: Почему Австралия? Ну, тепло, кенгуру — это понятно. Но ведь есть и другие теплые и благополучные страны.
— Очень мало таких стран, Кот. Чтоб теплые, благополучные, да еще чтоб там не очень много негров... И главное — чтобы давали визу на ПМЖ. Почти нет таких стран. Вот, например, Сингапур — райское местечко. Я там был в январе. Тепло, красота, чистота, порядок... Индийский океан, футуристическая архитектура... короче, город мечты. Только нас там никто не ждет и визу легко не дадут, даже если там родственники или недвижимость. Можно, конечно, устроиться на работу и жить по рабочей визе. Но — возраст не тот для такого риска.
ierene: Если возможно, расскажи о Сиднее, Мельбурне, Перту и Великой Океанской дороге (какой из 370-ти км самый запоминающийся?), не рекламно, а по-своему желательно. Будет с чем сравнить (это о некоторых впечатлениях) И вообще, чем вы там питаетесь, если кенгурятина — деликатес? Что вдохновляет?
— Сидней — очень красивый, но не самый уютный из знакомых мне городов. Мне в нем не хватает стиля и чистоты. Например, много лет назад чья-то умная головушка приказала убрать контейнеры для мусора со всех железнодорожных станций. Под предлогом того, что террористы могут там оставить бомбу. По громкой связи пассажирам предлагают забирать свой мусор с собой. В итоге за оградой многих станций образовалась радующая глаз каемка из пакетов, банок и огрызков. В Мельбурне архитектура поскромнее и поскучнее. Зато там проходят все знаменитые спортивные и культурные события вроде «Australian Open». Мельбурн отчего-то считается культурной столицей Австралии. Типа как в России Санкт-Петербург. Мельбурнцы о сиднейцах говорят, что те, мол, излишне деловые и жесткие. А сами они, стало быть, мягкие и культурные. Ничего подобного не заметил. Гораздо больше, чем у нас, курящих людей на улицах, вот это бросилось в глаза. В Перте не был. Его, как и Великую Океанскую дорогу, видимо, придется осваивать на пенсии, если доживем. Питаемся обычно — щи да каша. Кстати, гречневая каша продается только в деликатесных (!) магазинах. В обычных супермаркетах не бывает. Открыли для себя несколько новых овощей и фруктов. Например, dragon fruit — такой розовый с зелеными заусенцами, а внутри красный. Думаю, что в России этой экзотики сейчас навалом. Вдохновляют в основном чужие качественные тексты.
Точка возврата
IRIHA: Писатель часто возвращается в «прошлое» — свое ли, чужое, но возвращается. Как ты думаешь, это неизбежность творческого человека или вообще человеков? Считаешь ли ты «возврат» обыкновенной человеческой слабостью (ностальгией) или чем-то важным? И вообще — нужна ли эта ностальгия?
— Думаю, что не каждый писатель возвращается. Фантасты, например, обходятся без этого. Детективщики. Вообще, авторы, умеющие сочинять из головы. Другие не умеют. Вот эти — да, им нужно прошлое. Оно — их единственный материал. И не вчерашний день, а относительно далекое, так как впечатления должны отлежаться. Насчет людей в целом — мне представляется, что это не слабость, а просто особенность рефлексивных индивидуумов, которых не так уж много. Oно не хорошо, и не плохо — как цвет глаз. Нужна ли это им эта ностальгия? Интересный вопрос. Мой ответ: кому как. Мне, например, хотелось бы поменьше копаться в своем прошлом. Кое-что предпочел бы забыть совсем.
SukinKot: Ты по зиме не скучаешь? Ну, лыжи там, коньки, иней на деревьях, узоры на окнах и т. п.)
— Почти никогда. Не люблю зиму и холод — раньше часто простужался, болел. Кроме того, с трудом переношу много одежды на себе — свитера, куртки-шапки... Мой идеал — это шорты, майка и шлепанцы круглый год.
SukinKot: Что такое свобода?
— Упрощенно говоря, есть три способа контроля за человеческой (и любой другой) жизнью. 1. Кто-то/что-то контролирует мою жизнь. 2. Никто/ничто не контролирует мою жизнь. 3. Я сам контролирую свою жизнь. Чем больше последнего, тем больше свободы. Притом что абсолютной свободы, разумеется, не существует. Разве что йоги, буддисты, отшельники... В Таиланде один монах не только назначил день своей смерти, но и мумифицировал сам себя изнутри. До сих пор сидит в стеклянном цилиндре, можно посмотреть... Вот это я понимаю, свобода. Если не дурят нашего брата.
IRIHA: Наверно, сталкивался с фразой «ты для меня умер». Самому не приходилось произносить подобное? Хотя бы мысленно? Если да, то в какой ситуации?
— Не приходилось. Хотя, может, и надо было однажды... Трагическая семейная история, которая не к месту будет здесь.
smehach: Четыре вопроса от иммигранта к иммигранту. Первый: если бы можно было все вернуть назад? Вернул бы?
— Смотря что — все. Эмиграцию — нет, наоборот ускорил бы. Слишком долго надеялись на что-то, барахтались, как лягушки в сметане. А масла так и не получилось.
smehach: Кем быть несчастнее — маленьким скромным талантом, понимающим свои возможности, или бездарем?
— Наверное, скромным талантом, хотя особой трагедии не вижу по-любому. Хуже всего таланту большому, которому перекрыли кислород.
smehach: Говорят, глупо жалеть о совершенных ошибках. Вечно слышишь: я ни о чем не жалею... А ты жалеешь?
— Я по жизни — в общей сложности — потерял лет пять. Растратил непонятно на что: на левые работы, пустых людей, бессмысленное растительное существование... Можно было поумнее обойтись. Сейчас мне этого времени очень жаль. А больше — ничего.
smehach: Когда было тяжелее всего в первый год, на 3-й год или на 5-й?
— Первый год, конечно, самый тяжелый. Безработица, нищета, Армия Спасения... даже вспоминать неохота. На третий год стало значительно легче, тем более на пятый. Как раз тогда навестили родину. Еще на таможне сделалось страшно, и захотелось назад. То есть сразу выяснилось, где теперь дом.
Cherry: Бывает ли у тебя желание начать жизнь с начала, с чистого листа?..
— Снова 10 лет в школе париться? Ни за что! Лет бы с двадцати... да, но не раньше. Кроме того, есть ли гарантия, что не родишься где-нибудь в Эфиопии? Это ж караул, хоть назад забирайся.
Cherry: ...и если да, то что ты непременно изменил бы в своей жизни? Какие этапы прожил бы по-другому?
— Может, получил бы другое образование. Скорее всего, экономическое. И стал бы биржевым дельцом или консультантом по инвестициям.
IRIHA: Что есть для тебя «точка возврата»?
— А можно старенький стишок в тему? Вот он:
Я заразился переменой мест,
Глаза не терпят статики и лени,
Им больше никогда не надоест
Искать овеществленья ubi bene.
Еще я склонен к перемене лиц,
Своих? Чужих?.. Не в этом дело, братцы.
Важнее обознавшихся простить,
А в узнающих разочароваться.
Но всех милее перемена дат:
Смертей, рождений, средних интервалов,
Чтоб календарь пасьянсом, как попало
Разбросан. И отрезан путь назад.
Окололитературное
IRIHA: Твои литературные пристрастия? Настольная книга есть?
— Довлатов, Шукшин. Это и пристрастия, и натумбочные книги. Давно перечитываю как учебники. Неожиданно увлекся поздним Юрием Поляковым... Из стареньких — Чехов, Бунин, Блок. Из английских — Джерри Рейн (Jerry Raine), Майкл Коннелли и Джонатан Келлерман. Гришем раньше нравился, но в последнее время пишет тягомотную скучищу.
