Петька был первым из поэтов, с кем Даша познакомилась на сайте. Он пришёл на её страничку и как-то ненавязчиво, легко и непринужденно наладил дружеские отношения. Болтать с Петром было сплошное наслаждение: эрудированный, острый на язык (жаргоном новый друг не брезговал) и одновременно воспитанный, он сразил Дашку в первый же день общения. С этого и повелось – ежедневные беседы затягивались далеко за полночь, когда уже не оставалось сил стучать по клавишам. Оба скакали с темы на тему, оба говорили и не могли наговориться, в итоге став «жилетками» друг для друга.
У Дарьи к тому времени опыт общения в Интернете был невелик, до прихода на этот сайт она захаживала лишь на полудетский форум, где ввязалась в совершенно ненужный дурацкий фотоконкурс с фотографиями своей собаки. Петька, узнав об этом, моментально организовал нескольких товарищей, которые методично день за днём отдавали свои голоса за фотографию Дашкиной собаченции. Так, сообща они и выиграли фотоконкурс, а с приходом победы, интерес к участию в последующих конкурсах иссяк. И Даша прочно обосновалась на новом сайте, и даже начала изредка писать стихи.
В те времена Петька был душой литературного сайта, вокруг него бурлил вечный круговорот, преимущественно из девчонок, молодых женщин и дам далеко не бальзаковского возраста - самый настоящий малинник. Ребята тоже захаживали с удовольствием, кто пообщаться, кто испросить совета, кто сообщить потрясающую новость, а то и просто так – Петька успевал везде и всюду, хохмил, балагурил, раздавал направо и налево виртуальные поцелуи с и вагонами нежность.
С Дарьей же Пётр дружил серьезно и уважительно, между ними сразу установились ровные, добрые сестринско-братские отношения. Пётр стал и первым наставником Дарьи на поэтическом поприще. Но сделал это очень оригинально, что привело в дальнейшем к потрясающим результатам.
- Дерьмовые у тебя стихи, а вот письма мне ты пишешь просто фантастические. Тебе, Дашка, с прозой дружить надо, рассказы писать попробовать.
Дашка совершенно не обиделась. Она сама понимала, читая других авторов, что пишет плохо, по-детски наивно и глупо.
- А у меня есть несколько рассказов, я еще несколько лет назад их написала. Но так как этот сайт поэтический, я про рассказы и не заикалась даже.
- Вот что, ты мне их присылай, я посмотрю и скажу тебе, стоит ли их выставлять здесь. – Настоящий друг и поступил по-дружески, взявшись за работу корректора.
Даша отправила Петру пять рассказов и с нетерпением ожидала ответ. Петька появился и стал восторженно визжать, чего Даша естественно никак не ожидала.
- Практически без ошибок! Неповторимый стиль! Собственная манера изложения! Классные находки и решения! К чертям стихи! Пиши прозой и только прозой!
Так Даша стала бытописательницей – такой ярлык навесил на неё второй друг Григорий, вторым после Петьки оценивший её творения в прозе. Круг друзей, постоянных читателей расширялся с каждым днем, но всегда рядом оставался верный Петька. Появились подружки-поэтессы, Петр стал и их подружкой – он вообще обладал редким и уникальным даром умения дружить. И что интересное – Петр дружил в основном с представительницами женского пола. Все Петькины подружки ладили между собой, Петра не делили – он был общей и индивидуальной для каждой собственностью. Как Земля крутится вокруг своей оси, так и вокруг Петьки крутился сайт.
- Знаешь, - признавался он в приватной беседе Дашке, - я обожаю читать женские журналы. Там столько интересного. Мужчины много теряют, не читая их.
Ну, скажите пожалуйста, какая женщина устоит против такого чистосердечного признания? Да никакая!
Дашка в таких случаях ехидничала:
- Не удивлюсь, если узнаю, что ты вышиваешь «крестиком» и вяжешь долгими зимними вечерами длинный-предлинный, теплый-претеплый шарф для своей любимой супруги.
- Ага, вышиваю и вяжу, а еще умею строчить на швейной машинке. Шторы, что ты мне прислала в подарок, я сам подрубил на стареньком «Зингере».
Дарья с виртуальными подругами Маргошей и Кисточкой посылали Петьке к праздникам подарки: Даша – любимые Петром энциклопедические словари и что-нибудь нужное в хозяйстве, Кисточка – скачанные и распечатанные материалы из Интернета, Марго – как она выражалась, «шоколатки» да какую-нибудь изящную вещицу программиста типа «флэшки». Петька ругался, но подарками дорожил и потом долго слал благодарственные письма.
Они любили посплетничать вчетвером – Петр, Даша, Кисточка и Маргоша, обо вся, обо всех, и ни о чём одновременно. Сплетни были незлобные, скорее носили характер домашний, семейный, где каждый каждому был доктором. Но самое главное – всем было хорошо и уютно в этой тесной компании.
