На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
7 ноября 2024 г.

Если хочешь услышать о себе хорошее — умри

(Фридрих Ницше)

Публицистика

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото

К списку произведений

606 километров по рекам Северного Урала

Истинно глаголю вам, о возлюбленные чада мои: Дерзайте и воздерзается вам, отдавайте - и воздастся, наливайте – и нальют вам (правда, всё выпитое может быть использовано против вас). И главное – ищите да обрящете!
(Странникам 20:21)

Вот и наш поэт, вернувшись с блистательных майских вояжей по речным маршрутам Пермского края, стал думать на тему: «Ах, почему ж на Среднем Урале, в отличие от водообильного Пермского края, нету речного судоходства от слова «совсем»?
(На Южном Урале с ним тоже, мягко говоря, негусто – единственный маршрут Челябинской области – это рейс катера «Автозаводец» по озеру Тургояк до острова Веры туда и обратно. 4,8 км по прямой. Мда…)

И легла на светлое чело поэта тень печали…
Вспоминались поэту времена черно-жёлто-белой империи, когда ходили суда по Чусовой аж до Уктуса, да и во времена сменившей её империи красной что-то вроде тоже ходило. Ныне же…
И что вот вы думаете?
Обнаружил внезапно, к своему удивлению, наш пиит что есть, есть ещё в Свердловской области пока речные маршруты. И какие! По протяжённости своей они больше ныне существующих речных маршрутов не только Московской и Ярославской областей, но и - Татарской АССР (хотя казалось бы – Волга!) и даже Пермского края. Вот те на!
Правда, чемпион планеты среди регионов в этом смысле – это Тюменская область вместе с ХМАО и ЯНАО, но, как говорил герой одного фильма, «Кто может сравниться с королём?»
Маршрут находится полностью в Гаринском городском округе Свердловской области (чуть больше 300 км севернее областного центра) и проходит по четырём северным рекам – Сосьве, Лозьве, Тавде и Пелыму.
На данным момент есть три спонсируемых из бюджета округа рейса – Гари – Пуксинка - Пелым, Гари - Новый Вагиль и самый дальний – Гари – Шанталь.

Ну что же, прочитано – осознано – а поехали.
В советские годы можно было долететь до места назначения с Уктуса на Ан-2 (рейсы четыре (!) раза в день).
Ну, об авиации – далее.

Ныне до Гарей можно добраться от Екатеринбурга по железнодорожной ветке Шарташ – Алапаевск – Сосьва (9 часов в пути), а потом – только попутка из Сосьвы – 46 км по пыльной гравийной дороге. Прогресс!
Кстати, дети, вот вам презабавнейший факт: на Алапаевском направлении Свердловской железной дороги есть одна за другой три станции:
Сосьва Новая, Сосьва...и Сосьва!
Ну гениально же!
Видимо, чтобы никто не догадался, а потенциальный шпиён попалился легко и играючи.

Представьте, товарищи, такую коллизию:
Три друга ехали из Екатеринбурга. Один выходит в Сосьве, второй в Сосьве, а третий в Сосьве. И вот, они пока ехали - так перепились, что один вместо Сосьвы вышёл в Сосьве , второй вместо Сосьвы вышёл в Сосьве , а третий и вообще - вместо Сосьвы в СОСЬВЕ!

Готовый сюжет для роскошного блокбастера.

Ранним утром на окраине Сосьвы я поймал первую же попутную машину (подвёз едущий в гаринскую ИК молчаливый ГУФСИНовец) и через час уже был в Гарях.

Гари (административный центр Гаринского городского округа Свердловской области) –село на берегу реки Сосьва. Основано в 1623 году (На век раньше Екатеринбурга!)
Население округа около 3800 человек (при территории размером с небольшую европейскую страну!), больше половины (2044) из которых проживает в окружном центре.
Село очень живописное и рельефное (обращают на себя внимание гора в районе бывшего аэропорта и Белый яр – обрывистый высокий берег Сосьвы с красивейшим видом на излучину реки).
В городе находятся также вполне достойный советский мемориал героям войн (слегка испоганенный, правда, новодельными изваяниями в стиле «могилы уралмашевских братков») несколько красивых домов с деревянной резьбой и прекрасный музей.
Также есть новенький школьный стадион и детские площадки.