IRIHA: С каким литературным персонажем мог бы себя сравнить?
— У-уу... Был такой Билли Бонс — помнишь, у Стивенсона? Накушается рому, достанет из сундука карту острова Сокровищ и смо-o-отрит на нее. И думает: эх ё-моё, как бы мне туда добраться-то, a?.. Вот и я такой же.
SukinKot: Знаю, ты любишь Блока, Северянина. А как быть с Золотым веком? Например, кто для тебя Пушкин — памятник или любимый поэт?
— Пушкин не хочет быть памятником. Сколько уже лет сопротивляется, сукин сын. Я у него больше прозу люблю, чем стихи. Маленькие Трагедии еще люблю, почти наизусть знаю. Так это ведь тоже не стихи, а ритмическaя проза, имхо. И у Лермонтова прозу больше люблю. Стихи у него как раз по возрасту, а проза... это мистификация вообще. Такого ювелирного стиля даже очень талантливые люди достигают годам к сорока. А здесь мальчик с усиками. Не верю.
ilonaila: Как думаешь, чем принципиально отличаются поэты от прозаиков?
— Принципиально — возрастом. И не обязательно календарным. Поэты психологически моложе и авантюрнее. Пишущий стихи вынужден считаться с известными правилами, ограничениями. То есть автор в какой-то степени подчиняется тексту. А текст может завести чёрт-те куда, заманив, допустим, эффектной рифмой... Следовательно, есть риск сказать не совсем то, что ты хотел. Или совсем не то. Или создать стих-уродец. Прозаик более контролирует текст, имхо. Эволюция авторов, сочинявших и стихи, и прозу подтверждает мою мысль. Все они двигались от стихов к прозе, и никто — наоборот. Да и Пушкин это про себя заметил.
SukinKot: Ты — редактор журнала и должен выбрать один из двух текстов. Автор первого текста талантлив, но стих попадает под твое определение «мозготрахалки». Второй автор посредственный, но пишет без ошибок, с соблюдением размера и в приемлемом для тебя стиле. Какую рукопись ты опубликуешь?
— Помнишь воспоминания Катаева о Бунине? Там есть такой эпизод, когда двое юношей — Катаев и его приятель (автор мозготрахалок) — напросились к Бунину с тем, чтобы тот прочитал их стихи. Первым дает свою тетрадочку приятель. Бунин полистал недолго и вернул со словами: Это не ко мне. Тот говорит: вы что же не допускаете заумного в поэзии? Нет, отвечает Бунин, потому, что заумное означает по другую сторону ума. То есть — глупость. Затем читает стихи Катаева, посредственные, но внятные, и говорит: вы не безнадежны. Заходите через неделю, поговорим. Вот так бы и я поступил.
SukinKot: Какой язык тебе больше нравится — русский или английский? Ты читаешь англоязычных писателей в оригинале?
— Русский богаче, конечно. И привычнее. Хотя беспорядка в нем не меньше, чем в английском. Читать мне безразлично, на каком, лишь бы книга попалась интересная. Вот уже пару недель перечитываю Джерри Рейна: Smalltime, Small Change, Slaphead Chameleon — купил через eBay. У него еще есть две книги, но тех даже в электронных магазинах не найти. Не говоря уж про обычные. Слышал, что он поссорился с издательством, а в других нельзя публиковаться по условиям контракта. Вот и стал редкостью. А жаль, писатель хороший — мастерски, динамично, без соплей и с юмором показывает жизнь лондонского нижесреднего класса.
SukinKot: Никогда не было желания заняться переводами?
— Занимался. Без особого желания, просто за деньги. Или по учебной необходимости. В аспирантуре, помню, перевел полкниги Анны Фрейд, неделю в Ленинке пыхтел. А через год вижу — эта книга, в переводе, стоит в магазине.
Sarah: Достоевский или Толстой?
— Достоевский. Особенно «Братья...» и «Игрок». Перечитываю раз в 7–8 лет. Последний раз читал на английском — взял в библиотеке из любопытства. И знаешь, Федор Михайлович не проигрывает в переводе. А Толстой, по-моему, зануда и моралист.
Sarah: Любимый поэт в сетературе — мужчина? женщина?
— Не могу назвать кого-то одного. Поэтов двое — Царев и Зеленцов. Поэтесс больше, перечислять, думаю, не стоит. Ты же была на моей странице, на Стихире. Вот, все кто в избранных, они любимые и есть.
Романс о финансах
ilonaila: Макс, как ты считаешь, имеют ли право небогатые семьи быть многодетными? Не лишают ли они своих многочисленных детей чего-то важного, что, возможно, могли бы дать одному ребенку?
— Однозначно нет. Мало того что они лишают своих детей нормального детства, они еще у государства потом всю жизнь клянчат пособие. А это деньги налогоплательщиков, наши то есть. И они нам не с неба падают. Смотрите, чтобы усыновить ребенка требуется вагон справок — что у тебя есть: где ему жить, на что его кормить, учить, лечить и т. д. Даже кошечку без справок не купишь. А здесь раз-два — и готово дело. Нет, так нельзя.
ilonaila: Если бы у тебя был миллион баксов, на что ты бы его потратил?
— Миллиона мало на то, что я хочу. Надо примерно два с половиной, лучше три. Я бы три миллиона надежно инвестировал процентов под десять. То есть, это 300 тысяч в год. Уволился бы с работы и поехал бы с женой путешествовать по миру. И не просто путешествовать, а так: прилетели, допустим, куда-нибудь в Акапулько. Понравилось там. Снимаем апартаменты и живем — месяц, два, три... пока не надоест. Потом снова летим куда-нибудь. А миллион не сильно изменил бы нашу жизнь. Выплатили бы ипотеку, приобрели жилье попросторнее с выходом на океан, плавсредство какое-нибудь средних размеров. Вот и весь лимончик ушел.
pesnya: Если б тебе на голову (в руки) свалился вполне законный миллион долларов, чтоб ты сделал?
— Ого! Уже второй миллион мне предлагают за время интервью. Спасибо! Еще один — и стану счастливцем праздным, единого прекрасного жрецом...
Cherry: Как ты думаешь, почему искушение деньгами и богатством настолько сильно для человека, что даже сильные и порядочные люди не могут устоять и приносят в жертву золотому тельцу свою честь и принципы? В чем причина?
— В том, что очень легко себя оправдать. Мироустройство было и остается крайне несправедливым. Этого нельзя не видеть, оно лезет в глаза. Глупо соблюдать нравственный закон, если все остальные на него плюют. Когда я вижу сопляков старшего школьного возраста, резвящихся на яхте ценой в пол-лимона баксов, вопрос искуситься или нет отпадает сам собой.
SukinKot: Чего нельзя купить за деньги?
— Ну-у, какой простой вопрос. Здоровье, любовь, талант. Друзей.
О сочинительстве
ilonaila: Зачем люди вообще берутся сочинять?
— Много разных причин. Изначально — сублимация. Затем — желание самовыразиться, понравиться, прославиться... Cтруктурирование времени, гимнастика для мозгов.
IRIHA: Очень хотелось бы услышать от тебя рассуждения на тему «Женская и мужская поэзия (проза)». В чем отличия, есть ли они вообще?
— Боюсь, что мои рассуждения окажутся примитивными. Существенных различий два. Первое — тематика. Дамы сравнительно больше пишут про любовь-морковь, слезы, грезы и т. д. Второе — женские тексты обычно эмоциональнее. Мужские — сдержаннее. Есть подозрение, что чем сильнее текст, тем труднее отличить, кто автор. Да и надо ли?
tamika25: У тебя есть друг там, где ты сейчас живешь? Если есть, обсуждаешь ли ты с ним вопросы творчества, даешь ли почитать свои произведения?
