На главнуюОбратная связьКарта сайта
Сегодня
23 ноября 2024 г.

Самыми гениальными рифмами, которые когда-либо придумал человек, были те, которые у поэтов теперь считаются самыми бедными

(Самуил Маршак)

Проза

Все произведения   Избранное - Серебро   Избранное - Золото

К списку произведений

Авиталь

В прихожей резко хлопнула дверь. Вошла мама. Последнее время Вита почти не виделась с ней. Та бегала по организациям, фондам, больницам, советовалась, искала. Но все равно все сходилось в одной точке – Израиль. И суммы, озвученные клиниками Израиля, не столько вселяли надежды, сколько вызывали боль.

Диагноз Виты звучал предельно понятно, без длинных терминов. Но тем он и был тяжёл. Вита силилась понять логику Бога, зачем Он обрек ее на заведомо неравную схватку? Почему ни один врач не берется ее лечить? И почему все говорят только одно – Израиль! Может, Бог хочет отправить Виту таким сложным путём на родину ее предков? Папа давно живет в Израиле. А мама двадцать три года назад не поехала с ним. И, как потом выяснилось, не поехала она вместе с Витой. И теперь внезапная болезнь все равно ведет ее окольными путями на Святую Землю! Странный замысел.

- Все это выглядит фантасмагорически! – каждый день заявляла Вита маме, глядя на ее суету, напряжение нервов и опасаясь уже больше за ее здоровье, а не за свое.
- Авиталь! Мы просто так не сдадимся, - строго называя ее полным именем, говорила мама.
- Такие деньги! Я лучше умру, чем оставлю тебя бомжихой, - кричала Вита.

Увидев маму в промокших ботинках и в солнечных очках, Вита приготовилась снова напомнить о бессмысленности усилий. Но мама ее опередила:
- Все! Денег не нужно. Я сгоняла опять в Сохнут! К консулу запись была аж на июль! А они - нате завтра! Я им сказала – онкология, так они бегом оформлять. На, заполни анкеты. И завтра поедем на Большую Ордынку к консулу. Господи! Репатриируешься и получишь бесплатное лечение в полном объёме! Слава Богу! Хоть какая-то польза от твоего отца.

Мама не ждала ответа. Она выпалила все это куда-то поверх головы Виты и начала креститься на купола храма Серафима Саровского, которые виднелись в мутном застеколье окна. А Вита вдруг заметила, как мамино лицо постарело. Оно как будто свернулось в крепкий узел.
- Внимательно заполняй синей шариковой ручкой без помарок, а я побегу дальше, мне еще надо в банк. Отец уже летит из Тель-Авива. К консулу пойдёшь с ним! – голос мамы осип от волнения.

Выпив остывшего чая прямо из чашки Виты, которая наливала себе этот чай полчаса назад и совершенно о нем забыла, мама снова хлопнула дверью, оставляя за собой свежий призрак спасительной израильской мечты.

Вита вчитывалась в вопросы анкет. Писать старалась красиво, разборчиво, разрывая соединения букв, чтобы сделать их печатными. И даже снова, как «раньше», начала грызть кончик авторучки.

- Место рождения, место проживания, ваша религиозная принадлежность, иудаизм, не религиозен, атеист, так-так, ничего не понимаю, - глухо произнесла Вита, перечитывая еще раз и еще раз вопрос. Она положила ручку и попыталась осмыслить разницу между атеистами и нерелигиозными людьми. - Ладно, можно оставить незаполненным пока, - ответила сама себе.

Мысли все больше убегали к папе – они не виделись целых десять лет. Лицо папы в памяти немного стерлось, ближе и яснее был его густой громогласный голос в телефонной трубке и особая стать, присущая крупным серьёзным мужчинам. Рядом с папой возникало ощущение защищённости, тепла и спокойствия. Он все знает, он все сделает, он все организует.

В консульстве было много народа. Мама осталась ждать на улице, она была не в силах сдерживать волнение и боялась этим навредить. Вита с папой были приглашены без очереди в просторный кабинет с высокими потолками и массивным письменным столом посередине. Консул оказался приветливым пожилым господином в дорогом костюме, со старомодными запонками в рукавах рубашки и с пушистыми чёрными бровями, перекинутыми через все лицо, словно шлагбаумы. Периодически «шлагбаумы» поднимались и опускались, выражая участие. Виту и ее отца консул принял как родных, усадил, угостил печеньем, расспросил о здоровье, и заверил, что они и глазом не умеют моргнуть, как виза будет готова! Он лично не видит к тому никаких препятствий.

