Гуру

zazelev

Гуру



На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
22 января 2025 г.

Друг - это прежде всего тот, кто не берется судить

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Мои комментарии

18.01.2025 13:16 zazelev
Если ориентироваться не только на Ключевского, то вот статья о мнениях различных историков.
Статья Призвание варягов

Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году с полным доверием и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1876 году Д. И. Иловайский писал о вставном характере «Сказания о призвании варягов», усматривая в нём признаки новгородского происхождения14. Вслед за Иловайским в статье 1904 года А. А. Шахматов высказывал мнение, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка в киевскую летопись, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке15. Согласно Шахматову, «Сказания о призвании варягов» в «Древнейшем своде» (1039) ещё не было, оно впервые появилось в 1070-х годах в летописном своде Никона, непосредственно предшествующем «Начальному своду» (1093—1095)16.
По мнению Н. К. Никольского, в основе первоначальной киевской летописи о начале Руси лежит источник мораво-паннонского происхождения, который был существенно переработан с точки зрения «варяго-византийской идеологии», — «литературным закройщиком»17 в летопись были внесены ложные сведения о происхождении рода киевских князей, самого наименования Руси и образовании её «государственности от заморских варягов», о «греческом источнике русского просвещения», для того чтобы оторвать русскую традицию от великоморавской, западнославянской и вообще от центральноевропейской. Греко-варяжская теория, насильственно введённая в древнейший свод, разорвала «нить летописных известий о происхождении русской культуры, заимствованных из утраченных Повестей о поляно-руси»1819.
В советской идеологии послевоенного периода сказание о призвании варягов стало ассоциироваться с нацистскими идеями о неспособности «славянской расы» к самостоятельному развитию и воспринималось как чуждое «патриотической» русской летописи, которая, с точки зрения части советских авторов, свидетельствует об исконно славянских (киевских) истоках государственности20.
Согласно А. А. Амальрику, летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах21.
Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных22.
Б. А. Рыбаков вслед за Шахматовым писал о внесении «варяжской легенды» в текст киевской летописи из новгородского источника («Остромировой летописи»). Рыбаков считал, что игумен Михайловского Выдубецкого монастыря Сильвестр (составивший, по Шахматову, вторую редакцию «Повести временных лет») изъял из «Повести временных лет» «самые интересные страницы» и заменил их новгородской легендой о призвании князей-варягов172324. А. Г. Кузьмин считал невозможным, чтобы враждебное киево-полянской концепции «Сказание о призвании варягов» было внесено в летопись кем-то из летописцев киево-печерской традиции. Он предположил, что изначально «Сказание…» было генеалогической легендой только Мономашичей25.
В. Т. Пашуто считал исторически достоверным по крайней мере ядро повествования о призвании варягов и обратил внимание на договорную терминологию летописного рассказа: варяжские князья были призваны «володеть», «судить» («рядить») по праву, по ряду, то есть по договору, который определял условия приглашения князя занять престол26.
По мнению Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, сказание о призвании варягов соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. Так, имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…». При этом Мельникова и Петрухин указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Кроме того, распространенной была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др.), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами, и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду272829.
Откуда автора zazelev

18.01.2025 10:04 zazelev
Все, о чем я писал не выдумано мною. Я не историк и основываю свое мнение на работах историков, прежде всего Ключевского, Платонова и Рыбакова. Все материалы доступны в интернете. Вот концепция Ключевского. СКАЗАНИЕ О ПРИЗВАНИИ КНЯЗЕЙ. Появлением этих варяжских княжеств вполне объясняется и занесенное в нашу Повесть о начале Руси сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, еще до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племен славянских и финских, кривичей, чуда, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались ее платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами, туземцы собрались и сказали: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву"18. Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них прийти владеть пространной и обильной, но лишенной наряда землей. Три родных брата откликнулись на зов и пришли "с роды своими", т.е. с дружинами земляков. Если снять несколько идиллический покров, которым подернуто это сказание, то пред нами откроется очень простое, даже грубоватое явление, не раз повторявшееся у нас в те века. По разным редакциям начального летописного свода рассеяны черты предания, позволяющие восстановить дело в его действительном виде. Собрав их, узнаем, что пришельцы призваны были не для одного внутреннего наряда, т.е. устройства управления. Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали "города рубить и воевать всюду". Если призванные принялись прежде всего за стройку пограничных укреплений и всестороннюю войну, значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ. Далее, князья-братья, по-видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славяно-финских послов, "едва избрашась, - как записано в одном из летописных сводов, - боясь звериного их обычая и нрава". С этим согласно и уцелевшее известие, что Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчетом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил "срубить город", построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить. Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы "оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его". Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, "храброго Вадима", и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет еще множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определенный корм за свои сторожевые услуги. Но наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженной рукою. Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей, а свое наемное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством
Откуда автора zazelev

