На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
8 ноября 2024 г.

Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт – простые вещи – сложными

(Лев Ландау)

Публицистика

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото

К списку произведений

Уральская кругосветка

Не, ну а чо? (На Урале также могут сказать «шта?»)
Зачем нам эти буржуазные Магелланы и прочие Дрейки?
Если есть в наших краях умельцы, которые как-то сделали штучную партию
глобусов Урала (Северный полюс – в районе Полярного Урала, южный – в районе Оренбуржья), почему бы и не состояться уральской кругосветке?

Скажем, по нашему маршруту 2-5 сентября 2020 г. от РХ:

Екатеринбург - Карабаш - Златоуст - Сатка - Айские притёсы - Пороги - Вязовая - Усть-Катав - Янгантау - Новобелокатай - Пудлинговый - Красноуфимск – Екатеринбург.

1050 км в пути.
Прелесть маршрута по трём субъектам Российской Федерации – Свердловской и Челябинской областям и Башкирии не только в большом количестве посещённых достопримечательностей, но и в том, что маршрут этот – практически круговой.
Причём круг этот сделан по древнерусским правилам – посолонь (слева направо, по часовой стрелке) См. карту. Ну а что – сильна Русь традициями!

Вехи пути.

1.Как известно, путь от Екатеринбурга к окрестностям Златоуста и чудесным горным паркам Южного Урала лежит через уникальную термоядерную местность – город Карабаш. Карабаш (основан в 1822 году как завод) давно уже несёт неоднозначную, хоть и неофициальную, славу «самого экологически грязного города планеты».

Начатая ещё при Александре Романове-первом дОбыча медной руды спустя десятилетия сделала эти места похожими то ли на поверхность Марса, то ли на съёмочную площадку голливудского боевика в стиле «постапокалипсис».

Карабаш встречает гостей города апокалиптическими ландшафтами в стиле постъядерного мира – черные и бурые безлесные горы, потрескавшаяся почва всех цветов радуги, речка Сак-Елга - ядовито-желто-зеленого цвета.
И как усмешкой – одна из достопримечательностей – гигантские( около метра высотой)
Буквы «С ИМЕНЕМ ИЛЬИЧА ТРУДИТЬСЯ И ПОБЕЖДАТ !» (буква «Ь» повалена).
На ландшафтах сих, кстати, очень любят фотографироваться в стиле «ню» заезжие гламурные дивы - видимо из-за чарующего контраста юного девичьего тела и царящего вокруг полного и тотального карабаша.
Еще одной достопримечательностью является Поклонная гора – названа в честь установленного в 2005 году на вершине огромного поклонного креста и надписи из камней «спаси и сохрани» чуть ниже.

Вот именно тут любопытствующим фототуристам очень пригодилась бы пресловутая «маска-намордник» - если в иных местах это всего лишь образчик лояльности и покладистости масс, то здесь – вполне необходимый предмет. Лично подтверждаю.
Сделали мы с товарищем-водителем фотоостановку в одном из самых брутальных мест града сего. Вышли, понимаешь, поснимать, апокалиптические виды. В итоге известный своим бесстрашием Вадим Рудольфович выдержал где-то минуты две. Сделав страшные глаза и прошептав «Ты чувствуешь запах?» он ретировался в недра своего железного коня. Вспомнил, видимо, что на нём как на техническом директоре предприятия лежит повышенная ответственность.
Поэт же пошёл далее, безответственно фотографировать свёрнутые в трубочки(!)
многоугольники выжженной почвы. И вот, вдыхая воздух полной грудью, почуяло наше юное дарование, что воздуха-то и почти нет! А вместо него – какая-то кислородно-аммиачно-медная смесь. Привкус этой меди в носоглотке ощущался мной потом ещё пару часов. Будьте бдительны во время вылазок на Марс, товарищи!

2. Удивительно, но сразу же за поворотом после Карабаша начинается красивейшая природа, дорога же ведёт к одному из самых рельефных городов страны – Златоусту.
В Городе Крылатого Коня (основан в 1754 году) я был уже раз восемь.
И неоднократно писал о нём.
Очень уж живописные места, и град им под стать.
Златоуст славится своим уникальным производством гравюр на металле – при великолепном их качестве и красоте стоят они смешные копейки.
( А в граде св. Екатерины эта продукция, кстати, продаётся с наценкой 400(!) процентов.)

