Поэзия непременно требует новизны, и ничего для нее нет убийственней повторения
(Афанасий Фет)
Комментарии к моим произведениям
21.01.2025 20:34 SukinKot
Про сороку не понял. Срок ведь кукушка отмеряет, или есть еще какая-то примета?
Раздумья автора zazelev
18.01.2025 15:54 Rusalka
Люблю роман "Тихий Дон". Роман на все времена. И экранизации Герасимова и Урсуляка.
Приазовская степь автора zazelev
18.01.2025 13:16 zazelev
Если ориентироваться не только на Ключевского, то вот статья о мнениях различных историков.
Статья Призвание варягов
Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году с полным доверием и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1876 году Д. И. Иловайский писал о вставном характере «Сказания о призвании варягов», усматривая в нём признаки новгородского происхождения14. Вслед за Иловайским в статье 1904 года А. А. Шахматов высказывал мнение, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка в киевскую летопись, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке15. Согласно Шахматову, «Сказания о призвании варягов» в «Древнейшем своде» (1039) ещё не было, оно впервые появилось в 1070-х годах в летописном своде Никона, непосредственно предшествующем «Начальному своду» (1093—1095)16.
По мнению Н. К. Никольского, в основе первоначальной киевской летописи о начале Руси лежит источник мораво-паннонского происхождения, который был существенно переработан с точки зрения «варяго-византийской идеологии», — «литературным закройщиком»17 в летопись были внесены ложные сведения о происхождении рода киевских князей, самого наименования Руси и образовании её «государственности от заморских варягов», о «греческом источнике русского просвещения», для того чтобы оторвать русскую традицию от великоморавской, западнославянской и вообще от центральноевропейской. Греко-варяжская теория, насильственно введённая в древнейший свод, разорвала «нить летописных известий о происхождении русской культуры, заимствованных из утраченных Повестей о поляно-руси»1819.
В советской идеологии послевоенного периода сказание о призвании варягов стало ассоциироваться с нацистскими идеями о неспособности «славянской расы» к самостоятельному развитию и воспринималось как чуждое «патриотической» русской летописи, которая, с точки зрения части советских авторов, свидетельствует об исконно славянских (киевских) истоках государственности20.
Согласно А. А. Амальрику, летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах21.
Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных22.
Б. А. Рыбаков вслед за Шахматовым писал о внесении «варяжской легенды» в текст киевской летописи из новгородского источника («Остромировой летописи»). Рыбаков считал, что игумен Михайловского Выдубецкого монастыря Сильвестр (составивший, по Шахматову, вторую редакцию «Повести временных лет») изъял из «Повести временных лет» «самые интересные страницы» и заменил их новгородской легендой о призвании князей-варягов172324. А. Г. Кузьмин считал невозможным, чтобы враждебное киево-полянской концепции «Сказание о призвании варягов» было внесено в летопись кем-то из летописцев киево-печерской традиции. Он предположил, что изначально «Сказание…» было генеалогической легендой только Мономашичей25.
В. Т. Пашуто считал исторически достоверным по крайней мере ядро повествования о призвании варягов и обратил внимание на договорную терминологию летописного рассказа: варяжские князья были призваны «володеть», «судить» («рядить») по праву, по ряду, то есть по договору, который определял условия приглашения князя занять престол26.
По мнению Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, сказание о призвании варягов соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. Так, имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…». При этом Мельникова и Петрухин указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Кроме того, распространенной была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др.), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами, и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду272829.
Откуда автора zazelev
18.01.2025 10:04 zazelev
Все, о чем я писал не выдумано мною. Я не историк и основываю свое мнение на работах историков, прежде всего Ключевского, Платонова и Рыбакова. Все материалы доступны в интернете. Вот концепция Ключевского. СКАЗАНИЕ О ПРИЗВАНИИ КНЯЗЕЙ. Появлением этих варяжских княжеств вполне объясняется и занесенное в нашу Повесть о начале Руси сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, еще до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племен славянских и финских, кривичей, чуда, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались ее платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами, туземцы собрались и сказали: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву"18. Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них прийти владеть пространной и обильной, но лишенной наряда землей. Три родных брата откликнулись на зов и пришли "с роды своими", т.е. с дружинами земляков. Если снять несколько идиллический покров, которым подернуто это сказание, то пред нами откроется очень простое, даже грубоватое явление, не раз повторявшееся у нас в те века. По разным редакциям начального летописного свода рассеяны черты предания, позволяющие восстановить дело в его действительном виде. Собрав их, узнаем, что пришельцы призваны были не для одного внутреннего наряда, т.е. устройства управления. Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали "города рубить и воевать всюду". Если призванные принялись прежде всего за стройку пограничных укреплений и всестороннюю войну, значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ. Далее, князья-братья, по-видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славяно-финских послов, "едва избрашась, - как записано в одном из летописных сводов, - боясь звериного их обычая и нрава". С этим согласно и уцелевшее известие, что Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчетом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил "срубить город", построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить. Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы "оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его". Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, "храброго Вадима", и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет еще множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определенный корм за свои сторожевые услуги. Но наемные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооруженной рукою. Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей, а свое наемное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством
Откуда автора zazelev
18.01.2025 00:20 SukinKot
А почему казачьи чубы черные? Не, я не спорю, были и черные чубы, например, герой Шолохова был черноволосым. Но большинство казаков были русыми, разве нет?
