Мой друг Ваня говорил: «Твой номер легко запомнить. Стоим на остановке. Один полтинник – шу – мимо. Второй – шa – мимо. И отдыхаем еще сорок пять минут».
Телефона мы ждали безобразно долго. Что-то там с грунтом, лет десять не могли подвести кабель. Но кое-кому в доме протянули воздушную связь. Я знал двоих. Один, Валерий Маркович, жил под нами. Работал в школе учителем черчения. Внешне он мало походил на учителя. А скорее – на крупного жулика, вплоть до министра юстиции. Блестящие залысины, галстук, серьезный портфель. Глаза надежно скрыты очками. Гладкий, обтекаемый человек. Спрашивается: за какие подвиги ему дали телефон? Нет, точно прохиндей, а школа это так, для маскировки.
Однажды мы его залили. Кот свалился в аквариум – рыбку ловил. Вылезая, сломал фильтр, морда. Вода закапала на пол. Пятнадцать ведер – как раз до вечера хватило. Ладно хоть рыбы выжили, только двигались по-пластунски. Валерий Маркович предъявил нам счет. Полторы тысячи советскими. Обои, мебель, потолок – ничего не забыл. И экспертиза с печатью. Родители ахнули. Тут соседи им шепнули, что Валерий Маркович в этой комнате хотел делать ремонт. И мебель уже от стен отодвинул. Значит, теперь мы весь ремонт ему оплатим. Удачно котик порыбачил.
Мама пошла к соседу.
– Валерa, будь человеком, скости хоть половину. Ты же ремонт затеял.
– Может и затеял. Только это еще надо доказать. В суде.
– Неужто будем судиться? Десять лет ведь соседи...
– Хоть двадцать.
Суд, адвокат, повторная экспертиза – это опять расходы и немалые. И еще неизвестно, как там обойдется. У этого жука явно везде прихвачено. Телефон-то у него откуда? Нда... Постонав, родители сняли с книжки деньги. Чтоб Валерий Маркович ими подавился. И перестали с ним здороваться. Еще они полюбили рок-музыку. Особенно по вечерам, когда уходили в театр или гости. «Можешь включать свою шарманку, – напоминала мама, – но только до одиннадцати».
Объясняю. Валерий Маркович не терпел шума. Просто чокнутый был на этом деле. Помню, младшая сестра играла шариком от настольного тенниса. Несколько раз стукнула об пол. Снизу тут же заколотили по батарее. Уход родителей из дома назывался тогда «свободная хата». Что автоматически означало «сейшен»: друзья, вино, карты и хэви-метал... Ну и девушки, если их удавалось заманить. «Шарманка» у меня по тем временам была нехилая. Магнитофон Юпитер, усилитель и пятидесятиваттные колонки, сделанные одним умельцем на заказ. Благодаря им Валерий Маркович подробно ознакомился с творчеством таких коллективов как Deep Purple, Nazareth и AC/DC. Особо его впечатляла композиция Highway to Hell. После нее стучали не только по батарее, но и в пол – видимо шваброй. Вот мы и гоняли ее на бис.
Другой обладатель телефона, Леонид Филиппович, работал ведущим инженером авиационного завода. Целое поколение нашего городка состарилось на этом заводе. Второе не успело – хапнули и развалили, ломать не строить. Я знал сына Леонидa Филипповичa, бывал у них дома – через подъезд. Ведущий инженер обожал коньяк и рыбалку. Чуть не сказал – как наш Васька. Нет, если бы эта морда еще и коньяк пила, мы б ее точно выгнали. Два хобби Леонидa Филипповичa удобно сочетались. На рыбалке он употреблял коньяк, а после им же запивал добытые трофеи. Например, заливного судака.
На службе его ценили. Закрывали глаза на скандальный характер и частенько мятый вид. Леонид Филиппович был экспертом по камерам сгорания газотурбинных двигателей. Настолько уникальным специалистом, что позволял себе грубить начальству. Однажды надерзил самому генеральному конструктору Н. Д. Кузнецову. На летучке генеральный критиковал их отдел. Прозвучало слово «некомпетентность». Вдруг длинный худой человек перебивает Кузнецова:
– Уж в чем, в чем, Николай Дмитриевич, а в камерах сгорания мы разбираемся получше вашего.
Начальство едва заметно растерялось.
– Кто это мы?
– Да хоть я, например.
Зависла нехорошая пауза. Генерал давно отвык от подобного тона. Кто-то из свиты наклонился, зашептал. Генерал кивнул. Он понимал, что наглец должен быть абсолютно уверен в своей незаменимости. И уверен не без оснований. Именно это ему подтвердил референт. Наконец Кузнецов произнес:
– Ну разбирайтесь дальше, товарищ Евсейкин. За изделие «Д» несете личную ответственность.