Ещё одна изюминка города – это самая высокогорная в стране сеть трамваев.
Перепады высот на разных участках могут достигать 200 метров!
Сеть, однако, несмотря на наличие нескольких трамваев с яркой расцветкой (один и вообще разукрашен изображением какого-то титанического ящера) находится в плачевном состоянии – из пяти веток в советское время ныне осталось две.
А тётеньки-водительницы, помимо собственно вождения в высокогорных условиях, вынуждены выполнять роль кассиров, виртуозно принимая бумажные и металлические деньги, а также банковские карты. Невероятная дичь по екатеринбургским меркам.

Сам город тоже производит, увы, очень неоднозначное впечатление.
Особенно поражают красивейшие здания с башенками и колоннами («сталинский ампир»)
на проспекте Карла Маркса, находящиеся в чудовищном состоянии – кажется, башенки вот-вот обвалятся. Верх одной из них украшен огромной надписью «ПУТИН-ВОР».
Очень символично, знаете ли.

И кстати, насчёт изображения животных на транспорте…
Такая вот моя прекрасная идея, которая вполне может быть воплощена в какой-нибудь альтернативной непрагматичной Вселенной – вместо номеров маршрутов, делать на трамваях индивидуальную имиджевую окраску – там ящер, здесь лань, тут вам белочка, и конечно – быстроходные трамваи-гепарды (экспресс!)
И вот спрашиваешь совет – как, скажем проехать в библиотеку Ленина имени Сталина –
а тебе в ответ – «Это вам надо две остановки на ящерке, потом пять на саламандре, ну а там пересядьте на лань, и до остановки Город Мастеров».
Ах, право же, красота!

Немного о названии города. Как известно , Златоуст – один из немногих городов России , сохранивших свое вызывающе-религиозное название на протяжение всего советского периода.
Однакось! В 30 годах, на волне общей борьбы с «мракобесием» и «пережитками прошлого» инициативная группа товарищей ( ох уж мне эти вездесущие «общественники» !) развернула яростную кампанию по переименованию устаревшего в что-нибудь пролетарски-прогрессивное.
Трудящимся было предложено проявить инициативу и предложить свое название родному городу.
И трудящиеся дали джазу!
Итак, держитесь там. Предложенные варианты названий:
Мартеновск. Нержавельск.( можно было «Антикоррозийск»)
Нержавстальск. Рапитостальск.
Стальбулат.Нержсталин.
Будённый.Влади-уральск.
Круповск.Рыковск (гербом льва наверное тогда)
Стальрудград.Сталинмайск.Урицк.Красно-Зубов.
Сталековшов.Сталескворцов.
И наконец. Ухватитесь покрепче:
Айзенштад (Стальград на немецко-фашистском)
Безбожеск (круто!)
Грязегорск (ого!)
Восьчасрабдень (а как быть тем, кто ненормированно работает? Уезжать?)
Золингенск( что-то в стиле зондер-команды)
Интернационалград.
Урокогорск (школота в шоке)
Кровавый Восьмичасовик!
И наконец, главный приз –
СЕМРАБТРУДОУРАЛМЕТГОРСК! (изящно!)
В итоге, однако, в честь 50-летия товарища Сталина И.В. город было решено
назвать скромно и со вкусом – Сталинск.
Решили. Собрались переименовывать.
Но город как был Златоуст – так, к счастью, им и остался.

На следующий день прикупивший пива «Златич» поэт вместе с водителем отправились на Александровскую сопку (843м) – находящуюся практически в городской черте красивейшую гору (хоть почему-то и названную игриво «сопкой»).
На вершине горы находятся монументальные скальные выходы, забравшись на которые можно насладиться фантастической панорамой окрестностей – видны главные вершины национального парка «Таганай», хребет Уреньга, Златоуст с прудом, а также Сыростан и Миасс на востоке.
Александровская сопка получила свое название в честь императора Романова АI, который посещал город Златоуст в 1824 году. Чтобы в том числе лицезреть с гор европейскую и азиатскую части своей империи.

