Что я, дорогие друзья и не менее дорогие товарищи, могу сказать по теме.
По понятным причинам, ни в Октябрьской революции , ни в том, что последовало,
никто из ныне живущих лично не участвовал, поэтому судить об этом любой из нас может только о последствиях( причем достаточно дальних) тех событий,
и в целом опираясь на свой личный опыт и убеждения (да и предубеждения тоже).
Ну, об «минусах» того, что крупнейший европейский народ впервые в мировой истории взял власть в свои руки и попробовал построить общество всеобщей справедливости и, чтобы там многие ни бормотали важно, во многих направлениях добился цели)- об этом пусть нам поведают, заламывая пальцы и подвывая, граждане булкохрустцы, неполживцы и прочие исполины духа. Калям в руки, граждане антагонисты, русский литературный в помощь!
Мы же с вами поговорим о плюсах. Вообще я мог бы пространно перечислять то, что Октябрь дал России и миру, начиная с всеобщего образования, восьмичасового рабочего дня, бесплатной медицины, колоссального взлёта науки и техники. Продолжить словами о том, что именно взращённая Октябрём советская цивилизация расколошматила вдребезги антицивилизацию Третьего Рейха, и тем самым спасла человечество. ( За что её сейчас усиленно благодарят сносом памятников и прочими милыми шалостями). О ныне забытом слове «интернационализм»( не путать с чудовищным по форме и сути термином «толерантность»)Ну и конечно упомянуть беспрецедентный прорыв человеческой мысли – выход человечества в космос. (Вообще забавно, как ныне перенаправлен вектор развития человечества – с мечты о колонизации других солнечных систем на потешную погоню за «лайками» и «репостами» да всё большему совершенствованию золотых унитазов, да. А ведь освоение космоса – это, господа и товарищи, вещь, которая реально могла объединить человечество…)
Да, всё это я мог бы перечислить, но уверен, что об этом и так много кто напишет.
С чертежами и графиками.
Я же упомяну о том, что мне более всего близко – о том, что советская цивилизация задала высочайшую планку в эстетике восприятия мира и гуманистической направленности искусства. А заодно давайте сравним «тогда» и «сейчас».
Итак, для примера.
1. Выдающаяся архитектура и скульптура, в том числе монументальная.
Школа советской монументальной скульптуры, ныне убитая на корню – вообще потрясающее явление. Я посетил около 35 регионов нашей великой Родины, обилие шедевров советской эпохи просто поражает. Посмотрите на Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») в городе Мурманск, на монумент Родине-матери в Сталинграде или монумент «Героям фронта и тыла»в г. Магнитогорск, многие десятки других.
У подавляющего большинства исполинских творений сих – филигранно выверенные линии, лаконизм, добавленный в нужной мере гротеск, символизм, пронизывающая идейность и идеалистичность – всего это нет и в помине в современных российских поделках в стиле «Челночник в турецкой кожанке с купленным на барахолке немецким автоматом» (см. памятник Калашникову в другом городе-герое М.) или еще для сравнения – золочёная стела «Богиня Ника золотым венком отмахивается от толстых золотых херувимов-трубачей над порубленным в ветчину гигантским питоном» (Поклонная гора, автор Сатрап…простите, Зураб Церетели).
Или совершенно пронзительный мемориал в Витебске. Вот казалось бы – вечный огонь, и три гигантских стелы-штыка, почти сомкнутых в небе над ним. А пробирает дрожь. Особенно, когда ты смотришь в небо и эти штыки «парят» из-за движения облаков…эффект, которого не достигнут никакие 5Д-технологии. И несущий глубокий смысл.
Искусство скульптуры в буржуазной РФ … Буквализм, нелепое стремление зачем-то отразить мельчайшие детали (пуговицы мундира, эполэты-позумэнты и т.д.), «шикарность», полное отсутствие какого-то даже намёка на символизм и идею- вот приметы «скульптур», которыми современные ремесленники щедро украсили города…
И вызывающая зубовный скрежет фраза восхищенным шепотом: «Как похож!...»
Посмотрите на творения советских Мастеров! Это совсем другая планета. И ВАМ, «ремесленники», её не достичь никогда.
2. Градостроительство. Путешествуя по РФ, я часто вижу, как зарастают бурьяном и полынью стройные архитектурные и градостроительные замыслы советской эпохи.