Многие гадали, падет ли кара на лысеющую голову инженера Евсейкинa. А ему, наоборот – поставили телефон.
Что обидно. Mой отец тоже был не последним человеком на заводе. И могучие знакомые у него имелись. Один разговор – и завтра у нас стоял бы телефон. Просить вот только отец не любил. Принципы. Слишком буквально отнесся к шутке Воланда, мол cами предложат и все дадут. Никто не предложит и ни фига не даст. Телефонизировали нас в порядке общей очереди. Где-то в ее конце.
Вторая ложка дегтя в бочке моих студенческих лет – это автобус №50, известный как полтинник. Он связывал два заводских поселка с большим городом. То есть, с нашими университетами в прямом и косвенном смыслax. Отмаявшись на лекциях, мы торопились в иные залы, где музыка, полумрак, и своим наливают в долг. И всего-то сорок минут езды. Сорок минут? Как бы не так.
Желтые двухдверные Икарусы постоянно ломались. Чему удивляться, если их на трассе вдвое меньше потребного? И на каждой остановке атакует толпa студентов, озверевших от бесконечного стояния, голода, холода, зноя, нужное подчеркнуть. А коробочка и так полна до мелкого вдоха. Теперь поставьте себя на место водилы. Остановишься – двери снесут, либо чью-нибудь голову. Оно ему надо? Естественно, он газует и видит в зеркале похабные жесты снаружи. А внутри наоборот счастье: «Молодец, шеф! Гони до конечной!»
Это когда нет желающих выйти. А если они есть – совсем интересное кино.
Чтобы выпустить их, автoбус тормозит метров за сто до остановки. Или после – не угадать. И толпа – в шубах, в пуховиках, с дипломатами, по раздолбанному насту, обгоняя, задыхаясь и матерясь – бежит стометровку. Шапки набок, пар изо ртов. Самые прыткие настигают двери в момент закрытия. Вжимаются, умоляют:
– Ребятки, уплотнись чуток! Всем ехать надо!
– Некуда, брат, cлезай! Из-за тебя стоим.
– Ну уплотнитесь, суки, мать вашу, будьте людьми!
– Задняя площадка, освободите двери!
– Эй, кто там поближе? Дайте ему по шапке! Да не этому...
Такой вот ежеутренний экстримчик. Один полтинник – шу – мимо. Второй – шa – мимо. И отдыхаем еще сорок пять минут. Чем это кончалось, догадаться несложно. Пол-остановки друзей. Ваня, Юденич, Егор – и у каждого рупь на обед. А у Юры Евсейкина – трешник.
– Все. На вторую пару опоздали. Может за пивом?
– Отличное решение. Кто с нами?
Действительно, чего пропадать компании?
Туда – проблема, обратно – две. Последний автобус уходил из города около десяти. А что такое десять, когда тебе двадцать? Главное только начинается, вот что. Танцпол разогрет, внутренности прыгают, девушки в кондиции. Вон та, у стойки, – почти готова рухнуть кому-нибудь в объятия. Но это буду не я. Опять не я! У меня скоро автобус, извините, дорогуша.
Конечно, я мог ночевать у городских друзей. Но как уведомить родителей без телефона? Этот вопрос убивал меня пять лет. А не уведомишь, маме видится одно и тож: будто кто-то мне в кабацкой драке... ну и так далее. Значит – истерика, валерьянка, слезы. Плюс исправительные работы и денежные санкции. Кому звонить? Марковичу? Филипповичу? В первом случае надежда одна – что подойдет его сын. С этим можно договориться. Нет, сам взял, зараза. Двушка съедена зря.
Звоню Евсейкиным. Тут опять-таки необходимо, чтобы Юра был дома. Шансы фифти-фифти... Нету. Где его носит, блин?! Просить Леонида Филипповича или его жену язык не поворачивался. Потому что вообразите – ночь, зима. Люди в теплой постели. Или пьют чай у телевизора в байковых халатах. Вдруг звонит какой-то шалопай (своего им мало) и надо идти через подъезд говорить с его родителями. A, ладно, гуляем дальше. Как-нибудь доеду.
Двенадцать ночи, остановкa. Такси в нашу дыру – это утопия, особенно сейчас. Так у меня и денег нет. Даю отмашку всем кроме зеленых огоньков. Мир не без добрых людей. На чем я только не ездил. Однажды поймал мусоровоз, не в смысле арестовали, настоящий. Запах был, да. Еще случай: тормозит Камаз. Водила открывает дверь.
