"Белый Бим черное ухо" - самое человеконенавистническое произведение из всех, что я знаю. Только не нужно думать, что "человеконенавистническое" я говорю с осуждением - напротив, - считаю, что человека как такового ненавидеть есть за что. Ту же повесть про Бима взять - если там и сгущены краски, то только в плане концентрации нравственных калек вокруг бедного пса - в реальной жизни такие - и даже хуже! - калеки, хоть и разжижены в пространстве социума, но на душу населения их хватает вполне.
Скажу честно, повесть Троепольского я не читал. Но зато фильм, поставленный по этой повести смотрел дважды. В фильме, помимо главного - трагизма в сюжете, на меня произвела впечатление личность хозяина Бима, очень мягкого, спокойного, тихого человека в исполнении Тихонова. Я люблю мягких людей, люблю людей душевных, где-то даже сентиментальных... у меня и родители были такими. Поэтому с раннего детства во мне было заложено понимание, что люди такими и должны быть, что мягкий человек это, собственно, и есть человек - а, наоборот, грубый, неотёсанный жлоб есть порок, ущерб, человеческий брак... и по мере моего взросления такой сорт людей стал для меня предметом презрения и насмешек. И вот мягкого, прекрасного человека увозят на "скорой", и доверчивый Бим оказывается в мире того самого человеческого брака, в мире жлобья и нравственных уродов. Кончается история трагично: пройдя через череду мытарств и мучений, пёс погибает.
Помню, как я смотрел фильм в первый раз: наш 5-й "а" повели в культпоход в детский кинотеатр "Октябрь". После сеанса выхожу из зала отрешённый, чуть не реву - до того беззащитного Бима было жалко. И снедало вот это досадное чувство беспомощности: вот почему, почему эти жестокие подонки живут, как сделать так, чтобы их на этой земле не было, как сделать, чтобы такие существа, как Бим не страдали?
"Ой, бедную собачку пожалели, да тут людей убивают" - слышу я голос справа от себя. Голос принадлежал однокласснику Сайгину, сыночку школьного завхоза нашего, вреднющей, грубой и надменно-раздражительной бабы, которая никогда, например, спокойно не скажет "я не знаю" - всегда с вызовом в голосе: "откуда я знаю!". Именно за эту грубость и вредность я её терпеть не мог - хотя не помню, чтоб она сделала что-то плохое лично мне. А сынок её, моральный уродец, никогда не упускал возможность выипнуться своим цинизмом. За его поганой репликой я почувствовал его мамашу - мне казалось, что та бы на фильм среагировала точно так же. И вдруг неожиданно понимаю, что мать Сайгина, оказывается, внешне и даже голосом очень похожа на ту мерзкую тётку из фильма, соседку, которая в силу своей врождённой мерзопакостности невзлюбила добрейшего Бима и в конце концов "отдала" его собачникам.
Я приостанавливаюсь, пропускаю чуть вперёд Сайгина и тех, с кем он делился своим "мнением" и затем со всей мочи, с разгону даю ему под зад пинка! На-а-а! Ох, кажется, я в этот пинок свой вложил все силы тела и души. Без остатка. Дальше последовала немая сцена. Сайгин поворачивается ко мне лицом и, испытывая дикую боль, где-то секунду молча на меня смотрит. В его взгляде читается вопрос: "за что-о?!" Естественно, он и не понял, за что - для него то, что он сказанул, было вполне нормальным. Дальше он еле выдавливает из себя: "Ну, ты"... всхлип... "ну, ты-ы"... и, ухватив свою задницу руками, в голос зарыдал!
Надо сказать, что в классе я был почти самым сильным и точно самым наглым, хотя лидером не был - у меня был свой круг друзей, где я выступал генератором идей и инициатором различных авантюрных дел - личность я никогда ничью не подавлял. Но и Сайгин не являлся забитухой, которого каждый мог пнуть - напротив, это был довольно умный, ершистый, вредный пацанчик с замашками вожака. Физически он был крепыш небольшого роста с короткой шеей. Уверен, не нанеси я ему удар ногой так сильно, у нас бы завязалась с ним банальная драка.
На следующий день меня после уроков потащили к директору. В кабинете уже сидели и поджидали меня наш классный руководитель и вся покрасневшая, со злобным лицом мамаша-завхоз. Ясно, это она подняла хай до уровня директора школы - учительница литературы, которая сопровождала нас в походе в кинотеатр, лишь хорошо отругала меня и пожалела плачущего Коленьку... директору о происшедшем она сообщать вряд ли бы стала. Извините, говорю, не рассчитал, ботинки были тяжёлые, вот эти вот. Приподнимаю ногу и показываю свой действительно тяжёлый башмак.
Да, я куражился в кабинете у них, я внутренне ликовал: я отомстил за Бима! Я отомстил миру грубых людей в лице Сайгина и его мамаши! Да так, что грубый мир заплакал и пошёл жаловаться директору. И какая разница, какие меня ждут последствия. Взрослые моего куража не поняли, и инцидент уже, казалось, близился к завершению. Пригласили Колю Сайгина, затем чтобы я у него "попросил прощения". Я кладу ему руку на плечо и, разыгрывая предельную искренность, глядя прямо в глаза, тихо говорю: "Засранец, прости дядю". Такую дерзость педагоги простить не могли! Через день вызвали моих родителей, зазвучали угрозы исключить меня из школы.