Широкие площади, выверенные проспекты, блистательные памятники сталинского ампира, конструктивизма. Парки. Забота о том, чтобы граждане могли не только работать, но и гулять, и даже(!) отдыхать в своих городах. Сейчас же – всё это обрастает плесенью рекламных баннеров, гуано ларьков да мухоморами хаотично воткнутых новостроек.
Больше! Плотнее! Нелепее! Двадцать этажей, нет, давайте двадцать пять! Да нет, тридцать! Купитьпродатькупитьпродать! Архитектурная доминанта? Нет, не в курсе. Перспектива улицы? А какая с этого прибыль? Парк с деревьями? Хм, а торговый центр как же? И продолжает вертеться, сметая всё на своём пути, колесо сиюминутной наживы…
3. Кинематограф и мультипликация. Тут как говорится, всё понятно и без слов.
Только с течением времени, с новыми и новыми снятыми за счет бюджета русофобскими «шедеврами» мы стали осознавать какой кинематограф мы потеряли. Выдающаяся актёрская школа, блистательные сценарии и диалоги. Советские актёры в кадре- могли полусловом, а то и своим молчанием, взглядом показать такую глубину сюжета, такую яркость чувств, кою нынешние кинематографисты не могут достичь ни бессмысленным трёпом, ни яркой вульгарщиной декораций, ни дорогими спецэффектами.
Никулин, Миронов, Даль , Соломин, Гердт, Мкртчан, Лавров, Басов, Яковлев, Гурченко, Бурков, Абдулов…и многие- многие другие- вот же они! Стоят и смотрят на нас иронично и грустно…
И да – можете показывать в меня пальцем, но советский кинематограф действительно нёс – разумное, доброе, вечное. А не – бессмысленное, злое, сиеминутное.
Feel The Difference.
Однако если советскому кинематографу ещё можно подыскать вполне достойные аналоги ( скажем, блестящий французский кинематограф 60-80 х годов) – то советская школа мультипликации – это вообще явление уникальное в мировой культуре. Вот посудите сами – умудриться вместить в десятиминутный детский (!) мультфильм глубину, философский подтекст, иронию, высокое духовное начало – и при этом быть понятным и интересным детям – это, я скажу вам, почище «Фауста» Гёте будет. Нынешняя же анимация (не вся конечно) оглушает детей красками, чем ярче тем лучше, калейдоскопом событий, визгом и верещанием персонажей – «всё как у старших» ( то бишь на Западе).
Современные мультипликаторы ( а точнее те господа, которые выделяют на анимацию деньги – если раньше художник зависел от цензуры идеологической, то теперь приносит в жертву он свой талант истукану Рентабельности) категорически боятся показаться чересчур умными. Не бойтесь, господа, не покажетесь. Вам - это точно не грозит.
4. Опля, вуаля! Вот скажи сейчас кому, что ПОЭТЫ ( не комики или рэперы с псеудонимами, похожими на названия венерических болезней) могли когда-то собирать стадионы – ох и засмеют тебя! А ведь это – было!
И собирали. И слушали их, затаив дыхание.
И внимали строкам их мудрым.
И был это тот случай, когда поэты- почти пришли к власти.
Во всяком случае, к власти над думами людей.
И строки их были чистыми и добрыми.
(Да, да, да. Я помню про судьбу и Гумилёва и таки Мандельштама. Но всё же – не показатель это общей ситуации. А скорее показатель того что не надо людям искусства лезть в политику)
И где это сейчас? Где эстетика, где глубина, где внимание к деталям?
Где гуманистическая составляющая творчества? И ведь не скажешь, что сегодня никто не пробует сделать подобное. Пробуют.
Но- когда человек, дающий деньги на искусство, думает только о рентабельности и коммерческой успешности, результат выходит комичным.
А как иначе?
Вообще, помните классическую фразу про советскую власть и электрификацию всей страны? Так вот – по мнению вашего непокорного неслуги, капитализм – это:
Комичная и очень нелепая жажда скорейшей наживы+ полное отсутствие эстетического вкуса.
Можете меня цитировать.
Итак, подведем итог.
Советская русская цивилизация, выросшая благодаря Октябрю ( я не отделяю одно от другого в контексте истории 20 века) задала высочайшую эстетическую и гуманистическую планку многим направлениями искусства. И продолжила и творчески развила классическую европейскую культуру, чье значение тоже никто не отрицает.
(Кстати, не факт, что именно этого хотели все участники тех событий, но тут как раз тот случай, когда объективный исторический процесс шёл по своим законам, не особо спрашивая мнение вовлечённых личностей).