– Мужик, телку трахнуть хочешь?
– Чего??
– Да телку трахнуть. Вон, в кабине, пьяная. Забирай, хочешь?
Далeе возня, звонкий шлепок. И вываливается девчонка – никакая.
– Пошел ты, сука! – орет. – А ты кто? С ним заодно, да?!
Хлесь мне по физиономии. И убежала в слезах. Водила говорит:
– Ладно, братан, извини. Садись, отвезу куда надо.
Ранней весной стоял в позе Ленина до часу ночи. К полвторому машины кончились, a сверху закапало. Холод собачий, ветер. Я сел на лавку, укутался, как мог, и приготовился замерзать. Из дождя выплыло такси.
– Куда?
– Ты не поедешь.
– А точнее?
– Авиазавод.
– Садись.
– Сколько?
– Сколько дашь.
– У меня рубль с мелочью.
– Годится.
Ни хрена себе, годится. Да не маньяк ли он? Убьет и расчленит в лесу. Но уже едем. По дороге говорили мало. В основном я – от страха. Отпустило только у дома.
– Хочешь, поднимусь, вынесу еще денег?
– Не суетись, мне хватит.
Я не удержался.
– Слушай, ты чего такой добрый? Прям как не таксист...
– Ага. Никола Чудотворец.
И уехал. А я все думал, кто бы это был?
Еще в этом автобусе я испытал долговременное эротическое переживание. Виной тому юношеская фиксация на блондинках кукольного типа. Нет, другие тоже нравились, и с ними было легко. Но как встречу такую куклу – мозги отказывают, ноги подгибаются и язык деревенеет. Только здесь нужно абсолютное внешнее попадание. Шар в лузу, пуля в десятку.
В полтиннике ездила такая девушка. Она садилась и выходила раньше меня. Взяв штурмом автобус, я сканировал толпу, надеясь увидеть трогательное пластиковое лицо и волосы цвета безнадеги. Цвета песка далеких, несбыточных островов. Когда ее тревожил мой взгляд, я опускал глаза или находил что-то интересное за грязным стеклом. Однажды толпа сблизила нас так, что я почувствовал запах ее шампуня. То, что во мне происходило, описать словами нельзя. «Не молчи, идиот! Скажи что-нибудь, баран закомплексованный! Это же легко. После такой близости я, как порядочный человек, просто обязан с вами познакомиться. Ну, вперед!» Я молчал. «Ну пошлет, и что? Будет хоть какая-то определенность... » Я молчал. Видимо, идеалу не нужна определенность.
Потом она исчезла. Мне стало печально и легко. Но Бог, усмехнувшись, дал второй шанс. Через год, в другом автобусе я увидел ее. Или очень похожую, мало ли этих кукол. Девушка смотрела игриво, почти вызывающе. Я делал вид, что не замечаю. Почему? На моей стороне были опыт, фирменные джинсы и пятнадцать рублей. Вышел, оглянулся. Блондинка за окном крутила пальцем у виска.
* * *
Я никогда не любил то место, где родился и вырос. Еще в садике понял – здесь какая-то ошибка. А в школе осознал, что буду ее исправлять. Замшелая провинция в квадрате. Все знают, кто где пукнул, и что он перед этим ел. Недавно погиб талантливый актер. В последнем интервью он сказал: «Закон эмиграции: туда, откуда прибыл, можно съездить всего раз». «Почему?» – спросили его. «Этого достаточно, чтобы понять, что смотался правильно». Я отбыл мой раз и больше не хочу. Там кое-что изменилось к лучшему. Появились маршрутки для ниже-среднего класса. Бомбилы, едва махни, строятся в очередь, даже ночью. Сотовый телефон есть у любого бомжа. Все равно, делать мне там нечего. Хотя в автобусе №50 я сейчас проехал бы. Только чтобы внутри были мои друзья. И девушка, с которой трудно – невозможно – заговорить.
Макс,очень хорошо получилось. "жучила", вроде, точнее.
Спасибо, Наташ, я колебался между этими двумя словами, проверю сегодня еще.
Браво
Спасибо!
это здорово.
Очень хотел, чтобы ты прочла :)
Я всегда тебя читаю)
Как и обещал... С дозволения автора, так сказать... :)
Макс, своё общее впечатление от рассказа я уже выразил всеми возможными способами: баллы, избранное, рецензия... Здесь, в комментарии просто отмечу некоторые моменты, на которые, может быть, стоит обратить внимание, а может быть – и не стоит...
