Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть
(Бенедикт Спиноза)
Анонсы
28.11.2012
Шорт-лист недели 19–26.10.2012: Доктору, кажется, не везет
Смысл и нерв перекрывают всё, ни на рифмы, ни на что другое не обращаешь внимание...
СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ 19–26.10.2012:
(Номинатор: tamika25)
(4: ilonaila, pesnya, tamika25, SukinKot)
(1: natasha)
Женщина в шелковом кимоно
Открывает в спальне окно,
Прячет в хвосте дорогие кудри.
Вслушивается. Курит. Вера давно научилась ждать:
Тонкую пачку в ладони мять,
Вздрагивать от перепалки шин —
Может быть, — сын?
Выпит коньяк. Выключен свет.
Белой машины — нет.
В кухне, между тарелок пустых,
Девушка в трусиках кружевных
Пряча латук в золотом багете,
Качается на табурете.
Надя еще не умеет ждать:
Слушать, глядеть, сигарету мять,
Не замечая времени.
Да и курить ей пока нельзя —
Месяц уж как беременна.
Дворик забит. Но авто — не те.
Месяц качается в темноте.
Доктор устало подносит к лицу
Спичку. Дежурство идет к концу.
Доктору, кажется, не везет.
Эвакуатор везет-везет
По надоевшей зимы коросте
Белой машины кости.
pesnya: Я все думала, ну как можно резонить эту реальную трагедию, как сомневаться в отчаянии от беды, сломавшей кучу человеческих жизней, и так достоверно выписанной? И тут Макс со своим простодушием помог. Простите, я вряд ли повторю свой коммент под стихом в виде ответа Максу, еще раз заглядывать в эту бездну не могу. Права Тамила — смысл и нерв перекрывают всё, ни на рифмы, ни на что другое не обращаешь внимание. С моей точки зрения, стих безупречен.
ФИНАЛИСТЫ НЕДЕЛИ 19.10–26.10.2012:
(Номинатор: Kinokefal)
(4: CicadasCatcher, Doddy, Karlik-Nos, Kinokefal)
pesnya: Крайне тяжело быть объективной, ибо, что уж греха таить, люблю я верлибры. Точней, этакие вольности, когда вроде рифма не присутствует, но угадывается, скользит по касательной, получаются некие созвучия. Переплетаются, перемежаются, возникает ритм, своеобразная такая мелодия. Ажурное такое плетение, легкое. В украинском языке есть очень точное слово для определения этой воздушной конструкции — мереживо (мэрэжыво), мережка. Кружево, одним словом. Вроде, дискретное, каждый лепесток вывязан отдельно, а на самом деле — цельная такая изящная вещица. Нигде не перегруженное образами, плавно перетекающее по строкам, это стихотворение, конечно, о жизни, конечно, о любви. И обилие комментов под ним, разных, буквально споров и диспутов, самое верное тому подтверждение. Только к теме любви и жизни читатель может быть столь неравнодушен. Ну, вот, пожалуй, все. Нынче я добра и лояльна даже к оппонентам. Осень, видимо, способствует.
marko: Я про Чайкино немного уточню. Чисто субъективно показалось, что это такой... своеобразный верлибр. Состоящий как бы из двух частей-половинок, каждая из которых венчается несколькими рифмованными строками (незамысловатая, в целом, рифмовка, да: горячо–плечо–ни о чем, висок–клубок и т. д.) Первая половинка — движение извне вовнутрь (мгновения-впечатления). Вторая — движение изнутри наружу, словно отражение (эмоция). И во фрагментарности, отрывочности этой, мне кажется, следовало б видеть не недостаток работы над словом (это не 20 минут, Макс!), а именно фотографическую манеру.