В 1837 году на гору лихо взобрался чуть ли не на жеребце будущий Александр II,
чтобы лицезреть с гор европейскую и азиатскую части своей империи.
О чем на вершине установлен памятный знак с буковкой «А».

В 1904 году в поселке Уржумка у подножия ночевал Николай II. Вот к бабке не ходи, и Н2 наверняка забирался на вершину, чтобы...ну вы поняли.

Ну а в 2020 году туда забрались и мы. Лицезрели, как без этого.
Ну и, как и в предыдущее моё посещение, наткнулся я на огромное гнездо уникального вида местной фауны – летающих горных коней. Вспугнутые залезшим на самый верх скалы поэтом, лошадки разлетелись кто куда, встревоженно хлопая исполинскими крыльями. Ветрище поднялся такой, что чуть не сдул товарища поэта на ближайший курумник. Осталось видеоподтверждение – съёмка с вершины. Коней, правда, на нём не видно (увертывались от камеры копытные любители горного овса!) но вполне слышны порывы поднятого ими ветра.

3. Следующей базовой точкой экспедиции стал город Сатка.(Основан в 1756 г)
Также как Карабаш, появился на месте завода и является моногородом.
Правда, производит Сатка гораздо более радостное впечатление. Руководство градообразующих предприятий в какой-то степени взялось за благоустройство города – так, фасады многих частных одноэтажных домов на центральных улицах покрашены в нарядные яркие цвета (и смотрится это достаточно хорошо, некитчево).

Фонари…выкрашены в цвета российского флага – чередуются белые, красные и синие.
В центре города на берегу пруда также находится крайне неоднозначная «Сонькина лагуна» - построенный на деньги местного олигарха развлекательный парк. (Собственно говоря, Соня – это внучка предпринимателя).

Стилистика комплекса – «лопни мои глаза» или «кошмарный сон архитектора, за 5 секунд до пробуждения». Невообразимый китч. Что-то анталийно-сочинское такое.
Хотя…иметь под боком у себя Анталию – наверное, это для горных работников весьма важно и круто.

Составной частью этого китча является расположенный на острове посреди саткинского пруда развлекательный комплекс, сделанный в форме няшно-игрушечного «средневекового замка». Конечно, можно было бы гражданину олигарху не делать что-то «под Европу», а сделать что-то исторически наше, родное, в стиле, скажем, прекрасно
воссозданного казачьего острога в самом центре Салехарда.

Ну да ладно, пусть будет, в конце концов.
Но название сего чуда!
Итак, готовы?

Дупло Орла! Дупло, Шарлемань, Орла!
Орла, греф побери, дупло!

Ну, бренд «гнездо орла» (Kehlsteinhaus) уже занят одним немецким художником австрийского происхождения. Тем самым, что зачем-то полез в Россию и был доведен Сталиным до самовыпиливания.

И вот – «дупло орла». Я много думал, какое у орла может быть дупло, и где оно находится. Кто сказал «где у орла находится»? Гусары, папрашу вас!
Наш поэт так прочувствовался, что на социальной основе (то бишь даром) предложил жителям города ещё пакет названий подобного рода заведений:

«Седло оленя»
«Орало марала»
«Бобра конура»
«Котят три ведра»
«Убежище Умки»
«Наполни нам рюмки»

Ну милота, право.

4. На следующий день мы осуществили т.н. «Саткинскую кругосветку» - круговой маршрут по Саткинскому району.
Посмотрев по дороге заброшенные печи для обжига извести (1961 года создания, надо же! Печи выглядят как артефакт времен Тамерлана, но на самом деле где-то в это время пролетал над планетой Юра)
мы достигли величественных Больших притёсов на реке Ай.