17.01.2025 19:51 zazelev
О том, каковы были князья. Сын Владимира Святополк прозван Окаянным. Он убил трех братьев: Бориса, Глеба и Святослава. А Ярослав Мудрый 23 года держал в тюрьме брата Судислава.
Откуда автора zazelev

17.01.2025 18:32 zazelev
Повесть временных лет написана в период с 1110 по 1118 годы Нестором. Призвание варягов датируется этой летописью 862 годом. Следовательно, Нестор не был свидетелем событий, произошедших 250 лет назад. 250 лет это 10 поколений, и Нестор получил сведения, которые передавались устно и , может быть, письменно через многие руки. Подобная передача - это "испорченный телефон". каждый что-то забывает, что-то добавляет, в зависимости от своих пристрастий. Но главное, надо было подтвердит легитимную власть Рюриковичей над славянами.
У пятого князя этой династии Владимира было 12 сыновей от разных жен. Он посадил их княжить в Новгороде, Ростове, Турове, Полоцке, Муроме, Владимире Волынском, Чернигове, Пскове, Смоленске, Тьмутаракане и у древлян. Таким образом, к пятому князю практически все земли восточных славян были покорены, завоеваны. Или вы полагаете, что везде их приглашали? Оставалась рязанская земля радимичей, да Галиция. Экспансия свеев (они же варяги,шведы и русы) на земли славян продолжалась и при Александре Невском и в Смутное время. Они захватили всю Ингерманландию, Орешек, Ладогу. И кончилась это продвижение на восток только при Петре Великом.
Откуда автора zazelev

14.01.2025 14:49 zazelev
А эта метафора тоже спорная: "Море — смеялось" М. Горький?.
Море. Сумерки автора zazelev

06.01.2025 22:37 zazelev
Но, возможно, вечности нет и для вселенной, которая бесконечно расширяется. У солнца, земли и человечества вечности нет.
Всё забывается автора zazelev

23.09.2024 18:33 zazelev
Во все времена были пассионарии, убежденные в том, что им открылась истина. Основы учений всегда закладывали выдающиеся личности – Учителя-пророки: Моисей (ХVI –XV в до н.э.), Заратуштра (VIII в до н.э.), Махавира (599 – 527 гг до н.э.), Гаутама – Будда (563 – 483 гг до н.э.), Конфуций (479 – 451 г до н.э.), Лао Цзы (IV – III в до н.э.), Христос, Мани (216 – 276 гг), Мухаммед (570-632 г), а также те очень древние и неизвестные нам мыслители, которые создали учения брахманизма, индуизма, древнегреческую мифологию богов-олимпийцев, религию Древнего Египта, культ Митры и т.д. Да, я подзабыл.
Они создаются и ныне (например, секты «Белые одежды», Грабового, Аум Синрике, «Народный храм» Джима Джонса, «Храм Солнца», «Небесные врата», «Церковь объединения» Муна, «Детка» Порфирия Иванова или созданная в 1972 г. раввином Бергом секта каббалистов). Модными становятся:
- сайентология Рона Хаббарда – духовная практика улучшения человеческих способностей;
- фэн-шуй – тайное учение, с помощью которого можно заставить работать на свое благо энергию «ци»;
- каббала – ветвь иудаизма, основанная на мистических интерпретациях якобы зашифрованного текста Торы;
- садхана (создана Саи Бабой) – смесь христианских и индуистских догматов;
- випассана – направление буддистских медитативных практик, оттеснившее хатха-йогу и дзен-буддизм
Эти учения всегда провозглашались как результат общения создателя учения с Богом. Создатели религиозных учений – это либо мудрецы, понимающие, что их учение может стать массовым только как исходящее от Бога; либо люди, склонные к мистике, которые приводят себя в состояние транса и истинно верят в свои видения; либо просто жулики, ищущие власти, почитания и денег.
Каждое религиозное учение создает свод правил, а также историй и притч, подтверждающих эти правила и божественную природу их происхождения. Такими книгами, содержащими эти правила, являются Веды, Зенд-Авеста, Талмуд, Библия, Коран, мифы Древней Греции и т.д. Как правило, эти книги создавались на протяжении длительного времени людьми различных поколений, пока их текст не становился каноническим, не допускающим последующего изменения.
Вольтер шутливо заметил: «Религия родилась, когда первый на Земле шарлатан встретил первого на Земле глупца». Почти тоже самое написал выдающийся арабский поэт и мыслитель Абу-ль-Аля аль-Маарри (973 – 1057 гг): «Религия хитрым сплетением слов силки для людей расставляет. Различны силки – неизменен улов: глупец в них всегда попадает».
"…Вселенная без края в пространстве, без начала и конца
во времени, без каких либо дел для Создателя"
Стивен Хокинг, физик
Рождение богов автора zazelev

