На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
25 апреля 2024 г.

Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям

(Генрих Гейне)

Анонсы

09.09.2018

Шорт-лист полумесяца 01–15.06.2018: Спотыкаясь о небо

Массивные поэтические формы даются не всякому, да и всякому — не всегда...

Серебро луны

СТИХОТВОРЕНИЕ ПОЛУМЕСЯЦА 01–15.06.2018

1. TheTrumpeter. Ресницы Басё
(номинатор: marko)
(5: Baas, Max, SukinKot, marko, Volcha)

СНАРУЖИ
                                                                   Н. П.

Выйти. Закурить. Вдохнуть поглубже,
ощущая все примерно так —

«Не похожи лужицы на лужи,
а еще — собаки на собак.

Все — другое. И пройдет навеки,
только я окурок растопчу.
Снова буду словно через веки
видеть свет и доверять врачу.

Был момент. Его с тебя довольно.
Затянись. Потом притормози.
А не то поймешь, насколько больно,
если рай снаружи и вблизи».

СКАЗКА ПРО ДУРАКА И ПОПА
                                                                   Р. Г.

Жил дураком и умру дураком,
но не хочу — некрасиво.
Хочется мне умереть вечерком,
хочется, чтоб моросило.

Чтоб, комсомольскую юность презрев,
к Богу пришедший за тридцать,
поп участковый, гривастый, как лев,
мог обо мне помолиться.

Чтобы, шагая по лужам домой,
думал бы: «Господи Боже,
умер он радостно, умер он Твой,
это я видел по роже».

СТАТИСТ

Говоришь на своем непонятном.
Продолжай говорить, говори.
Расползаются мутные пятна
пошехонско-свердловской зари.

В окна лезут настырные ветки —
душу вынуть, на ветер швырнуть.
Начинается с лестничной клетки
не голгофский, но все-таки путь.

За кефиром, буханкою хлеба,
хоть за чем-нибудь, лишь бы пойти,
спотыкаясь о низкое небо
на своем ежедневном пути.

Увязая в набухшем и мглистом,
мелочевкой в карманах звеня.
В положенье простого статиста
ни себя, ни Его не виня.

ШИФРОВКА
                                                                   Н. П.

                                                                   «В синеватом сияньи Ватто...»
                                                                                                           Г. И.

Никому ничего не расскажем —
как ложились морщинки у рта,
как брала в окруженье пейзажем
вековечная нас мерзлота.

И прогулки по старому скверу,
и хрущовки промозглый уют
не дают нам отплыть на Цитеру,
но весомее что-то дают.

Представленье о смерти и жизни —
оголенной проводке вещей.
Чуть колышет болонские слизни
в коридоре висящих плащей

сквознячком, сквозняком, сквознячищей.
И, озябшая, светишься ты.
Это — всякой Цитеры почище —
расшифрованный взгляд красоты.

РЕСНИЦЫ БАСЁ
                                                                   Р. Г.

Конечно, можно прозой — то да сё,
был очень синий снег, мороз был светел.
Но лучше так — я подмигнул Басё,
и мне Басё улыбкою ответил.

Тогда я не был счастлив. «Счастья нет!» —
твердил с усмешкой Байрона и Китса —
«и ламп люминесцентных мертвый свет
вполне для этой истины годится».

А в этот полдень — искры и мороз,
парковка скорых, шоферни дебаты —
все улыбалось через дымку слез
и щурилось раскосо и поддато.

Я выпил горсть таблеток. Голова
кружилась от сосудистой непрухи.
Но так звучали нищие слова
уборщицы — зачуханной старухи:

«Милок. Милок», — а дальше ерунда,
бессмыслица без жалоб и упреков,
что стало ясно — все мои года
мне было хорошо и одиноко,

и дальше будет так и только так.
Февральский блеск заметно шел на убыль.
Еще чуть-чуть и нежный полумрак
прижмет к стеклу целующие губы.

Я буду одинок — везде, всегда,
при этом счастлив, вопреки и всюду.
Еще не раз весенняя звезда
напомнит мне казенную посуду.

Но блеск ее вернет мне этот день
и эту вот районную больницу,
уборщицы сплошную дребедень,
японца синеватые ресницы.

ВАН ГОГ ЗВЕЗДНАЯ НОЧЬ

Кто бы спорил, что Господу — Богово.
То есть хочешь – не хочешь, а крест.
А Ван Гогу бы — краски да логово,
да огромное небо окрест.

Он на тряпки сырые уляжется,
забормочет в похмельном бреду,
и глядишь, потихонечку свяжется
со звездой и приманит звезду.

Даже больше — приманит галактику,
и слетятся светил голубки,
наплевав на привычную практику
не клевать с человечьей руки.

СЕРЕБРО

Душа устала и промокла,
но как же ярок блик луны.
Вот так кладется свет на окна
не с той, а с этой стороны.