— Там, где живу, есть один друг, Саша, по-местному Алекс. Он врач, хирург, много и тяжело работает — в госпитале для бедных. Если есть время и силы читать — предпочитает медицинские журналы. Встречаясь, мы беседуем про жизнь. О моей писанинe он ничего не знает. А вот в Мельбурне есть у меня творческий дружище — Дима, бард. Сочиняет и стихи http://www.stihi.ru/avtor/count13_ и прозу http://www.proza.ru/avtor/count13_ C ним, да, можно вдоволь потрепаться на эти темы.
tamika25: Интересует ли тебя мнение других авторов относительно своих произведений?
— Разумеется. И не только комплименты.
Rosa: Автором какого произведения (известного) хотел бы ты быть? Не ощущал ли ты себя иногда Сальери, читая чье-то гениальное произведение?
— Ну... таких много. Почти все стихи Блока, если выбирать один, то про девушку в церковном хоре. Почти все рассказы Бунина, особенно поздние. Иногда, читая его, вынужден откладывать книгу, такая грызет зависть. Ругаю его про себя всякими словами. Как ты мог, говорю, подонок, это написать? Это не в человеческих силах — так написать...
Жем: А кстати да. Есть ли у тебя муза? Как она выглядит? Какими методами вдохновляет на литературные подвиги?
— Есть — это общественный транспорт. В последнее время выглядит как электровоз и семь вагонов. Метод такой: на время пути меня надо лишить чтива и кроссвордов.
ilonaila: О чем ты никогда себе не позволишь писать? И наоборот, какую тему хотел бы поднять и ждешь, пока дозреешь до нее?
— Написать можно о чем угодно. Кто-то верно заметил, что не бывает плохих, запретных или скучных тем — плохим бывает только исполнение. Мне ни в стишатах, ни в прозе упорно не дается романтическая тема. Получается дрянь, фанера. Наверное, чтобы раскрыть эту тему, нужны какие-то неприятности в личной жизни. По счастью, они обошли меня стороной.
ilonaila: Как относишься к положительным и отрицательным отзывам? Какой комментарий может тебя ранить?
— К любым отзывам отношусь лучше, чем к их отсутствию. Комплименты приятны, разумеется. Критика тоже бывает полезной, особенно если по делу и с конкретными советами. Если чужой вариант лучше моего — забираю без всякого кокетства. Ранить — не то слово. Раздражают нелепые придирки к тексту просто ради того, чтобы досадить автору. Ребята, если я кому противен, скажите: Макс, ты — дерьмо. И я вам что-нибудь скажу в ответ. А текст не надо терзать по-пустому, он ни в чем не виноват.
ilonaila: И вообще, каких слов ты ждешь от читателя? Что тебя интересует в его отзыве в первую очередь?
— Больше всего люблю комментарии типа «Кликнула, чтобы чем-то занять глаза под сигаретку и не смогла оторваться». Или «Рассказ читается на одном дыхании». Я никогда не забываю о читателе, стараюсь, чтобы ему в моих текстах было легко, комфортно, интересно. Премного доволен, если это удается.
ierene: А ты разве сочиняешь?! Думала, рассказчик — с натуры пишешь.
— Стараюсь избегать слова «писательство», ну какие мы к чертям писатели? Еще хуже пафосное слово «творчество». Так что остается сочинительство. И оно верно, даже если описываешь какие-то реально происходившие события. С натуры — это дневник. А рассказчик — все равно сочинитель. Воскреситель давно умершей реальности, профильтрованной сквозь субъективную память и затем искаженной посредством слов.
ole: Зачем ты пишешь? И для кого?
— Это такое удовольствие, типа судоку или пазла. Вот есть какая-то идея, формат и триста тысяч слов, из которых надо выбрать тридцать единственно верных. Радует процесс, когда правильное слово встало на место, но особенно — результат, если картинка сложилась и она симпатичная. В итоге — интеллектуальный оргазм (посмотрел в гугле, нет, не я изобрел термин). Для кого пишу? Для себя. И читателей, которые получают удовольствие от моих текстов. Но тут опять же взаимовыгодный обмен. Приятна власть, даже временная, над чужим настроением. А также — если не продление, то расширение таким образом своей жизни, своего пространства...
ole: Как к тебе приходят стихи? И когда?
— Перед сном на балконе, под сигаретку. За ночь забываются.
SukinKot: Когда будут новые стихи?
— Тогда же, когда и у тебя. Иначе говоря, когда им захочется.
smehach: Вся твоя жизнь и есть сочинительство, Макс, и это прекрасно. Поступки гораздо больше слов, разве не так? Ты сам и есть текст, за что и ценю.
— Спасибо, Борис! Хотелось бы поближе познакомиться с соавтором...
Rosa: Любая роль требует оплаты мУкой (К. Райкин). Какой оплаты требует любая удачная строка?
— Никакой. По крайней мере, от меня. Я ничего не плачУ, только получаю. В любом смысле, за исключением денежного. А было бы неплохо...
SukinKot: Макс, внутренний критик не мешает автору? То, что он помогает совершенствоваться, это понятно. А наоборот никогда не бывает?
— Бывает. Тут такая дилемма, Кот... Если ему дать волю, то не напишешь ни строчки.
Bastet: Какое произведение вы бы перевели на английский, лично вы? Стихи, проза — не важно. И почему?
— Никакое. Не особенно нравится это занятие, как-то так сложилось.
Bastet: О чем бы вы никогда не стали писать?
— О том, чего я не знаю.
Быть, а не казаться
IRIHA: Ой, такой личный-приличный вопросик (смущенно) ты в Россию не собираешься в гости? Хотелось бы лицезреть, так сказать.
— На ближайшее будущее таких планов нет, увы. Но если соберусь, то с двумя целями. Увидеть старых друзей, а также хоть кого-то из виртуальных знакомых по Ситу/Решке, Стихире/Прозе. Очень мне завидно, когда вы там встречаетесь. Очень завидно.
Rosa: Легко быть, Максюш, умным, красивым и талантливым?
— Oх, Роза... Если это про меня, то спасибо, но, как минимум, в двух комплиментах из трех имеет место сильное преувеличение. Вообще говоря, названные исходные данные не особенно влияют на легкость или тяжесть жизни. Дэвид Векслер, создатель знаменитого теста интеллекта, заметил, что высокий IQ — это, конечно, хорошо. Но стократно важнее способность человека правильно использовать то (пусть даже малое), что ему дано.
Rosa: Каково это — быть, а не казаться? (с)
— Если мне, то намного проще, чем наоборот. Всегда с трудом изображал из себя кого-то другого. В актеры однозначно не гожусь.
pesnya: Ты — эгоист? Альтруист? Варианты?
— Эгоист, без вариантов. Альтруистов не существует в природе.
pesnya: Оптимист? Почему?
— Нет, но стремлюсь. Потому как полезно для здоровья.
IRIHA: Известно, что Макс очень привередлив в литературе. А в жизни?
— В еде и напитках — да. В остальном — нет. Мне более-менее все равно, какую одежду носить. Лишь бы удобно, а удобнее всего — старое. Могу в магазин выйти в трениках, если жены нет дома. Совершенно безразлично, насколько престижная у нас машина. При этом знаю людей, которые будут сидеть на хлебе и воде, влезут по уши в долги, но ездить будут непременно на «Лексусе». Это мне смешно. Мобильник вообще доисторический ношу. Ни у кого такого динозавра нет. А зачем менять? Звонит и ладно.
pesnya: В какие моменты ты бываешь собой недоволен? Что делаешь для исправление ситуёвины?
— Бывают такие моменты. Например, когда не могу принять решения. Когда расстраиваюсь из-за пустяков. Или когда неожиданно для себя прогнусь перед начальством. Это нечасто, но случается — забудешься, потеряешь бдительность — и... бэээ. Противно делается. Даже если кроме меня этого никто не заметил. Для исправления — медитация.