Но вообще же, увы, перспективы округа крайне печальны и туманны, как Пелымский туман ночью. Так сложилось, что эти места испокон веков были «заточены» под обслуживание исправительных учреждений. В советские годы здесь кипела жизнь. Был свой рыбозавод, производства, и прочее. Теплоходные рейсы были забиты битком. Во многих сёлах были свои аэропорты (!) и за пару часов можно было долететь в Свердловск – вот как большевики издевались над народом! Гаринский аэропорт функционировал до 2012 года, ныне же – это полуразвалившиеся строения и заросшая деревьями ВПП.

Вообще же, вот вам простая статистика: в 1991 году в РФ существовало 1450 аэропортов.
Спустя десятилетия вставания с колен их осталось…меньше 200. (В США таких аэропортов больше 13 000) В этом году т.н. мишустин (министр, если кто не в курсе) под предлогом «несоответствия требованиями безопасности» росчерком пера уничтожил ещё 44 аэропорта. Неча холопам по небу летать! И правильно. Оптимизация-с и освобождение-с территорий от туземцев для последующей продажи. Ну а то, что туземцам неудобно трястись в пыльных маршрутках – так проблемы индейцев московского «шерифа» не волнуют…

С приходом 90-х годов, а особенно – после запущенной в середине 2010-х годов «оптимизации» и закрытия исправительных колоний эти места стали стремительно пустеть. Очень многие посёлки заброшены ( и на картах рядом с топонимом появляется печальная эпитафия «нежил.»),
А в оставшихся доживают свой век 30, 15, 8 жителей…
Именно благодаря этим сёлам и существует пока финансируемое из бюджета округа теплоходное сообщение из пристани Гари на КС «Пелым» - на катере подвозят продукты и добираются до родных мест жители.

И вот, 4 июня мы вместе с товарищем отправились в путь по первому маршруту – Гари- Пуксинка – Пелым. На северо-восток, а потом на восток, встречь солнцу. И открылось поэту небо пронзительно-высокое, и изгибы реки прихотливые, и вода ослепительно-синяя, и берега изумрудные – где деревьями поросшие, а где и тундроподобные, сделавшие бы честь самому Ямалу.
Через пару часов река Сосьва соединяет свои воды с Лозьвой, образуя полноводную Тавду. По Тавде к вечеру мы добрались до финальной точки маршрута – села Пелым. (нежил.), где провели около часа.

Находящееся в красивом месте слияния реки Пелым и реки Тавды село является самым древним населённым пунктом области – основано в 1591 году – ещё во времена походов Ермака. Пелым с момента основания являлся местом-ссылкой: здесь отбывали срок угличские жители, участники восстания против Годунова, царские вельможи Миних и Бирон, а также дядя первого из Романовых – Михаила. Также здесь отбывали свой срок декабристы Враницкий и Бриген. В советские годы посёлок вошёл в систему ГУЛАГа.
После закрытия колонии- поселения село было в 2015 году полностью заброшено, и посещают его только охотники с рыбаками, «чёрные копатели» да присматривающие за памятником героям ВОВ волонтёры.
Да взирают на них глазницы опустевшей Михаило-Архангельской церкви.

Мы посетили место сие солнечным и тёплым июньским вечером. Как часто бывает с такими местами в такую погоду, оно выглядело обманчиво обжитым – казалось, что жизнь ещё есть в этих домах, во многих из которых даже сохранились утварь, мебель, книги, посуда…Вот-вот, хлопнет дверь, и выйдут встречать катер люди…Но высокая непримятая трава всюду показывает, что историческое место это заброшено – возможно, навсегда.
Зато заброшки облюбовали различные пичуги, при нашем появлении они начинали встревоженно порхать и биться в окна. Отвыкли от людей.