Планка эта ныне в общемировом шапито всеобщего потребления является недосягаемой, а многими уже, увы, и не осознаваемой.
И- хотите ли вы этого или нет, но старт этому культурному подъёму все-таки в большой степени был дан именно тогда, когда крейсер «Аврора» подошёл вплотную к Зимнему дворцу.
Согласен, Володя дажь Венок Эволюции получил от Великих Шамбалы и принесла Его Е.Рерих, вот и думай и в Думу вглубь...
Ничаго не было за зря...а СССР-МОЯ РОДИНА, и в рот ботинок тому, кто по другому...
И я тоже такого мнения:)))
Вот, кстати, на эту же тему, о моём забавном диалоге с гражданами Франции :
Уже довольно лучший путь не зная,
Страстьми имея ослепленны очи,
Род человеческ из краю до края
Заблуждал жизни в мрак безлунной ночи,
И в бездны страшны несмелые ноги
Многих ступили — спаслися немноги,
Коим, простерши счастье сильну руку
И не хотящих от стези опасной
Отторгнув, должну отдалило муку;
Hо стопы оных не смысл правя ясной —
Его же помочь одна лишь надежна, —
И тем бы гибель была неизбежна,
Но, падеж рода нашего конечный
Предупреждая новым действом власти,
Произвел Мудрость царь мира предвечный,
И послал тую к людям, да, их страсти
Обуздав, нравов суровость исправит
И на путь правый их ноги наставит.
О, коль всесильна отца дщерь приятна!
В лице умильном красота блистает;
Речь, хотя тиха, честным ушам внятна,
Сердца и нудит и увеселяет;
Ни гневу знает, ни страху причину,
Ищет и любит истину едину,
Толпу злонравий влеча за собою,
Зрак твой не сильна снесть, ложь убегает,
И добродетель твоею рукою
Славны победы в мал час получает;
Тако внезапным лучом, когда всходит,
Солнце и гонит мрак и свет наводит.
К востоку крайны пространны народы,
Ближны некреям, ближны оксидракам,
Кои пьют Ганга и Инда рек воды,
Твоим те первы освещенны зраком,
С слонов нисшедше, счастливы приемлют
Тебя и сладость гласа твого внемлют.
Черных потом же ефиоп пределы,
И плодоносный Нил что наводняет,
Царство, богатством славно, славно делы,
Пользу законов твоих ощущает,
И людей разум грубый уж не блудит
В грязи, но к небу смелый лет свой нудит.
Познал свою тьму и твою вдруг славу
Вавилон, видев тя, широкостенный;
И кои всяку презрели державу,
Твоей склонили выю, усмиренны,
Дикие скифы и фраки суровы,
Дав твоей власти в себе знаки новы.
Трудах по долгих стопы утвердила,
Седмью введена друзьями твоими
В греках счастливых, и вдруг взросла сила,
Взросло их имя. Наставленный ими
Народ, владетель мира, дал суд труден:
Тобой иль действом рук был больше чуден.
Едва их праздность, невежства мати
И злочинств всяких, от тя отлучила,
Власть уж их тверда не могла стояти,
Презренна варвар от севера сила
Западный прежде, потом же востока
Престол низвергла в мгновение ока.
Была та гибель нашего причина
Счастья; десница врачей щедра дала
Покров, под коим бежаща богина
Нашла отраду и уж воссияла
Европе целой луч нового света;
Врачей не умрет имя в вечны лета.
Мудрость обильна, свиту многолюдну
Уж безопасна из царства в другое
Водя с собою, видели мы чудну
Премену: немо суеверство злое
Пало, и знаем служить царю славы
Сердцем смиренным и чистыми нравы.
На судах правда прогнала наветы
Ябеды черной; в войну идем стройны;
Храбростью ищем, искусством, советы
Венцы с Победы рук принять достойны;
Медные всходят в руках наших стены,
И огнь различны чувствует премены.
Зевсовы наших не чуднее руки;
Пылаем с громом молния жестока,
Трясем, рвем землю, и бурю и звуки
Страшны наводим в мгновение ока.
Ветры, пространных морь воды ужасны
Правим и топчем, дерзки, безопасны.
Бездны ужасны вод преплыв, доходим
Мир, отделенный от век бесконечных.
В воздух, в светила, на край неба всходим,
И путь и силу числим скоротечных
Телес, луч солнца делим в цветны части;
Чувствует тварь вся силу нашей власти.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.