SukinKot: Макс, у тебя есть любимый персонаж? (Не важно, литературный, исторический, герой фильма и т. п.). Ну, может не сейчас, а в детстве.
— Еще бы — даже два: Олег Кошевой и Павка Корчагин. Шутка. На самом деле, это, конечно же, великий и ужасный FANTOMAS!
IRIHA: Мне почему-то кажется, что тебя в людях раздражает тупость (извини, но я это как-то прочувствовала, сама не знаю как причем уже давно). Это так? Если да, то что ты делаешь, когда сталкиваешься с подобной непроходимостью?
— Правильно кажется. Особенно если этот народец попадает в начальники. Как там у Филатова: на свете нет ужаснее напасти, чем идиот, дорвавшийся до власти. Что с ними делать? Уступить дорогу и забыть поскорее.
tamika25: Доставляет ли тебе удовольствие унизить человека?
— Да. А еще я обожаю кушать маленьких детей.
tamika25: Тактичность в общении — это должно быть или не обязательно?
— Должно. Но не обязательно.
tamika25: Обидев человека, случайно или специально, извинишься или без сожаления пройдешь дальше, мимо?
— Предпочитаю получить ответный плевок в глаз и — дуэль. Где оба соперника промазывают. Затем — совместное распитие спиртных напитков и расставание друзьями.
IRIHA: Твое отношение к людским порокам жадности, зависти, ненависти и пр.
— Более-менее терпимое, потому что сам далеко не ангел. Насчет «и пр.» — плохо переношу снобов и выпендрежников. Прочитает какой-нибудь чудила десяток книг, а гонора на всю академию наук...
IRIHA: По-моему, никто еще не спрашивал про хобби Макса. Имеются ли таковые у тебя? Смена увлечений (в случае положительного ответа на первый вопрос) произошла со сменой континента?
— Помимо чтения и сочинительства — путешествия. Еще люблю поваляться на пляжу под шум океана, но это, наверное, не в счет. Из спортивных занятий — фитнес и теннис. Не-а. Все то же самое, кроме тенниса. В Зеландии выучился играть. Сейчас играю 1–2 раза в неделю.
ole: Ты самодостаточен?
— Не настолько, насколько хотелось бы, но работаю над этим. Стараюсь окончательно выдавить из себя трусливое зеркальное я.
ole: Что тебе больше нравится — смеяться самому или смешить других? И вообще, ты часто улыбаешься?
— И то, и другое. Можно бы почаще...
ole: Каким ты видишь себя со стороны? А каким хотел бы видеть?
— Вижу и хотел бы видеть себя человеком незаметным, без особых примет, легко теряющимся в толпе... Трудно идентифицируемым. Однако это не так. Продавцы в магазинах часто узнают меня, некоторые заводят праздные разговоры, которых я не люблю. Есть мнение, что у нас другой, непривычный им тип лица. Не знаю.
pesnya: Комфортно ли тебе в твоем нынешнем возрасте? Чего хотел бы перетащить и зафиксировать из прошлых возрастов, а возможно, из будущих?
— Дискомфортно. И вот почему. Раньше заболела, допустим, нога. Или шея, или глаз. Ты на это дело плюнул — и забыл. И не заметил, как само прошло. А сейчас — заболело и не проходит. Тогда не лечил — проходило. Сейчас лечишь — не проходит! К врачам надо идти, а страшно... Потому что обязательно найдут какую-нибудь дрянь, и хорошо, если одну.
Думаю, в жизни у каждого есть такое время, когда все удается, да так легко, словно Бог ведет тебя за руку... У меня это время — 29–30 лет, аспирантура. Здоровье в полном порядке, никаких морщин, никакого живота. Диссертация летит, как птица. Блатной научный руководитель, модная тема. Мои лекции пользуются дикой популярностью у студентов. Впереди — годичная стажировка в Мюнхене, блестящая научная карьера... (Тогда я не знал, что российская наука загнется через пару лет.) Одновременно на меня обрушилось небывалое до тех пор внимание прекрасного пола. Воспользовавшись этим, я oхмурил самую красивую девушку в аспирантском общежитии. Более того, после недолгих уговоров, она согласилась выйти за меня замуж! Короче — время триумфов и побед. Вот это состояние я хотел бы повторить.
ole: Твой внутренний возраст после переезда изменился?
— Затормозился. До того он с небольшим отставанием поспевал за возрастом календарным. А после — остановился на 35-ти годах — и все. Возможно, дело в том, что я не вижу, как стареют мои близкие. Как у знакомых взрослеют дети, появляются внуки... Моя младшая сестра — уже бабушка, какой кошмар! Ну там, правда, пылимяница из бойких да ранних... Мне это настолько дико, словно происходит на другой планете. На Луне.
ole: Теперь, когда ты много чего попробовал, есть профессии, в которых видишь себя?
— Думаю, что при иных обстоятельствах из меня мог бы получится неплохой игрок на бирже. Или что-нибудь покреативнее, например дизайнер интерьера, рекламщик... Вижу, когда там что-то не так, знаю, как сделать лучше.
ole: Макс, что для человека, по-твоему, важнее: близкое окружение (семья, друзья), работа, условия жизни (страна, климат)? Пришлось ли тебе от чего-нибудь отказаться?
— Самое важное — достойная жизнь. Без унижения, нервотрепки и страха. Старых друзей, конечно, не хватает. Я оставил в России шестерых. Tрое — с детского садика.
Bastet: Как думаете, вас больше достали или Вы?
— Странный вопрос — это смотря кто. Авторы данного сайта? Коллеги? Соседи? Правительство? Люди вообще? Пожалуй, правительство — да. Достали лейбористы своей некомпетентностью. Все остальное — нет и нет.
Bastet: Что такое совесть, мучает ли она вас, и что ей за это бывает?
— Супер-эго, идеальное я. Такой вот глянцевый образ себя — правильного, доброго и честного. И ты на его фоне иногда выглядишь паршиво. У нас с ним во всем консенсус, кроме одного — не любит, когда я не даю денег попрошайкам. А я не из жадности — просто опасаюсь в толпе доставать кошелек. Приходится заранее класть мелочь в карман.
Bastet: Знаменитым мечтали быть? Если да, то когда перестали мечтать?
— Был такой период где-то между 20 и 25-ю годами. Потом догадался, что знаменитости из меня не выйдет. Затем понял, что это — к лучшему.
Bastet: Что вас успокаивает, когда что то бесит?
— Меня редко что-то бесит, почти никогда. У меня другая проблема. Успокаивает жена. Еще лучше в сочетании со стаканчиком бренди.
Rosa: Ты способен на Поступок? Или с годами в каждом из нас донкихоты и мюнхгаузены умирают?
— B моем скрипучем возрасте поступки приходится экономить. Так что на донкихотство вряд ли соблазнюсь.
Rosa: Что ты почувствовал, когда узнал, что герой следующего опроса — ты? Интервьюеры добрались до тебя как-то не рано совсем. Даже, скорее, поздно. Не было ли ощущения «недоцелованности»?
— Очень удивился. Насчет «недоцелованности» не согласен. Были и у меня приятные моменты. А интервью... Тут ведь, Роз, не от меня зависело, а от предыдущих... как их... (щас умное слово вспомню) протагонистов. В том числе, и от тебя. Никто не решился, тык сказать, запятнать... Ладно. Это правильно. Признаюсь, что года 3–4 назад интервью обрадовало бы меня гораздо больше, чем теперь. И не только потому, что ложка дорога к обеду. А еще и потому, что за это время я опубликовал несколько рассказов, из которых внимательный читатель узнает все то немногое, что стоит обо мне знать. То есть, интервью частично потеряло смысл.