Я очень хорошо помню свои мысли чувства в кабинете тогда: перед глазами у меня стоял почему-то не Бим, а его хозяин - мягкий и бесконечно приятный человек в исполнении Тихонова. Мне подумалось: а этот интеллигентный дяденька в моём возрасте - смог бы в подобной ситуации дать пенделя наглому Сайгину? Да навряд ли. Поэтому это должен был сделать я. Понятно, что сейчас я формулирую свои детские мысли по-взрослому, и тем не менее, тогда я чувствовал, что выполнил долг не только перед Бимом, но и перед его хозяином - Иван Иванович того звали, вот вспомнил.
В классе никто из ребят моего поступка не понял: те, кто в тот момент находился рядом с Сайгиным и к кому он обращался, сами были примерно такими же как он - Колян ведь тоже знал, кому говорить. А остальные когда спрашивали, "за что ты Сайгака пропнул, Хан?", я не говорил, за что - месть за Бима была моей сокровенной тайной. "За то, что каз-зёл!" - отвечал.
И вот только сейчас, по прошествии четырёх с половиной десятков лет, я всё же решился открыть свою сокровенную тайну - читателям. Нельзя никакие тайны хранить в себе вечно.
Вспоминал примеры фильмов, вспомнил "Фабрику футбола"- это, правда, не американский фильм, а британский. Если вы читали книгу Джона Кинга (не путать со Стивеном), то там речь о социальном неравенстве, о том почему молодежь становится членами банд фанатов. Грубо говоря, у них нет будущего, одна радость пить пиво, смотреть футбол и бить друг другу морду. Старик умирает, потому что у него нет денег на диету, прописанную врачом. Некоторые полицейские показаны садистами. Но если вы посмотрите фильм, то ничего этого вы там не найдете. Смешной фильм: есть придурки-фанаты, которым нравится беспредел, а так все хорошо в Британском королевстве.
Честное слово, не думаю, что причиной тому политическая цензура. Скорее, чтобы фильм воспринимался легче и стал более кассовым.
Вот уж что-что, а социальные проблемы в западных фильмах не замалчиваются никак.
Не, не согласен. Там есть один момент, когда старик делает замечание молодежи, которая издевается над индусами. В книге он неожиданно бьет им морду - это было бы более ярким эпизодом, но его сгладили, прилизали. И фильм бы не стал менее кассовым, покажи создатели кусочек правды. Наоборот, стал бы более живым и интересным.
Не знаю что вы имеете в виду насчет не замалчивания социальных проблем в западных фильмах. У меня знакомые еще в советское время переписывались с друзьями-эмигрантами, те писали, что то что показывают в американских фильмах - картинка, не соответствующая реальности. Американский кинематограф великий и могучий, наверняка есть фильмы и о социальных проблемах, но они погоды не делают, серьезного влияния на зрителя не оказывают.
А возьмите старые американские боевики, в которых был четкий стандарт: хороший белый полицейский, хороший черный полицейский. Это вообще что? Можете это не называть цензурой, но это манипуляция сознанием. А чем это лучше цензуры? Это даже хуже, потому что цензор не лезет вам в голову, в отличие от манипулятора. И, собственно говоря, по этому принципу работает не только кинематограф, но и СМИ. Лень искать, я видел ролик где Познер (вот уж про кого нельзя сказать, что он не либерал) рассказывает, как редакторы разных СМИ на западе не пропускают то, что не соответствует неким общепринятым взглядам. То есть нет человека в штатском с красным карандашом, но по сути та же самая цензура в "свободных" западных СМИ. Просто она более искусно организована.
"...мягкий человек это, собственно, и есть человек - а, наоборот, грубый, неотёсанный жлоб есть порок, ущерб, человеческий брак... и по мере моего взросления такой сорт людей стал для меня предметом презрения и насмешек". Вот тут не совсем понятно. Жосткий пендель Сайгину говорит прежде всего о том, что сам герой к мягкому сорту людей не относится, поскольку выбирает методы воздействия, присущие "человеческому браку"; причем "по мере взросления" этот выбор вряд ли претерпел изменения судя по эпитетам, коими автор/герой награждает других граждан в мире "жлобья и нравственных уродов". Не то, чтобы я возражаю, просто... противоречие, однако...
Нет! Нет. Здесь всё логично как раз и гармонично: человек НАСТОЛЬКО ЦЕНИТ "мягкий мир", что ради защиты его готов совершить жесть по отношению к тем, кто на этот мир покушается. Это примерно как, чем более трепетное отношение отношение отца к своему ребёнку, тем более жёстко он готов наказать его обидчика.
То есть для меня Сайгин в тот момент по отношению к Биму был, как педофил по отношению к девятилетней дочери. Вот отсюда и жесть.
По-моему, такой подход не совсем вписывается в либеральные ценности. Не представляю, скажем, Павла Флоренского, в гуманистических целях жостко пинающего, скажем, Ивана Ильина.
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!