Время от времени меня мучает совесть.
Был у мамочки кот Рыжик, очень агрессивное животное. Мама постоянно жаловалась, что бросается на неё с разбега, царапает и кусает за ноги, а ещё ест всякую ветошь, а заодно и что-то нужное, но чаще всего посудные полотенца и кухонные тряпки.
После смерти мамы кот остался в её квартире один. Мы ходили его кормить.
Когда родилась Лерочка, мы решили переехать жить в бабушкину квартиру. Конечно, о присутствии там Рыжика не могло быть и речи. Я взяла кота на руки и понесла в подвал. Усадила его у внутренней двери, положила перед ним «Китикет» на первое время и ушла. Успокоила себя тем, что кот не даст себя в обиду, познакомится с другими своими сородичами и наконец-то облюбует какую-нибудь кошечку. Соседи видели, как я несла кота в подвал, некоторые тетки высказывали возмущение, что я выбросила животное. Я не сомневалась, что поступила правильно, но совесть иногда мучила.
Но однажды я натолкнулась в журнале «Москва» (8. 2008) на вопрос, обращенный к епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину, касающийся моей темы. Вот вкратце его ответ:
"Для человека нормально и хорошо относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно – любить животных больше, чем людей.
…Если попытаться коротко сформулировать то, как следует человеку относиться к животным, то трудно сделать это лучше премудрого Соломона: Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Однако в двадцатом веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов), зная изломанное состояние современного человека, так дополнил эту фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». Очень схожие представления об отношении к животным можно найти и у преподобного Силуана Афонского: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с Ним и любить Единого Бога. К животным недолжно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь.
…такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.
Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Всё это – следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьёзными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом её основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви – животным, вещам, самому себе…
Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезмерно активные любители животных сегодня – это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели, или занимать две трети городской квартиры.
Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек, - о своём спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви – к Богу, к людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места."
«Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека» (из молитвы преп. Силуана Афонского)
Как видите, святые допускали и не греховную любовь к животным, и не только к животным, но и к другим творениям Господа. Я, например, любил смотреть на две березы за окном, и жалел, когда их спилили, хотя, конечно, не горевал по ним, как по людям – это было бы идиотизмом. Что плохого, если человек любит природу? Наоборот, многие христиане считают созерцание природы полезным для души занятием. Но ведь природа: лес, горы, реки, всевозможная флора и фауна – это тоже не люди. Если человек – образ и подобие Творца, то любить творения Всевышнего для него (человека) естественно. Вы не любите животных, это не ваша вина (нельзя приказать себе любить), но как часто бывает с людьми, которые не общаются с животными, впадаете в крайности: «если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели, или занимать две трети городской квартиры». Т.е. собака или живет в будке (это по-вашему правильный вариант) или совершенно распущена и спит в постели с хозяином. Но как быть, к примеру, с собакой-поводырем? Ее тоже держать в будке? Если посадить собаку в будку да на цепь, это самый верный способ получить злобную псину, которая будет кидаться на людей и будет годиться только для охраны. Но охрана – только одна профессия собаки, причем не самая лучшая. Как быть с собаками, которые работают с больными детьми? Как быть с собаками-спасателями? Вы противопоставляете семью и любовь к животным: «чрезмерно активные любители животных сегодня – это люди, которые не имеют семьи». В действительности все наоборот. Как раз собака и кошка – это «семейные» животные. Одинокому человеку проблемно их содержать: надо регулярно кормить, выгуливать, сложно планировать поездки. Другое дело, когда есть семья, дети. У меня масса знакомых, у которых есть кошки и собаки, и это не помешало им обзавестись семьями. К тому же для развития ребенка полезно общение с животными. Разумеется, к этому вопросу надо подходить ответственно: вряд ли стоит покупать для сына бойцовскую собаку.
Что касается истории с котом, то, по моему мнению, если другого выхода не было, то вы поступили правильно. Взрослого драчливого кота вряд ли кто согласится взять. Тем теткам вы бы предложили взять кота к себе. Некоторые "гуманисты" считают, что в таких случаях лучше усыплять, но мне эта точка зрения кажется сомнительной, тем более что кошки, по мнению зоологов, полудикие животные и могут выжить на воле. Известны истории, когда кошка ночевала то в одном, то в другом доме: у нее было несколько хозяев, и каждый думал, что кошка живет только у него. Собаку, конечно, выгонять нельзя. Ее следует куда-нибудь пристроить. Бродячая собака может стать опасной.
Спасибо. Примерно так я и рассуждала, когда расставалась с Рыжиком. Усыпи ть не рассматри валось даже. А зачем? Он вполне здоровое животное. Способность выживать у кошек генетическая. Как бы это цинично не звучало. А вот фраза Экзюпери о том, что "мы в ответе...", применяемая по любому поводу, меня прост о раздражает. Особенно её любят те, кто "присосался". Так и хочется сказать: "мы не в ответе за тех, кто к нам приручается".
Это было было смешно, если б не было так грустно. Оправдываете себя в своих глазах? Тщетно. Священнослужители .. - это не есть бог. Гадкий и пакостный поступок вы совершили. Единожды приручив зверя обрекли его на смерть вечную. И все-таки, и все-таки ... чем больше знаю я людей ...(с).
Мерзкое послевкусие от подобного повествования. Гаденькое, да не о чем говорить
А вот осуждение не менее гадко...Заглянули бы в свой вещмешок за спиной, подикось 1-2 аборта там всё-таки есть
О, как! Энтимема Лукиана налицо: «Юпитер, ты сердишься — значит, ты не прав». Не все потеряно - грызет совесть-то. Это хорошо.
А у меня за спиной крылья, и ни одного убийства младенцев. Увы, простите, что разочаровала вас. Всего лишь ИМХО, не более. Какое право на осуждение я имею?
Но ведь кот тоже человек!
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
В начале восьмого с похмелья болит голова
не так, как в начале седьмого; хоть в этом спасенье.
Сегодняшний день — это день, пораженный в правах:
глухое похмелье и плюс ко всему воскресенье.
И плюс перестройка, и плюс еще счеты свести
со всем, что встает на дыбы от глотка самогона.
Вот так бы писать и писать, чтоб с ума не сойти,
в суровой классической форме сухого закона...
Вот видите, сбился, опять не туда повело:
при чем здесь «сухой» самогон, когда спирта сухого
глоток... Извиняюсь, опять не про то. Тяжело
в ученье с похмелья в бою... Будь ты проклято! Снова.
Вернее, сначала. В начале восьмого башка...
Люблю тебя, жизнь, будь ты проклята снова и снова.
Уже половина... восьмого стакана... рука
уже не дрожит, и отыскано верное слово.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.