Зачем нам всё это? (с)
pesnya: Зачем, по-твоему, люди общаются вне работы и семейно-родственных связей, ну, без особой необходимости так сказать? Как мы, например, на сайте. Зачем, а?
— Не мной замечено, что встречи с виртуальными друзьями требуют гораздо меньше времени, сил и средств, чем регулярное общение с друзьями в реале. Отсюда популярность всяких социальных сетей включая литературные. По поводу родственных связей. Давно убежден, что кровное родство совершенно не гарантирует духовной близости и полноценного общения. Совпадение — это удача. А если не совпало — выручают друзья, которых, в отличие от родственников, мы выбираем сами.
SukinKot: Твое отношение к религии и атеизму.
— Никакое. Пусть верят кому во что угодно. Или не верят. Главное, чтобы не резали и не взрывали никого.
SukinKot: Какая лучшая и худшая черта в человеке?
— Прямо-таки одна, хм... Хорошо: демократичность и, соответственно, деспотизм.
Rosa: Самые радостное и грустное мгновения твоей жизни.
— Про самый счастливый момент есть рассказ, неохота повторяться. Самые грустные... болезни и уход близких людей.
Garrison88: Макс, что ты считаешь важным в этой жизни? И что ты хотел бы дать (передать) своим детям?
— Того, что я считаю важным, Гарик, у меня, увы, нет. И вряд ли появится. Так что передавать особо нечего. А важным я считаю мудрость и спокойствие.
IRIHA: Кого тебе больше жалко — преступника, осужденного на электрический стул, или сбитую машиной собаку?
— Собаку, наверное. У нее не было выбора.
IRIHA: Страх — это...
— Одна из восьми базисных эмоций живых организмов. Функциональный смысл — выживание. Предшествующая когнитивная оценка — опасность. Адекватная поведение — бегство. Соответственно, учащается сердцебиение, напрягаются мышцы ног и так далее. К сожалению, в человеческом обществе (и мозгах) тьма заморочек, так что убежать можно не всегда. Иногда — стыдно и противно. Чаще — просто некуда.
Sarah: Ты боишься смерти?
— Угу. Но не менее боюсь предшествующих ей безобразий, как то: немощь, боль, ходунки, казенная пижама... Фальшивые лица врачей. Вот этого очень хотелось бы избежать. Чтоб как в кино: чик — и ты уже на небесах.
Sarah: Что ты не можешь простить — себе? другим?
— Начитавшись Луизы Хей, стараюсь прощать всем все. Особенно — себе. Луиза утверждает, что обиды, ненависть, самоедство и перфекционизм ведут к развитию самых гнусных болячек, начиная с онкологических. А прощать, как оказалось, не так и сложно.
Sarah: Ты предчувствуешь конец времен?
— Какие могут быть предчувствия, если мы в нем живем?
Sarah: Можно ли любить одного человека целую жизнь?
— Конечно можно. И это большое везение, если такой человек с тобой рядом. Но здесь есть один печальный момент. Если этот человек заболел или, не дай Бог, умер, то и тебе придется сделать то же самое. Потому чтo врозь находиться невозможно.
Sarah: Зачем нам все это?
— Вероятно, кто-то так развлекается.
Об акулах и менталитете
oMitriy: Поскольку тебе есть с чем сравнить, существует ли австралийский менталитет? Ты уже врос в него или только косишь при необходимости?
— Вот тут я задумался надолго. Есть две особенности у этого народа, которых нет у европейцев. Первое — удивительно легкое отношение к миру, к себе, к своей или чужой жизни и смерти. Без нашего надрыва, беспокойства, тоски, рефлексии. Думаю, здесь сыграли роль три-четыре поколения без войн и соц. экспериментов. Страха нет в генах. Немцы, например, другие, я с ними много общался. Они похожи на нас, у них все сложно. А у этих все просто. Реклама страховой компании по телеку. На фоне идиллического пейзажа и щебетания птиц появляется бодрый дядечка лет 50-ти и объявляет: Жизнь прекрасна! Но в моем возрасте пора подумать о финансировании собственных похорон. Как хорошо знать, что твои близкие избегут этих немалых расходов... Интересно, крутят ли в России такие ролики? Мне все это странно. Закосить-то можно, но зачем?
Вторая черта вроде бы связана с первой. Это всеобщее разгильдяйство и непрофессионализм. И всеобщая же готовность мириться с этим, принимая как должное. На устаю изумляться, как эта страна годами держится в топе самых благополучных в мире. Чтобы найти хорошего дантиста, парикмахера, водопроводчика, кого угодно — надо перебрать полгорода. Рекомендация местных ничего не значит. Свежий пример. Мой начальник является на работу несколько озадаченный. Только что ему звонили из налоговой. Говорят, он должен серьезные деньги — мало того, декларация подана с большим опозданием, отсюда проценты и штраф. Декларацию этот человек заполняет не сам. Для этого у него есть агент, которому начальник просто сбрасывает все бумаги и забывает про это. Агент не только наделал ляпов, но и отослал декларацию с опозданием на полгода. И это еще не все. Три недели назад агенту звонила налоговая, задавали вопросы, просили связаться с клиентом. И тот ЗАБЫЛ (!) связаться. Самое интересное, усмехаясь заканчивает начальник, что этого агента мне порекомендовал мой адвокат.
ilonaila: Еще вопросиков подкину. Если б у тебя был шанс стать в следующей жизни каким-то животным, кого бы ты выбрал?
— Не возражал бы стать кошкой или собакой в добром, богатом доме.
ilonaila: Кому в Австралии жить хорошо, а кому — хуже всех?
— Лучше всех — домашним любимцам. Никаких обязанностей, одни права и свободы. Аборигенам неплохо. Их в начале прошлого века малость обидели, а теперь не знают, в какое еще место лизнуть. Нелегальные эмигранты некисло устроились — чешут пятками живот на наши налоги. Хуже всех, думаю, пенсионерам. Особенно одиноким. Пенсии маленькие, а счета те же самые. Они бы лучше пенсии подняли старикам, чем кормить молодых паразитов.
ilonaila: Как ты относишься к вегетарианству?
— Слишком экстремально для меня. Перешел пока на птицу/рыбу.
SukinKot: А правда ли, что аборигены сьели Кука?
— Ну что я могу сказать кроме «молчит наука»? Кстати, всю жизнь думал, что это случилось в Австралии, а оказывается, на Гавайских островах.
ole: Видел живых акул на свободе?
— Один раз, на Фиджах. Акула была небольшая, около метра длиной. Потом мне сказали, что она неопасная. Хотя я даже испугаться не успел.
SukinKot: Глупый вопрос. У вас там акул, говорят, много. Не страшно купаться?
— Так не надо заплывать далеко. Вдоль бережка надо. Акулы едят сёрферов, те любят, чтоб подальше, где волны покруче. Кроме того, есть пляжи с сетками для особо мнительных граждан.
О всякой всячине
IRIHA: Почему люди не летают как птицы?
— Конечности слабые, попы тяжелые. Едим много.
IRIHA: Гениями рождаются или становятся?
— Признаются. Старая шутка... в которой есть, однако, доля правды. Скажем, вот Пикассо — признанный гений, так? А мне большинство его картин кажутся сумбурной мазней. Если серьезно, не думаю, что слово «или» правомерно в этом контексте.
Sarah (с тоской о ЧМ2012): Биатлон любишь?
— Нет. Но я знаю, что это такое. Этим мои познания исчерпываются.
pesnya: О, а футбол?
— А то. Вот только не играл уже лет двадцать и не смотрел толком лет десять.
Sarah: Почему не любят русских?