В Пуксинке (33 жителя) мы остановились на ночь. Судьба Пуксинки схожа со многими здешними местами – после закрытия в 2014 году ИК-14 она стала стремительно пустеть и ныне представляет из себя практически село-призрак. Узкоколейка разобрана, аэродром зарос травой по пояс ростом. Детский сад заброшен (местные жители корректно-оптимистично говорят «законсервирован») и только по деревянной танцплощадке у ДК безлунными ночами кружатся в танце призраки минувших лет… Отдельное пронзительное впечатление оставляют разгромленные в хлам строения колонии, которые мы посетили. И Яроокий Спас храма при колонии в лучах закатного солнца взирает на все это как-то особенно по-яростному…

В зале ожидания ( по факту – беседке) местного аэропорта мы, попивая пиво, безрезультатно прождали рейса призрачного АН-2 в компании сотен местных комаров. После мы ушли. Комары остались. Цыкая зубом. Завидую их оптимизму.

Через пару дней, по возвращении в Гари, «пробили» мы и второй из трёх маршрутов гаринского судоходства – на сей раз на северо-запад до села Новый Вагиль.
По пути дерзкий поэт, дерзко дегустируя нижнетагилькское пиво, предложил человеку-загадке Ч. создать, по аналогии с футбольными «фонацкими» движениями
движение свирепых фанатов водного рейсового транспорта.
Наши союзники - это различный некоммерческий рейсовый транспорт,
а враги - это круизники, прогулочные катера и прочая попсятина.
Наши цвета – белосинечёрные.

Тут же было придумана и неоднократно проскандирована пародийно гнусавыми а-ля фанаты голосами на корме такая речевка:
"Давайте вместе нажрёмся в дым!
Налей грамм двести за наш "Пелым".
Север! Реки! Алкоголь!"
Север! Реки! Ал-ко-голь!»

Сему перформансу с удивлением внимали пассажиры судна, среди которых выделялись диковинным видом почтальон, судебный пристав, а также пожилая леди, зачём-то этапировавшая в глухую тайгу домашнюю черепашку (!) Может, разводить собралась, кто знает…Да здравствуют северные таёжные рептилии, товарищи!

Вторая же часть речевки - готовое название для фанатского журнала. Ура!
Во время глума фанат Ч. разгонял телеги про свои южноамериканские и африканские выезда, например в Нигере, когда фанат Поэт заявил ему, что Африка это неканонично и ненордично, фанат Ч. заорал: «Так СЕВЕР Нигера же! Се-вер!»

Посмотрев по пути очередной заброшенный аэропорт – на сей раз в селе Ликино
(мой спутник товарищ Ч. даже прилетал в 2003 году в это село на Ан-2) мы вечером 8 июня достигли конечной точки маршрута.
Несмотря на то, что в Новом Вагиле официально живёт всего 8 (восемь) жителей, производит он гораздо более оптимистичное впечатление. Всё благодаря новенькой базе отдыха охотников и рыболовов, на втором этаже которой мы и разместились на социальной основе, благодаря гостеприимству местных жителей.
Ну что ж, хоть в каком-то формате здесь цивилизация останется. И на том спасибо.

Нововагильские достопримечательности:

1.Пьяный охотник дядя Федя (а может и Вася), коий, дыша этанолом, стращал нас лютыми рассказами про отряды медведей-боевиков, совершающие регулярные кинжальные рейды на местных жителей, о прямоходящих на задних лапах гигантских медведицах (подробно изображая пантомиму на последних) и прозрачно намекал что только немедленное налитие ему огненной воды подвигнет его на нашу защиту и позволит протянуть до утра. Мы безшабашно отказались.

2.Вот не знаю насчёт медведиц, но комары здесь Комарищи – поджарые полосатые твари с хорошего котёнка размером (А скорее – с нехорошего). Когда мы их отгоняли, они рассерженно клацали зубами и отлетали, бормоча невнятные угрозы и ругательства на древних финноугорских наречиях.

3.К ночи достаточно резко похолодало. Эскадрильи комарищ тут же протрубили отбой и улеглись спатеньки. Время от времени только из прибрежных кустов слышалось обиженное комариное сопение, причмокивание и ворчание сквозь сон. И снился им не рокот космодрома…
Мы же были застигнуты феерическим, фантастическим инопланетным туманом.
Вот это было что-то, товарищи. Такого дивного, подсвеченного белой ночью мистического полотна из воды в газообразном состоянии наш поэт не видел ни в Обской Губе, ни на севере Норвегии.
Заповедная красота, эффектно обрамляемая тишиной, изредка нарушаемой криками вдали неведомых птиц.