Притёсы – это совершенно отвесные скалы на границе Челябинской области и Башкирии. Скалы расположены в форме вытянутой подковы, длиной около километра и высотой до ста метров! (высота тридцатиэтажного дома, если что).
Знаткие местные жители после пинты-другой крепкого башкирского мёда любят, хитро прищурившись, рассказывать, что со скал этих в стародавние времена сбрасывали различных преступников и негодяев.
«Ай!» - кричали в полёте сбрасываемые. «Ай!», «Ай!», «Ай!» - многократно вторило им эхо. С тех пор так и назвали протекающую внизу реку…

В одной из беседок рядом с обрывом 3 сентября 2020 года состоялся научно-практический семинар на тему «Технический и поэтический подход к путешествиям. Виды странствий».
Докладчики и оппоненты – профессора Кулик В.В. и Бармин В.Р.
Было интересно.

5. От Притёсов мы отправились к уникальному памятнику инженерной мысли –
ГЭС «Пороги» на реке Сатка. Построена она аж в 1910 году организацией с чудесным названием «Уральское электро-металлургическое товарищество графа А. А. Мордвинова, графини Е. А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и А. Ф. Шуппе» с помощью немецких инженеров и немецкого и английского оборудования ( на одном из механизмов гордо красуется надпись «Tangyes Birmingham»).
С того момента ГЭС "Пороги" ни разу не реконструировалось, и выглядит точно так же, как во времена правления Николая 2.0 и английского короля Георга.
Очень люблю такое - кумулятивное сочетание и творческий союз ОАО "Природа" и ЗАО "Цивилизация". На выходе часто получается просто фееричный продукт.
В 1993 году комплекс «Пороги» вошёл в заявку на включение в Мировой список памятников индустриального наследия ЮНЕСКО.
При развитом путинском капитализме в 2017 году гидроэлектростанция была остановлена из-за отсутствия финансирования, персонал уволен.
Сооружения ГЭС требуют ремонта, который оценивается в сумму более 1 млрд р.
«Пороги» относятся, по моей классификации, к распостранённому в РФ типу «условно-закрытых» объектов. Так, вход на саму плотину закрыт на замок и снабжён табличкой «Вход запрещён», но…сбоку плотины рядом заботливо приставлена к земле доска, по которой легко и играючи можно забраться на сам памятник.
«Формально нельзя, но по факту – всем пофигу» - так у нас многое в стране. И даже не знаешь, плохо ли это или хорошо.
Ну а наша экспедиция на фееричном закате через Бердяуш замкнула круг и вернулась в штаб в городе Сатка.
6. На утро нас ждал соседний Катав-Ивановский район. Именно в нём находится потрясающий участок железной дороги Вязовая – Усть-Катав – Миньяр: дорога здесь проходит между скалами с одной стороны и вьющейся с другой рекой Юрюзань.
Именно фотовиды этих мест являлись одной из главных задач экспедиции. Вообще, часто так бывает с поэтом. Сначала – увиденное в интернете фото, восхищенное «ах!», а затем – часто неожиданно для него самого, личный визит на место съёмки. Так было с норвежским мысом Нордкап, так произошло и здесь.
Скалы у Вязовой (ударение на «о») в ближайшее время, из соображений безопасности и предотвращения камнепадов собираются затянуть защитной сеткой, как уже сделали на аналогичном участке ЖД рядом со станцией Флюс в Свердловской области. Но мы-таки успели насладиться первозданным видом, сделав вагонетку прекрасных природно-железнодорожных снимков.
Кстати, по остроумному предположению поэтессы Арины Петропавловской, топоним «Вязовая» происходит вовсе не от «вязы», а от диалектно-уральского «вязтИ» - в плане, везти что-то куда. Возможно, возможно.
На закате же мы ворвались в живописнейший, раскинутый на многочисленных холмах и безлесных сопках Усть-Катав (1758 г.) .
Вы будете смеяться, но – тоже был основан как завод и тоже является моногородом. Градообразующее предприятие - Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова. Вы могли даже не знать о существовании этого населённого пункта, но наверняка пользовались его продукцией – завод поставляет трамваи во множество городов.
В самом же Усть-Катаве трамвайного сообщения нет, хотя рельсы для обкатки его на улочках города проложены. Так что можно сделать редкий и красивый кадр – совершенно сельский пейзаж с одноэтажными частными домиками, козочки пасутся, бабушки сёмки лузгают, и тут опа-на! Из-за поворота – новенький, пахнущий краской трамвайчик.
Однако у нас было на разграбление города всего лишь пара закатных часов, поэтому мы их посвятили знакомству с визитной карточкой города – симпатичным и элегантным Брянским мостом (1944) и съемке панорамных видов с одного из холмов на берегу городского пруда.
5. А нас уже ждала Башкирия.
Переночевав в закрытом на семь замков из-за ковидной паранойи Янгантау, а также посетив геологические разрезы кайнозойской эры с отпечатками моллюсков, трилобитов и прочих трицератопсов в районе села Мечетлино, товарищи водитель и поэт приехали на чай к родственникам первого в село Новобелокатай.
Ничем, в общем-то, не притязательный населённый пункт оставил впечатление какой-то повышенной ухоженности и радующей глаз цветочно-избушечной пасторальности.
Создавалось убеждение, что Катай, понимаешь, не только новый и белый, но и чистенький вдобавок. А возможно – и пушистый!
Вообще, в отличие от более суровой, подтянутой и горнозаводской Челябинской области, Башкирия раз за разом оставляет впечатление какой-то уютной степенной вальяжности. Гладкие линии холмов, луга, изгибы рек. Лампово так, по-домашнему. Специфика этих краёв.
6. Ну а финальной точкой и звучным аккордом стало посещение одного из семи красноуфимских виадуков – арочного железнодорожного моста начала века
недалеко от посёлка Пудлинговый, в Долгом логу.
Как и остальные, он построен в 1914 -1918 годах под руководством инженеров О. А. Модерсона, П. В. Щусева и М. Ф. Клочанова. Давайте поблагодарим этих достойных джентльменов за сделанное.

