«Поэт, как альбатрос, отважно, без усилья
пока он - в небесах, витает в бурной мгле,
но исполинские, невидимые крылья
в толпе ему ходить мешают по земле»
- Ш. Бодлер
«Идет по пустыне и грохот, и гром,
бежало стадо бизоново.
Старший бизон бежал с хвостом,
младший бежал без оного...»
- В. Маяковский
«Быть может, прежде губ уже родился шепот» - такова эстетика одного из моих верховных учителей-предтеч Осипа Мандельштама. Поэзия настолько естественна, самодостаточна и необходима, что родилась впредь человека. До его отделения от стаи. Раньше самых ранних богов. Раньше совести. А первый стих появился вместе с молодым (младшим) поэтом. По этому же поводу. По эдикту его души - отделиться, но стать ближе.
Писательство – опыт, а не разговоры, кровь, а не чернила, призвание, а не членство, наитие, а не график. Творчество – интуитивно, эго - непостижимо, надежда – эфемерна, случай – капризен, опыт – тяжек, будущее - лживо, душа – неподотчетна, мнение – деспотично, жизнь – смертна, поэзия – молитва.
Научиться писать стихи нельзя. Как нельзя оценить чувство, которое всегда богаче мысли. Стих - гласная исповедь и ослепительная тайна, укрытая Творцом в глубине внутреннего кармана грешной творческой души. Не открытая, (не дай Бог!), но сочиненная. Да, поэт – отшельник, ясновидец и пророк, слагающий заповеди. А, заодно, - ремесленник и торговец, сдающий напрокат слова. Да, поэту верить нельзя, - он вкрадчивый экзекутор и ликующий мизантроп, талантливый иезуит и романтик-снизу-крантик, гениальный мифоложец и великий провокатор. Но нельзя не верить его стихам. Они - поначалу - стыд, но такой, который, со временем, станет его/вашей гордостью. Они – горькое откровение, сладостное кощунство, счастливое заблуждение, срамная некомфортная истина, - не познав их, можно повеситься от тоски и отчаяния.
«Нежность существует без причин, как небо и стихи», – поет группа «ДДТ». Так и есть - у стихов нет причины. Они рождаются, как ощущение, как сбитое дыхание, асинхронное мысли, которая старше и длиннее этого дыхания. Мучительно или подспудно, судорогами слез или невесомо, вырываясь из души, они падают на бумагу, словно искры из костра, как волна цунами, что сминает бетонный пирс, как неясный ветерок, шевелящий прядь на виске и ласково лижущий щеку.
Веским, ярким словом можно размозжить сердце и засветить фонарь в глазу. Смачной строкой, как жирной солянкой, можно заляпать брюки, репутацию, настроение. Точеная рифма ошеломляет, словно кипяток, выплеснутый на темя. Под напором стихов трещат лифчики, раскисают пиджаки, сотрясаются души. Они – мысль, которая морщит ум, и вещь, заставляющая мерцать воображение. Они - пропасть между мирами и мост, их соединяющий.
А еще стихи - судьба, захлестнутая у тебя на шее.
Даже не выдернутые из ноосферы, еще не записанные, они живут. Магия стихов, их ужас заключены в их самости, своеволии, равнодушии к дифирамбам и непотребе признания своей правоты. В этом нуждается поэт. Особенно только что закончивший книгу. Или просто (просто?!) стихотворение. В очередной раз, отделившись от стаи, он «намного старше, чем был, когда за него принимался» (И. Бродский) Именно поэтому он страстно жаждет разрешить мучительную альтернативу – Я или НИКОГДА? Ибо каждый мерцающий образ, любая дерзкая рифма, наивный кудряво-мальчишеский или вымученный слезливо-демисезонный стих, – есть попытка удостовериться в собственном наличии.
И я бы добавил Осипу, что ПОЭТ, ТОТ, КТО ПРОПУСКАЕТ ШЕПОТ С ВЫШЕ, и печально, что уши на завязь, любовь лишь на ощупь, а глаза лишь интерьер пола...
Простите, но мне сдается, что поэт потому и поэт, что слышит СВЫШЕ.
Тот, кто пишет,
чувствует ближе и дальше знает.
Он потому и дышит.
Ему недостаточно Интернета,
театров , кино и выставок,
войн, поражений, побед.
Мало поклонников и хулителей,
предсказаний, заклятий, примет,
Ему постоянно кажется,
что он создает и меняет миры.
Он не любит себя, как мы.
Жизнь его - сон,
пришедший к нему во сне.
Он проходимец и соглядатай
жизни, но не
по натуре, а по призванию.
Он пишет, как дышит. Он слышит.
Он знает заранее!
Уши на завязь. Why not?! На завязь любви. Вспомним банальное, но не ставшее от этого менее верным, - "Женщина любит ушами"
Любовь на ощупь? Тоже верно.
Женщина - это волшебная скрипка,
дурак ею гвозди, порой, забивает.
Но мастер, знаток, не допустит ошибки, -
мелодию Вечности с ней он сыграет.
Да, женщина - скрипка!
А кто же мужчина?
Весьма примитивная штучка.
На ней не сыграть нет особой причины, -
достаточно знать, где находится ручка.
Или там, -
Чтобы женщину растрогать,
надо дать себя потрогать!
Звучит самоуверенно, но иногда срабатывает.
Глаза - интерьер? Возможно. У одного поэта-авангардиста в квартире я видел комнату, в которой потолок, стены и, главное, пол были обклеены огромными фотографиями глаз. Это было посильнее Фауста Гете, простите очередной штамп. Но заходить туда не хотелось.
Глаза - интерьер ДУШИ? Это Вы о мороженном судаке?
Спасибо, что уделили внимание. Ваше мне нравится.
Мудро! Текст хочется перечитать несколько раз. Браво!
Кланяюсь, Вседержительница!
Это так здорово написано.
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
Завидую, кто быстро пишет
и в благости своей не слышит,
как рядом кто-нибудь не спит,
как за стеною кто-то ходит
всю ночь
и места не находит.
Завидую, кто крепко спит,
без сновидений,
и не слышит,
как рядом кто-то трудно дышит,
как не проходит в горле ком,
как валидол под языком
сосулькой мартовскою тает,
а все дыханья не хватает.
Завидую, кто крепко спит,
не видит снов,
и быстро пишет,
и ничего кругом не слышит,
не видит ничего кругом,
а если видит,
если слышит,
то все же пишет о другом,
не думая,
а что же значит,
что за стеною кто-то плачет.
Как я завидую ему,
его уму,
его отваге,
его перу,
его бумаге, чернильнице,
карандашу!
А я так медленно пишу,
как ношу трудную ношу,
как землю черную пашу,
как в стекла зимние дышу -
дышу, дышу
и вдруг
оттаиваю круг.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.