— Сар, а кого любят? Американцев? Никогда в жизни. Итальянцев? Не смешите меня. Французов? Боже упаси... Может негров? Ха-ха. Недавно ехал с работы. Заходят в вагон трое юношей негритянской национальности. Плотные такие, накачанные. Они, видишь ли, целыми днями надрываются в качалке, либо на пляже играют в баскетбол. И сразу такая вонь хлынула по вагону, будто в конюшне, только мерзее в разы. Через минуту все дамы устремились к выходу, следом не выдержали мужички похлипче, вроде меня... К чему я это? К тому, что на этом фоне русских не только любят, но просто обожают и мысленно носят на руках. Жаль, показать свои чувства стесняются.
CicadasCatcher: Есть ли вопросы (из разряда самых обыкновенных, не идиотских), на которые ты не отвечаешь? Что это за вопросы?
— Я на все могу ответить. Но есть вопросы, которых не люблю. Ну, например, не люблю отвечать на всякие анкеты. Какие-то они... пошлые. Возраст. Семейное положение. Доходы. Имущество. Вредные привычки. Сколько дринков выпиваете в один присест? Так и тянет написать — это, ребята, исключительно как пойдет.
Cherry: Что в женщине важнее — ум или красота?
— Жизненный опыт подсказывает нам, что умные женщины редко бывают некрасивыми. На то они и умные, чтобы всегда, в любом возрасте, выглядеть ОК. С другой стороны, смазливые куклы без мозгов разочаровали меня еще в студенческие годы. Даже переспав с такой, чувствуешь, будто тебя обманули.
Rosa: Любимые традиционные вопросы... Будь у тебя машина времени, в какой век бы отправился, с кем бы хотел лично встретиться?
— Было бы интересно пообщаться с лит. тусовкой Серебряного века.
Rosa: Какие люди оправдали бы, на твой взгляд, существование человеческой цивилизации на всегалактическом Суде?
— Медсестры.
Rosa: Десять книг/фильмов/картин, которые ты захватил бы на необитаемый остров, зная, что несколько лет придется довольствоваться только ими?
— С книгами просто: шеститомник Бунина, трехтомник Довлатова и сборник рассказов Шукшина потолще. Фильмы: Маленькие трагедии, Место встречи, Бриллиантовая, Кавказская, Иван Васильевич, Не может быть, Ирония, Джентельмены, Приходи на меня посмотреть, Игрушка. Вижу, как глядя на этот мейнстрим, кое-кто усмехается над моей ограниченностью и серостью. Да смейтесь на здоровье. Ясен перец, я мог бы придумать что-нибудь элитно-гламурное. Но... как-то влом. Картины? Пейзажи какие-нибудь спокойные: холмы, поля, овечки... Авторство не важно.
Rosa: Что ты делаешь, когда ипохондрия застилает горизонт, когда охота пить и выть да и вообще всё не мило?
— Следую рецепту классика, всегда помогает. Откупориваю шампанское и перечитываю что-нибудь веселое (не Бомарше, конечно, я его вообще не читал).
Rosa: «Знания преумножают скорбь» (с) Может ли интеллектуал быть легким (не периодически, постоянно), светским оптимистом? Или интеллектуальный багаж несет в себе печаль априори?
— Опять-таки скажу, что интеллектуальный багаж, по-моему, не играет здесь никакой роли. Эмоциональный профиль человека, напротив, имеет решающее значение. Мне случалось знать хронически печальных недоучек, равно как и академиков — светских оптимистов, неизменно довольных жизнью.
Rosa: Будущее светло и прекрасно?
— Амбивалентно.
Rosa: Джордано или Галилей ? На баррикады или шепотом для себя?
— Не думаю, что стоит рисковать, тем более, жертвовать жизнью — своей или чужой — ради любых идей. Даже самых красивых и правильных.
Rosa: Правильно ли, необходимо ли художнику быть в оппозиции, воюя с властью, с режимом, с охлосом, с большинством и др?
— Как справедливо сказано (дневники О. Даля?), художнику не надо иметь никаких отношений с властью. Ни хороших, ни плохих. Не воевать с ними, не служить им, не брать подачек, наград... Существовать от них отдельно. Что, конечно, трудно, но у некоторых получается. Это не значит, что художник не может иметь мнения о происходящем. Но выражать это мнение лучше в своем жанре. А не в чужом, как это делают, например, Говорухин или Лимонов.
Rosa: Должен ли художник быть сирым, убогим, выкашливающим злобно на людей палочки Коха, и обитающим на чердаке под дырявой крышей?
— Известно, что от хорошей жизни редко получаются хорошие произведения. При этом сколько благополучных и состоявшихся талантов саморазрушились — не оттого ли, что это стимулирует креатив? Думаю, что качественная литература вдвойне требует персональной драмы, душевного неблагополучия. Скучный текст, как правило, пишется от скуки и означает, что у автора в жизни все замечательно. Но палочки Коха — перебор.
Rosa: Макс, кого ты сейчас любишь?
— Кошек. Небольших собак. Зайцев. А еще — черепах. Они такие древние и беззащитные. Не могут убежать, лягнуть, царапнуть... Люблю, когда черепаха высунется из своего дома, погладить ее по голове.
Rosa: Кого не терпишь?
— Тараканов.
Rosa: К кому равнодушен?
— К большинству людей.
Rosa: Максюш, сформулируй, пожалуйста, вопрос, который тебе не был задан, а ты бы очень хотел его услышать, и ответь на него, будь добр.
— Когда ты, ленивец, закончишь новый рассказ? — Постараюсь через месяц.
Rosa: Макс, ты считаешь себя интеллигентным человеком? Что такое интеллигентность?
— От определения воздержусь, извини, Роза. Неохота перефразировать Петровича, а оригинальнее ничего не скажу. Сам я точно не интеллигентный человек — бываю несдержан, ругаюсь матом, люблю приносить и распивать спиртные напитки, где не положено... Однажды проставлялся нам приятель. Мне и Ване, бывшему фарцовщику. А по условию, выпивку надо было принести туда, куда мы скажем. Ваня говорит: давно мечтал выпить в Макдональдсе, такая закуска классная пропадает, прям обидно... Принесли. Взяли гамбургеры-чизбургеры, пластиковые стаканчики. Начали разливать, а стаканчик этот, почти невесомый, возьми да опрокинься! Такой необычный запах распространился по Маку намбер уан, который напротив памятнику АСП...
Rosa: У меня возникло очень острое чувство, что я не успею и не смогу спросить тебя о чем-то исключительно важном, а сегодня после 24-х часов сделать это будет уже нельзя, ибо поздно...У тебя были в жизни моменты, когда ты осознавал — хоти, либо не хоти, разорвись, пройди по потолку, но сделать уже ничего нельзя, так как ПОЗДНО?
— Роза, а можно объединить этот вопрос с другим твоим же: С кем в твоей жизни недоговорил, недопел? СКОРЕЕ, так — НЕ договорил, НЕ допел? У меня друг пропал в Лондоне, давно, лет 15 назад. Вдруг перестал отвечать на мои письма, а телефона у него не было. Звонил его бывшей жене, долго пытался найти в Интернете — бесполезно. А друг из тех, которые для тебя как бы созданы. И недоговорили мы с ним о многом. Не верю, что он мог просто так исчезнуть, забыть про меня, нет. Притом человек рисковый, с головой малость не дружил, с ним могло случится всякое. Я все думал, буду в Лондоне — найду его. И вот прилетели мы в Лондон... И я ничего не сделал.
Rosa: Ты согласен с утверждением Ницше, что к женщине нужно идти с плетью?
— Разве я похож на старого извращенца?
Rosa: Тебе хватило внимания к себе, или нежности и чуткости, любопытства в хорошем смысле слова и заинтересованности по отношению к нам всегда не хватает?
— Более чем. Постоянно удивляюсь незаслуженно хорошему отношению к себе.