- У этого жука явно везде прихвачено. (схвачено?)
- После нее стучали не только по батарее, но и в пол – видимо шваброй. (некоторая двусмысленность возникает: если речь о соседях снизу, то они могут стучать шваброй только в потолок, не в пол; понятно, что речь - про пол, который под ногами у ЛГ, но об этом ещё нужно поразмышлять – то ли соседи сверху тоже недовольны, то ли оборот не верен; лучше тут какое-нибудь другое усиление эмоционального недовольства придумать...)
- Два хобби Леонида Филипповича удобно сочетались. На рыбалке он употреблял коньяк, а после им же запивал добытые трофеи. (не передано сочетание через противопоставление этих хобби друг с другом: если во время рыбалки он употреблял коньяк, то, в дальнейшем - он должен этот коньяк закусывать добытыми на рыбалке трофеями, а не вновь запивать их коньяком...)
- Леонид Филиппович был экспертом по камерам сгорания газотурбинных двигателей. Настолько уникальным, что позволял себе грубить начальству. (был настолько уникальным экспертом? или был экспертом по настолько уникальным камерам сгорания, что позволял себе грубить начальству?)
- Он понимал, что наглец должен быть абсолютно уверен в своей незаменимости. И уверен не без оснований. (лучше конкретизировать: и уверен в ней (в своей незаменимости) не без оснований...)
- Многие гадали, падет ли кара на лысеющую голову инженера Евсейкинa. А ему, наоборот – поставили телефон. (задан вопрос, на который подразумевается ответ исключительно: «да» или «нет» - падёт кара или не падёт?; и ответ на него, соответственно, никак не может быть развёрнутым, да ещё и с использованием «наоборот»... тут нужно как-то по-другому, например: 1) Многие гадали, падет ли кара на лысеющую голову инженера Евсейкинa. Кара пала – ему поставили телефон.; 2) Многие гадали, падет ли кара на лысеющую голову инженера Евсейкинa. Ему поставили телефон.)
- Слишком буквально отнесся к шутке Воланда, мол сами предложат и все дадут. Никто не предложит и ни фига не даст. Телефонизировали нас в порядке общей очереди. (второе предложение из этих трёх лучше будет читаться, если глаголы в нём поставить в прошлом времени, это акцентирует внимание на дальнейшем результате: Никто не предложил и ни фига не дал. Телефонизировали нас в порядке общей очереди. )
- Действительно, чего зря терять компанию? (лишнее слово «зря», без него по контексту лучше: стояли на остановке вместе и пиво пить пойдут вместе...)
- То, что во мне происходило, описать словами нельзя. («во мне» - это физиология внутренних органов: сердечная аритмия, метеоризм в кишечнике и т.д. если же речь идёт о смятении, то лучше – «со мной», если о сексуальном возбуждении – «у меня», но с обязательным пояснением – где происходило (штаны, ниже пояса и т.д.)
- Чтобы выпустить их автобус тормозит метров за сто до остановки. (важна запятая после «их»)
- Даю отмашку всем подряд кроме зеленых огоньков. (важна запятая перед «кроме»)
- Через год в другом автобусе я увидел ее. (важна запятая после «год»)
- Только чтобы внутри были мои друзья. (важна запятая после «только»)
Макс, все эти мои ремарки – разумеется на усмотрение автора, и никакого обсуждения они не требуют. У меня только один вопрос, которым я задаюсь с момента опубликования рассказа... Почему, когда я его перечитываю, у меня каждый раз возникает такое чёткое ощущение, что финальная часть написана как будто бы другим человеком или написана намного позже? Мне это только кажется?
P.S.: А «акцент» у Вас всё-таки есть! :))
"Давно не читал о своих текстах ничего подобного."(с) - ничего не замечаете? :) И это именно - «акцент»!!!, а никакая не грамматика, стилистика или синтаксис...
Макс, у меня к Вам маленькая, личная просьба: ничего с ним (с «акцентом») не предпринимайте. :) Это Ваша «фишка»... Благодаря этому «акценту», Ваши тексты - дышат...
И, разумеется, всё вышесказанное (написанное), конечно же – ИМХО.
Благодарю еще раз, Владимир, за очень полезный разбор. Да, не все свои ляпы я способен увидеть. Чужие вижу лучше :) Насчет акцента. Я, кажется понял, что вы имеете в виду. Мой язык "застрял" в конце прошлого века, тогда как современный русский ушел вперед. Мало того, язык авторов, которых я регулярно перечитываю еще древнее. Может в этом дело?