(Номинатор: Rosa)
(2: Rosa, Skorodinski)
pesnya: Питая искреннее уважение и к автору, и к номинатору, я все равно удивлена данной номинации. У Либелл есть гораздо более сильные стихи, остававшиеся вне Шорта, в тени, так сказать (ну, разве что, в душах читателей, без сомнения). Вероятно, именно для Розы «Цирк» таки нынче явился знаковым, иначе бы она его не номинировала. Но, в общем и целом, произведение достаточно сумбурное, какое-то, на мой взгляд, расшатанное и хаотичное, будто наспех сколоченный остов шапито и в смысле смысла (простите за тавтологию), и в смысле исполнения. «Это жизнь!» — основной посыл, красная нить, лейтмотив и прочая-прочая содержания произведения. И под этим флагом можно развивать практически любую тему: от безответной любви до беззаконий власти, от внутренних терзаний каждого индивида до внешних проявлений примитивности бытия (типа «а таланты топчут травку средь мечтаний и аллей». Мне даже показалось, что «курят травку», простите, было бы тут уместней). В общем, цитируя классика — «все смешалось в доме Облонских»: и клоуны, и комедианты, и акробаты, и дворники и наши люди (какие? зрители, требующие талантов, либо же сами последние). Казалось бы, все нормально , в цирке так и должно быть: концентрация гротеска максимальна. Но, оказывается, такой эпатажный перформанс и вне это места: то кино, то водевили, то сказки и т. д.; что уже не понимаешь, можно ли выбраться из этих лабиринтов в нормальную нишу существования людского сообщества? И есть ли она в принципе? Эффект хаотичности усиливается еще и ритмом, таким нарочито ироничным, насмешливым, вполне здесь, кстати, оправданным. Но тогда очень уж пафосно на этом фоне выглядит рубрика «Абсолютные истины». Точней, наоборот, барабанная дробь этих 16-ти строк как-то мало вписывается в такую рубрику, мне не видятся тут абсолютные истины, либо они тщательно замаскированы, и не все могут их разглядеть. Замысел, в принципе, неплох: обличить театр абсурда, имеющий место в жизни человечества вообще и в жизни любого человека, в частности. Но, может, нужно было выбрать другую параллель? А может, потому что автор не любит цирк. Мне он тоже не по душе, поэтому только в этой строке я увидела если не истину, то правдоподобность. Но ведь кто-то обожает цирк, ему. возможно, такая параллель совсем не по душе, и будут колоть душу опилки сомнений. Предвижу, что многие читатели будут со мной не согласны, однако, в данном случае, тема мне весьма антагонистична, даже спорить не придет в голову. Резюме: будем ждать от этого интереснейшего автора новых поразительных стихов.
(Номинатор: natasha)
(2: afinskaja, natasha)
pesnya: Отношение к подобным произведениям у меня неоднозначное. С одной стороны, я не стесняюсь признаться себе и всем вокруг, что я не совсем, точней, совсем не понимаю, о чем оно. Но, с другой стороны, я не могу сказать, что произведение совсем уж не понравилось, оно чем-то магически притягивает. Тем более, если есть читатели, понимающие, о чем это произведение. К тому же, мне всегда было интересно, что именно сподвигает авторов на подобные эксперименты (пусть даже не в рамках турнира), наверняка что-то из ряда вон выходящее. Ну, и результат соответствующий. Пока у меня ассоциация только с «Невыносимой легкостью бытия». Как говорит мой ребенок, «психоделическое нечто». Наверное, да. К технической стороне претензий не имею, хотя сомневаюсь, что это верлибр. Но вольность формы, обусловленная условиями турнира, позволяет многое, чо придираться? В общем, толкового разбора полетов не вышло, простите, не прониклась, видимо.
natasha: Первый размер — это очень маленький размер — одноразмерный, и невыносима для кого-то собственная грудь первого размера (особый лифчик — мечта), но для кого-то еще невыносимей сама эта невыносимость маленькой груди, как, впрочем, невыносимы и «выносимость» большой или предпочтительность огромной. Потому что за этими хлопотам о грудях давным-давно не разглядеть ни кораблей, ни океанов — для них места не осталось. Осталось место для Стрижак и Бабич (понятия не имею, кто это, но в стихе вижу их до невыносимости), для Мадонны, смесившейся с лозунгами «все на баррикады», для «поэтического» шоу с Ваней Зеленцовым, которое я недавно увидела по Интернету. И все это вместе — невыносимый первый, он же единственный, он же одноразовый, он же одноразмерный размер, будь он проклят. Стих обращен непосредственно ко всем нам. Блистательно, коротко и емко, откомментила его в «листе» Хельми.