- Такс, проверочку сделаем быстро. У вас так мало документов, что проверять-то нечего, - шутливо подбадривал консул, - А мама репатриируется? – консул уставился на папу Виты профессионально пытливым взглядом.
- Нет. Я забираю дочь и точка. Давайте побыстрее, - ответил папа, строго взглянув на консула и многозначительно кивнув на документы.
- Маму потом, хорошо, - опустив «шлагбаумы», консул углубился в анкету, - Такс, а вот тут забыли галочку поставить, моя дорогая.
- Где? – вздрогнула Вита.
- Вот, - ткнул пальцем консул в «религиозную принадлежность».
- Христианская, - ответила Вита.

Папа посмотрел на Виту вопросительно, потом кашлянул и проговорил ей тихо с командной интонацией:
- Ставь «не религиозен».
Консул перестал улыбаться и глубоко вздохнул. Лицо его поскучнело и как будто сдулось.
- По закону о репатриации мы принимаем либо иудеев, либо атеистов, либо религиозно безразличных граждан, - монотонно отрапортовал он.
- А в чем разница? - спросила Вита, ощущая, что вот сейчас откроется то, до чего она сама вчера не додумалась.
- Есть такая категория репатриантов, которых, как бы сказать, насильно крестили, чаще всего в младенчестве, понимаете? То есть неосознанно. Какое же это христианство? Одно недоразумение! – пояснил консул, уже потеряв радостный настрой.
- Так, дайте-ка мне, - властным движением длинной богатырской руки, обтянутой ярко-голубой рубашкой какого-то модного бренда, папа взял ручку и, с лёгкостью дотянувшись до анкеты, ввинтил аккуратную галочку в пункт «религиозно безразличен». - Ерунда какая-то, чего тут думать. Это же моя дочь! Мать ей навешала христианства, а теперь девочка возвращается в родные, так сказать, исторические объятия. – Папа развёл руками и широко улыбнулся, добавив фразу на иврите: «Всему свое время».

Папины прямые, выгоревшие на Израильском солнце, брови встали умоляющим домиком.

Консул вскинул и снова опустил «шлагбаумы». После чего протянул авторучку Вите.

- Нужна ваша галочка, моя дорогая.
Пока Вита растерянно смотрела в анкету, папа продолжал заговаривать зубы консулу:
- Обрядческий культ на почве суеверий матери. Тору поизучает, с иудеями пообщайтся. Привыкнет. Да, Авиталь? - папа с торжественностью произнёс полное имя Виты. - Имя, кстати, я выбирал.

Вита обрушила возмущенный взгляд на отца: папа даже не приехал, когда она родилась, имя ей выбирала мама! Папа перешёл на откровенное враньё! Значит, вопрос и правда серьезный. Просто так папа бы не стал обманывать.

- Безусловно. Имя прекрасно! – твёрдо глядя на юную репатриантку, консул ждал. Вита сжалась и быстрым движением посадила поверх четкой папиной галочки почти незаметную свою.
- Вот и чудно. Ждите звоночка. Вас проводят, - сказал с победным облегчением консул и, пролистнув оставшиеся анкеты, сложил их в серую папочку. Окончательно захлопнув «шлагбаумы», он тяжело поднялся. В тишине послышалось выверенное дипломатическое поскрипывание паркета.

Виту охватила жгучая тоска. Невидимая линия только что отделила ее от чего-то очень ценного, как будто отрезала ее от самой себя.

- Стойте! – выкрикнула она в сутулую спину уходящего консула. - Я отказываюсь!
Консул остановился и укоризненно посмотрел на отца Виты.
- Я отказываюсь. Я не еду! – снова повторила Вита.
Она готова была умереть прямо здесь. Папа попытался сделать знак консулу, чтобы тот не беспокоился - ребёнок просто перенервничал и папа сам с этим разберётся. Но консул был искренне любопытен.
- Почему же? – поинтересовался он.
- Я без Иисуса Христа не поеду.

Неодобрительно покачав головой, консул хотел что-то мудрое изречь, но махнул рукой, переложив эту неблагодарную роль на отца.
Ноги Виты стали деревенеть, и в голове загрохотал голос ее духовника, батюшки Иллариона: «Молись Серафиму, все пройдет, все пройдёт… Господь не оставит…»

Папа успел подхватить и тремя огромными шагами перенёс бледную Виту на кожаный диван у окна, пока сотрудницы в одинаковых бордовых костюмчиках семенили за ним и спорили на иврите, что сначала нужно сделать – дать таблетку или открыть окно. Острая свежесть раннего апреля ворвалась в лёгкие. Вита открыла глаза. И увидев встревоженное лицо отца, старалась подробнее запомнить ямочку на подбородке, седые виски, гладко выбритые широкие щеки, небесно-голубой воротничок рубашки и сложную геометрию морщин на лбу. Чтобы подольше не стиралось из памяти…