Rosa: Будь ты режиссером, какой бы спектакль поставил и какой бы фильм снял?
— «Заповедник», «Иностранку» или «Филиал». Но это нужен супер-режиссер, не я. Mолодой Гайдай, молодой Рязанов, Франсис Вебер... вот у них могли бы получиться шикарные трагикомедии.
Rosa: С какой игрушкой ты бы сравнил себя?
— С плюшевым зайцем. Я внутри пужливый, а снаружи фраер ушастый.
Rosa: Как бы ты нарисовал гармонию?
— Как пейзажные фотки на моей страничке.
Rosa: Чему ты научился?
— Похоже, ничему хорошему. Нет, забыл — недавно освоил SPSS Modeler 14.2.
Rosa: Что для тебя старость? Какой ты ее видишь?
— Люблю наблюдать за старенькими парами, которые бредут куда-нибудь поддерживая друг друга... Особенно в аэропорту — они еще куда-то летят! Даже завидую им. Хотелось бы пожить хоть немного на пенсии, без серьезных недугов, с женой. Купить домик поближе к морю. Взять из приюта несколько зверей...
Rosa: Каковы твои несбывшаяся и сбывшаяся мечты?
— И снова, Роза, я дико извиняюсь, но на эту тему есть рассказ, так что вряд ли скажу что-нибудь новое. Хотя вот: захотелось мне в позапрошлом году выиграть Золотой Пегас, есть такой конкурс на Стихире. Пустое тщеславие. Или спортивный интерес... Занимал там пятое, четвертое, третье и второе места. Из двухсот примерно участников. И еще третье место в лиге чемпионов. Но первое мне так и не далось... Я все думал, вырву первое — и брошу на фиг. Нет... не вышло. Ну да ладно. Последняя из сбывшихся мечт — океанский круиз в Сингапур.
pesnya: Прием вопросов завершен моими традиционными: лучший вопрос?
— Вопрос Митрича об австралийском менталитете.
pesnya: ...следующий опрашиваемый?
— Ирина наша Владимировна, она же Радистка К@, она же Вишня.
Автор: Интервью подготовила: Татьяна ПРОСКУРИНА (pesnya)
Читайте в этом же разделе:
28.02.2012 Андрей Карапетян: «Художник должен быть уставшим»
31.07.2011 Тамила: «Как хорошо, что я не ушла пять минут назад!»
25.05.2011 Татьяна Волчарская: «В душе — дикая и свободная»
08.03.2011 Егор Белоглазов: «Я в шоке от тех, кого приручил...»
31.12.2010 Родион Лонга: «Счастье было с утра»
К списку
Комментарии
|
23.04.2012 01:33 | ну вот ещё Петровича не &;освоила&;, а тебя уже прочла - любопытство одолело |
|
|
23.04.2012 20:55 | Rosa Честно.
Честно.
И еще раз честно,
за что СПАСИБО |
|
|
23.04.2012 21:53 | SukinKot Интересное тырвью. Есть с чем поспорить, но не буду. У меня только такой вопрос. Макс, вот ты говоришь, что русский язык богаче английского. Я это слышал столько раз. Но вот специалисты говорят, что в литературном английском намного больше слов, чем в литературном русском. И потом, Набоков в предисловии к "Лолите" писал насчет незрелости русского языка. Это он из вредности? |
|
|
23.04.2012 23:00 | Max Точно, Кот, намного больше слов. За счет десятков синонимов, буквально повторяющих друг друга. Без каких-либо оттенков смысла. Для обычного кофе с молоком есть три термина, я не шучу, а кофе то же самое. Если в Зеландии ты спросишь, где ближайший , на тебя выкатят шары - не понимайт. Там надо сказть . А если в Австралии скажешь - тоже посмотрят как на дурачка. Они понимают только АТМ. |
|
|
23.04.2012 23:12 | ) пиши по-русски, англицкий без регистрации не прописывается (средство от ботов) |
|
|
23.04.2012 23:12 | Max Три английских слова пропали, что за ерунда? |
|
|
23.04.2012 23:17 | Max А! - так слова были Cash Point и ATM. Раз уж я здесь, хочу всем сказать спасибо за интересные вопросы, а Тане отдельный поклон за хлопоты и картинки. Особено понравился скряга с золотишком. |
|
|
24.04.2012 00:09 | ole Для меня оказалось большой неожиданностью, что ты предпочитаешь быть незаметным.))
Жаль, что ты не ответил на Розин вопрос об интеллигенте. Правда, жаль. И мне кажется, в этом неответе слегка схитрил. ;)
А в остальном - правдив до потери чувства юмора.
не обижайся, ага |
|
|
24.04.2012 02:07 | Max Эхма, а я надеялся хоть маленько улыбнуть народ... Интеллигентность - просто уже многие отвечали, изобрести что-то оригинальное не получится. Умение и желание думать, негромкое, спокойное поведение, отсутствие суеты, хорошее воспитание, какой-то уровень образования. Да, хоть и есть такое мнение, что слесарь с тремя класами может быть интеллигентным, я с этим не согласен. Всегда смешила попытка Баталова сыграть такого типа работягу. На мой взгляд, худшая, самая неубедительная его роль. |
|
|
24.04.2012 02:27 | marko А по моему, и лучшая, и вполне убедительная. И я даже знаю как минимум двух вполне реальных людей, каждый из которых вполне мог бы стать прототипом этого Гоги-Гоши. А неубедительной ты эту роль считаешь исключительно потому, что данный тип людей тебе полярно противоположен :) |
|
|
24.04.2012 03:22 | Max И это тоже. Потому что там он еще и домостроевец. Нет, хуже - упертый моралист. "На том основании, что я - мужчина..." блин. А женшина ему, стало быть... на другом основании? При том, что все это выглядит крайне фальшиво, и вышка у него большими буквами нарисована на лбу. Вообще не люблю этот фильм. Беззастенчивая эксплуатация самомнения москвичей и комплекса провинциалов. |
|
|
24.04.2012 08:13 | ole Да ладно, это же просто очередная сказка о Золушке, весьма симпатичная, кстати. Гоша - натуральный принц. По ходу их надо было поссорить, а как ссориться с идеальным мужчиной? Только отдавив какой-то из принципов.)) |
|
|
24.04.2012 09:02 | песня справедливости ради замечу, что картинки - это Валерины хлопоты. Что касается самого интервью, работалось легко, темы гармонично переплетались, так что сортировать их не составило особого труда. по поводу одного моего вопроса, я немножко другой дискомфорт имела ввиду, возрастной эмоциональный. ну, да ладно. всё равно спасибо за ответы и за следующего опрашиваемого. |
|
|
24.04.2012 09:22 | Кот А мне казалось, что москвичи как раз этот фильм не очень) Кстати, москвич - это житель Москвы. Стало быть, узбек с липовой регистрацией - тоже москвич. |
|
|
24.04.2012 09:25 | Кот А по поводу английского, мне кажется сомнительным утверждение, что язык Шекспира, Байрона и многих других мастеров слова беден. Думаю, вообще некорректно меряться языками. Из серии зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей) |
|
|
24.04.2012 12:18 | Max Ну, Кот, это не ко мне. Я этот езыг учил 10 лет и живу в нем уже 13. Байрон, Шекспир, да. Но вот как ты по-англицки одним словом скажешь "столик"? Тэйблчик? Или, допустим, "дверца". Или "шкафчик"?.. Это один маленький пример, а на самом деле их вагон. |
|
|
24.04.2012 17:27 | Кот Ну, Макс, есть ведь и обратные примеры. Даже я, толком не знающий английского могу их привести. Например, как ты переведешь на русский пет (в значении любимое домашнее животное)? |
|
|
24.04.2012 17:30 | Кот Одним словом не выйдет. |
|
|
