На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
21 ноября 2024 г.

Час ребенка длиннее, чем день старика

(Артур Шопенгауэр)

Публицистика

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото

К списку произведений

О банальности в поэзии

Как следует из словарей банальный означает избитый, предсказуемый, обычный или лишенный оригинальности.
Синонимы банальности — штамп, заношенность, затасканность, заурядность, избитость, неоригинальность, обыденность, стандартность, стереотипность, тривиальность, трюизм, шаблонность… И так можно продолжать довольно долго. Но, между тем, есть и такие определения: «Банальность — уставшая истина», «Самая большая банальность ― это длящаяся реальность».
Некоторые критики видят банальность даже в очень известных стихах. Например, В. Бибихин пишет: «Как гений чистой красоты – пошлятина. Передо мной явилась – банальность. Как гений – банальность».
Банальными в поэзии могут быть темы, сюжеты, рифмы, передача мыслей с помощью затасканных фраз.
Темы на 90% -- избиты, но… в то же время -- вечны. Например. темы веры, любви, поиска смысла жизни. С этим ничего поделать невозможно.
Сюжетная банальность — это когда автор не смог выйти за рамки уже существующих идей, не смог сформировать оригинальные и неожиданные повороты сюжетной линии.
Банальные рифмы – это особенно частый случай: кровь-любовь-вновь, даль-печаль-жаль, свечи-плечи-встречи, слезы-грезы-морозы, век-человек, счастье-ненастье, неба-хлеба и т.д. И, конечно, глагольные рифмы. Самыми банальными рифмами стали рифмы к словам, которые наиболее часто употребляются в стихах: любовь, печаль, счастье и т.д. Банальной может стать и оригинальная рифма, если она повторяется много раз.
Штампы – затасканные фразы, метафоры, сравнения, … Например, работа - повседневная, даль – туманная, даты – памятные, времена – былые, голова – седая, победа – святая, война – священная, край – родимый, земля – сырая, подвиг – бесценный, бои – смертельные, лица – суровые, служба – тяжкая, сон – вечный, беда – лютая, стан – девичий, слезы – горькие, годы – далекие, дни – светлые, любовь – страстная. Часто встречаются избитые словосочетания: город на Неве (Петербург), Москва белокаменная, ночь догорала как свеча, пушистый снег, дорога к храму, боль утрат.
Однако, вся наша жизнь – набор штампов: родился, учился, женился, размножился, умер.
Да, банальность – частый гость в поэзии. Но, тем не менее, одной из основных составляющих хорошего результата является уравновешенность банального и оригинального, т.к. абсолют оригинального недостижим, а простой читатель не может принять очень сложную конструкцию стиха. Он хочет видеть знакомые слова. Многие ли могут читать стихи такого выдающегося новатора, как Хлебников. Как написала Карандиевская-Толстая: «Ты усомнился в реальности того, что любовью зовётся, ведь от любой банальности сердце ускоренно бьётся».
Трудно избежать банальности. Ещё труднее написать что-то очень оригинальное. Такое, как эти строки:
«По мостовой моей души, изъезженной, шаги помешанных вьют жестких фраз пяты».
«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»
«И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль… И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови! Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится!»
«И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.»
«Сырой овраг сухим дождём росистых ландышей унизан».
На такое способны только большие поэты.
В современной англоязычной поэзии рифма и размер воспринимаются как оковы, от которых большой поэт должен избавиться. К рифме и размеру относятся скорее как к костылям, которые нужны только в детской и песенной поэзии.
Возможно, отказ от рифмы и размера позволил бы избежать банального в стихах.
В отличи от литературы банальности в других отраслях деятельности людей очень полезны. После того, как какой-нибудь доктор нашел новый метод лечения или новый способ операции, этот метод становится общедоступным, его применяют по всему миру. Он становится банальностью в медицине.
Может быть, написанное выше поможет кому-нибудь избежать излишней банальности и удачно соединить банальное и оригинальное.


Автор:zazelev
Опубликовано:28.10.2024 16:01
Просмотров:141
Рейтинг:74     Посмотреть
Комментариев:3
Добавили в Избранное:2     Посмотреть

Ваши комментарии

 28.10.2024 20:05   SukinKot  
Это все рекомендации, которые авторы могут принять к сведению, но без фанатизма. Фраза Бибихина, я подозреваю, вырвана из контекста. Когда появился "гений чистой красоты" - это было не банальностью. Кстати, не все знают, что Пушкин позаимствовал это выражение у Жуковского. Насчет штампов, в некотором смысле, все наши слова - штампы. Мы же не изобретаем язык заново, а пользуемся уже придуманными до нас словами и фразеологизмами. Поэтому в самих по себе штампах ничего плохого нет, штампами пользуются абсолютно все, владеющие языком. Плохо, когда словами и выражениями пользуются бездумно, механически. И в обыденной речи это не очень хорошо, а в творчестве это совсем плохо. С оригинальностью тоже можно переборщить и написать что-то заумное, но скучное и плоское. Точно также как можно простыми привычными словами сделать что-то свежее, красивое и интересное.

 29.10.2024 08:45   AnnaHarly  
Не банальное число баллов)) простите, дала бы 25. Последние

 29.10.2024 08:49   AnnaHarly  
Пушкин позаимствовал🤔
Как это банально😂
 29.10.2024 09:32   SukinKot  Это не банальность, а правда. Все-таки эти слова не синонимы.

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Камертон