05.08.2024 17:59 zazelev
Уточните, пожалуйста, в чём путаница.
О художественном образе в поэзии автора zazelev

28.07.2024 18:49 zazelev
В разделе публицистика среди 18 моих статей есть давно опубликованные две статьи: "Размышление о вере в Бога, религии и церкви" и "Рождение мифов".
Мир вокруг нас автора zazelev

23.07.2024 20:21 zazelev
Бог – это универсальный субъект, который создан человеком с целью помочь ему разрешить все его проблемы, утешить в несчастьях, обратиться к нему за помощью.
Когда обращение успешно, мы говорим: «Слава Богу!» Когда хотим что-то получить, говорим: «Дай, Бог!» (Евтушенко написал стихи с перечислением того, чтобы он хотел получить от Бога). Когда нужна помощь – просим: «Помоги, Господь!» А уж если дела совсем плохи – «Спаси, Господь!» Даже, если нет спасение, мы и тогда говорим: «Господи, помилуй!» Надеясь, что, не смотря на наши прегрешения, Бог отправит нас в рай. Даже в случаях, когда помогают люди, мы на всякий случай говорим: «Спаси Бо», наверно полагая, что это нам зачтётся.
И все это можно делать совместно в храме; или отдельно, получив отпущение грехов от бога через священника; или просто дома, повесив в красном углу икону. Даже все формулы (молитвы) придуманы на разные случаи жизни.
Бог не только помощник и утешитель, Он еще и все объясняет: как образовалась Вселенная, как возникла жизнь, как был создан человек и все его окружающее. Не надо думать, исследовать, проводить эксперименты – всё просто, всё создал Бог.
С точки зрения современной физики Бог – это вакуум, колоссальная энергия которого и обеспечила возникновение Вселенной со всеми ее законами, частицами, энерго-информационными полями и ее непрерывную эволюцию. С точки зрения обычного человека Бог – это все, что неизвестно, неведомо. И
этого незнаемого с развитием цивилизации и углублением научных знаний становится все больше.

Бог не видим, не слышим, не осязаем. Как вакуум, ничем себя не проявляет. Гениально придумано!
Но какой-то гениальный русский мужик сказал: «На бога надейся, а САМ не плошай». Не надейся! Надо САМОМУ учиться, работать, строить, исследовать, создавать, созидать, творить, не плошать, дерзать, не надеясь на самими же людьми выдуманные высшие силы. Не поможет.
Мир вокруг нас автора zazelev