Автор:JZ
Опубликовано:07.04.2022 14:06
Просмотров:3380
Рейтинг:90     Посмотреть
Комментариев:4
Добавили в Избранное:1
17.06.2022  Rusalka

Ваши комментарии

 08.04.2022 12:13   vonDorn  
Юль, я бы развил такую тему - до неё дошло - как это она не поедет без Христа, поставив либо не поставив какую-то галочку? А с кем же она поедет? Для кого галочки - для людей? А Иисусу они разве нужны? Галочки на тленной бумаге, а Он в душе бессмертной и т. д. Как-то так)
 08.04.2022 13:08   JZ  Спасибо, да я вообще в размышлении, продолжать или нет, тема довольно узкая и не всем понятная) Подумаю.
 17.06.2022 22:41   SukinKot  Это все оправдания. Для героини поставить галочку означало предать свою веру. Или, если хотите, солгать. Если человек верит в Христа и для него это важно, то почему он должен писать, что религиозно безразличен? Это ложь.
 17.06.2022 23:37   JZ  Здесь встаёт очень сложный вопрос. Нужно ли молодой девушке, еще ничего не успевшей в жизни, не понявшей, жертвовать жизнью в таком случае? В реальной истории мама привела ей батюшку, чтобы тот помог решить дилемму. Но священник не взял на себя ответственности что-либо советовать. Я не знаю подробностей, и думаю, никто не знает, о чем священник говорил с девушкой. Но решение она приняла вот такое. Хотя, скажу честно, не знаю, смогла ли бы я в подобной ситуации не оправдаться тем, что я спасаю данную мне Богом жизнь и жизни будущих рождённых мною детей и ставлю формальную галочку в формальном документе. Вопрос не так очевиден, мне кажется, как кажется.
 17.06.2022 23:59   SukinKot  Ну а кто сказал, что лечение спасет? На самом деле никто не знает что такое онкология, и как её правильно лечить. Я знаю случаи, когда лечение на ранней стадии не спасало, хотя лечили профессионалы, и случай был не такой сложный. Представьте себе худший вариант, если бы она поставила галочку и это её бы не спасло.
 19.06.2022 21:37   JZ  Когда человеку ставят такой диагноз, меняется взгляд на себя и свою жизнь. Особенно у молодых, которые еще ничего не видели. Желание жить - это очень большая сила, которая затмевает философию. Желание жить сносит мозг и возбуждает все рецепторы, человеком в такой ситуации двигает страх смерт,и и остальное уходит в туман. Потому мне показалось решение девушки довольно нетипичным. Я попыталась почувствовать ее, понять. Но не смогла, если быть честной.
 19.06.2022 22:18   SukinKot  А здесь ведь не философия, если ее понимать как что-то сложное, обернутое в рассуждения. Как раз религиозный рассудительный человек мог найти себе оправдания. Он был сказал, что я ведь не отрекаюсь от Христа, а ставлю галочку, что не религиозен. Я ведь недостаточно усерден в молитве, значит это правда. Ну или придумал бы другую форму, например, что это будет почти самоубийство, а самоубийство - грех. Доводов много можно найти. Решение девушки было продиктовано не интеллектом, а иррациональной частью сознания, и поэтому оно победило страх. Рассуждения страх никогда не побеждают, ибо страх иррационален и ему на рассуждения плевать.
 20.06.2022 00:15   JZ  Согласна, именно так. Мне рассказывал человек, который оформлял так же репатриацию с целью вылечить мать от онкологии, что иногда в такой ситуации даже идут к батюшке брать благословение на эту галочку во имя спасения человека. В этой теме вообще при ближайшем рассмотрении открылось много неожиданного. Спасибо Вам большое за вдумчивое чтение))

 17.06.2022 09:24   Rusalka  
Не отреклась! Какой рассказ трогательный! а чем же кончилась эта история? Очень интересно. Это все было в реальности?
 17.06.2022 11:28   JZ  В реальности героиня осталась и умерла в хосписе. Спасибо за Вашу реакцию. Я хочу эту историю сделать одной из сюжетных линий в моей крупной прозе.