Конструкция, конечно же, впечатляет своими титаническими размерами и изяществом форм. Удивительную красоту можно увидеть благодаря совместным творениям человека и природы. Особенно рельефно всё это дело выглядит на закате.
Рекомендуется к просмотру.
Но! 18+:
вот как раз эти объекты можно по классификации поэта отнести к категории «безусловно-запретных» - всюду заросли и колючая проволока, а пересечение оной вполне может повлечь за собой задержание и разные виды юридической ответственности, а если особо постараетесь – то и прицельную стрельбу по вам.
Однако…даже тут мы обнаружили на наиболее выгодном с точки зрения ракурса месте, что проволока сия заботлива кем-то перекушена. (надеюсь, хотя бы не голыми руками разорвана). Так что не перевелись на Руси пытливые умы и смельчаки, ради картинок фотографических в авантюры пускающихся.

С 2014 года поезда в этом месте ходят по новому мосту, коий, конечно, более утилитарен и прагматичен.

Виадук же постепенно покрывается трещинами и порастает деревцами, приобретая залихватский древнеримский вид. Да иногда прогуливаются по нему, напевая «Ave Caesarus» вооруженные короткими мечами легионеры Сто Пятнадцатого Легиона Гиперборейской марки…Тьфу ты! Хотел написать – напевающие Лепса, вооружённые карабинами сотрудники железнодорожной охраны.

И да – непосещёнными остались ещё 6 виадуков в этих местах.
(включая ещё более эпичный виадук прямо у самого посёлка)
Так что, уезжая, я не сказал этим местам чеканное «прощайте».
А оптимистичное «до свидания».
Ну а вечером того чудесного погожего дня – путь наш лежал уже прямо на восток, замыкая гигантский круг, в сияющий град Святой Екатерины, что так скверами славен…
Эхпрокатились!


Автор:nevsky
Опубликовано:14.09.2020 07:45
Просмотров:2129
Рейтинг:25     Посмотреть
Комментариев:1
Добавили в Избранное:1     Посмотреть

Ваши комментарии

 15.09.2020 02:39   Rusalka  
Завидую белой завистью)
сама ужасно люблю путешествовать)
и на Урале отдыхала) На реке Урал) На границе с Казахстаном) Рисовала уральские горы) Хороший там народ) Очень доброжелательный)
 15.09.2020 07:16   nevsky  И остроумный:) Спасибо.

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Камертон