Да нет!... )) Нигде Ваш русский язык не "застрял", и литературный русский с конца прошлого века не так уж и далеко ушёл вперёд... "Акцентом" у Вас, я всё же называю - некую специфическую словопередачу, когда вроде бы визуально, стилистически и грамматически всё верно, а воспринимается текст всё же, как-то необычно, специфично что ли. Очень сложно объяснить... Ну, это примерно, как тембр голоса у человека: вроде бы - всё, как у всех: те же слова, те же обороты и образы, возможны даже настоящие акценты от других языков, регионов и даже ошибки в конструкциях, но...- суть не в них. Тембр!!!... Специфичный, характерный и узнаваемый тембр... Кстати, он не у всех людей ярок. Поэтому, я и писал Вам - не боритесь с ним! Как говорится: лучшее - враг хорошего... ))
Ну, если так, то тем более не буду :)
Да, насчет вашего вопроса о финале. Нет, рассказ сочинялся и записывался весь одновременно. Но если создался такой эффект, то я очень рад, поскольку финальная часть и должна быть "старше", она рефлексивная. А до того - погружение на двадцать пять лет :)
Очень понравился рассказ. Чувствуется, что написан легко, на вдохновении. Если же легкость - результат кропотливого труда, то тем более браво.)
Последний абзац напомнил последнюю сцену из "Покровских ворот" - где Казаков смотрит, как рушат дом. Там еще падает иголка на патефоне, и звучит та самая песня.
А что касается наличия акцента, замечательно подмеченного Владимиром, он действительно есть, и вносит дополнительный шарм. Тут главное - не переборщить.
Мне как-то знакомый, долго проживший в Штатах, прислал письмо на русском. До этого он писал по-английски, и все было хорошо. А в этом одна фраза начиналась так: "Я имею идею...". Понимаешь? :)
Спасибо Оля! Рассказ сочинялся по абзацу примерно в день. Для меня это хорошая скорость в рабочее время :) И еще потом вычитывался на бумаге. Но Володя, красавец, все-таки нашел косячки. Про акцент - тоже справедливо, мне еще в 2003 году друзья говорили, чего-то ты какой-то стал не такой :)) Меня, представь, выдвинули на "народного писателя" на прозе.ру. Номинировали "Родственников", причем номинировал человек, которого я знать не знаю, и даже не отписался.
Представила. Порадовалась))
Почти не надеюсь на победу (почитала о "народном поэте 2011"), но надежда живуча. Да и сам факт приятен. Опять же, анонимный поклонник)))
Ох, надежда, боюсь, измеряется в отрицательных величинах. Это даже не стихира, тут в фаворитах исключительно тусовщики и/или пенсионеры. Тексты вынуты из нафталинных сундуков соцреализма. Напоминают, в лучшем случае, школьный учебник литературы 9-10 класса. Кошмар :((
Отличный рассказ, Макс.
Резануло здесь:
"А скорее – на крупного жулика, вплоть до министра юстиции"
Сдается мне, что ты хотел сказать: "он был похож на многих крупных жуликов, вплоть до министра юстиции" или что-то в этом духе. Ведь значение слова вплоть: "2. Включая кого-, что-л.", то есть в данном случае мы имеем множество жуликов, один из которых министр. А у тебя выходит, что жулик только один, и он же министр юстиции. Но тогда незачем употреблять слово вплоть.
P. S. А я вот люблю, и место, где родился, и вообще те места, где жил. Наверное, правы те, кто говорят, что коты привязываются к месту :)
Спасибо, Кот. В этой фразе очень любимый мной прием удаления одного или нескольких значимых слов в подтекст, чтобы царапнуть читателя псевдо-разговорной неграмотностью. Смысл при этом нисколько не теряется, надеюсь.
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
Тихо, тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи, Вверх, до самых высот!
В сырой наркологической тюрьме, куда меня за глюки упекли, мимо ребят, столпившихся во тьме, дерюгу на каталке провезли два ангела — Серега и Андрей, — не оглянувшись, типа все в делах, в задроченных, но белых оперениях со штемпелями на крылах.
Из-под дерюги — пара белых ног, и синим-синим надпись на одной была: как мало пройдено дорог... И только шрам кислотный на другой ноге — все в непонятках, как всегда: что на второй написано ноге? В окне горела синяя звезда, в печальном зарешеченном окне.
Стоял вопрос, как говорят, ребром и заострялся пару-тройку раз. Единственный-один на весь дурдом я знал на память продолженья фраз, но я молчал, скрывался и таил, и осторожно на сердце берег — что человек на небо уносил и вообще — что значит человек.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на «Reshetoria.ru» обязательна. По всем возникающим вопросам пишите администратору.