24.04.2012 19:19 | PerG а зачем одним словом? Это любимец просто так, не обязательно животное вспомнил строчку из -- ' ' просто =любимец=, вот и одним словом |
|
|
24.04.2012 19:24 | PerG Да-с в комментах англицким не блестнёшь хрен-те што палучаицца. Пардон. |
|
|
24.04.2012 20:19 | SukinKot PerG, я же написал: в значении любимое домашнее животное. Pet Shop, к примеру, переводится как зоомагазин, а не магазин любимцев. |
|
|
24.04.2012 20:34 | SukinKot Другой пример. East - восток - в смысле сторона света, регион. И еще есть красивое слово Orient - тоже восток, но в поэтическом смысле, типа жемчужина Востока и т.п. У нас все обозначается одним словом, у англичан - разными. |
|
|
24.04.2012 20:50 | SukinKot Еще пример. "Собака Баскервилей" Конан Дойла в оригинале называется "The Hound of the Baskervilles". Заметь, не dog - собака, а hound - гончая. Почему hound? Во-первых, глагол hound переводится, как гнать, травить, преследовать. Во-вторых есть устойчивое выражение "the hound of hell" (так иногда называют Цербера и прочих адских собачек), с которым созвучно название книги. Попробуй переведи эту игру на русский. Гончая Баскервилей? Бред. Поэтому переводчик и использовал нейтральное слово "собака", но название потеряло зловещий, мистический оттенок. |
|
|
24.04.2012 21:00 | SukinKot Причем, Макс, повторюсь, я не специалист и английского не знаю. Уверен, что хороший лингвист приведет массу примеров богатсва языка Шекспира. |
|
|
25.04.2012 08:39 | PerGYNT Да, Кот, таких примеров много, и в любом языке есть слова, непереводимые на другой одним словом, а уж про названия и их перевод я и промолчу -- как переводчику взбредёт, так и будет. Кто ему мешал перевести "Гончая Баскервилей" или там, "Мастиф Баскервилей" -- от этово жути не убавицца, я думаю, и смысел не шибко утратится. Просто все уже привыкли, что шыдевр его наз. "Собака...".Вот любопытный пример приходит в голову, нащёт магазинов. Где б ещё магазин типа "Продукты", кроме как в России, поняли бы как "Еда", там, "Food Store"? На ум примеров щас много не приходит, но они постоянно встречаюцца, да-с. Кстати, авторизовавшись, я понял, латиница воспринимаецца. Фраза была там из пестни UFO -- "Mummy's boy and teacher's pet" -- это про мальчика, сам понимаешь, а не про жывотного. Макс извинит, думаю, нас тут за нашо лингвистичезкое дилетантство :) |
|
|
25.04.2012 09:23 | Кот Вот и я о том же говорю, нельзя говорить, что один язык великий, а другой - бедный, если речь идет о таких языках, как русский и английский. У каждого языка свои плюсы и свои минусы. |
|
|
25.04.2012 10:10 | Cherry Макс)) мне понравился плюшевый заяц))) и вообще твоя откровенность выкупает читателя с потрохами)) |
|
|
25.04.2012 10:21 | Cherry драконовский фрукт в Китае называют "глаз дракона", а вообще это питайя. растёт прикольно, типа цветка на кактусе, я видела |
|
|
25.04.2012 10:21 | Cherry классное интервью. содержательное. |
|
|
25.04.2012 16:59 | Кот Макс, кстати, а ты не всех вспомнил из старого сита. В потрошителях тогда были, если не путаю, Антон, Андреич (Царство ему Небесное), Лена Бесс и, конечно, Марко. И еще была масса интересных людей. |
|
|
25.04.2012 21:43 | Max Спасибо, Ира, за хорошие слова :) Коту - да, да но всех перечислять полстраницы не хватит. Еще были Ипа, Сашок, Витя Житарчук, Вера (филолог, фамилию забыл, а стихи мне нравились), Серега Обедиентов, Дима Ковригин, Вика... Все, кроме Андреича, живые, слава Богу, но где они? |
|
|
26.04.2012 04:10 | Cherry Вера и тут была. нарисовалась и сбежала. мнге тоже оч нравились её стихи. и редкостное чувство юмора |
|
|
26.04.2012 08:47 | Ириха С удовольствием прочитала. Часть вчера, часть прямо с утра сегодня. Макс представлялся немного другим ))) Но вот фраером ушастым никак не могу его представить)))) Хотя кто знает, кто знает))))
Во всяком случае, мне понравились ответы своей прямотой и откровенностью. Да и внутренний мир Макса стал понятнее. |
|
|
26.04.2012 09:23 | Кот Макс, Вера Бутко (Самочка), если ты о ней. |
|
|
26.04.2012 12:13 | Max Ога, она самая. Самочка... Может какой проект придумать? Пригласить всех старичков, напрячь слегка, какие-то тексты у всех же есть... |
|
|
26.04.2012 19:57 | SukinKot Проект в каком смысле? Типа конкурса стихов о старом сите? :) |
|
|
27.04.2012 03:33 | Max И это тоже интересно, у меня был, помнится, экспромтик (довольно злобный) на тему тайной организации Решки. Не успел разместить, как заполучил на Сите мощнейший вирус, с которым не справились двое профессионалов. Пришлось полностью перезагружать машинку. Видать, Бог предостерег. Нет, я просто размечтался о том, чтобы попросить всех вышеперечисленных авторов опубликовать что-нибудь из их последнего. Все равно что. Да вряд ли это получится. |
|
|
28.04.2012 22:48 | SukinKot У меня только глупые поделки, которые сложно назвать стихами. |
|
|
30.04.2012 18:11 | marko Мне кажется, мысли о тайных организациях - это тот же вирус, только в другую сторону. Ну вот хочется рафинированного проекта, а рафинад нормально воспринимается и живет только в сборниках на бумаге. Все прочее - живая жизнь, а она содержит в себе помимо рафинаду кучу чаинок, лавровых листов и прочей капусты. Тем и интересна. |
|
|
04.05.2012 21:48 | SukinKot Я тут подумал, может слелать что-то подобное в рамках следующего фестиваля? Например, каждому "старичку" поручить написать что-нибудь на свободную тему. Так, можно даже вне конкурса - пусть не будет соревновательного момента. |
|
|
04.05.2012 21:49 | SukinKot Поручить, естественно, в кавычках, творчество - дело добровольное. |
|
|
05.05.2012 00:03 | Max Это было бы интересно. Займись, Кот, к тебе народ потянется. Я и сам ради такого дела готов тряхнуть ржавыми доспехами и рукой дрожащей чего-то там обнажить :))) Еще одна просьба к тебе. Я тут недавно пытался понять Колыбельную Кристины, вертел так и эдак, смысл ускользает от меня. А ты ей дал двадцатку, если не ошибаюсь... Буду благодарен за твое видение стиха. М. |
|
|
05.05.2012 23:00 | SukinKot Про колыбельную написал. А насчет фестиваля - тут не мне, тут всем заниматься надо. |
|
|
08.05.2012 00:46 | ilonaila Хорошее интервью, интересные вопросы, искренние ответы. Оказывается, за морем-окияном менталитет не особо меняется. Те же взгляды на жизнь, те же мечты и развлечения. Позавидовала возможности планировать свое будущее - в том числе и пенсионное. Эх, нам бы так. |
|
|
08.05.2012 09:35 | Max Илона, спасибо! И всем - еще раз - кто задавал и правда интересные вопросы. А тем, кто не задавал - ну и зря :) Планировать старость... Ох, не знаю. Пенсионный возраст такой, что до него очень проблематично ДОЖИТь. Поэтому живу как левая нога зачешется, ничего не планирую, денег не коплю. А там - как Бог даст :) |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.