Приазовская степь автора zazelev
17.01.2025 19:51 zazelev
О том, каковы были князья. Сын Владимира Святополк прозван Окаянным. Он убил трех братьев: Бориса, Глеба и Святослава. А Ярослав Мудрый 23 года держал в тюрьме брата Судислава.
Откуда автора zazelev
17.01.2025 18:32 zazelev
Повесть временных лет написана в период с 1110 по 1118 годы Нестором. Призвание варягов датируется этой летописью 862 годом. Следовательно, Нестор не был свидетелем событий, произошедших 250 лет назад. 250 лет это 10 поколений, и Нестор получил сведения, которые передавались устно и , может быть, письменно через многие руки. Подобная передача - это "испорченный телефон". каждый что-то забывает, что-то добавляет, в зависимости от своих пристрастий. Но главное, надо было подтвердит легитимную власть Рюриковичей над славянами.
У пятого князя этой династии Владимира было 12 сыновей от разных жен. Он посадил их княжить в Новгороде, Ростове, Турове, Полоцке, Муроме, Владимире Волынском, Чернигове, Пскове, Смоленске, Тьмутаракане и у древлян. Таким образом, к пятому князю практически все земли восточных славян были покорены, завоеваны. Или вы полагаете, что везде их приглашали? Оставалась рязанская земля радимичей, да Галиция. Экспансия свеев (они же варяги,шведы и русы) на земли славян продолжалась и при Александре Невском и в Смутное время. Они захватили всю Ингерманландию, Орешек, Ладогу. И кончилась это продвижение на восток только при Петре Великом.
Откуда автора zazelev
16.01.2025 19:22 SukinKot
Откуда такой негативный взгляд на историю? Понятно, что в истории есть черное и белое, но нельзя ведь показывать только черное. По поводу беспощадности Рюрика странно читать, учитывая, что некоторые историки сомневаются в том, что это реальная личность. Варягов не принесло, их позвали на княжение, и это, между прочим, был очень разумный шаг. Не буду долго рассказывать почему. Если в двух словах, потому что князь был не только вождем, но и судьей. В тем времена были сильные родоплеменные отношения. Поэтому если ставить князем своего, он бы стал защищать интересны своего рода - он просто обязан был это делать, и сейчас считается аморальным не заботиться о родственниках, а в прошлом мораль в этом отношении была еще более строгой. Поэтому как мог князь что-то решать против своих родных, если они были не правы? Его бы все обозвали жестокосердным и бесчеловечным. Поэтому правитель со стороны славян устраивал больше, чем свой. И почему вы думаете, что князья были более жестоки чем их подданные? Если в Русской правде нет смертной казни, так это скорее всего потому, что вора, насильника или убийцу селяне или горожане могли просто вздернуть на березу или казнить другим способом. А если казнили кого-то не того, то платили штраф князю) И вече у нас было, в том же Новгороде князя могли попросить удалиться. И сейчас начальники выходят из нашей среды, в любом деле нужен лидер. Понятно, что злоупотребление властью - зло, но и безвластье - зло не меньшее.
Откуда автора zazelev
15.01.2025 22:16 SukinKot
Не понял про платформы фонари. Это о движении на поезде, когда в окно видишь, как уезжает платформа с фонарями?
Всё кончается автора zazelev
15.01.2025 03:07 Rusalka
Картинка хорошая. Но меня тоже, как и Сергея, смущает море, которое "то отойдет от берега, то набежит". Это прилив и отлив, а набегает, в нашем понимании, волна. И потом, море то равнодушно, то бережно утешает,- явное противоречие. Может, море равнодушно, а волны утешают.
А море равнодушно, как обычно.
Волна то отойдет, то снова набежит.
И бережно, как кореш закадычный,
смывает боль с измученной души.
Море. Сумерки автора zazelev
14.01.2025 15:14 SukinKot
Я, кстати, не совсем согласен с классиком. Горький ведь потом расшифровывает, что он имеет в виду под "море смеялось". Но тот факт, что метафора вызвала непонимание у людей далеко не последних в отечественной и мировой литературе, доказывает, что она спорная.