 20.06.2022 20:58   vonDorn  
одно дело - согласие с мировоззренческой философией, с духовным учением, а другое дело - следование правилам религиозного домостроя, придуманного людьми. Иисус довольно мало говорил о правилах поведения в религиозной общине, можно сказать, не акцентировал на их основное внимание. Так вот, галочки в документах - это элемент фанатизма и того же домостроя, который типа на слабО можно взвалить себе на плечи, но требовать от других близко к христианству не стоит. Отдавай кесарю кесарево, а Богу - богово. То же можно сказать - отдавай людское людям, а богу опять же богово. Никакие "слабО" ему не нужны. Он все слабости и без того знает
 20.06.2022 23:56   JZ  Ну вот потому, наверное, меня так и зацепила эта история. Я ставлю себя на место всех трёх участников (девушки, ее мамы и священника) и не понимаю, как все они трое не нашли решение, которое не убивало бы ребёнка. Да, она взрослая девушка, конечно, но на уровне жизненного опыта она почти ребёнок, причём испуганный и доведённый до отчаяния вердиктом врачей. Не знаю, вот не знаю, нет у меня ответов, одни вопросы… Ведь галочку просили поставить люди, находящиеся в иной системе координат относительно христианства, для иудеев действительно наверное христианская вера девушки - это нерелигиозность, потому что для них религия - иудаизм. Тут можно утонуть в софистике, но зачем же не попытаться воспользоваться шансом, который тоже даёт Бог!
 21.06.2022 01:08   SukinKot  Для иудеев жизнь каждого еврея представляет ценность. И хотя для них христианство и другие религии - чуждые верования, возможно они этой галочкой хотели оставить лазейку, чтобы еврей другой веры мог ею воспользоваться. Но вот не получилось. Интересно, что к атеистам у них нет претензий. Могу предположить, что они боятся фанатиков другой веры, что не удивительно, учитывая постоянные религиозные конфликты в их стране.
 22.06.2022 01:24   JZ  В поведении консула это кстати просматривается)
 21.06.2022 00:56   SukinKot  Я думаю, что как раз человек Домостроя, поставил бы галочку, потому что Домострой - это свод житейских правил, как жить долго и счастливо в патриархальной семье. А поступок девушки, напротив, ближе к тому, что вы называете мировозренческой философией. Потому что самопожертвование - это поступок в духе истинного христианства. Другой вопрос, оправдана ли жертва в данном конкретном случае. Может быть, самопожертвованием было бы смириться и выбрать лечение - это был бы ее крест.
 21.06.2022 12:12   vonDorn  имецца в виду фигуральный домострой, а не то, что он изначально значит. Правила религиозной общины, церкви - это оно и есть. Не вижу ради кого тут жертвовать, ну хоть тресни. Понятие жертвы тут неуместно. Разве можно приносить себя в жертву чисто людской дури?
 21.06.2022 14:48   SukinKot  В том то м дело, что здесь не следование требованиям общины или церкви. Как раз церковь учит не отвергать медицинскую помощь. Здесь следование своим внутренним убеждениям.
 21.06.2022 20:52   vonDorn  община, церковь - это не об том. Тут в героине убеждения таковы, что ей страшно показать слабину в вере перед кем? Да подумать глубже - не перед кем. Об этом как раз Иисус говорил - метать бисер перед свиньями. Которые к тому же не ведают, что творят, заставляя нуждающихся демонстрировать прогибы подо штото. Если это её убеждения, то они, по-христиански взглянув, оч. ошибочны
 21.06.2022 21:01   SukinKot  Не думаю, что тут речь о том, чтобы кому-то что-то показать. Страшно, да. Но не показать, а скорее шагнуть в пропасть. Смерть - пропасть, предательство - тоже пропасть.

 22.06.2022 04:12   Rusalka  
Моя подруга (учились вместе в институте) умерла от рака. У нее было 2 взрослых сына. Она в последние годы работала в монастыре, числилась там сестрой, но не монахиней. Была веселая, добрая и очень верующая. Я до последнего думала, что она не умрет, что спасется. Она была совсем еще молодая. Муж говорит, отказывалась от морфия в конце. Как-то не укладывалось в голове. Может, эту девушку спасли бы... Но сам порыв удивительный. Думаю, она в Царствие Небесном. Ах, если бы все это было правда. Но что тот свет существует, я все больше верю после смерти родителей. Они так часто приходят ко мне во сне.
Жаль, что для спасения надо ехать в Израиль, что нельзя спастись в России или Белоруссии.
 22.06.2022 04:15   Rusalka  А может, наоборот, здесь они спаслись?
 23.06.2022 02:18   JZ  Мне кажется, спасение посылает Бог, и не важно, на территории какого государства оно происходит. Везде есть те люди, через которых приходит помощь. Спасибо)

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Кобаяси Исса
Поиск по сайту

Новая Хоккура

Произведение Осени 2019

Мастер Осени 2019

Камертон