Cалехард (до 1933 года – Обдорск, Обдорский острог) – единственный город, находящийся на Полярном круге (о чём там установлена соответствующая стела-этикетка). Основан в 1595 году почти сразу же после походов Ермака Тимофеевича.
Форпост русских переселенцев на Крайнем Севере востока страны.
Расположен на мысу, вдающемся в реку Обь при впадении в неё реки Полуй.
Собственно говоря «Салехард» по-ненецки и есть «город на мысу».
А «Обдорск» - Обский берег. А находящийся севернее, уже на полуострове Ямал новый порт назвали… Верно, товарищи знатоки! Новый порт!
Крайне витиеватые и причудливые топонимы в тех краях.
Вообще, столица ЯНАО, с моей точки зрения, по новейшей исторической судьбе является братом-близнецом столицы ХМАО Ханты-Мансийска. Как и ХМ, до 1990 годов 20 века Салехард являлся в основном двухэтажно-неказистым городком с неказистой же инфраструктурой. Но в 90-е годы благодаря нефтедОбыче животворящей оба города просто рванули вверх, превратившись вполне в комфортные и современные города.
(Правда, против 100 тыс. Ханты-Мансийска, в Салехарде чуть более 50 тыс. жителей).
Зато вкус и эстетика архитектуры и устройства городской среды Салехарда, наверное, являются непревзойдёнными в Сибири – некоторые здания, улицы и тротуары сделали бы честь даже норвежским городам.
Благосостояние города позитивно сказалось и на нраве горожан – открытых, дружелюбных и приветливых. Впрочем, это север, друзья, здесь по-другому никак.
В самом историческом центре города на оконечности мыса находится любовно воссозданный по оставшимся эскизам деревянный острог казачьих первопоселенцев.
От него открывается прекрасный вид на Обь, и находящиеся по ту сторону вершины Приполярного Урала – до них около сотни километров, но видны они как на ладони, вкупе с широченной Обью составляя внушительную панораму.
Одним из главных символов нового с иголочки Салехарда является, конечно же, легендарный мост «Факел» с рестораном «Ямал» наверху – подняться туда можно только на лифте, сверху открывается чудный вид на центр города.
Находится этот мост на реке Шайтанка, название это, кстати, вызвало недавно забавные споры и коллизии – дело в том, что возводится неподалёку на её берегу колоссальный православный храм. И вот вызвало у части прихожан это определённый когнитивный диссонанс – как это – Храм да и на Шайтанке? Негоже и невместно! Требуем переименовать.
Но река пока называется, как было испокон веков.
Отдельной интересной изюминкой являются расположенные во многих местах деревянные скульптуры и целые скульптурные композиции. Нам особенно повезло: в дни нашего визита в центре города проходил масштабный фестиваль-соревнование мастеров деревянной скульптуры – произведения искусств рождались прямо на глазах горожан.
Причем сюжеты сих творений очень небанальны – видимо, хороший вкус – это вообще специфика этих мест.
Также вполне годно и достойно смотрится украшение брандмауэров стандартных пятиэтажек красочными панно – это ныне вообще общая (и хорошая) тема для многих городов РФ, но здесь они особенно хороши своей северной спецификой – тут тебе и мамонт, и советский вертолёт, и ледокол, и тайга... Песня!
Отрадно, что авторы этих панно – родом из моего родного Екатеринбурга!
«Через дорогу» от Салехарда – на западном берегу находится город Лабытнанги, который мы посетили, предварительно покормив окаменелостями и полезными ископаемыми каменный монумент мамонту Мите. Почему он Митя, а не, скажем, Серж или там Эдуард – даже не спрашивайте. Спасибо, хоть не Борис. Во время переправы одна из местных жительниц увлеченно пересказывала нам одну из легенд местного городского фольклора – дескать, вот-вот, в ближайшее время должно начаться строительства моста через Обь, который соединит два города. Увы, это тот случай, когда очень желаемое выдаётся за действительное. Всему этому препятствует слово на букву Р.
И это слово – «рентабельность». Несмотря на наличие даже планов правительства, моя точка зрения по этому поводу такая. Увы, строительство столь длинного сооружения в наисуровейших субарктических широтах имеет вероятность вряд ли намного большую, чем проведение метро по этому маршруту. Либо – чем электрификация Северного Полярного круга путём подвешивания на 66 параллель неоновых лампочек.
Впрочем, вера – дело хорошее. И реализация проекта Крымского моста, признаться несколько раздвинула рамки этой веры.
Ну и вообще – планы-то есть грандиозные. Так называемый Северный широтный ход (железная дорога, которая может соединить Полярный Урал (то есть – по Свердловской ЖД и Екатеринбург!) напрямую с Игаркой и даже с Дудинкой
Но – будут ли эти планы реализованы и когда они войдут в стадию реализации – боги весть.
Кстати, часть путей (ветка от п. Чум до Лабытнанги и ветка Салехард - Надым, начинающаяся прямо на восточной окраине Салехарда) уже существует – в заброшенном виде. Возводилась она в 1947-1953 году в рамках проекта Трансполярной магистрали силами заключённых, тысячи которых окончили здесь свой земной путь – в память о их труде на «нулевой версте» установлен в качестве памятника паровоз тех времен и рельсы, обрывающиеся в вечность.
В общем, будем посмотреть, что называется.
Также стоит отметить, что у этих мест есть превосходные перспективы для развития не только сфер, связанных с разработкой недр. А туристические – в шаговой (по северным вертолётным меркам) доступности находятся не только аутентичные ненецкие кочевья, но и Приполярный и Полярный Урал. Так что – процветай и развивайся, подсвеченный разным там северным сиянием северный регион!
Сразу за Салехардом исполинская Обь поворачивает на восток и северо-восток, стремительно превращаясь практически в (отчасти) пресноводное море Обской губы – берегов там не видно, регулярно гуляют штормы «как у дяденьки Карского моря».
Именно туда и рвался наш поэт, проведя три дня в столице ЯНАО. В загадочную фонетически и географически ненецкую Антипаюту, что на 700 км северо-восточнее.
Именно туда он отправился на винтажном теплоходе «Механик Калашников».
В сказочные полуночные края всё ближе к верхушке земного шарика.
О чём – в третьей части повествования.
Ну, а вспомнив про сказочность, мы и закончим сказкой, мои юные друзья.
***
Как-то в далёком селении на крайнем севере жила ненецкая девочка Света Тьмы.
(Хотя чего это я? Она и до сих пор там. Всем привет передаёт, кстати.)
И вот, как-то в особо тёмную полярную ночь, солнце не всходило четыре с половиной дня. И даже пунктир полярного круга далеко на юге, который, как известно, включают по ночам для удобства навигации стад оленей, не давал должного освещения.
«Но что с того, что на улице темно?» - спокойно подумала Света Тьмы.
«Ведь у нас ещё есть свет в наших душах! И свет в наших домах. За первое – спасибо нашим добрым родителям и мудрым Наставникам. За второе – электрикам, электромонтёрам и Единым Энергосистемам.
Очень добрая и светлая девочка эта Света Тьмы. И таких Свет на нашем севере – тьмы и тьмы.
***
Ну за Свет и их свет, товарищи!