Море. Сумерки автора zazelev
14.01.2025 14:54 SukinKot
- "Море смеялось", - продолжал Чехов, нервно покручивая шнурок от пенснэ. - Вы, конечно, в восторге!.. Вот вы прочитали "море смеялось", остановились. Вы думаете, остановились потому, что это хорошо, художественно. Да нет же! Вы остановились потому, что сразу не поняли, как это так: море - и вдруг смеется?.. Море не смеется, не плачет, оно шумит, плещется, сверкает... Посмотрите у Толстого: солнце всходит, солнце заходит... птички поют... Никто не рыдает и не смеется. А ведь это и есть самое главное - простота...
Источник: http://bunin-lit.ru/bunin/vospominaniya/bunin-o-chehove/1-glava-iii.htm
Море. Сумерки автора zazelev
14.01.2025 14:49 zazelev
А эта метафора тоже спорная: "Море — смеялось" М. Горький?.
Море. Сумерки автора zazelev
13.01.2025 12:29 SukinKot
Хорошая картина.
"то отойдёт от берега, то снова набежит" - немного спорно. Море в целом ведь остается на месте, оно не похоже на человека, который то отойдет то подойдет, это волны набегают и убегают.
Море. Сумерки автора zazelev
06.01.2025 22:37 zazelev
Но, возможно, вечности нет и для вселенной, которая бесконечно расширяется. У солнца, земли и человечества вечности нет.
Всё забывается автора zazelev
06.01.2025 22:15 SukinKot
А откуда знание, что нет вечности? Или речь о веке человеческом?
Всё забывается автора zazelev
03.01.2025 00:02 SukinKot
А при чем здесь океан? Ну да, обезьяны начали мыть фрукты в воде, но водоем здесь не имел значения, это могла быть река, не обязательно океан. И обезьянки учились наблюдая друг за другом, то есть знания передавались через наблюдение, а не через океан. Ну и потом многие феномены объясняются ложными воспоминаниями. Человеку в будущем может показаться, что он тогда что-то там предчувствовал.
Странности сознания автора zazelev
01.01.2025 02:40 SukinKot
А у нас сегодня был ливневый снег (именно так это явление обозвал прогноз погоды). С Новым годом!
С Новым годом! автора zazelev
13.12.2024 20:54 SukinKot
У меня такое чувство, что я это уже читал, во всяком случае эти мысли.
Красота автора zazelev
12.12.2024 11:57 SukinKot
А как же "я жить хочу, хочу печали" у Лермонтова? Или у Пушкина: "я жить хочу, чтоб мыслить и страдать".
Предчувствие автора zazelev
04.12.2024 22:30 SukinKot
Это ещё полбеды, если сор из избитых истин, но ведь он может быть из явной лжи.
Словесный сор автора zazelev
01.12.2024 22:49 Rusalka
Я тоже про "целовать песок" подумала) Стихи восторженные и романтичные и не похожи на Ваши, мне так показалось) Вы более рассудительны и философичны)
Твои следы автора zazelev
01.12.2024 12:12 antisfen
"ЙЯ готов целовать песок...")
Твои следы автора zazelev
21.11.2024 17:20 SukinKot
В заголовке, видимо, опечатка.
Мы рядом автора zazelev
17.11.2024 22:30 SukinKot
Как-то не похож герой на брошенного мужа, какой-то слишком добрый. Даже дело не в том, что слишком добрый, а в том, что лишенный ревности: в памяти одни лишь сладостные воспоминания, а где же рычащий внутри него зверь?
Душа болит автора zazelev
03.11.2024 10:46 vyrru
Зимой там снег ковёр расстелет - а может лучше:
Зима снегов ковёр расстелет...?
Петербург автора zazelev
29.10.2024 08:49 AnnaHarly
Пушкин позаимствовал🤔
Как это банально😂
О банальности в поэзии автора zazelev
29.10.2024 08:45 AnnaHarly
Не банальное число баллов)) простите, дала бы 25. Последние
О банальности в поэзии автора zazelev
28.10.2024 20:05 SukinKot
Это все рекомендации, которые авторы могут принять к сведению, но без фанатизма. Фраза Бибихина, я подозреваю, вырвана из контекста. Когда появился "гений чистой красоты" - это было не банальностью. Кстати, не все знают, что Пушкин позаимствовал это выражение у Жуковского. Насчет штампов, в некотором смысле, все наши слова - штампы. Мы же не изобретаем язык заново, а пользуемся уже придуманными до нас словами и фразеологизмами. Поэтому в самих по себе штампах ничего плохого нет, штампами пользуются абсолютно все, владеющие языком. Плохо, когда словами и выражениями пользуются бездумно, механически. И в обыденной речи это не очень хорошо, а в творчестве это совсем плохо. С оригинальностью тоже можно переборщить и написать что-то заумное, но скучное и плоское. Точно также как можно простыми привычными словами сделать что-то свежее, красивое и интересное.
О банальности в поэзии автора zazelev
20.10.2024 11:44 AnnaHarly
"Тень от облака будто бы медлит.
Проплывая над головой" -
Как побывала там!
По югу России автора zazelev
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |