На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
25 ноября 2024 г.

Я всегда замечал, что для успеха в свете надо иметь придурковатый вид и быть умным

(Шарль Монтескье )

Публицистика

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото

К списку произведений

из цикла "Очень раннее Срадневековье"

Византийское коварство

Киевская Русь выбрала отсталую религию отсталого государства – так говорилось нам (помните?) во времена оны и сейчас, нет-нет, да и повторяется с истинно российским удовольствием от собственной негодности. «Конфессия крайнего фундаменталистского характера» – с чувством подтвердит нам либерал-эхопоклонник.
Речь, конечно же, идёт о том, что Киевская Русь выбрала религию, а с нею и ментальность Византии.

Историческая грамотность не входит ныне в обязательный для джентльмена набор сведений – Византия… Византия… Поди вспомни…

И действительно – ни фильмов, ни романов, ни толковых мыслей где-нибудь в ближнем круге интересов нет о Византии. Так – слухи, по сути. А наука, ха-ха, – она где? Доберёшься ли до летописей, архивов, исследований… Головная боль. Своих наук не осилить толком. По работе.
Вроде бы, по жизни, получается и правда – нечто хитрое, махонькое и малозначительное? Вспомните, попробуйте! Какие-то романы вспоминаются, фильмы старинные, где Византия – коварная сила с краю Ойкумены. С огромным собором в столице – Софийским собором. Который теперь – мечеть. А название столицы – Константинополь. Который теперь – Стамбул. «Истанбул» по-турецки. ИС-ТИМ-ПОЛИС… «Город – там…»

Справка:
«Софийский собор был построен в 324 – 337 годах при византийском императоре Константине I. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире – вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора – 55,6 метров, диаметр купола – 31 метр».

Это, конечно, поменьше диаметром купола Римского Пантеона (тот – 44 метра, но Пантеон – пониже), да и позже лет на двести… но впечатляет.

И ещё одна справка:
В Константинополе Византийском было запрещено строить здания выше Софийского собора. То есть византийцы тогда умели строить и выше.
Вспоминаются циклопические подземные строения Константинополя… Да, пожалуй, и всё.

Мне, как инженеру, становится понятно, что в Константинополе том были очень плотные слои знаний и ремёсел. Рассчитать такую высоту и такой купол, учесть почвы, знать камень, железо, бронзу и дерево ТАК – это много. Очень много. Поверьте технарю. Пизанскую башню высотой 56 метров европейцы начали строить только в 1132 году. И она пошла вбок.
А Собор Святого Петра начали только в 1506 году. Когда окончательно усвоили, видимо, те науки и ремёсла, которые вывезли… откуда? Да из Византии. Не из Китая же! Поскольку западно-римские знания закономерно рассыпались на мелочь дворовую вместе с Западным Римом. Кроме тех, которые успела спасти, приплюсовать к своим и развить далее Византия.

Давайте всё-таки порассуждаем о Византии с тем нехитрым умственным инструментом, который должен быть у нас у всех всенепременно. Давайте используем ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ в рассмотрении тех скудных сведений, которыми располагаем.

Восточная Римская Империя, которую мы называем по привычке Византией, возникла в начале четвертого века нашей эры, как продолжение и во имя спасения Классического Рима, и была уничтожена в пятнадцатом веке. Западный Рим погиб после пятивекового имперского существования вполне своей смертью, в подлостях, обжорстве и похотях, в начале пятого века. Был силён до конца. Когда не лениво было, отбивался от варваров кое-как, но более резал и травил своих же. А Восточная Римская Империя ДЕВЯТЬ веков из одиннадцати была культурным, научным и промышленным центром Европы и Западной Азии. Обладая ПОЛОВИНОЙ богатств Ойкумены. Девять веков – вдумайтесь! Девятьсот лет! Не считая общей с Западным Римом истории ДО РАЗДЕЛЕНИЯ.
ГОСУДАРСТВЕННО соединяя собой античность со Средневековьем, минуя Тёмные Века. И – никаких текстов, фильмов, популяризаторских сочинений!

Мы ведь откуда узнаём историю? Из европейских романов, и исторических роликов американских просветительских каналов. Мы уже привыкли к тому, что, ежели и показывают там первых христиан, то все они почему-то крестятся ладошкой слева направо – католики. Те, которые откололись от христианства только в одиннадцатом веке.
Мы кое-как знаем, про житие в эти времена ничтожных, по сравнению с Византией, королевств и графств Европы, мы серьёзно разглядываем мелькание империй и халифатов окрест, мы знаем, как крестоносцы ходили отвоёвывать Гроб Господень, а вот как несколько веков Византия сдерживала натиск невероятно сильных этносов в Малую Азию, а, стало быть, и в Европу, – мы и понятия не имеем. И это – уже факт. Вот это самое – наше незнание.

«4-й крестовый поход (1202 – 1204 годы), организованный по инициативе Папы Римского Иннокентия III, был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии…» Так пишется везде. И так везде понимается. Особенно в Европе.

Одна только подробность: четвёртый крестовый поход направлен-то был против Византии, но ЗАЯВЛЕН был, как поход против мусульман за освобождение Гроба Господня. И, как в первых трёх крестовых походах, европейцы обратились к Византии с просьбой пропустить их в Святую землю. И держали перед собой СВЯТОЙ СИМВОЛ – Крест. И, как в первых трёх крестовых походах, византийцы, уверовав в СВЯТЫЕ НАМЕРЕНИЯ воинства европейского, не велели рыцарям пройти через Константинополь сначала без оружия, а потом уже провезти на повозках мечи и копья, и не подняли, на всякий случай, свою гвардию в полном вооружении, а открыли ворота перед «братьями по вере», поскольку сами руководствовались христианскими заповедями. Не поимели опаски.
И получили в этот раз по полной программе. Европейцы-католики разрешили себе эту эпохальную пакость и вырезали Константинополь. И ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ вывозили потом из него золото и драгоценности, позабыв напрочь о Гробе Господнем. Около трёхсот тонн золота вывезли – слышал я. Искусство вывезли, какое не переплавлялось в золото. До сих пор византийские фрески украшают Ватикан. А я думаю так, что и СПЕЦИАЛИСТОВ заодно вывезли, каких по первоначалу не порезали.

Одна, тщательно скрываемая в Европе, подробность – не победили, а ВОТ ТАК взяли, и начинает (чувствуете?) меняться, дотоле вполне привычный, вполне обжитой, мир. Как-то сразу выцветают слова «византийское коварство», и наливаются красками слова «европейская подлость». Как победить того, кто научил вас ремёслам, искусствам, юриспруденции (кодекс византийца Юстиниана лёг в основу юридической науки всей Европы), того, кто нашёл секрет государственной силы и невиданного государственного долголетия?
Как победить того, кто в открытом бою вполне в силах был надавать по ушам великому воинству? Не с такими худо-бедно справлялись.
Подлостью победить, разумеется!

Цель оправдывает средства. Победителей не судят. Только бизнес – ничего личного.
Эти постулаты восприняла католическая тогда уже Европа от Западного Рима.
А до одиннадцатого века Европа номинально была просто христианской. Сиречь, православной. Представляете?

Справка:
«ПОДЛЫЙ, низкий, исподний, последнего качества, плохого разбора;
(о человеке, сословии: из черни, темного, низкого рода-племени, из рабов, холопов, крепостного сословья);
(о нравственном качестве: низкий, бесчестный, грязный, презренный).»
(В.Даль)

Становятся понятны те слова, что слушали мы с детских лет: «Русь выбрала отсталую религию отсталой империи». Невежество спасает от разочарований.

Да, Европа имела тогда уже, в тринадцатом веке, передовую религию – религию, позволявшую подлость во имя победы и обогащения. А Византия ВСЕГДА имела отсталую религию, которая разрешала хитрость в политике и жестокость в бою, но подлость, что с единоверцами, что с инаковерцами, не разрешала. Даже во имя торговых преимуществ и трёхсот тонн золота впридачу. «Что тебе все богатства мира, если повредишь ты душу свою». Это – христианский постулат. Это – из тех ещё, византийских, СВЯТЫХ СИМВОЛОВ.
Ещё раз возвращаюсь взглядом к долголетию Византии. Может быть, наличие чего-то СВЯТОГО, как раз и позволяло быть этому долголетию. Люди-то везде жили грешные (как и сейчас живут, не брезгуя…), а если хоть немножко перевесить греховность дисциплиной государственной совести?
…думаю я себе…

В католичестве можно откупиться от души. Купить прощение. В католичестве глава церкви – Папа, а от Христа оставлено только имя, где-то там… в горних высях. Есть, другими словами, тот, у кого можно купить. В христианстве глава церкви – Христос и более никто. Купить не у кого. Очень неудобно, громоздко, не технологично. Поместные Соборы, исследования записей апостолов, споры, философия – и это, когда надо быстро и скрытно ударить кому-нибудь в спину! Не у кого в христианстве ни получить благословение на подлость, ни купить индульгенцию. Только – личное покаяние там! Представляете? Другими словами – цель не оправдывает средства. Победителей судят. Душа повреждена – причём тут бизнес?
Отсталая конфессия!
За что – и получаем здесь, век за веком…
Ибо все ЗЕМНЫЕ критерии, весь исторический опыт, все общечеловеческие ценности доказывают одно – выигрывает тот, кто умеет держать перед лицом СВЯТОЙ СИМВОЛ, а за спиной – нож.

И становится понятно (ежели привлечь здравый смысл), что с тех самых пор, с тринадцатого аж века, вынуждены умные европейцы тщательно обходить эту самую ПОДЛУЮ подробность, чтобы думалось всем окрест, да и им самим чтобы думалось, что капиталы европейские начались от упорного труда, а не от грабежа Византии. Что надобно неутомимо повторять: «отсталое государство», «коварные византийцы», что надо исключать из упоминаний, вычёркивать из летописей, что надо долго и тщательно придавать оттенок насмешки слову «ортодоксальный», и прикреплять к ПРОСТО христианству это словечко, а католичество столь же упорно называть ПРОСТО ХРИСТИАНСТВОМ – чтобы наконец-то во всём мире, да и у нас, условно говоря – православных, приняли за чистую монету тот вариант истории, который имеем мы теперь, как достоверно доказанный.

… «отсталое» государство, сохранившее для Европы античную литературу… Литература самой Византии не интересовала европейцев, я думаю. Я думаю потому, что эта византийская литература была ХРИСТИАНСКОЙ. Что светская, что духовная. А мощнейший пласт дошедшей до нас духовной словесности Византии (в монастырях сохранённый подвижниками) может дать нам понимание и весомости литературы светской, вытоптанной и сожжённой за ненадобностью, скорее всего, носителями передовых технологий.

Принцип «ложь, повторенная много раз, становится истиной» введён в европейское пользование задолго до двадцатого века. Задолго.

…настолько достоверно, что вполне образованные люди, вроде Чаадаева, горевали о неправильно выбранной на Руси религии. Поскольку уже во времена Чаадаева религиозность в православном формате была признаком отсталости. Поскольку Европа была уже святым символом. А на мышление продолжительное, десяти- и пятнадцативековое, видимо, терпения, а скорее – моды, не было.

Европейцы всадили нож в спину Византии, сдерживавшей несколько веков натиск иных, молодых этносов. Мусульман. Удивительно то, что остатки Византии смогли-таки соединиться кое-как и ещё на два века возродить империю. И обладатели передовой религии были всё-таки выпровожены восвояси. И ещё два века безнадёжно искалеченная и обескровленная империя как-то сопротивлялась туркам, погибая и исчезая. Пыталась не пустить их в Европу. В ней, в Империи, были, как выясняется, огромные запасы жизни. Огромные запасы ПАССИОНАРНОСТИ. Вот этот уже, последний, задыхающийся и гангренозный, период её истории вспоминаем мы, когда в осуждение или в насмешку приводим примеры хитрости, злобности или ничтожности Византии.
Сколько бы она веков прожила на самом деле, никто теперь не скажет. Одно только можно было бы отметить – европейцы зарезали великое дитя Средиземноморской цивилизации.

А потом шесть веков пытались выгнать мусульман из Европы, да так и не смогли. И сотню лет воевали между собой, когда СТРАННОСТИ передовой религии вызвали множество законных вопросов. И развалили Европу на протестантов и собственно католиков. И породили множество могучих околохристианских и просто сатанинских сект, начиная от тамплиеров-розенкрейцеров-франкмасонов и заканчивая сайентологами и дианетиками.

До одиннадцатого века все христиане были ОРТОДОКСАМИ. Почему появилась в христианстве ересь католицизма, не мне рассуждать. Вопрос к специалистам. А я, как человек немудрящий, чувствую, что богатство и государственная гармония Византии не давала покоя дошлым европейцам. И чтобы однажды порыться в карманах «братьев по вере» было придумано отличие. Метафора Христа была истолкована, не мудрствуя, как прямая речь, апостол Пётр был назван ПОЧТИ ХРИСТОМ, а все последующие ПАПЫ – ПОЧТИ АПОСТОЛАМИ. Не так-то и сложно, если вдуматься. А потом уже – дело пропаганды. Это нам уже знакомо. Они – ОРТОДОКСЫ. Читай – отдельные какие-то.

Но пройти через Константинополь просились крестоносцы с ОРТОДОКСАЛЬНЫМИ святыми символами в руках. Чтобы пустили.

В девятом веке Киевская Русь выбрала религию самого передового государства того времени. Самого сильного государства того времени. Государства, научившего всю Европу очень многим полезным вещам. Кто теперь скажет, какие знания погибли в библиотеках Константинополя, когда представители передовой религии жгли и грабили его? В течение пятидесяти лет!
Долголетие государства означает порядок в головах его граждан. Киевская Русь в девятом веке выбрала религию государства, в головах граждан которого был порядок.

Византийцы не допускали мысли, что СВЯТЫЕ СИМВОЛЫ могут быть маскировкой. Как и многие из нас, наивных… Святые символы для них были обозначением святых намерений. Это и было тем, что сейчас называют отсталостью Византии.
Тогда, в Средние Века, мошенничество со святыми символами было ещё в новинку.

Ну, уж и, конечно, нельзя было «складывать все яйца в одну корзину»! Нельзя было делать столицу сосредоточием всего, что есть в империи.

Европейскую цивилизацию, которой уже более пятнадцати веков, нельзя, конечно назвать империей. Хотя бы потому, что сама она состояла из множества возникающих и исчезающих достаточно скоро империй. Хотя бы потому, что войны внутри неё – явление привычное и, по истории как бы даже, обыденное. Хотя, как собственно цивилизация, она велика и почтенна, и – отдадим должное – прекрасна, несмотря на нынешние явные признаки вырождения в большую-пребольшую Кончиту Вурст. Кто бы спорил! Науки и общественный порядок, величайшая культура и инженерия – шея заболит осмотреть, оценить, охватить взглядом. И говорить тут не о чем. Только одну из сторон этой цивилизации – её письменно-договорный формат совести, приходно-расходный формат нравственности, как-то стесняются у нас видеть. Как-то не очень… Махровым прослывёшь, квасным… Чёрт его знает каким ещё…

Да и мы сами, грешные, делаем вот уж многие десятилетия большие успехи в освоении товарно-денежных императивов нравственности. Осваиваем, как-грицца… Вдруг, да и окажется, что все эти великие достижения культурно-материальные достигаются неким усечением бесполезной и нематериальной, в конце концов, субстанции – ДУШИ.
Запутанный вопрос.

А зря не хотим видеть всего, как мне кажется. Теряем полноту обозрения.


Автор:petrovich
Опубликовано:18.01.2020 17:03
Создано:2013
Просмотров:1960
Рейтинг:15     Посмотреть
Комментариев:2
Добавили в Избранное:0

Ваши комментарии

 19.01.2020 01:08   marko  
Ромейская цивилизация, что удивительно, как-то вообще по факту осталась за скобками. Во всех смыслах. Я вот и впрямь не припомню достойных произведений литературы, драматического искусства или кинематографа, посвященных византийцам: Юстиниану, Велизарию, Кириллу с Мефодием... Будто и не было никогда ни неистовых димов, ни иконодулов с иконокластами... Словно бы Византия - полумифическое царство, рассыпавшееся в прах задолго до прихода в мир первых египетских богов-фараонов и воспринимаемое потому как нечто из мира фэнтези, эдакий несуществующий Гондор. Пылится где-то на полках "византийский сатирический диалог"... и всё... Это необъяснимо и печально.

Понимаю, что статья не совсем о том... но, наверное, вы немножко идеализируете ромеев, в их хрониках хватало изысканных зверств и прочей "игры-престолов" и в шестом веке, и в пятнадцатом (тут вам и походы Василия Болгаробойцы с битвой у Белой горы, и футбольный матч, в коем некий василевс и его супруга пинали вместо мяча голову неудачника-узурпатора, и страховочное выбивание глаза черенком лопаты возможному претенденту на трон, потому как увечный не может наследовать престол, и еще куча всякого разного). Но вот что касается порядка в головах - совершенно соглашусь. Наверное, Ольга и Владимир выбирали нам веру интуитивно - именно по отсутствию приходно-расходного формата совести.
 19.01.2020 13:07   petrovich  Да, наверное идеализирую. Потому что они - потерпевшая сторона.
Но, с другой стороны, - удивительное долголетие государства поражает - от чего бы оно? 11 веков империи (если совместную империю присовокупить) - непредставимо! Стало быть, был порядок в головах, несмотря на все пакости и гадости, присущие людям и людям властным?

 19.01.2020 17:09   Mistifikator  
Лично мне, дилетанту, Византийская империя представляется чрезвычайно массивным историческим телом, очень долго летящим по инерции. Это государство возникло на фундаменте античной цивилизации и сумело простоять на нем более тысячи лет, постепенно уменьшаясь, деградируя и умирая. С редкими всплесками былой мощи.
Византия Юстиниана с Велизарием и Нарсесом, размером сопоставимая с Римской империей, уже никогда не вернулась к прежнему могуществу. Да, были герои типа Ираклия, прошедшего бороной по Ирану, но не сумевшего все же отразить арабскую экспансию. Случались яркие личности. Но, на мой непосвященный взгляд, Византия вышла из Древнего мира, а вот в новые времена так и не вошла. Страна застыла на перепутье. И не сделала почти ничего, чтобы двинуться вперед.
Империя погибла, когда Западная Европа стремительно возрождалась. Когда Константинополь пал, Леонардо уже родился.
Если спросить обычного человека, каких византийских ученых, поэтов, историков, архитекторов, путешественников он знает? За тысячу лет существования страны? Опасаюсь, что хватит пальцев на одной руке в лучшем случае.
А древнеримских? Древнегреческих? Будут названы многие десятки.
Византия была империей застоя, говоря современным языком. Веками проедавшая античное наследство. Размеры которого были таковы, что хватило на многие века.
Византию сгубило нелюбопытство. Без научных открытий, без новых технологий, без мореплавателей за тридевять земель... Империя состарилась и умерла. Мир праху.
 19.01.2020 20:01   petrovich  Да. Именно так Европа рассказывает про Византию. Но европейцы шли уничтожать КОНКУРЕНТА.
 19.01.2020 21:30   Mistifikator  Если страна не сумела толково рассказать о себе, то приходится мириться с тем, что о ней рассказывают более удачливые соседи.
 21.01.2020 18:31   petrovich  Страны той тогда уже не было. Убитый не имеет возможности обвинить убийцу.
 19.01.2020 23:19   SukinKot  Мне думается, то что вы говорите верно, но только отчасти. Те грехи, которые вы приписываете Византии свойственны всем народам того времени. Везде был застой в науке. Архимеды были в далеком прошлом, а Леонардо еще не родились. Да и сложно поверить, что какая-то цивилизация может тысячу лет разлагаться и проедать наследство - хватило бы десятка лет. Ученые в Византии были, по крайней мере их было не меньше, чем в то время в Западной Европе, думаю, что даже побольше. Константинопольский университет постарше Болонского. А об уровне архитектуры говорит сама архитектура - для этого необязательно знать имена зодчих. Мое мнение, может ошибочное, что Константинополь пал прежде всего из-за слабости армии и невысокого морального уровня населения. Историки говорят про социально-экономические причины, но не только в этом дело. Разучились воевать, жертвовать собой. Привыкли надеяться на высокие стены, на дипломатию, на союзников, на деньги, на всякие хитрости. Каждый боялся за свою драгоценную жизнь. История Византии должна быть для нас уроком, тем более, что на нашем гербе византийский орел.
 20.01.2020 11:51   Mistifikator  Деградация армии - следствие общей деградации. Западная Европа сумела выкарабкаться из Темных веков. Прорваться в науку и светское искусство сквозь религию. И получила мощнейший стимул к развитию. А Византия замкнулась в старых догмах и сошла с исторической сцены...
А уроки извлекать просто необходимо. Дабы на вечные грабли не наступать!)
 20.01.2020 00:18   marko  Если спросить обычного человека, то он и античных ученых, поэтов и т. д. назовет вам не больше упомянутых пальцев. Равно как и правителей. Причем не только античных и византийских, но и европейских. Да чего уж там, он и русских не больше трех припомнит. Что не означает, что плотность таковых на душу населения в Византии была меньше, чем в Европе или, в частности, на Пелопоннесе... К чему тут античное наследство (тоже мне - сундуки дядюшки Бильбо!) - ромеи проедали его не интенсивнее европейцев. Вы вот в силу нелюбопытства не в курсе, что и мореплаватели-за-тридевять-земель у Византии были, и технологии были, и историю ее, в общем, застоем не назовешь. Константинополь просто не дожил до своего Петра Великого, а главное, не научился разговаривать в европейскими братьями во Христе так, как положено, в приходно-расходном формате, отчего их все время и предавали всякие генуэзцы и пр.
 20.01.2020 11:38   Mistifikator  Я совершенно обычный... И окружен такими же людьми.
Навскидку. Античные гуманитарии и естествоиспытатели. Без полководцев и правителей: Гомер, Сафо, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Геродот, Ксенофонт, Фукидид, Пракситель, Пифагор, Архимед, Евклид, Птолемей, Гиппарх, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Зенон, Диоген Синопский, Полибий, Лукиан, Плутарх, Тит Ливий, Тацит, Гораций, Вергилий, Овидий, Лукреций Кар, Сенека, Апулей, Светоний, Цицерон, Аммиан Марцеллин, Геродиан, Катулл, Марциал, Марк Аврелий, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский...
И это без напряжения памяти. А сколько можно еще к этим именам политиков и военных добавить!
Теперь перейдем к Византии.
Кирилл и Мефодий, Лев Диакон... И тишина.