Пусть нелегко брести по лужам
душе в ботинках «Скороход».
Кто ничего не знал похуже,
тот ничего и не поймет.

Кто не понюхал керосину,
кто думает, что просто так
трясется гибкая осина
и раздается лай собак,

бежит по улице апостол,
а мог бы взять и выпить бром.
Луна огромная — по ГОСТу —
полна тем самым серебром.

ecce-cor-meum: Очень трудно голосовать за подборки, особенно такие неровные, как в этом шорте. Скажем, у Трубача есть неплохие вещи, но «Серебро» всё убивает, хоть пародию пиши. Впрочем, такая пародия уже есть:
                Я на правую руку надела
                С моей левой ноги «Скороход»

А хуже «Скорохода» ничего не бывает... Вообще номинировать подборки надо бы запретить. Непонятно, за что голосовать. За среднее арифметическое? (пардон, поэтическое)...

Volcha: Это ж надо так сказануть, что образ пригвоздил и никуда не отпускает: «Ресницы Басё»! Как он глянул вначале, так и понеслось, и «Серебро Господа моего» где-то в конце насыпалось щедрой лунной дорогой, аж сияет... Так что, несмотря на хорошие и достойные остальные произведения, пожалуй, отдам в этот раз голос за ресницы. Каково, а? Голос за ресницы?

SukinKot: Я вот не могу сказать, что стихи мне что-то или кого-то напомнили: Рубцова или Новикова, или Басё. Также не знаю сколько по ГОСТу должно быть в луне серебра. Но стихи, на мой взгляд, всамделишные, из благородного металла.

Max: Стихи в подборке напомнили, скорее, не Рубцова, а Дениса Новикова. Глубоко, прозрачно, техника настолько хороша, что ее не замечаешь. Образы — в десятку. Виртуозный баланс на грани пафоса и его разрушения — единственное, что сейчас примиряет меня с поэзией. Только такие стихи вообще могу читать.

marko: Исполнено профессионально, по-рубцовски, с фирменной северной грусть-тоской. Говоря «профессионально», я имею в виду не только и не столько умение выдержать общую композицию, сохранить музыку и идею, сколько щедрую россыпь удачных, запоминающихся образов, причем без присущего нонешним натужного выпендрежу («Хочется мне умереть вечерком, хочется, чтоб моросило», «спотыкаясь о низкое небо на своем ежедневном пути», «болонские слизни в коридоре висящих плащей», «щурилось раскосо и поддато»... и т. д.). И лиргерой, мне кажется, здесь сквозной, в каком бы облике ни представал, будь то кормящий голубков Ван Гог, пациент райбольницы или еще кто-нибудь, и всегда он не один — всегда втроем, с жизнью и смертью, и им завсегда есть, о чем поболтать, и есть, о чем вспомнить.
 

Грачи прилетели

ФИНАЛИСТЫ ПОЛУМЕСЯЦА 01–15.06.2018

2. smaila. Грачи прилетели
(номинатор: pesnya)
(4: pesnya, Tebura, white-snow, ecce-cor-meum)

white-snow: Про потолок хорошо сказано...

pesnya: Зашло так зашло, аки нож в размягченное масло.

3. TheTrumpeter. Журавлиная наука
(номинатор: cosmeat)
(2: Algiz, cosmeat)

cosmeat: Голос: Журавлиная наука, ибо цитатно:
                ...кровь тихонько стекает с ножа.
                Это местные гостя пырнули.

Или так:
                проплыли где-то в стороне
                ночные мушкетеры ВОХРа...

А про любоффь-морковь мы и сами могём

Algiz: Драйв, энергетика, контрастность, журавлиность... не забывается такая наука...

marko: Формат подборки, который у нас набирает популярность, оказался для меня чем-то вроде мобильной связи: ты к ней еще не готов — а она вдруг настала. Потому что массивные поэтические формы даются не всякому, да и всякому — не всегда. Потому как, сами понимаете, чем больше в уравнении переменных, тем проще и гармонию утратить, и вообще всю конструкцию развалить. В данном случае с гармонией и конструкцией полный порядок. Как справедливо отметила товарищ Лора, получился такой рок-альбом, в котором каждая из составляющих композиций является неотъемлемым элементом общей композиции и в котором важен даже порядок размещения составляющих (ну, например, образ идущего до первого откоса поезда явно не случайно присутствует и в первой строфе подборки, и в последней же строчке). И, разумеется, четко заданный и умело выдержанный лейтмотив — контраст, постоянное сопоставление высокого и низкого; ангельского и человеческого; нездешнего покоя и стекающей с ножа крови; птичьего и человечьего наречий; сказки и реальности; парижской мечты и московской яви... да мало ли чего еще. Поэтому говорить о каждом элементе в отдельности просто нет смысла, хотя, положа руку на это самое, признаюсь, что некоторые стихи достойны аплодисментов, переходящих в овации. Кстати, поделюсь наблюдением (специально для восторженных гимназисток и конченных романтиков): не обманывайтесь убаюкивающей музыкальностию поэтических подборок — их авторы, как правило, распоследние циники и жосткие прагматики.