22.01.2024 19:14 zazelev
На сегодняшний день официальная лингвистика считает, что для всех индоевропейских народов когда-то был единый язык. Это основывается на общности некоторых слов. Например, в разных европейских языках в слове брат есть одинаковые звуки «бр». Затем лингвистика сразу переходит к тезису, что был единый язык славян. Это определяется по тому же принципу. Далее, был общий язык восточных славян. Но никто не задается вопросом: почему в слове брат (или других словах) соединены именно такие 4 звука, а не какие-нибудь другие. Вероятно, считается, что определить это невозможно. Те, кто рассматривают РА-теорию, как раз и пытаются это определить. И, на мой взгляд, это интересно.
РА - Бог Солнца автора zazelev

22.01.2024 16:27 zazelev
Я не знаком с изысканиями Михаила Задорнова. Не читал. Если хотите познакомится с исследованиями по вопросу лексики РА, то наберите в Яндексе "Бог РА у славян". Там есть целый ряд статей по этому поводу. В Ютуб есть лекции Федора Избушкина о его исследованиях по древнерусским (до пушкинским) словарям.
РА - Бог Солнца автора zazelev

22.01.2024 12:33 zazelev
Я пишу о русском языке, а Вы приплетаете еврейский и арабский.
РА - Бог Солнца автора zazelev

03.12.2023 17:07 zazelev
Кому что видится.
Взгляд автора zazelev

20.05.2023 13:03 zazelev
А видели или слышали о тех, кто побывал на войне, например, в Афгане. Как они живут, придя оттуда. Сплошь алкоголь, наркотики, невозможность жить обыкновенной жизнью. Эту травму души вылечить труднее ран тела. А про берёзы сказано: ДАЖЕ.
*** автора zazelev

22.04.2022 13:47 zazelev
По Достоевскому русская душа необъятно разнообразна:Раскольников, Мармеладов, Свидригайлов, Ставрогин, Верховенский, Мышкин, Генерал Иволгин, Ганя,Рогожин, Отец Карамазов, Митя, Иван, Алеша Карамазовы, Смердяков, Деточкин, Опискин. Что понять русский цивилизационный проект затруднительно. А если добавить героев Гоголя, Толстого и Тургенева, то и вовсе невозможно.
О фашистах и Украине автора zazelev

21.04.2022 20:57 zazelev
Может быть, мы с Вами руг друга не понимаем. Что Вы понимаете под русским цивилизационным проектом? Нельзя ли подробнее описать этот проект.
О фашистах и Украине автора zazelev

20.04.2022 21:20 zazelev
Не очевидно. Это своего рода национализм - восхваление себя. Если объективно, то русские "Азова" 8 лет убивают русских ДНР и ЛНР, а русские ДНР и ЛНР 8 лет убивают русских "Азова". Так было всегда: русские "белые" убивали русских "красныХ, а те наоборот. Северяне США убивали "южан", а те "северян". Тоже самое было во время гражданской войны в Испании между франкистами и республиканцами. В революциях в России, в Англии, во Франции было тоже самое. Не надо считать, что один народ правильней другого. А "замес", насколько я знаю из анатомии, всегда там же и тем же.
О фашистах и Украине автора zazelev

20.04.2022 18:33 zazelev
Все три текста, приведенные мной написаны в июле э августе 1942 года. Слова, что мы всегда "на стороне добра", сомнительны. Русские, как и все нации, разные. Между прочим, "Азов" - это формирование, составленное из русских.
О фашистах и Украине автора zazelev

20.04.2022 15:28 zazelev
Уточню информацию о ковровых бомбардировках. Ковентри - 14.09.1940 погибло 1200 человек.
Сталинград -23,о8.1942 - свыше 40 000.
Гамбург - 25.01 - 3.02.1943 - 45 000.
Дрезден - 12.02.1945 - более 60 000.
Вюрцбург - 16.03.1945 - 5000 (небольшой город). Любек
О фашистах и Украине автора zazelev

17.04.2021 10:02 zazelev
А что на Земле выше человека?
Императив автора zazelev

21.11.2020 12:38 zazelev
А зрелые года по вашему какие? По мне 30 - 40.
Грёзы счастья автора zazelev

04.01.2019 13:22 zazelev
Уважаемая Auska! Я не считаю себя достаточно компетентным, чтобы давать комментарии чьим-либо произведениям. Я и свои-то стихи не готов оценивать. С уважением.
Изменчивы под солнцем все явленья ... автора zazelev

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту
Приветы