Разумеется, наше незнание не подтверждает отсутствие византийской литературы, историографии, философии. Но... Есть такая формула: если читатель не знает писателя, то виноват писатель. Тезис, конечно, спорный. Но что-то в нем все же есть!)
 20.01.2020 12:19   marko  Фразу о спорном тезисе следовало поставить третьей. Обычный - это остановленный и внезапно спрошенный на улице, желательно подальше за пределами Садового кольца. Что касается вины писателя, то это тезис не спорный, это тезис вообще выковырянный кем-то из носа. Подозреваю, это переделанная хохма о том, что если третий муж подряд позволяет себе рукоприкладство, то виноват, скорее всего, не муж. Я, знаете ли, до двадцати лет не знал, кто такой Булгаков, но винить в этом Булгакова мне даже в голову не приходило, и до 23-х не слышал фамилии Бродский. (Кстати, без полководцев и правителей вы все ж не обошлись, равно как и я бы не обошелся, соберись перечислить вам навскидку их византийских коллег. Если хорошенько подумать, то одна из причин их неизвестности, наверное, кроется в том, что большинство этих златоустов, дамаскинов, студитов и пселлов так или иначе были связаны с православной церковью).
 20.01.2020 13:27   Mistifikator  Так узнали же и услышали...) И не очень чтобы поздно. Марк Аврелий, конечно, правитель. Но не только. Я внес его в интеллектуальный список как философа с мировым именем...) А Византийское искусство (тем более, что было оно православным насквозь) почему-то не пропагандировалось в широкие массы русской церковью. Но у нас были на слуху Бокаччо, Данте, Петрарка, Вийон. Византийской культуре не хватало светскости. А сугубо религиозные трактаты мало кому интересны.
 20.01.2020 14:06   marko  Ну... скажем так, не только Аврелий (тот же Цицерон консульствовал преуспешно) и не только сугубо трактаты. Как-то так вышло, что написанные в карамзинском стиле "Императоры Византии" господина Дашкова в свое время были одной из самых моих любимых книжек - и я потому никогда не соглашусь с теми, кто считает империю ромеев каким-то затхлым углом, а трактаты - сугубо религиозными. Духовными - да. Что же касается светскости... то вот тут мы и возвращаемся к теме, которую Андрей Петрович, собственно, и рассматривает. На берегах Золотого Рога, конечно же, не могла появиться своя "Божественная комедия", но это лишь доказывает ромейскую культурную неповторимость и наличие собственного лица и собственного пути.
 20.01.2020 15:58   Mistifikator  Цицерон остался в истории, в первую очередь, как оратор и писатель. И обычный человек видит его именно в этом качестве.
А о Византии скажу так: пусть России повезет не быть на нее похожей...)
 20.01.2020 16:58   marko  Вообще-то он остался в первую очередь как политик, а уж оратор это всего лишь качество, необходимое профессионалу :) А о России скажу так: пусть ей повезет не быть наполненной обычными людьми, привыкшими осуждать-не-читая.
 20.01.2020 17:04   Mistifikator  "И не надейтеь, я не уеду!")
 21.01.2020 18:38   petrovich  Ещё раз упомяну огромное духовное наследство Византии сохранили подвижники в монастырях. Не буду перечислять, поскольку наследство это интересует теперь только православных священников, которых мы с девятнадцатого аж века договорились не любить и презирать.
Духовное наследство Византии тщательно вымарывалось из европейской памяти, как и сама Византия. Ненависть Европы к православию - след этого феномена.
 21.01.2020 20:07   Mistifikator  Понятно. Там, где речь заходит об абстрактном духовном наследии, заканчивается аргументированное обсуждение. Не физические формулы оставила Византия, не географические карты, не космологические трактаты, не светскую литературу, пережившую столетия. Духовное наследие... Темная келья и запах нафталина из древнего сундука.
 01.02.2020 20:00   petrovich  12-13 века отнюдь не славились физикой и математикой. Космологические трактаты тоже Европе были не по уму в то время. То, что не было спрятано по монастырям византийским, полагаю с удовольствием жгли крестоносцы. Что они сожгли, теперь уже не выяснить. А духовное наследство стоит того, чтобы к нему относится уважительно, даже если не по силам его взять. "Нету никакого электричества!" - надо держать в памяти шуточные мудрости Антона Павловича.
 02.02.2020 16:06   SukinKot  И еще Византия дала искусство, которое, кстати, переняли наши предки. Зодчество, песнопения, иконопись. Пусть оно церковное, но оно признано во всем мире. И, кстати, в той или иной мере оказало влияние на нашу живопись, музыку, литературу. Можно сказать, что без влияния Византии не было бы, к примеру, Васнецова. Я уж молчу об Андрее Рублеве.
 03.02.2020 00:20   marko  Мистификатор, а что вы скажете о переписке Энгельса с Каутским?

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Камертон