На следующий день, вернувшись в Гари, мы домчались на попутке до села Сосьва и ночным поездом уехали в Екатеринбург. Позади было шестьсот шесть километров пути по воде и два маршрута КС «Пелым» из трёх. Третий же (и самый длинный – почти два дня пути в одну сторону) маршрут Гари - Пуксинка – Шанталь через озеро Пелымский туман мы оставили на потом ( я надеюсь, что речное сообщение в местах тех протянет до «оптимизации» ещё год-два – больше – вряд ли.)

Скажем, в золотую осень по высокой воде.

Оцените товарищи, поэтику маршрута.
В Далёкий Шанталь через Пелымский Туман по Высокой Воде. Ах!

(Вообще, Шанталь – это скорее всего, топоним женского рода, т.к. есть такое французское женское имя. Удивительное для этих мест название. Хотя, есть же у нас итальянское Сан-Донато).

И вот стало интересно товарищу поэту, а какие ассоциации вызовёт это словосочетание
у его читателей.

Ответы весьма интересны.
Итак, по мнению читателей и читательниц, Далёкий Шанталь это:

Странный шансон
Дальний Восток
Кафешантан
Далёкий еле уловимый запах духов
Дальние странствия
Мохнатый шмель (версия нашего ангела Лены Мунц)
Селение в дебрях (и ведь верно!)
Наливай! (Красивая поэтичная версия от популярного эстрадного исполнителя
и харизматического лидера местной молодёжи Ди Углова)
Затерянное в Гималаях сказочное царство
Неизвестность
Таёжный посёлок (и опять-таки в точку)
Замок во Франции
Уединение
Провинция во Франции
Мифический город из детства, которого нет на карте (вах!)
Пьяная романтика

Отдельно, конечно стоит выделить мохнатого шмеля и версию-монолит «Наливай!»
(А она всегда верна).

Но вот у нашего поэта ассоциация была такая:
Семидесятые годы, наивная и светлая советская фантастика про экспедиции к далёким и загадочным мирам. Первая звёздная, гиперпереходы, мезонные звездолёты,
Эпсилон Эридана, Проксима Центавра,
Волос Вероники, Бетельгейзе...Далёкий Шанталь.

Ну что же. Имею скафандр - готов путешествовать.
До встречи в самых неожиданных местах Вселенной.

фото: https://fotoload.ru/fotoset/67917/


Автор:nevsky
Опубликовано:15.06.2021 10:51
Просмотров:1404
Рейтинг:130     Посмотреть
Комментариев:3
Добавили в Избранное:2     Посмотреть

Ваши комментарии

 15.06.2021 11:37   c310  
Интересно, что при всей увлекающей плавности повествования, Вам хорошо удаются снимки неспокойной воды. Вот такая противоречивая разносторонность автора ))
 15.06.2021 11:38   nevsky  :) Спасибо.

 16.06.2021 03:38   Rusalka  
Super!!!
 16.06.2021 06:57   nevsky  Спасибо)

 16.06.2021 12:13   MetchVolobueva  
Я понял тайный смысл пословицы Потеряться среди трех сосен. В пословице вышла опечатка. Не "сосны", а "Сосьвы". Или же наоборот - называли станции согласно пословице. Что в принципе одно... типно. Однотипно, да. И очень по-русски, как Москва Ярославская или Москва курская. Даешь каждой области по своей Москве!
 16.06.2021 12:18   nevsky  :) Ну в наших краях очень много финноугорских топонимов с окончаниями либо на ва, либо на да.

Сосьва, Лозьва, Тавда, Ревда.
РевдА, кстати, есть в Мурманской области, только там она - РЕвда. Можно устроить тематический тур РевдА - РЕвда.
 16.06.2021 12:19   nevsky  В КССР был рейс Тараз - Шевченко.
Товарищи мои как-то проехались по маршруту
Бугульма - Бугуруслан - Бузулук. (Бу-Бу-Бу)

Много есть чудесного :)
 16.06.2021 12:21   nevsky  Вот ещё про дивные топонимы:

http://reshetoria.ru/user/nevsky/index.php?id=33825

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Камертон