Как давно это было. Неужели уже прошло больше двух лет? Не может быть… А почему было? Это и сейчас есть, просто все стали настолько родными друг другу, что и общение, и понимание происходит уже без слов, на подсознательном уровне. Дружеская чувствительность на расстоянии. Даша еще раз посмотрела на светящиеся цифры в левом верхнем углу окошка монитора – там, рядом с цифрами о дне рождения значился знакомый ник друга.
- Все. Завтра Петькин день рождения, а я еще не написала поздравительную открытку. – Приструнила себя Даша и начала усердно стучать по клавиатуре.
«Дорогой мой братец! С Днем Рождения тебя многофункционально-виртуальная на все случаи жизни Otvertka!!!..»
Перед нашим окном дом стоит невпопад, а за ним, что важнее всего, каждый вечер горит и алеет закат - я ни разу не видел его. Мне отсюда доступна небес полоса между домом и краем окна - я могу наблюдать, напрягая глаза, как синеет и гаснет она. Отраженным и косвенным миром богат, восстанавливая естество, я хотел бы, однако, увидеть закат без фантазий, как видит его полусонный шофер на изгибе шоссе или путник над тусклой рекой. Но сегодня я узкой был рад полосе, и была она синей такой, что глубокой и влажной казалась она, что вложил бы неверный персты в эту синюю щель между краем окна и помянутым домом. Черты я его, признаюсь, различал не вполне. Вечерами квадраты горят, образуя неверный узор на стене, днем - один грязно-серый квадрат. И подумать, что в нем тоже люди живут, на окно мое мельком глядят, на работу уходят, с работы идут, суп из курицы чинно едят... Отчего-то сегодня привычный уклад, на который я сам не роптал, отраженный и втиснутый в каждый квадрат, мне представился беден и мал. И мне стала ясна Ходасевича боль, отраженная в каждом стекле, как на множество дублей разбитая роль, как покойник на белом столе. И не знаю, куда увести меня мог этих мыслей нерадостных ряд, но внезапно мне в спину ударил звонок и меня тряханул, как разряд.
Мой коллега по службе, разносчик беды, недовольство свое затая, сообщил мне, что я поощрен за труды и направлен в глухие края - в малый город уездный, в тот самый, в какой я и рвался, - составить эссе, элегически стоя над тусклой рекой иль бредя по изгибу шоссе. И добавил, что сам предпочел бы расстрел, но однако же едет со мной, и чтоб я через час на вокзал подоспел с документом и щеткой зубной. Я собрал чемодан через десять минут. До вокзала идти полчаса. Свет проверил и газ, обернулся к окну - там горела и жгла полоса. Синий цвет ее был как истома и стон, как веками вертящийся вал, словно синий прозрачный на синем густом... и не сразу я взгляд оторвал.
Я оставил себе про запас пять минут и отправился бодро назад, потому что решил чертов дом обогнуть и увидеть багровый закат. Но за ним дом за домом в неправильный ряд, словно мысли в ночные часы, заслоняли не только искомый закат, но и синий разбег полосы. И тогда я спокойно пошел на вокзал, но глазами искал высоты, и в прорехах меж крыш находили глаза ярко-синих небес лоскуты. Через сорок минут мы сидели в купе. Наш попутчик мурыжил кроссворд. Он спросил, может, знаем поэта на п и французский загадочный порт. Что-то Пушкин не лезет, он тихо сказал, он сказал озабоченно так, что я вспомнил Марсель, а коллега достал колбасу и сказал: Пастернак. И кругами потом колбасу нарезал на помятом газетном листе, пропустив, как за шторами дрогнул вокзал, побежали огни в темноте. И изнанка Москвы в бледном свете дурном то мелькала, то тихо плыла - между ночью и вечером, явью и сном, как изнанка Уфы иль Орла. Околдованный ритмом железных дорог, переброшенный в детство свое, я смотрел, как в чаю умирал сахарок, как попутчики стелят белье. А когда я лежал и лениво следил, как пейзаж то нырял, то взлетал, белый-белый огонь мне лицо осветил, встречный свистнул и загрохотал. Мертвых фабрик скелеты, село за селом, пруд, блеснувший как будто свинцом, напрягая глаза, я ловил за стеклом, вместе с собственным бледным лицом. А потом все исчезло, и только экран осциллографа тускло горел, а на нем кто-то дальний огнями играл и украдкой в глаза мне смотрел.
Так лежал я без сна то ли час, то ли ночь, а потом то ли спал, то ли нет, от заката экспресс увозил меня прочь, прямиком на грядущий рассвет. Обессиленный долгой неясной борьбой, прикрывал я ладонью глаза, и тогда сквозь стрекочущий свет голубой ярко-синяя шла полоса. Неподвижно я мчался в слепящих лучах, духота набухала в виске, просыпался я сызнова и изучал перфорацию на потолке.