ОСТАЛОСЬ В ИСТОРИИ:
(Номинатор: natasha)
pesnya: Наташин этюд — весьма добротная работа. Особенно по содержанию. Очень четко выписана картинка школьного урока во второй четверти: прямо Новым годом запахло, волнительно так. Детство зимой всегда живет в ожидании чуда, а запах предновогоднего коктейля снег-ёлки-мандарины так будоражит воображение! И Бог с ними, с замечаниями учителя, когда тут такие жаркие морские бои посреди зимы и уроков! Все будет, все впереди, потом, потом... когда-нибудь... Но в жизни не всегда наступает это «потом»... во что-то не доиграли, что-то не воплотили, корабли и шлюпки нынче из другой игры. Баста. В общем, мало что можно добавить к такому самодостаточному, простому, хорошему произведению, всем понятному. Молодец Наташ, что не постеснялась сама себя номинировать. Теперь об исполнении. Что стих максимально выдержан в рамках турнира — чудесно. Но в той мере, как мной понимается верлибр, я бы не стала его характеризовать. Белый вольный, стих в прозе, ну, или как-то еще. В верлибре все равно должна слышаться если не явная рифма, выдержанный размер, то хотя бы плавные переливы, некоторые созвучие, отличающие эту форму стихов от совсем уж прозы. Ну, например:
Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня.
Что-то выпишется
Из сердца.
Будь как будет!
Не торопись!..
(Д. С. Самойлов)
Цветаевские верлибры весьма и весьма «верлибровые», их вряд ли для ущерба для восприятия можно записать в строку:
Я бы хотела жить с Вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице —
Тонкий звон
Старинных часов — как капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой — нибудь мансарды
Флейта,
И сам флейтист в окне.
И большие тюльпаны на окнах.
И может быть, Вы бы даже меня любили...
То есть, не всякие нерифмованные строки — верлибр; грань уловить очень трудно, это скорее ощущается на уровне интуиции. В любом случае, Наташино произведение достойно не просто внимания, а победы в Шорте.
natasha: Исключительно важная (во многих смыслах) для меня и для автора работа, на нее критика автору нужна, как воздух (уж я -то знаю). Резонер Песня любит верлибр. Глупо было бы упускать такой шанс. Немного о стихе. Как я понимаю верлибр: это что-то вроде музыкального произведения (только это музыка слова плюс параллельное смысловое толкование). Как и музыка, верлибр может быть более или менее сложным. Автор называет стих «этюд», намекая именно на сравнение с музыкальным произведением и на тренировочный (один из аспектов) для автора смысл работы. Определение из инета: «музыкальный этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя». Музыкальные этюды, однако, имеют часто и художественную ценность (тут оба, автор и номинатор, нахально подмигивают), будучи еще и просто музыкальной пьесой со своим содержанием: сюжетом и композицией.
СТАТИСТИКА НЕДЕЛИ: 19.10–26.10.2012:
Номинировано: 5
Прошло в Шорт-лист: 4
Шорт-мен: Sarah
Чудо-лоцман: tamika25
Голосивших: 12 + 1 (ОТ)
Воздержантов: 1 (Sarah)
Чадский: pesnya
ВПЕЧАТЛИЛО:
Лёгкая шизонутость — норма для пишущих человечков, без нее — никуда (natasha)
Автор: tamika25
Читайте в этом же разделе:
20.11.2012 Шорт-лист недели 12–19.10.2012: Расцарапывать рану...
20.11.2012 Бесстыжею рукой. Итоги турнира № 29
14.11.2012 И снова Зеленцов: смотрим, слушаем, голосуем!
06.11.2012 Шорт-лист недели 05.10.12–12.10.2012: Горчичный вкус...
29.10.2012 Кораблей больше нет. Итоги турнира № 28
К списку
Комментарии
|
28.11.2012 10:01 | пестня ух ты,я точно это резонила. а разве мы не весили эту неделю?)) |
|
|
28.11.2012 17:53 | tamika25 Не весили) Это я долго чухалась, пока собирала и редактировала. Там стоко всяких скрупулёзных работ!Кажный ынтырвальчег, да кажный пробелльчег, да всё до букафки и до значочка надо было проверить и во многих местах исправить. Я раньше и не знала, что при редактировании надо знать столько премудростей))) Хотя, обладать премудростями - это очень приятно))) |
|
|
29.11.2012 22:42 | ole эх, Тамила, год практики - и вся правка будет занимать у тебя 15 минут :) |
|
|
29.11.2012 23:56 | tamika25 Уже намного меньше)))
Ну, не 15минут, конечно)))
Вот следующий за этим отчет собрала и отредактировала за сегодня. На работе)
Еще не знаю, что Валера скажыт. Можыт, отругаит... |
|
|
30.11.2012 00:03 | marko Не, не отругаит. Ты теперь двух небитых стоишь :) У меня теперь песТня на очереди - пущай готовитца :)) (хмурид брови перед зеркалом) |
|
Оставить комментарий
Чтобы написать сообщение, пожалуйста, пройдите Авторизацию или Регистрацию.