Игра по черным и белым. Такт третий и четвертый. Темуан Дешарже.
Такт третий и четвертый.
Темуан Дешарже.
В небольшом холле пахло едой. Это было неожиданно. У доктора могло пахнуть чем угодно: кожей кресел, отдушкой дезинфицирующих средств, лекарствами, сандаловым маслом. Но это был маслянистый запах яичницы и сухарей, приготовленных вот только что.
Он сам появился неожиданно а проеме, неряшливый, не похожий на отстраненного, одетого в белое представителя медицинского сообщества. Посетитель невольно отступил назад, усомнившись, не ошибся ли он дверью.
- О, ля-ля! - музыкально произнес хозяин помещения, вы вымокли!
Он заботливо протянул руку, выражающую намерение принять мокрый плащ, но жест сменился на указуюший, и визави сам поспешно снял его и повесил на крючок вешалки возле входной двери.
- Вы не составите мне компанию, я как раз собирался отобедать?
Секунду помедлив, мужчина, чей внешний вид преобразился концертным фраком и узнаваемостью ярких афиш, довольно сухо произнес:
- Я не голоден.
- Ну, в таком случае, я выслушаю вас за едой, если не возражаете.
- Нет, не возражаю. Я не ем перед выступлением. Голод способствует игре.
- Вот как? Кстати об игре. Ваш сын, как он? Делает успехи?
- Собственно по этому поводу я и пришел. Не то чтобы по этому… В целом да, но…
Фраза была не доиграна, так как доктор Темуан, ни слова не говоря, развернулся и пошел в направлении кухни, которая располагалась тут же, по соседству с гостиной, она же прихожая, она же приемный кабинет и обеденный зал.
- Продолжайте, пожалуйста.
Продолжать было как-то не с руки. Все это внезапно напомнило ему эпизод, когда во время одного из самых блестящих выступлений он заметил скучающее лицо в седьмом ряду прямо по центру зала. И тем не менее, он продолжил:
- Я подожду, когда вы вернетесь. Я…
Но Темуан Дешарже был уже здесь, с подносом, на котором стояла тарелка с яичницей, хлеб и стакан кофе. Он сел и принялся за еду.
- Может кофе? Ах, да…
Пауза. Ауфтакт.
- Ну продолжайте!
Пауза.
- Моя супруга… она рассказала мне наконец о вашем заключении относительно нашего сына. Она в последнее время все больше предпочитает не обсуждать со мной здоровье нашего ребенка, что меня тоже беспокоит. Как бы то ни было, я хотел услышать это от вас, тем более, что сама формулировка мне показалась… несколько… возможно наука шагнула вперед в этом вопросе…
Доктор уловил тонкий сарказм в словах виртуоза, но нисколько не смутившись, поднял на него оживленные глаза:
- Я помогу вам… Она показалась вам романтичной? Звучит романтично, не правда ли?
Болен любовью. Увы, это самый распространенный диагноз на сегодняшний день, самый распространенный и самый плохо диагностируемый диагноз.
Бежевый плащ еще висел на своем месте. Не пора ли встать, забрать его и выйти за дверь?
- Но что, собственно говоря, вы имеете в виду?
Дешарже по-прежнему смотрел в глаза собеседнику:
- Любовь имеет много оттенков, хотя по правде сказать, она сильно перегружена этим. Любовь-нужда * в частности. Мальчик очень чувствителен, но увы, слишком умен.
- Увы?
В этой интонации совершился резкий поворот и мотив окрасился тонами искреннего удивления и недоверия. И какое отношение это имеет к проблеме? Его сын все больше отдаляется и уходит в себя. Он по-прежнему тот же послушный и исполнительный, аккуратный ребенок. Но его партия в общем оркестре потеряла свой рельеф, как будто она затаилась и готовится внезапно выйти на передний план, заняв независимую роль. Без предупреждения. Неожиданно и не гармонично. Холодно и смело.
Мужчина встал и неспешно направился к двери.
- Сердце. Слабое сердце. Вы ведь это хотели услышать от меня? Физически слабое сердце. Практически все мои пациенты, точнее их родители могут сразу воспринять это без объяснений. Но видите ли… это не самое существенное так сказать обстоятельство с точки зрения здоровья, как я его понимаю. И здоровье психическое, если вы думаете, тут тоже ни при чем. Вы же музыкант. Вы должны понимать, что хорошая музыка получается только тогда, когда ты ее слышишь. Прежде всего в себе, а затем уже самом произведении и чуткости пальцев. Это все, что я могу вам сказать.