А внизу наш попутчик тихонько скулил, и болталась его голова. Он вчера с грустной гордостью нам говорил, что почти уже выбил средства, а потом машинально жевал колбасу на неблизком обратном пути, чтоб в родимое СМУ, то ли главк, то ли СУ в срок доставить вот это почти. Удивительной командировки финал я сейчас наблюдал с высоты, и в чертах его с легким смятеньем узнал своего предприятья черты. Дело в том, что я все это знал наперед, до акцентов и до запятых: как коллега, ворча, объектив наведет - вековечить красу нищеты, как запнется асфальт и начнутся грунты, как пельмени в райпо завезут, а потом, к сентябрю, пожелтеют листы, а потом их снега занесут. А потом ноздреватым, гнилым, голубым станет снег, узловатой водой, влажным воздухом, ветром апрельским больным, растворенной в эфире бедой. И мне деньги платили за то, что сюжет находил я у всех на виду, а в орнаменте самых банальных примет различал и мечту и беду. Но мне вовсе не надо за тысячи лье в наутилусе этом трястись, наблюдать с верхней полки в казенном белье сквозь окошко вселенскую слизь, потому что - опять и опять повторю - эту бедность, и прелесть, и грусть, как листы к сентябрю, как метель к ноябрю, знаю я наперед, наизусть.
Там трамваи, как в детстве, как едешь с отцом, треугольный пакет молока, в небесах - облака с человечьим лицом, с человечьим лицом облака. Опрокинутым лесом древесных корней щеголяет обрыв над рекой - назови это родиной, только не смей легкий прах потревожить ногой. И какую пластинку над ним ни крути, как ни морщись, покуда ты жив, никогда, никогда не припомнишь мотив, никогда не припомнишь мотив.
Так я думал впотьмах, а коллега мой спал - не сипел, не свистел, не храпел, а вчера-то гордился, губу поджимал, говорил - предпочел бы расстрел. И я свесился, в морду ему заглянул - он лежал, просветленный во сне, словно он понял всё, всех простил и заснул. Вид его не понравился мне. Я спустился - коллега лежал не дышал. Я на полку напротив присел, и попутчик, свернувшись, во сне заворчал, а потом захрапел, засвистел... Я сидел и глядел, и усталость - не страх! - разворачивалась в глубине, и иконопись в вечно брюзжащих чертах прояснялась вдвойне и втройне. И не мог никому я хоть чем-то помочь, сообщить, умолчать, обмануть, и не я - машинист гнал экспресс через ночь, но и он бы не смог повернуть.
Аппарат зачехленный висел на крючке, три стакана тряслись на столе, мертвый свет голубой стрекотал в потолке, отражаясь, как нужно, в стекле. Растворялась час от часу тьма за окном, проявлялись глухие края, и бесцельно сквозь них мы летели втроем: тот живой, этот мертвый и я. За окном проступал серый призрачный ад, монотонный, как топот колес, и березы с осинами мчались назад, как макеты осин и берез. Ярко-розовой долькой у края земли был холодный ландшафт озарен, и дорога вилась в светло-серой пыли, а над ней - стая черных ворон.
А потом все расплылось, и слиплись глаза, и возникла, иссиня-черна, в белых искорках звездных - небес полоса между крышей и краем окна. Я тряхнул головой, чтоб вернуть воронье и встречающий утро экспресс, но реальным осталось мерцанье ее на поверхности век и небес.
Я проспал, опоздал, но не все ли равно? - только пусть он останется жив, пусть он ест колбасу или смотрит в окно, мягкой замшею трет объектив, едет дальше один, проклиная меня, обсуждает с соседом средства, только пусть он дотянет до места и дня, только... кругом пошла голова.
Я ведь помню: попутчик, печален и горд, утверждал, что согнул их в дугу, я могу ведь по клеточке вспомнить кроссворд... нет, наверно, почти что могу. А потом... может, так и выходят они из-под опытных рук мастеров: на обратном пути через ночи и дни из глухих параллельных миров...
Cын угрюмо берет за аккордом аккорд. Мелят время стенные часы. Мастер смотрит в пространство - и видит кроссворд сквозь стакан и ломоть колбасы. Снова почерк чужой по слогам разбирать, придавая значенья словам (ироничная дочь ироничную мать приглашает к раскрытым дверям). А назавтра редактор наденет очки, все проверит по несколько раз, усмехнется и скажет: "Ну вы и ловки! Как же это выходит у вас?" Ну а мастер упрется глазами в паркет и редактору, словно врагу, на дежурный вопрос вновь ответит: "Секрет - а точнее сказать не могу".
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.