4–5. Auska. Зрелость
(номинатор: marko)
(1: natasha)

marko: Что-то прямо и не знаю... Отыскался странный стих, что-то в нем показалось родственным... вернее — не «родственным», а «сродни». Если говорить о формально-технической стороне, то нельзя не признать некоторой аляповатости в этих сочетаниях разухабистых «апосля» с «нейтральными юдолями», в никакущих рифмах первых двух частей триптиха. Такое ощущение, что автор вообще не особо напрягалась, сплетая сей текст... Но вот читаешь неспешно — и удивительное ощущение: то БГ померещится в закатном мареве, то Спарбером повеет.
 

Где угодно

4–5. SamarkandA. Где угодно
(номинатор: Volcha)
(1: ole)

Volcha: Ветер, листья улетают, выпил кофе лег в кровать, варекай не нарекают, так и надо умирать. Благодаря этому автору я пополняю свой словарь необычных звучащих слов, кроме того, что просто наслаждаюсь и номинирую.

marko: Еще одно из числа сложносочиненных, правда на сей раз в более щадящем формате триптиха. Грустное. Все проходит, и это пройдет — яд выветрился, звезды поулетали, дни утратили содержание, чудом кажется уже даже не ангел, а просто мелькнувшая летучая мышка... С одной стороны, не ново, но, с другой, может, это именно потому что яд выветрился и уже не надо ничего?.. В общем, либо я совсем не понял, на что же сетует автор, либо каждая из частей триптиха живет сама по себе (как минимум, вторая показалась чужеродным телом). И по отдельности они бы выглядели гораздо выигрышнее. Кстати, правильнее, наверное, «са ира», а не «сэ ира».

 

СТАТИСТИКА ПОЛУМЕСЯЦА 01–15.06.2018:

Номинировано: 5
Проголосовало: 13
Прошло в Шорт-лист: 5
Шорт-мэн: TheTrumpeter
Чудо-лоцман: marko
 

Две номинации и рабочая суббота

ВЕСЬ ЭТОТ ДЗЕН...
 
*** 

— Итак, у нас две номинации и рабочая суббота. Как быть? (cosmeat) 

— Думаю, следовать традиции и считать субботу субботой. Не надо злить наших израильских партнеров (marko)

***

— Я знаю, что меня тут не особенно любят, поэтому рекомендую всем впечатлительным натурам поменять бикини на спортивные трусы (cosmeat)

— Иногда лучше без трусов (white-snow)

— А еще очень хорош формат мультичадсково... то у нас кто-то один мнение о стихах ваял, а нынче каждый хоть по строчечке выдал. Свежо и интересно... (pesnya)

— Ага, каждый по 5 коп. — в итоге целый рубль (Tebura)

***

— Честно прочитала все номинированные стихи. Смайла хороша, она живая, но не моя сегодня. От остальных ощущение, будто пластмассы наелась. Только последнее в подборке Самарканды «День простой» — да, весчъ (ole)

— Все нормальные люди легли и спят, а меня заставили варить на завтра картошку в мундире, и чтоб непременно в австрийском. Потому хошь не хошь, а свалившийся час надо использовать по полной, а потому открываим лонг и старательно выбираем. Список вышел, надо сказать, не совсем обычным — ни одного простого в структурном отношении текста: подборки, триптихи, иные удачны в целом, иные фрагментами. Ощущения прям-вот-таки-пластмассы от прочитанного я не испытал, хотя без некоторой громоздкости мысли кое-где не обошлось (marko)

 

Автор: marko


← ПредыдущаяСледующая →

14.09.2018
Шорт-лист трехнеделья 15.06–06.07.2018: Не посвящая никому

08.09.2018
Кафку мне!.. или Давайте спросим Мераба

Читайте в этом же разделе:
08.09.2018 Кафку мне!.. или Давайте спросим Мераба
29.07.2018 Условия турнира № 81. За Королеву Мышу!
28.07.2018 Углём по бетону. Итоги турнира № 80
23.07.2018 Та самая непрерывность... Шорт-лист Весны-2018
10.07.2018 Пошуровать и удобрить. Выбираем Произведение и Автора Весны-2018

К списку


Комментарии

10.09.2018 08:41 | Песня

ну вот, а вы говорити

10.09.2018 14:47 | ole

Немного странно, что никто у меня не спросил, почему именно пластмасса. Значит, все поняли (это я для себя делаю вывод).

11.09.2018 13:39 | (голос за кадром)

Как говорится, что сказато, то сказато. А уж как оно понято зависит от того, как сказато. О как.

Оставить комментарий

Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Камертон