Он говорил это в спину стоявшего в нерешительности, опрокинутого и молчаливого отца, который в следующее мгновение спокойным медленным движением снял с крючка плащ, и не надевая его вышел за дверь.
Как в тумане переступал ногами он, двигаясь меж стен темного коридора. Внутри что-то оглушительно стучало. Этот звук срывающегося дробью барабана он ощущал всем телом, и странная мысль, влетевшая легким ветром в сознание, произнесла: “Где похоронено твое сердце, Шопен? “
Он вытолкнул дверь от себя, и мокрый бриз надвигающегося ливня ударил в лицо. Дверь замкнулась, щелкнув на прощание магнитом кодового замка. Где-то в ином времени и пространстве побежали диаграммы, ряды цифр, улиц, лиц и событий, и на панели компьютера обозначилась точка. Власа внесла ее в экспертный отчет и закрыла программу.
Я имела в виду пример из моего текста, где есть означенное излишество. Спасибо.
Второй такт. Незначительные, но отвлекающие детали. Они сбивают, хотя, возможно только мне так воспринялось.
Смотрите, как пример:
Отец поднял его нетвердую кисть и опустил на гладкую
прохладную поверхность. И вошел звук. Неожиданный и непохожий на те, что наполняли так невыразимо пространство дома, выпустив бытие из теплого плена сна. Звук угловато и одиноко прозвучал как первая проба речи. " Я здесь ", . ..а дальше вошла пауза...И вдруг лавиной обрушились пятна перемешанных красок, когда мальчик в порыве неожиданной смелости начал бросать обе свои кисти на черные и белые клавиши, не разбирая ни цели, ни силы, ни места.
Все его маленькое существо содрогалось от острого смешанного чувства. Восторга и немощи, власти над инструментом и невозможности придать звучанию сколько-нибудь стройности и смысла. Не было уменья и навыка, не было знания чего-то, что способно воплотиться, способно стать выражением чувства, мысли… прочь! Скука и досада овладела им.
Он спрыгнул с коленей отца и выбежал за дверь. Зарыться в еще неостывшее, накрыться с головой, спрятаться в темноту под одеялом и слушать стук трепещущего сердца… маленький несмышленый птенец… он чувствовал, как его гладят мамины руки. Ну не плачь, Пашенька, пушок, что ты.. будет… будет. Она вышла и плотно закрыла за собой дверь.
Где-то там, как из небытия прозвучала нежная музыкальная фраза, кажется Отец продолжал играть. Она внезапно стихла и повисла в воздухе на странной ноте. Мальчик слышал теперь только голос матери, но смысл слов ускользал от него, он чувствовал лишь тревогу в ее голосе.
Предварю - не претендую на роль большелобого критика, и пытаюсь объяснить на чём лично я спотыкаюсь, хотя, возможно, это лишь личное восприятие.
Попробуйте прочесть сами, абстрагировано. На мой взгляд, немного не хватает более чёткой последовательности, словно смазанный фокус. И далее, использование вами звука. Я бы попытался его сделать более живым, чтобы при прочтении он перекликался с текстом.
Но, повторюсь, это лишь личное мнение, не претендующее на истину. Возможно, что-то не уловил.
Спасибо вам. Посмотрю, подумаю.
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Я из земли, где все иначе,
Где всякий занят не собой,
Но вместе все верны задаче:
Разделаться с родной землей.
И город мой — его порядки,
Народ, дома, листва, дожди —
Так отпечатан на сетчатке,
Будто наколот на груди.
Чужой по языку и с виду,
Когда-нибудь, Бог даст, я сам,
Ловя гортанью воздух, выйду
Другим навстречу площадям.
Тогда вспорхнет — как будто птица,
Как бы над жертвенником дым —
Надежда жить и объясниться
По чести с племенем чужим.
Но я боюсь за строчки эти,
За каждый выдох или стих.
Само текущее столетье —
На вес оценивает их.
А мне судьба всегда грозила,
Что дом построен на песке,
Где все, что нажито и мило,
Уже висит на волоске,
И впору сбыться тайной боли,
Сердцебиениям и снам —
Но никогда Господней воли
Размаха не измерить нам.
И только свет Его заката
Предгрозового вдалеке —
И сладко так, и страшновато
Забыться сном в Его руке.
1984
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.